ТОП 10:

Международный район морского дна (Район)



ПИ Конференция ООН по морскому праву утвердила новый институт международного морского права - международный район морского дна (Район) и определила режим его использования, что отразилось в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (часть XI). Связано это было с успехами в научно-техническом развитии, которые позволили осваивать не только ресурсы континентального шельфа, но и глубоководные районы Мирового океана.

Под термином "Район" понимается дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, то есть за пределами континентального шельфа. Термин "ресурсы" Района означает все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции, на его морском дне или в его недрах (ст. 133). Деятельность в Районе осуществляется с целью разведки и разработки его ресурсов. После того как ресурсы добытые, они рассматриваются как полезные ископаемые.

Район и его ресурсы объявлены общим наследием человечества (ст. 136). Поэтому ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении любой части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются (п. 1 ст. 137).

Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (Орган). Эти ресурсы не подлежат отчуждению. Однако полезные ископаемые, добываемые в Районе, могут отчуждаться, но только в соответствии с положениями части XI Конвенции 1982 г. и норм, правил и процедур Органа (п. 2 ст. 137).

В соответствии со ст. 140 деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества и с особым учетом интересов и нужд развивающихся, и народов, не достигших полной независимости или в иного статуса самоуправления. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе, через соответствующие механизмы на недискриминационной основе.

Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и теми, которые не имеют выхода к морю (ст. 141). При этом в Конвенции 1982 г. предусматривается, что деятельность в Районе должна осуществляться с учетом необходимости защиты морской среды (ст. 145) и интересов всех государств в области торгового и военного судоходства и рыболовства (ст. 147).

По положениям ст. 139 государства-участники обязуются обеспечить, чтобы деятельность в Районе, ведется ими, их государственным предприятиями, физическими или юридическими лицами, имеющими национальность или находятся под эффективным контролем этих государств-участников или их граждан, осуществлялась в соответствии с частью XI Конвенции 1982 г. Если несоблюдение этих положений приведет к нанесению ущерба, государства-участники несут ответственность за это.

В соответствии с положениями Конвенции 1982 г. Орган призван организовывать и контролировать деятельность по разведке и разработке ресурсов Района, осуществляемую Предприятием Международного органа по морскому дну (Предприятием), или государствами-участник-ми, или государственными предприятиями, находящимися под их контролем, или физическими или юридическими лицами на основе контрактов на разведку и разработку ресурсов Района, выдаваемых Органом. Предприятие, как и владельцы контрактов, осуществляет свою деятельность в Районе на основании утверждаемых Органом планов работы и несет перед Органом те же обязательства, что и владельцы контрактов. Разведка и разработка ресурсов Района Предприятием могут осуществляться вместе с развивающимися, или в рамках совместных предприятий по освоению ресурсов Района. Эта система разработки ресурсов Района получила название параллельной, так как в ней наряду с Предприятием могут участвовать государства - участники Конвенции 1982 г. и субъекты хозяйственной деятельности этих государств.

Орган проводить такую ​​политику в отношении деятельности в Районе, чтобы предотвращать ее монополизации и способствовать расширению участия в освоении ресурсов всех государств, независимо от их социально-экономических систем и географического положения.

Упомянутые выше принципиальные положения по Района должны быть развиты и конкретизированы в нормах, правилах и процедурах деятельности Органа.

Главными институтами Международного органа по морскому дну является ассамблея, состоящая из членов Органа; совет, избираемый ассамблеей и насчитывает 36 членов; секретариат. В начальный период после вступления Конвенции 1982 силу эффективная работа главных институтов обеспечивается такими вспомогательными структурами органа: юридическим и технической комиссией, финансовым комитетом.

Общая политика Органа определяется ассамблеей в сотрудничестве с советом. По общему правилу решение в Органе принимаются консенсусом. Решение Ассамблеи или совета, имеющие финансовые или бюджетные последствия, принимаются на основе рекомендаций финансового комитета.

Дискуссии относительно положений части XI Конвенции 1982 г. были, наверное, самыми острыми в процессе работы III Конференции ООН по морскому праву. Суть дебатов сводилась к следующему: развивающиеся, толковали концепцию общего наследия человечества по Района так, что его ресурсы могут разрабатываться только под контролем специального международного органа, который бы осуществлял их добычу и реализовывал продукцию через свой производственное подразделение. Предприятие и распределяло бы доходы с особым учетом развивающихся стран. Вместе индустриально развитые государства, прежде всего США, обладавшие необходимыми техническими средствами для разведки и разработки ресурсов дна Мирового океана, толковали концепцию общего наследия человечества в том смысле, что она предполагает свободный доступ и эксплуатацию ресурсов дна на основе свобод открытого моря.

В конечном итоге было произведено компромиссное решение, и было положено в основу части XI Конвенции 1982 г. Положения настоящей части не удовлетворили США, ФРГ, Великобританию.По этой причине указанные государства не подписали Конвенцию 1982 г., а в августе 1984 вместе с пятью другими западными государствами заключили сепаратные соглашения с целью создания режима разработки ресурсов Района вне Конвенции 1982

Названные противоречия существенно тормозили процесс вступления Конвенции 1982 силу и осложняли ее эффективное выполнение. В связи с этим 29 июля 1994 на сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. В ст. 2 этого документа говорится, что положения соглашения и части XI Конвенции 1982 г. толкуются и применяются совместно, как единый акт. В случае любого несоответствия между соглашением и частью XI преимущественную силу имеют положения соглашения. В нормах соглашения были учтены результаты рассмотрения доклада Генерального секретаря ООН об итогах проведенных в 1990-1994 гг неофициальных межгосударственных консультаций по нерешенным вопросам, касающимся части XI и смежных положений Конвенции 1982 г., и политико-экономические изменения, включая ориентированные на рынок подходы , сказавшиеся на осуществлении части XI. До вступления в силу соглашение подлежит временному применению (п. 1 ст. 7). В целом соглашение направлено на создание более благоприятных условий для деятельности в Районе индустриальных государств за счет сокращения преимуществ и льгот развивающихся, предусмотренных в части XI Конвенции 1982 г.

В 1996 г. Международный орган по морскому дну начал выполнения своих функций. Секретариат Органа находится в Кингстоне (Ямайка),

Дно морей и океанов в прошлом рассматривалось как составная часть открытого моря (Конвенция об открытом море 1958 г. не содержала каких-либо специальных положений).

Возможность использования дна и его недр в целях раз­ведки-разработки или в военных целях поставила в повестку дня вопрос о его особой регламентации. В 1967 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН был создан Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции. На него была возложена подготовка III Конференции ООН по морскому праву, на которой в числе других вопросов морского права рассматривался и был опреде­лен правовой режим морского дна. Этот режим зафиксирован в ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., именуемой "Район".

Район определен в ст. 1 Конвенции как дно морей и океа­нов и его недра за пределами национальной юрисдикции. В ст. 133 применен термин "ресурсы", который означает "все твер­дые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции in situ* в Районе на морском дне или в его недрах". Ресурсы, извлеченные из Района, рассмат­риваются как "полезные ископаемые".

 

Орган является организацией, через посредство которой государства осуществляют и контролируют деятельность в Рай­оне, особенно в целях управления его ресурсами. Он основан на принципе суверенного равенства всех его членов.

Ресурсы Района не подлежат отчуждению. Однако полез­ные ископаемые, добытые в Районе, могут быть отчуждены. Район используется на благо всего человечества, независимо от географического положения государств и с учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов. Деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Орга­ном от имени всего человечества и таким образом, чтобы спо­собствовать здоровому развитию мировой экономики и сбалан­сированному росту международной торговли. Орган обеспечи­вает справедливое распределение финансовых и других эконо­мических выгод, полученных от деятельности в Районе.

В целях осуществления непосредственной разработки Рай­она, транспортировки, переработки и сбыта полезных ископае­мых, добытых в Районе, Международный орган по морскому дну создает Предприятие. Предприятие обеспечивается таки­ми средствами и технологией, которые могут потребоваться для выполнения им своих функций.

Государства, государственные предприятия, физические или юридические лица осуществляют деятельность в Районе на основе контракта с Органом.

В настоящее время характеристика режима Района и его ресурсов включает положения дополнительного акта от 29 июля 1994 г. — Соглашения об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это Соглашение рассматрива­ется как составная часть Конвенции. В целях определения оптимальных условий взаимовыгодного участия государств в ис­пользовании богатств Мирового океана Соглашение вносит в ряд норм Конвенции изменения и дополнения, касающиеся деятель­ности Органа, Предприятия, установления принципов переда­чи технологии глубоководной разработки морского дна и т. д.

Научные исследования могут осуществляться как самим Органом, так и государствами. Все археологические и истори­ческие объекты, найденные в Районе, сохраняются или исполь­зуются на благо всего человечества. Особое внимание уделяет­ся преимущественным правам страны их происхождения.

Конвенция 1982 г. исходит из того, что Район должен ис­пользоваться исключительно в мирных целях. До принятия Конвенции в отношении дна морей и океанов предусматривал­ся режим частичной демилитаризации. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. касается только оружия массового уничтожения.

Деятельность в Районе не должна затрагивать правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воз­душного пространства над этими водами.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.008 с.)