ТОП 10:

Правовой режим территориальных вод. Мирный проход через территориальные воды. Права и обязанности прибрежного государства.



Под территориальным морем (территориальными водами) понимается морской пояс, который примыкает к сухопутной территории прибрежного государства либо к внешнему пределу его внутренних морских вод.

На территориальное море и на его дно и недра распространяется суверенитет прибрежного государства, осуществляемый с соблюдением норм международного права. Такой суверенитет распространяется также на воздушное пространство над территориальным морем. В случае государства-архипелага территориальное море примыкает к архипелажным водам такого государства.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. государство вправе применять для отсчета ширины территориального моря линии наибольшего отлива (это — нормальные исходные линии), а также прямые исходные линии.

Метод прямых исходных линий применяется в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, а также в тех местах, где в непосредственной близости от берега имеется цепь островов (расположенных на расстоянии, не превышающем двойной ширины территориального моря). Прямая исходная линия для отсчета ширины территориального моря соединяет соответствующие точки на побережье, обозначенные прибрежным государством.

Государство может использовать для отсчета ширины своего территориального моря оба названных метода.

В соответствии с международным правом суда любого государства, как прибрежного, так и не имеющего выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море любого другого государства.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутренних вод.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако он может включать остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием, либо вызваны непреодолимой силой или бедствием, либо необходимы для оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, которые находятся в опасности или терпят бедствие.

Проход является мирным только в том случае, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К действиям, совершаемым судами при проходе через территориальное море, которые считаются нарушающими мир, добрый порядок или безопасность государства, относятся: угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица в нарушение законов и правил прибрежного государства; любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения; любая рыболовная деятельность; проведение исследовательской ил и гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства; любая другая деятельность, которая не имеет прямого отношения к проходу судна через территориальное море.

Суда обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода.

Государство вправе принимать меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно также имеет право в определенных районах территориального моря приостанавливать, после заблаговременного опубликования должной информации, осуществление права мирного прохода для обеспечения своей безопасности. Такое приостановление должно быть временным и не носить дискриминационный характер, т.е. должно действовать в отношении всех иностранных судов.

Прибрежное государство может устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов и в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе требовать от иностранных судов при осуществлении права мирного прохода следовать по таким морским коридорам или схемам разделения движения судов.

При этом прибрежное государство принимает во внимание рекомендации компетентной международной организации (Международной морской организации), особые характеристики судов, интенсивность движения судов.

Право мирного прохода признается за всеми иностранными судами, в том числе и военными кораблями. Подводные лодки, другие подводные средства должны следовать при осуществлении права мирного прохода в надводном положении и нести флаг.

Прибрежное государство не должно предъявлять к иностранным судам требований, которые могли бы на практике лишить такие суда права мирного прохода. Оно обязано надлежащим образом объявлять о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море. Его право на осуществление уголовной и гражданской юрисдикции в отношении иностранных судов, пользующихся мирным проходом, ограничено нормами международного права. Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица или для производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время мирного прохода. Тем не менее прибрежное государство может осуществлять уголовную юрисдикцию в следующих случаях: 1) если последствия преступления распространяются на это государство; 2) если преступлением нарушается спокойствие в стране или добрый порядок; 3) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами. В том случае, если иностранное судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод, прибрежное государство может применять любые меры для ареста или проведения расследования на его борту. Осуществляя уголовную юрисдикцию, прибрежное государство по просьбе капитана до принятия каких-либо мер уведомляет дипломатического агента или консульское должностное лицо государства флага. В случае крайней необходимости такое уведомление может быть сделано во время принятия этих мер.

Решение вопроса о гражданской юрисдикции прибрежного государства зависит от того, проходит ли иностранное судно через территориальное море «транзитом» или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутренних вод. В первом случае прибрежное государство не вправе останавливать иностранное судно или изменять курс в целях осуществления гражданской юрисдикции. Указанные меры могут применяться лишь в отношении такого иностранного судна, которое навлекло на себя гражданско-право вые обязательства либо ответственность во время прохода или для прохода через воды прибрежного государства. Во втором случае прибрежное государство в соответствии со своими законами может применять меры взыскания или арест по гражданскому делу.

На военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, распространяется, как и во внутренних водах, иммунитет. Если военный корабль не соблюдает законы и правила прибрежного государства, касающиеся мирного прохода, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. Государство флага несет международную ответственность в случае причинения военным кораблем (или государственным судном, используемым в некоммерческих целях) ущерба или убытков в результате несоблюдения законов и правил прибрежного государства о мирном проходе.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.003 с.)