Право государственной собственности на землю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право государственной собственности на землю



Государственная собственность на землю достаточно давней и берет свое начало с княжеской "Сабина", пережившей периоды земельной собственности царской семьи и императорского двора, кабинетного землевладения и казенных земель, и, наконец приобрела статус государственной собственности на землю. Таким образом, государство с момента своего возникновения обладала и до наших дней обладает определенными земельными площадями на основе собственности. Безусловно, она и в будущем будет иметь право собственности на соответствующие земельные ресурсы для осуществления своих функций с целью выполнения общегосударственных задач и удовлетворения публичных интересов общества.

Однако, проблема заключается в установлении того, в каких пределах и на каком праве земля принадлежит государству. Известно, что в советский период право собственности на землю и другие природные объекты существовало в исключительной форме, означало устранение всех, кроме государства, субъектов права от участия в отношениях собственности на землю и другие природные богатства. Таким образом, государство было единственным собственником земли и других ее природных богатств. Однако при этом не было законодательно определен конкретный собственника в лице любого государственного формирования. Такое положение привело к формированию не государственной собственности на землю и ее богатства, а административно-управленческого и чиновничье-бюрократического порядка.

Принципиально иного закрепления получили отношения государственной собственности на землю в законодательстве современного украинского государства. Согласно ч. 1 ст. 84 ЗК в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. Приведенная норма земельного закона дает основание для выделения нескольких особенностей правового статуса государственной собственности на землю.

Во-первых, за такого широкого определения объектов государственной собственности как "все земли", складывается ситуация, когда в рамках государства не могут оставаться земельные объекты, которые не принадлежали бы на основании права собственности. Это означает, что если земельные площади в пределах государства не принадлежат на праве коммунальной или частной собственности, то они относятся к объектам права государственной собственности. Таким образом, право государственной собственности на землю, в отличие, например, от частной земельной собственности физических и юридических лиц на конкретные земельные участки, так сказать презюмируется на законодательном уровне.Кроме этого, правообьектнисть земель в этом смысле означает, что они были и остаются в собственности государства, и в их "повторном" приобретении государством нет необходимости.

Во-вторых, определение объекта права государственной собственности осуществлено через более широкую категорию "все земли", охватывает и признаки обособленной земельного участка. Из этого следует, что объектами права государственной собственности "все земли" соответствующих категорий в пространственных пределах государства, которые не отнесены к коммунальной и частной собственности.Отделение земельных площадей государственной собственности пределами государственной границы, а не по признакам определения мест расположения конкретных участков и установление их границ на земной поверхности, обеспечивает их отграничения от земель соседних государств (внешнее) и внутреннее размежевание от земель коммунальной и частной собственности (внутреннее).

Одновременно следует обратить внимание на то, что во всех случаях приобретения государством права собственности на землю указывается на земельные участки с признаками обособленного объекта права. Именно приобретения таких земельных участков осуществляется на основании закона, перед которым физические и юридические лица равноправны с государством.Из этого следует, что государству могут принадлежать на праве собственности "обособленные земельные участки" 1, например, их выкупа из коммунальной или частной собственности, конфискации земельного участка в порядке, предусмотренном законом и т.д..

Субъектом права собственности на государственные земли и конкретные земельные участки в их составе, всегда была и остается государство как политико-правовая организация общества. Они принадлежат государству на основе правопреемства украинским государством правосубъектности предыдущих государственных образований, как форм политико-правовой организации общества и присвоение земельных богатств всем государственным спивсуспильством. Из приведенного следует, что земли государственной собственности принадлежат самому государству со всеми социальными и юридическими последствиями.

Свои собственнические полномочия относительно земель государственной собственности государство реализует через государственные органы власти, которые осуществляют правомочия владения, пользования и распоряжения ими в законом установленных пределах от имени и в интересах государства. Так, по ч. 2 ст. 84 ЗК право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров АРК, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций, государственных органов приватизации, в соответствии с законом. При этом законодательное возложение функций по реализации правомочий собственности государством на те или иные органы исполнительной власти, не снижает собственническую правосубъектность государства и не подменяет ее как собственника земельных ресурсов страны.

Важной особенностью права государственной земельной собственности и определения в законодательном порядке земель, не подлежащих передаче в коммунальную собственность. Согласно ч. ст. 84 ЗК к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную собственность, относятся: земли атомной энергетики и космической системы; земли обороны, кроме земельных участков под объектами социально-культурного, производственного и жилого назначения; земли под объектами природно- заповедного фонда и историко-культурными объектами, имеющими национальное и общегосударственное значение; земли под водными объектами общегосударственного значения; земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины и других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук; земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской

катастрофы; земельные участки, закрепленные за государственными профессионально-техническими учебными заведениями; земельные участки, закрепленные за высшими учебными заведениями государственной формы собственности; земельные участки, на которых расположены государственные, в том числе казенные предприятия, хозяйственные общества, в уставных фондах которых государству принадлежат доли (акции, паи), объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты.

Указанные земли предназначены для выполнения государством своих внутренних и внешних функций. Они используются для удовлетворения социальных и экономических интересов всего общества и выполнение общегосударственных задач. Поэтому эти земли не ограничены ни категориям земель, ни размерами площадей, ни местоположением. А с учетом функционального назначения их использования, надо признать, что приведенный перечень не является исчерпывающим. Поэтому все более актуальной становится проблема практического разграничения земель государственной и коммунальной собственности.

Не менее важным является определение в законе земель государственной собственности, которые не подлежат передаче в частную собственность. Согласно ч. 4. ст. 84 ЗК к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся: земли атомной энергетики и космической системы; земли под государственными железными дорогами, объектами государственной собственности воздушного и трубопроводного транспорта; земли обороны; земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом; земли лесного фонда и водного фонда, кроме случаев, определенных земельным законом; земельные участки, которые используются для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины и других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук; земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы; земельные участки, закрепленные за государственными профессионально-техническими учебными заведениями; земельные участки, закрепленные за высшими учебными заведениями государственной и коммунальной форм собственности.

Стоит отметить, что перечень земель государственной собственности, которые не подлежат передаче в частную собственность, является более широким по сравнению с перечнем земельных объектов, которые не могут передаваться в коммунальную собственность.Это не сказывается на реализации конституционного принципа равенства субъектов права собственности перед законом, хотя бы потому, что частные владельцы не могут быть субъектами права собственности на указанные земли. Надо учитывать и то, что коммунальные земли, как и земли государственной собственности, используются для удовлетворения публичных интересов территориальных общин.

Наиболее существенно равенство прав собственности на землю характеризует положение, что закреплено ст. 14 Конституции о приобретении и реализацию этого права государством, наравне с гражданами и юридическими лицами, исключительно в соответствии с законом. Этот конституционный принцип получил закрепление и в земельном законодательстве. Так, согласно ч. 5 ст. 84 ЗК государство приобретает право собственности на землю в случае: отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; приобретения по договорам купли-продажи, дарения, мены и другим гражданско-правовым договорам; принятия наследства; передачи в собственность государству земельных участков коммунальной собственности территориальными громадами; конфискации земельного участка.

Украинскому государству на праве собственности могут принадлежать земельные участки и за ее территориальными границами.Так, согласно ч. ст. 18 ЗК Украины за пределами ее территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответствующей страны.Несмотря на не значительные по сравнению с площадями внутренних земель, размеры иностранных землевладений нашего государства, приведенное положение земельного закона имеет принципиальное значение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.005 с.)