ТОП 10:

Общественно - политический строй казахских ханств XV - XVIIIвв



СРС №1

Военная демократия и первые государственные образования на территории Казахстана

Процесс образования государственности казахов протекал в многообразных формах и внутренних периодах, весьма сложно и непрямолинейно. Предки казахов, как и все человечество, также самоорганизовались в родовые и племенные общины, а затем в союзы племен. Особенности их социального и политического развития определялись потребностями естественного для данной географической и климатической среды обитания, кочевого способа производства и образа жизни, потребностями в пастбищах и целесообразном их распределении по районам и сезонам кочевок, в обмене продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите от врагов и для расширения собственного жизненного пространства.

Примерно в этот период появляются общественная власть родового старшинства, а затем племенное вождество. Учреждалась эта власть на сходах и курултаях обитателей степи и наделялась полномочиями разбирать споры между сородичами и соплеменниками, формировать и командовать подразделениями воинов. Земля и скот принадлежали целым родовым и племенным пастбищно- кочевым общинам.

Таким образом, возникает публичная власть, т.е. особый слой людей, основным занятием которых является выполнение управленческих, властных функций. Именно отношения, возникающие при осуществлении публичной власти, до появления государства, принято называть потестарными.

Этот период (приблизительно VII-III вв. до н.э.) в эпохе потестарной власти и организации социумных отношений у предков казахов можно назвать догосударственным периодом их этнополитогенеза.

Переходной стадией к раннегосударственному периоду здесь стало образование сакими и массагетами племенных союзов. Так, большинство племен, обитавших на территории нынешнего Казахстана входило в сакский племенной союз и в савроматскую конфедерацию племен. На этой стадии укрупнение общности степняков влечет появление новых органов общественной власти и своеобразное их разделение – это племенной Совет, верховный вождь и военачальник. Организованные таким образом племена превращались в значительную геостратегическую силу. Истории известны их выступления против персидских царей (Дария и Ксеркса VI-V вв до н.э.), Александра Македонского и его наследников (IV - нач. III вв. до н.э.). Этот период организации социумных отношений также называют военной демократией.

Термин военная демократия введен Л.Морганом для обозначения организации власти в древнегреческом обществе на стадии разложения первобытнообщинного строя. Археологически военная демократия соответствует ранней поре металлов (бронзового и раннего железного веков), внедрение которых повлекло за собой развитие плужного земледелия, скотоводства, ремесла, обмена и появления частной собственности. В этих условиях, одним из крупных факторов, начавшегося процесса классообразования и становления государственной власти стали грабительские войны в целях захвата чужих богатств и рабов, обогащавшие и усиливавшие военных предводителей и объединившихся вокруг них дружинников. Военачальники, в особенности, вожди союзов племен, постепенно захватывали власть в еще сохранившихся органах первобытной демократии – родоплеменных советах. Значение народных собраний падало, а родоплеменные советы превращались в специфические органы военной демократии. Классическими примерами военной демократии являлись общество греков гомеровской эпохи, древних кельтов и германцев, норманов и др.

Раннегосударственный период потестарной эпохи продолжался примерно до V века нашей эры и характеризовался утверждением на геостратегической арене новых племен, сменивших саков.

Эти племена в течении более 600 лет – с III века до н.э. по III век нашей эры – прошли сложный путь развития. Усуни занимали территорию Семиречья, в районах Каратау и среднего течения реки Сырдарьи – кангюи, на севере и северо-востоке нынешнего Казахстан, несколько позже – кыпчаки самоорганизовались в схожие государственные образования по типу «степной военной демократии ».

Внутри родов и племен усуней и кангюев уже возникло резкое имущественное неравенство. Усуни и кангюи образовали более или менее устойчивые племенные союзы, во главе которых стал Гуньмо (царь). Так, усуньский союз объединял около 600 тыс. человек и мог выставить до 180 тыс. воинов. Союз племен кангюев насчитывал 120 тыс кибиток или также 600 тыс. чел. и мог выставить 150 тыс. воинов.

Во II и I вв до н.э. на территорию Казахстана из Монголии продвинулись прототюркские кочевые племена хуннов (гуннов.)

Эти племена, также как и усуни и кангюи находились на стадии раннеклассовых объединений и временами создавали крупные союзы с многочисленным войском. Распад хунского союза начался с 119 года до н.э., когда он потерпел поражение в борьбе с Китаем. В середине I века н.э. часть хуннов двинулась на запад, оттеснив частично роды кангюев, кочевавших у Аральского моря. Кангюи, усуни и хунны оказались соседствующими самостоятельными союзами племен.

В период военно-политического могущества при вожде Моде политическое устройство хуннов было сравнительно сложным. Союз был разделен на 24 части (родовые группы) возглавляемые родовыми вождями. Каждая часть имела свое родовое войско – ополчение.

Войско всего союза делилось на тьмы (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Высшая власть сосредотачивалась в совете вождей и в царском совете, состоявшем из членов господствующего рода и 6 помощников – представителей родовых групп.

В IV н.э. веке большая часть хуннского кочевого союза через Казахстан продвинулась в Центральную Европу. Остатки хуннского союза были впоследствии ассимилированы племенами и народами подвергнувшимися их нашествию.

Племена усуней, кангюи и хунну были хорошо известны многим народам и государствам Азии и Европы. Например, усуни находились в экономических и политических отношениях с Китаем, установили тесные связи с государствами Средней Азии и в особенности с Хорезмом.

Общественный строй этих племен представлял собой переходное состояние от безклассовых к классовым отношениям. Родовая аристократия (родовые вожди и старейшины, военные предводители) уже отделились от народа, она владела огромными стадами, распоряжалась общинными пастбищами и захватила высшие общественные должности. Во главе ее находился царь: у усуней – гуньмо, у хуннов – шань-юй (величайший).

Первоначально гуньмо был у усуней выборным вождем, в дальнейшем он узурпировал право наследования власти. Возглавляя союз усуньских племен, гуньмо выполнял важнейшие экономические и политические функции, распределял пастбища между отдельными племенами и крупными скотовладельцами – аристократами.

После раскола усуней на две части в 74 году н. э. власть гуньмо пошатнулась. Гуньмо стал находиться в большой зависимости от родовых старейшин и племенных вождей (беков), которыми он возводился на престол и с которыми решал важнейшие дела.

 

СРС №2

Образование и государственно-правовое развитие Тюркского каганата

В IV в. Земли Казахстана подпали под власть могущественной державы – Тюркского каганата, правители которого вышли из династийного рода ашина (тюркские народы на Алтае). Этноним «тюрк» впервые в китайских источниках в 542 г. Благодаря присоединению племени теле тюрки значительно усилились.

Весной того же года предводитель тюрков Бумын выступил против аваров и создал на развалинах их гос-ва Тюркский каганат. В годы правления его приемника Мукан-кагана Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии, расширяется территория, Китай платит дань.

Тюрки двигаются в Среднюю Азию, Заключают с Ираном антиэфталитский союз, вскоре эфталиты подчинены. Тюрки были заинтересованы в Заключении торговых связей с Византией. Иран препятствует.

Тюрки Заключают торговое соглашение с Византией и военный договор против Ирана. Позже Иран обязался выплачивать тюркам дань. Междоусобная война и социальные противоречия ослабили каганат. Период усобиц в Тюркском каганате завершился в 603 г. выделением Западнотюркского.

Эпоха великого переселения народов (II-V вв.) в значительной мере изменила состав населения и его расселение на территории Казахстана, средней Азии и восточной Европы. В V в. многочисленные тюркоязычные племена теле расселились в степной полосе от северной Монголии до восточной Европы, а на юге границы их кочевий достигали верховьев Амударьи.

В 546 г. на Алтае было разгромлено войско племени теле в количестве 50 тысяч кибиток. Они присоединились к тюркам, и тюрки заметно усилились. Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях и относится к 542 г. китайцы считали тюков потомками хунну (гунну или сюну).

В 542 г. предводитель тюрков Бумын выступил против аваров (жуань-жуаней) и нанес им сокрушительное поражение. На развалинах их государства тюрки создали Тюркский каганат, родоначальником этого этнополитического объединения стал Бумын-каган. Он умер в 553 г., а в годы правления его преемника Мукан-кагана (553-572 гг.) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии.

В VI в. земли Казахстана попали под власть этой могущественной державы - Тюркского каганата. Были покорены кидани в Маньчжурии, кыргызы на Енисее, северокитайское государство.

Стремясь овладеть богатствами оседлых племен, тюрки двинулись в Среднюю Азию. Здесь они встретились с эфталитами, владения которых простирались Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана. В 561-653 гг. тюрки заключили с Ираном союз против эфталитов, и в 564г. шах Ирана Хосров Ануширван тонял у них важную стратегическую область Тохаристан. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 587 г. под Бухарой.

После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами торгового Шелкового пути в страны Средиземноморья.

Тюрки и находившиеся под их властью согдийцы были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В 568 г. согдийский купец Маниах возглавил посольство Тюркского каганата в Константинополь, где было заключено торговое соглашение с Византийской империей против Ирана и военный договор. Персы всячески препятствовали установлению союза империи и каганата. Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 тыс. золотых ежегодно и не препятствовать торговле. Тюркские войска были отведены за Амударью. Такой исход отразился на византийско-тюркском союзе.

Междоусобная война, продолжавшаяся при правлении Истеми-кагана и сына его Тюрксанфа, и социальные противоречия ослабили каганат,и в 603 г. из Тюркского каганата выделился Западно-Тюркский каганат, занявший территорию от оазисов Восточного Туркестана до Амударьи, Поволжья и вплоть до северокавказских степей.

 

 

СРС №3

СРС №3

Судебный прецедент.

Правовые обычаи постоянно дополнялись и изменялись практикой суда биев, также бывшей одним из источников казахского обычного права. Решения известных биев по делам нерегламентированным правовым обычаем, служили образцом для разрешения подобных дел в будущем, приобретая характер прецедента. Так, например, посредством судебных прецедентов бии вносили в обычное право некоторые нормы шариата, карающие за отступление от требований ислама.

Положения съезда биев.

Некоторые сложные дела, затрагивающие интересы разных объединений рассматривались не одним бием, а коллективом судей. Бии договаривались о том, какими нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Эти положения – ереже – сами затем становились источником права.

 

СРС №4

СРС №5

СРС №6

СРС №7

Государство и право Казахстана в период “застоя”

Со сменой руководства в 1964 г. были смягчены перегибы в политике времен Н.С.Хрущева (иногда говорят о "контрреформе", но это - эмоциональный термин). Наступил длительный (20 лет) период в целом умеренной политики государства, который впоследствии назовут "периодом застоя".

Это было продолжение "демобилизационной программы", с упором на рост благосостояния и сдвигом в сторону терпимости. СССР в "период застоя" был наименее репрессивным государством из великих держав. Вот примеры. В тюрьме ФРГ в 1977 г. были убиты руководители немецких анархистов. В 1978 г. в Англии шесть человек под пытками признались в несовершенном преступлении и пробыли в тюрьме 12 лет, пока под давлением общественности дело не было пересмотрено. В 1988 г. в Гибралтаре агенты полиции застрелили на улице трех известных республиканцев из Северной Ирландии, не пытаясь их арестовать. В ходе рассмотрения дела в Европейском трибунале прав человека выяснилось, что в Ольстере без суда и следствия были застрелены около 400 безоружных, уже арестованных республиканцев. В 1991 г., как сообщил генеральный секретарь НАТО Манфред Вернер, была ликвидирована созданная НАТО в 1951 г. и подчиненная его высшему командованию организация негласных убийц "Гладиатор", работавшая в Западной Европе. Регулярно пресса сообщает о пытках и убийствах в полиции Европы и США "цветных". Ничего подобного ни по типологии, ни по масштабу не было в СССР "периода застоя".

Однако в конце периода терпимость все больше переходила в попустительство (целые коллективы связывались круговой порукой хищений - мелких "внизу", покрупнее "вверху).

В целом, не было выработано государственной доктрины либерализации хозяйства, которая соответствовала бы типу советского общества, (в конце периода Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов признал: "Мы не знаем общества, в котором живем"). Этот тезис повторялся и позже. Так, виднейший "архитектор перестройки" А.Н.Яковлев отмечал, что советское общество 60-80-х гг. фактически не исследовано (что, впрочем, не мешало ему давать категорические оценки и даже "перестраивать" это общество).

В 1965 г. была начата реформа, делающая в экономике и социальной сфере упор на товарно-денежные отношения, так что критерием эффективности работы предприятия становилась прибыль. Это был принципиальный отказ от представления о советском хозяйстве, которое дал Сталин в "Экономических проблемах социализма в СССР". Довольно быстро выяснилось, что хозяйственная система отвечает на изменения не так, как ожидалось, и реформа была без шума свернута. Впоследствии говорилось, что реформу задушили ретрограды, однако их консерватизм можно оценить и как чувство ответственности. Увидев, что ориентация на прибыль прежде всего вызвала тенденцию к повышению цен, ретрограды не стали доводить дело до краха экономики.

Народное хозяйство СССР развивалось быстро, и главные показатели жизнеобеспечения людей и страны улучшались. Именно в "период застоя" было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, было построено метро в 11 городах, быт людей в городе в основном вышел на современный уровень, а на селе сильно улучшился (была завершена полная электрификация села и газификация большей части). В этот период были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, решившая проблему белка в рационе питания, проведены крупномасштабное улучшение почв (ирригация и известкование) и обширные лесопосадки (1 млн. га в год). Хозяйство и госаппарат были насыщены квалифицированными кадрами, стабильной стала демографическая обстановка с постоянным приростом населения около 1,5% в год. СССР стал единственной в мире самодостаточной страной, надолго обеспеченной всеми основными ресурсами.

В 1982 г. была разработана и принята государственная Продовольственная программа, ставящая задачу надежно обеспечить полноценное питание всем гражданам страны. По основным реальным показателям эта программа хорошо выполнялась.

 

СРС №8

Первый этап (1992-1997 годы)

Казахстанская экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса, связанного с нарушением структуры товарно-денежных отношений, низким уровнем конкурентоспособности, отсутствием навыка проведения денежно-кредитной и таможенной политики. В стране не было укрепленной государственной границы, вооруженных сил, дипломатической службы и других институтов. Все это требовалось создать за счет соответствующих средств. В этих условиях обеспечить плавность и последовательность процесса перехода было крайне трудно.

Становление Казахстана как независимого государства с рыночной экономикой происходило за счет коренного изменения образа жизни, мышления и действий. В начальной стадии рыночных преобразований (1992-1994 годы) деятельность Правительства была направлена на либерализацию экономики и создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений, наполнение рынка потребительскими товарами.

Основные действия Правительства на этапе либерализации экономики заключались в оперативном принятии решений в области:

• отмены государственного регулирования уровня цен по большинству видов продукции и услуг;

• упразднения государственных органов, в функции которых входили планово-распределительные функции (Госплан, Госснаб, Госстрой), ограничения государственного вмешательства в дела хозяйствующих субъектов,

• снятия барьеров (лимитов, квот) для продвижения многих товаров;

• организации банковской системы и таможенной службы;

• привлечения иностранного капитала для наполнения рынка товарами и услугами.

Либерализация экономики по принципу «шоковой терапии» была объективно единственно правильным направлением для Казахстана, который после развала СССР не имел возможности поэтапного перевода общества на новые условия хозяйствования, так как был полностью зависим от хода реформ в России, которая с января 1992 года объявила о либерализации экономики.

В 1993 году была принята Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ. Разработчиками этой программы были Высший экономический Совет, Аппарат Президента и Правительства Республики Казахстан. Главными достижениями в проведении первого этапа рыночных реформ являются:

• сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране;

• введение национальной валюты;

• наполнение казахстанского рынка потребительскими товарами;

• вхождение Казахстана в мировое сообщество, вступление в международные финансовые институты;

• окончательный отход от принципов административно-командной экономики.

Переход на систему рыночных отношений происходил на фоне углубляющегося экономического кризиса. Начало этому кризису было положено в середине восьмидесятых годов прошлого столетия в условиях административной системы управления. Это негативно сказалось на производственно-финансовом состоянии отраслей экономики и уровне жизни значительных масс населения еще в начале девяностых годов, что и стало главным фактором распада СССР.

Кроме того, этот распад вызвал разрыв производственно-хозяйственных связей между бывшими республиками и развал единой финансовой системы государства. В результате этого кризис перерос в производственно-финансовый. То есть, экономика страны вверглась в гиперинфляцию, которую удалось обуздать только в 1996 году.

На этапе активизации рыночных реформ уровень жизни населения резко снизился. Меры Правительства по смягчению падения реального размера пенсий были недостаточно эффективными из-за углубления экономического кризиса. В связи с необходимостью создания национальной армии, обустройства границы и таможенной территории, формирования дипломатического корпуса, в условиях снижения уровня доходов государственного бюджета, финансирование расходов на социальную сферу имело тенденцию к существенному сокращению.

В 1991-1995 годах происходило значительное падение производства товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата – на 69,9%, назначенная пенсия – на 77,3%, инвестиции в строительство – на 64,1%.

В период с 1995 по 1997 годы главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий.

 

 

Второй этап (1998-2005 годы)

В конце 1997 года была обнародована Стратегия развития «Казахстан–2030», подготовительным этапом которой стали 1998-2000 годы, где закладывалась основа реализации основных положений Стратегии.

Главным направлением социально-экономической политики в этот период стало построение модели посткризисного развития экономики, основанной на высоких темпах освоения месторождений нефти и газа с целью обеспечения реанимации отраслей не нефтяного сектора и существенного повышения доходов государственного бюджета.

Основными направлениями работы Правительства на этом этапе реализации Стратегии развития «Казахстан-2030» стали:

• завершение реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;

• погашение кредиторской задолженности государства по выплате пенсий и социальных пособий, а также заработной платы работникам бюджетных организаций и другим платежам;

• принятие программ: «борьбы с бедностью», «расцвет Астаны – расцвет Казахстана», «строительства и реконструкции автодорог»;

• принятие стратегии национальной и экономической безопасности страны.

За 1998-2000 годы была проведена большая работа по всем направлениям реализации государственных полномочий. Результатом этого стал реальный выход Казахстана из стадии экономического кризиса на траекторию высоких темпов экономического роста и повышения благосостояния населения страны.

Если в 1998 году, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, еще наблюдался экономический спад по сравнению с предыдущим годом на 1,9%, то уже в 1999 году экономический рост составил 2,7%, а в 2000 году – 9,8%.

СРС №1

Военная демократия и первые государственные образования на территории Казахстана

Процесс образования государственности казахов протекал в многообразных формах и внутренних периодах, весьма сложно и непрямолинейно. Предки казахов, как и все человечество, также самоорганизовались в родовые и племенные общины, а затем в союзы племен. Особенности их социального и политического развития определялись потребностями естественного для данной географической и климатической среды обитания, кочевого способа производства и образа жизни, потребностями в пастбищах и целесообразном их распределении по районам и сезонам кочевок, в обмене продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите от врагов и для расширения собственного жизненного пространства.

Примерно в этот период появляются общественная власть родового старшинства, а затем племенное вождество. Учреждалась эта власть на сходах и курултаях обитателей степи и наделялась полномочиями разбирать споры между сородичами и соплеменниками, формировать и командовать подразделениями воинов. Земля и скот принадлежали целым родовым и племенным пастбищно- кочевым общинам.

Таким образом, возникает публичная власть, т.е. особый слой людей, основным занятием которых является выполнение управленческих, властных функций. Именно отношения, возникающие при осуществлении публичной власти, до появления государства, принято называть потестарными.

Этот период (приблизительно VII-III вв. до н.э.) в эпохе потестарной власти и организации социумных отношений у предков казахов можно назвать догосударственным периодом их этнополитогенеза.

Переходной стадией к раннегосударственному периоду здесь стало образование сакими и массагетами племенных союзов. Так, большинство племен, обитавших на территории нынешнего Казахстана входило в сакский племенной союз и в савроматскую конфедерацию племен. На этой стадии укрупнение общности степняков влечет появление новых органов общественной власти и своеобразное их разделение – это племенной Совет, верховный вождь и военачальник. Организованные таким образом племена превращались в значительную геостратегическую силу. Истории известны их выступления против персидских царей (Дария и Ксеркса VI-V вв до н.э.), Александра Македонского и его наследников (IV - нач. III вв. до н.э.). Этот период организации социумных отношений также называют военной демократией.

Термин военная демократия введен Л.Морганом для обозначения организации власти в древнегреческом обществе на стадии разложения первобытнообщинного строя. Археологически военная демократия соответствует ранней поре металлов (бронзового и раннего железного веков), внедрение которых повлекло за собой развитие плужного земледелия, скотоводства, ремесла, обмена и появления частной собственности. В этих условиях, одним из крупных факторов, начавшегося процесса классообразования и становления государственной власти стали грабительские войны в целях захвата чужих богатств и рабов, обогащавшие и усиливавшие военных предводителей и объединившихся вокруг них дружинников. Военачальники, в особенности, вожди союзов племен, постепенно захватывали власть в еще сохранившихся органах первобытной демократии – родоплеменных советах. Значение народных собраний падало, а родоплеменные советы превращались в специфические органы военной демократии. Классическими примерами военной демократии являлись общество греков гомеровской эпохи, древних кельтов и германцев, норманов и др.

Раннегосударственный период потестарной эпохи продолжался примерно до V века нашей эры и характеризовался утверждением на геостратегической арене новых племен, сменивших саков.

Эти племена в течении более 600 лет – с III века до н.э. по III век нашей эры – прошли сложный путь развития. Усуни занимали территорию Семиречья, в районах Каратау и среднего течения реки Сырдарьи – кангюи, на севере и северо-востоке нынешнего Казахстан, несколько позже – кыпчаки самоорганизовались в схожие государственные образования по типу «степной военной демократии ».

Внутри родов и племен усуней и кангюев уже возникло резкое имущественное неравенство. Усуни и кангюи образовали более или менее устойчивые племенные союзы, во главе которых стал Гуньмо (царь). Так, усуньский союз объединял около 600 тыс. человек и мог выставить до 180 тыс. воинов. Союз племен кангюев насчитывал 120 тыс кибиток или также 600 тыс. чел. и мог выставить 150 тыс. воинов.

Во II и I вв до н.э. на территорию Казахстана из Монголии продвинулись прототюркские кочевые племена хуннов (гуннов.)

Эти племена, также как и усуни и кангюи находились на стадии раннеклассовых объединений и временами создавали крупные союзы с многочисленным войском. Распад хунского союза начался с 119 года до н.э., когда он потерпел поражение в борьбе с Китаем. В середине I века н.э. часть хуннов двинулась на запад, оттеснив частично роды кангюев, кочевавших у Аральского моря. Кангюи, усуни и хунны оказались соседствующими самостоятельными союзами племен.

В период военно-политического могущества при вожде Моде политическое устройство хуннов было сравнительно сложным. Союз был разделен на 24 части (родовые группы) возглавляемые родовыми вождями. Каждая часть имела свое родовое войско – ополчение.

Войско всего союза делилось на тьмы (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Высшая власть сосредотачивалась в совете вождей и в царском совете, состоявшем из членов господствующего рода и 6 помощников – представителей родовых групп.

В IV н.э. веке большая часть хуннского кочевого союза через Казахстан продвинулась в Центральную Европу. Остатки хуннского союза были впоследствии ассимилированы племенами и народами подвергнувшимися их нашествию.

Племена усуней, кангюи и хунну были хорошо известны многим народам и государствам Азии и Европы. Например, усуни находились в экономических и политических отношениях с Китаем, установили тесные связи с государствами Средней Азии и в особенности с Хорезмом.

Общественный строй этих племен представлял собой переходное состояние от безклассовых к классовым отношениям. Родовая аристократия (родовые вожди и старейшины, военные предводители) уже отделились от народа, она владела огромными стадами, распоряжалась общинными пастбищами и захватила высшие общественные должности. Во главе ее находился царь: у усуней – гуньмо, у хуннов – шань-юй (величайший).

Первоначально гуньмо был у усуней выборным вождем, в дальнейшем он узурпировал право наследования власти. Возглавляя союз усуньских племен, гуньмо выполнял важнейшие экономические и политические функции, распределял пастбища между отдельными племенами и крупными скотовладельцами – аристократами.

После раскола усуней на две части в 74 году н. э. власть гуньмо пошатнулась. Гуньмо стал находиться в большой зависимости от родовых старейшин и племенных вождей (беков), которыми он возводился на престол и с которыми решал важнейшие дела.

 

СРС №2

Образование и государственно-правовое развитие Тюркского каганата

В IV в. Земли Казахстана подпали под власть могущественной державы – Тюркского каганата, правители которого вышли из династийного рода ашина (тюркские народы на Алтае). Этноним «тюрк» впервые в китайских источниках в 542 г. Благодаря присоединению племени теле тюрки значительно усилились.

Весной того же года предводитель тюрков Бумын выступил против аваров и создал на развалинах их гос-ва Тюркский каганат. В годы правления его приемника Мукан-кагана Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии, расширяется территория, Китай платит дань.

Тюрки двигаются в Среднюю Азию, Заключают с Ираном антиэфталитский союз, вскоре эфталиты подчинены. Тюрки были заинтересованы в Заключении торговых связей с Византией. Иран препятствует.

Тюрки Заключают торговое соглашение с Византией и военный договор против Ирана. Позже Иран обязался выплачивать тюркам дань. Междоусобная война и социальные противоречия ослабили каганат. Период усобиц в Тюркском каганате завершился в 603 г. выделением Западнотюркского.

Эпоха великого переселения народов (II-V вв.) в значительной мере изменила состав населения и его расселение на территории Казахстана, средней Азии и восточной Европы. В V в. многочисленные тюркоязычные племена теле расселились в степной полосе от северной Монголии до восточной Европы, а на юге границы их кочевий достигали верховьев Амударьи.

В 546 г. на Алтае было разгромлено войско племени теле в количестве 50 тысяч кибиток. Они присоединились к тюркам, и тюрки заметно усилились. Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях и относится к 542 г. китайцы считали тюков потомками хунну (гунну или сюну).

В 542 г. предводитель тюрков Бумын выступил против аваров (жуань-жуаней) и нанес им сокрушительное поражение. На развалинах их государства тюрки создали Тюркский каганат, родоначальником этого этнополитического объединения стал Бумын-каган. Он умер в 553 г., а в годы правления его преемника Мукан-кагана (553-572 гг.) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии.

В VI в. земли Казахстана попали под власть этой могущественной державы - Тюркского каганата. Были покорены кидани в Маньчжурии, кыргызы на Енисее, северокитайское государство.

Стремясь овладеть богатствами оседлых племен, тюрки двинулись в Среднюю Азию. Здесь они встретились с эфталитами, владения которых простирались Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана. В 561-653 гг. тюрки заключили с Ираном союз против эфталитов, и в 564г. шах Ирана Хосров Ануширван тонял у них важную стратегическую область Тохаристан. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 587 г. под Бухарой.

После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами торгового Шелкового пути в страны Средиземноморья.

Тюрки и находившиеся под их властью согдийцы были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В 568 г. согдийский купец Маниах возглавил посольство Тюркского каганата в Константинополь, где было заключено торговое соглашение с Византийской империей против Ирана и военный договор. Персы всячески препятствовали установлению союза империи и каганата. Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 тыс. золотых ежегодно и не препятствовать торговле. Тюркские войска были отведены за Амударью. Такой исход отразился на византийско-тюркском союзе.

Междоусобная война, продолжавшаяся при правлении Истеми-кагана и сына его Тюрксанфа, и социальные противоречия ослабили каганат,и в 603 г. из Тюркского каганата выделился Западно-Тюркский каганат, занявший территорию от оазисов Восточного Туркестана до Амударьи, Поволжья и вплоть до северокавказских степей.

 

 

СРС №3

Общественно - политический строй казахских ханств XV - XVIIIвв

Социальная организация казахского общества покоилась на самых разнообразных явлениях и связях. Многочисленные генеалогические, общинные, военные, потестарные, культурные и другие связи общественной организации лежали в основе единства и целостности данного социума. Традиционная общественная организация казахов представляется в первую очередь как сочетание племенных групп.

Основной интегрирующей линией является традиция генеалогического родства, она же обычно служит идеологическим основанием существующих социальных отношений.

Крупные племенные группы, даже этнос, в представлении самих казахов являлись результатом сегментации одной первоначальной семьи. В низших ячейках социальной организации действительно незыблемо соблюдались кровно-родственные принципы. Такие семейно-родственные группы обычно называют патронимиями. Патронимии представляют коллективы близких родственников, связанных общностью хозяйственных интересов. Именно в патронимиях кочевник находит защиту, помощь, она играет важную роль в социализации личности (бiр ата).

Определение патронимия «бiр ата», хозяйственный, (не административный) аул сходятся. Кровнородственный характер хозяйственных аулов есть следствие господства патриархального уклада в общественной и хозяйственной жизни. В патронимии отношения между поколениями создают своеобразный патриархальный быт, который прикрывает сильное противоборство коллективистских и частнособственнических начал.

В казахском языке существует ряд терминов родства, имеющих прямое отношение к патронимии: ата агайын, аул-аймак, айнала, тукым, журагат, суйек, ата-баба, журт, тутiн, улкен уй, отау.

Благодаря патронимии долго сохранялись такие пережиточные формы группового брака, как левират и сорорат, свидетельство архаической коллективной собственности – тамга, нормы взаимообязательств – «жылу жинау», «кызыл котеру», «жан беру» и т.п.

«Жылу жинау» - добровольное пожертвование родственников в пользу разорившегося члена патронимии.

«Кызыл котеру» - раскладка среди ближайших родственников, т.е. среди членов минимальной патронимии, и осуществляется тогда, когда у одного из хозяев пропадает или падет крупный скот, раскладка делится на 12 частей, «он екi муше» - для возмещения потери.

Справление поминок «ас беру» является одним из древнейших институтов. В расходах по организации поминок участвовали все члены патронимии без исключения.

(1860 г. были устроены поминки Ердену Сандыбаеву поставлено - 500 юрт, зарезано 620 лошадей, 200 баранов).







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.034 с.)