Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право коммунальной собственности на землю
Право коммунальной собственности на землю является относительно новым явлением в нашей стране. Коммунальная собственность, возникшая на основании ст. 31 Закона Украины от 7 февраля 1991 г. "О собственности" как разновидность государственной собственности, с принятием действующей Конституции, приобрела самостоятельный характер. Применительно к земельной собственности это достало выражение в ст. 142 Конституции, положения которой получили дальнейшее развитие в ЗК.Коммунальная собственность на землю означает принадлежность последней на праве собственности территориальным общинам.Поэтому в современных условиях коммунальная земельная собственность является альтернативой государственной собственности на землю. Сохраняя публичный характер, она составляет наиболее оптимальный уровень общественной принадлежности земель и их природных богатств территориальным общинам. Субъектами права коммунальной собственности на землю являются территориальные общины.Так, согласно ч. 1 ст. 83 ЗК коммунальной собственностью являются земли, принадлежащие на праве собственности территориальным общинам сел, поселков и городов. Время определения территориальной общины, его правосубъектности, основных функций и полномочий, в том числе правомочий собственности, а также условий и порядка их осуществления, предусмотрено в ст. 1 Закона "О местном самоуправлении в Украине". Территориальные общины одновременно выступают первичными носителями прав местного самоуправления и субъектами, которым принадлежат полномочия владения, пользования и распоряжения своими объектами права собственности, расположенных на их землях. В этой связи указанная норма определяет право коммунальной собственности как неотъемлемое право территориальной громады владеть, целесообразно, экономно и эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах принадлежащим ей, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Правомочия территориальных общин, закреплены в Законе "О местном самоуправлении в Украине", существенно расширяются положениями ст. 12 ЗК и другими нормами. Наиболее важными среди них являются правомочия по владению, пользованию и распоряжению землями коммунальной собственности. Сами же условия и порядок осуществления правомочий собственности территориальными громадами через созданные ими органы местного самоуправления, не приводят к потере ими качества обособленных и самостоятельных субъектов права собственности на коммунальные земли.
Основным источником приобретения права коммунальной собственности на землю были и остаются государственные земли. Это имело место, например, при передаче в коммунальную собственность предприятий агропромышленного комплекса согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 5 сентября 1996 г. № 1060 "О поэтапной передаче в коммунальную собственность объектов социальной инфраструктуры, жилищного фонда сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, учреждений и организаций агропромышленного комплекса, основанных на коллективной и иных формах негосударственной собственности ", вместе с занимаемыми ими земельными участками, находившихся в коллективной собственности.Такая передача земельных участков государственной собственности в коммунальную собственность предусмотрена в ст. 117 ЗК. Право коммунальной земельной собственности на сегодня может распространяться путем выкупа земельных участков физических и юридических лиц для общественных потребностей и приобретения на других принципах, предусмотренным законом. Согласно ч. 2 ст. 83 ЗК в коммунальной собственности находятся все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых расположены объекты коммунальной собственности. Таким образом, земли коммунальной собственности в общем виде определяются на основе их исключении из состава земель государственной собственности и выделения от земельных участков права частной собственности физических и юридических лиц. Вместе с этим действующее земельное законодательство определяет земли, которые могут находиться только в коммунальной собственности не могут передаваться в частную собственность. Так, согласно ч. ст. 83 ЗК к землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся: земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.); земли под железными дорогами, автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта; земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом; земли лесного фонда и земли водного фонда, кроме случаев, определенных ЗК; земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Не менее важными являются положения ЗК о основания приобретения права коммунальной собственности на землю. Так, согласно ч. 4 ст. 83 ЗК территориальные громады приобретают землю в коммунальную собственность в случае: передачи им земель государственной собственности; принудительного отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; принятия наследства, приобретение по договору купли-продажи, ренты, дарения, мены, другим гражданско-правовым договорам; возникновения иных оснований, предусмотренных законом. К последним можно отнести, например, случаи добровольного отказа физического или юридического лица от прав собственника на земельный участок в пользу территориальной общины, изъятие земельного участка по искам органов местного самоуправления в законом предусмотренных случаях подобное. Таким образом, приведенный перечень оснований приобретения права коммунальной собственности на землю не является исчерпывающим.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.006 с.) |