Экологическая обстановка в Республике Казахстан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая обстановка в Республике Казахстан.



1. Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия.

2. Социально-экологические проблемы Приаралья.

3. Последствия ядерных испытаний для человечества. Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК.

4. Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.

 

1. Экосистемы – Казахстана основные функционирующие единицы, которые включают в себя все организмы, взаимодействующие с физической средой таким образом, что поток энергии создает определенные биотические структуры и круговорот веществ между неживой и живой частями.

Начиная с 1989-1990 гг. в Казахстане начала формироваться новая экологическая политика переходного периода, ориентированная на развитие экономических методов регулирования природопользования, расширение прав и полномочий местных органов управления. Проведен широкомасштабный эксперимент по внедрению экономического механизма платности за загрязнение. Активизировались работы по инвентаризации источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ, повысилась роль территориальных органов в управлении природными ресурсами, изменилось отношение предприятий к планированию своей деятельности, формировался механизм экономического стимулирования природоохранной деятельности.

Основная цель долгосрочной экологической стратегии – гармонизация взаимодействия общества и окружающей среды, а также создание экологически благоприятной среды обитания.

Основными причинами негативного влияния на экологическое состояние воздуха являются:

¨ города и промышленные центры республики (стационарные источники загрязнения);

¨ автотранспорт (мобильные источники загрязнения);

¨ ракетные и испытательные полигоны;

¨ лесные и степные пожары;

¨ сжигание газо- и нефтепродуктов в факелах в местах добычи.

 

Наибольшие выбросы характерны для предприятий Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей.

Оценивая качественный состав выбросов в атмосферу необходимо отметить, что последние годы, по сравнению с 1991 годом повысилось содержание углеводородов (с 3,0 до 7,5%), диоксида серы (с 34,7 до 41,0%), сероводорода (с 0,03 до 0,1%). Так же наблюдается снижение содержания твердых веществ (с 33,9% до 27,7%).

Город Алматы относится к числу наиболее загрязненных в Республике Казахстан. Установлено, что индекс загрязнения алматинского воздуха превышает существующий в Республике стандарт более чем в десять раз. Каких только опасных для здоровья горожан веществ не содержится в смоге, который навис над городом. Все, что дымит, выделяет на каждого алмаатинца, по оценкам специалистов, примерно 300 кг. в год целый букет самых ядовитых различных веществ – это формальдегид, оксиды углерода и свинца, диоксиды серы и азота и т.д. Пыль, которую невозможно увидеть невооруженным глазом, представляет собой опасность для дыхательных путей, химические соединения десятилетиями накапливаются в организме и практически не выводятся. В результате развивается хронический бронхит и целый букет аллергических и злокачественных заболеваний.

По водообеспеченности Казахстан занимает последнее место среди стран СНГ. Ресурсы поверхностных вод в средний по водности год составляют 100,5 км3, из которых только 56,5 км3 формируется на территории республики. Остальной объем 44,0 км3 поступает из сопредельных государств.

Качество поверхностных вод Казахстана можно оценить как умеренно загрязненное. Наиболее загрязнены бассейны трансграничных рек Урала и Иртыша сбросными водами предприятий химической, нефтеперерабаты-вающей, машиностроительной отраслей промышленности и цветной металлургии. На основных промышленных производствах степень загрязнения по свинцу, цинку, кадмию, железу, селену, марганцу составляет от 10 до 100 ПДК.

В пределах республики выявлено боле 700 потенциальных источников загрязнения подземных вод, из них 241 – непосредственно влияет на гидрохимическое состояние подземных вод. Наибольшее количество источников загрязнения выявлено в Алматинской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. Основная масса участков загрязнения подземных вод характеризуется повышением минерализации, увеличением жесткости, наличием сульфатов, хлоридов до значении, превышающих ПДК.

Основными источниками загрязнения являются промышленные и коммунальные канализационные стоки, смыв с полей части почвы, содержащей различные агрохимикаты, дренажные воды систем орошения, стоки животноводческих ферм, попадание в водоемы с осадками и ливневыми стоками аэрогенных загрязнителей.

Загрязнение почвы и его последствия. Почва один из важнейших компонентов ОС. Все основные ее экологические функции замыкаются в одном обобщающем показателе – почвенном плодородии. Отчуждая с полей основной (зерно, корнеплоды) и побочный урожай (солома, листья, ботва) человек размыкает частично или полностью биологический круговорот веществ, нарушает способность почвы к саморегуляции и снижает ее плодородие. Даже частичная потеря гумуса, как следствие, снижение плодородия, не дает почве возможность выполнять в полной мере свои экологические функции и она начинает деградировать, т.е. ухудшать свои свойства. К деградации ведут и др. причины, преимущественно антропогенного характера.

Основные виды антропогенного воздействия на почвы следующие:

1. эрозия (ветровая и водная);

2. загрязнение (пестициды, минеральные удобрения, отходы и отбросы производства, газо-дымовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, нефть и нефтепродукты);

3. вторичное засоление и заболачивание

4. опустынивание

5. отчуждение земель для промышленного и коммунального строительства.

Среди государств Центральной Азии Казахстан по площади, охваченной процессом опустынивания, стоит на первом месте (179,9 млн.га). Около 66% территории подвержены деградации. Очаги деградации отмечены по всей территории республики, что вызвано негативными антропогенными воздействиями на фоне неблагоприятных природных явлений.

Казахстан в 1997 году подписал Конвенцию по опустыниванию. В республике имеют место все типы опустынивания, описанные в Конвенции:

¨ техногенное нарушение земель и деградация растительности;

¨ засоление, дегумификация, водная и ветровая эрозия почв;

¨ химические загрязнения почв, грунтовых и поверхностных вод;

¨ нарушение гидрологического режима.

Наблюдаются тенденции сокращения площадей и ухудшение качественного состояния кормовых угодий республики. Несмотря на значительное сокращение поголовья скота в период 1993-2000гг., площадь сбитых пастбищ по сравнению с 1990 годом возросло с 14,8 млн.га до 26,6 млн.га. Это связано, в основном с бессистемным использованием кормовых угодий, коннцентрацией и увеличением нагрузки скота на пастбища, прилегающих к населенным пунктам и водным источникам. Наибольшие площади сбитых пастбищ отмечены в Атырауской (4,2 млн.га), Актюбинской (3,9 млн.га) и Алматинской (3,0 млн.га) областях.

За период с1990 по 2001 гг. площадь пашни уменьшилась с 35,6 млн.га до 22,3 млн.га. Наиболее значительное сокращение площади пашни произошло в Актюбинской, Западно-Казахстанской и Павлодарской областях, где ее площадь уменьшилась в 2,5-3,5 раза.

Площадь сельскохозяйственных угодий республики подверженные эрозионным процессам, занимают более 90 млн.га (40%), в том числе выветренных 25,5 млн.га, смытых 5 млн.га и подверженных совместному воздействию ветровой и водной эрозии 0,2 млн.га.

Экстенсивное ведение сельского хозяйства, переизбыток химических удобрений и инсектицидов привели к потерям продуктивных земель, утрате лугов и пастбищ.

В число основных звеньев экологической защиты почв входят:

- защита почв от водной и ветровой эрозии;

- организация севооборотов и системы обработки почв с целью повышения их плодородия;

- мелиоративные мероприятия (борьба с заболачиванием и засолением почв и др.);

- рекультивация нарушенного почвенного покрова;

- защита почв от загрязнения, а полезной флоры и фауны – от уничтожения;

- предотвращение необоснованного изъятия земель из с/х оборота.

 

2. Аральское море – крупнейший водоем, расположенный в центре среднеазиатских пустынь. До снижения уровня по размерам площади зеркала водной поверхности (63 400 км2) среди бессточных водоемов оно занимало второе место после Каспия. При больших размерах Аральское море относится к числу сравнительно мелководных водоемов.

Отметка водной поверхности Арала в естественных условиях равна 52 м над уровнем Мирового океана, что почти в 80 м выше уровня Каспия.

Аральское море не имеет стока. Принимая воду крупнейших рек Средней Азии – Амударьи и Сырдарьи, оно испаряет ее в атмосферу. Как показали исследования, увеличение безвозвратных потерь воды с ростом орошаемых площадей до 1960 г. компенсировалось повышенной водностью питающих море рек – Сырдарьи и Амударьи и одновременно уменьшением потерь воды на транспирацию с дикой влаголюбивой растительностью, а также увеличением ее оттока с орошаемых площадей после создания коллекторно-дренажной сети.

Однако в последующем, когда для орошения начали использоваться земли, значительно удаленные от русел рек, расположенные на более высоких отметках, влияние названных компенсационных факторов себя исчерпало. Развитие орошения, как показали детальные исследования водного баланса орошаемых земель, стало сопровождаться одновременным ростом безвозвратных потерь стока. К 1980 г. приток в Аралькое море уменьшался вдвое. Уровень его стал быстро падать, особенно после увеличения водозабора в Каракумский канал. К настоящему времени уровень Аральского моря понизился и понижение будет неизбежно продолжаться по мере увеличения безвозвратного водопотребления в бассейнах питающих его рек.

При реализации намеченных планов развития орошения в бассейне Аральского моря (до 8,0-8,9 млн га) без привлечения части стока сибирских рек водные ресурсы Амударьи и Сырдарьи будут исчерпаны практически полностью в ближайшие годы. Уровень моря, по различным вариантам проектных проработок, понизится до отметки 42 – 34 м., а общее снижение по сравнению с 1960 г. составит 10-18 м.

 

3. 29 августа 1991 года, Указом Президента Республики Казахстан номер 409 был закрыт Семипалатинский испытательный ядерный полигон, испытания на котором проводились в течение почти 40 лет.

Семипалатинский регион был для Казахстана Хиросимой, Нагасаки и Чернобылем ежегодно на протяжении 40 лет (с 1949 по 1989 гг.). Основной удар ядерной мощи 470-ти взрывов приняла на себя природа Полигона (в т.ч. 26 наземных, 90 воздушных и 354 подземных). Населению региона сполна достались радиоактивные осадки, страх и болезни.

Полигон расположен на территориях трех областей РК и занимает площадь 18 500 кв. км, периметр его около 600 км.

С 1949 по 1963 гг. 116 взрывов были произведены в атмосфере и на поверхности земли. Всего за пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов, газовая фракция 69 подземных взрывов.

Основной вклад в радиоактивное загрязнение территории Полигона и зоны его воздействия внесли проводившиеся в период с 1949 по 1963 год наземные и воздушные взрывы. Уже после первого взрыва, произведенного в ветреную и дождливую погоду, облако вышло за пределы Полигона в северо-восточном направлении, образовав радиоактивный след протяженностью до 300 километров. Для поселка Долонь (70 км от границы Полигона) суммарная доза облучения составила 200 Бэр (половину летальной дозы); за весь период испытаний - 448 Бэр. Несмотря на предпринимавшиеся впоследствии меры по выбору более благоприятных метеоусловий, облака продолжали свои смертоносные маршруты.

При взрыве термоядерного устройства мощностью 400 килотонн 12 августа 1953 года образован самый <грязный юго-восточный след, на котором по расчетным данным по состоянию на 1994 год осталось более 50000 Кюри биологически значимых нуклидов цезия-137, стронция-90 и плутония.

Важной задачей является реабилитация природной среды Полигона - в пределах возможного, учитывая огромные масштабы и специфику загрязнения.

К настоящему моменту разработана Программа реабилитации природной среды полигона, которая содержит шесть комплексных экологических проектов и находится в стадии поиска доноров, подготовки и начала реализации проектов.

 

4. Экологический кодекс Республики Казахстан принят 9 января 2007 г., где рассматриваются вопросы охраны окружающей среды такие как: лицензирование деятельности в области ООС, экологическое нормирование, техническое регулирование в области ООС, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологические разрешения, экологический аудит, а также экономическое регулирование охраны окружающей среды и природопользования. В законе также определены зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. Цели и основные задачи экологического образования и просвещения, научные исследования и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Кроме того, в законе приведены экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также ответственность за экологические правонарушения и разрешения экологических споров.

Экологический кодекс РК состоит из 9 разделов, 47 глав и 326 статей.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте экологические проблемы Казахстана?

2. На что направлена новая экологическая политика Казахстана?

3. Каковы причины негативного влияния на экологическое состояние воздуха?

4. Какой регион Казахстана является самым загрязненным?

5. Как оценивается качество поверхностных вод Казахстана?

6. Назовите причины Аральской катастрофы?

7. В чем сущность Программы реабилитации природной среды Семипалатинского полигона?

 

Литература:

1. Тонкопий А.В. Экология и экономика природопользования. Алматы, 2001.

2. Сагимбаев Г.К. Экология и экономика природопользования. Алматы, 2001.

3. Мамыров Н.К., Топкопий М.С., Храпунов В.В. Экологическое состояние г.Алматы, Алматы, 2000.

4. Концепция экологической безопасности Республики Казахстан. Астана, 2002.

5. Абдишиева З.В. Основы эколого - эконом. развития Семипалатинск, 1999.

6. Бейсенова А.С., Шилдебаев Ж.Б., Саутбаева Г.З. Экология. Алматы, «Ғылым», 2001.

7. Экологический кодекс РК, Астана, 2007 г.

8. Национальный план по охране окружающей среды и др. проблемы по этому вопросу можно взять с Интернет – сайта по адресу http:// w w w neaps d.kz.

 

 

Лекция № 10

Устойчивое развитие

1. Определение понятия «Устойчивое развитие». Принципы устойчивого развития.

2. Мероприятия по совершенствованию системы.

3. Управление окружающей средой для устойчивого развития в Казахстане.

4. Экономическая эффективность перехода к устойчивому развитию.

 

1. Поскольку традиционная модель экономического роста развитых стран во многом исчерпала себя, она не может быть предложена для других стран в качестве образца. Это положение находит подтверждение во всех документах ООН. В них, в частности, отмечается, что единственная возможность решения глобальных проблем сегодняшнего дня – это устойчивое развитие. Сложившаяся модель развития и соответствующий характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что потребление природных ресурсов и объемы загрязнении на душу населения в развитых странах превосходят подобный показатель в развивающихся странах почти в 50 раз. Для достижения всеми странами норм уровня развития и потребления передовых стран понадобилось бы увеличить использование природных ресурсов и количество загрязнений еще в десятки раз, что невозможно в силу ограниченности ресурсов. Например, если развивающиеся страны захотят воспроизвести образ жизни развитых стран, то для этого потребуется увеличение потребления ископаемого топлива в 10 раз, потребления минеральных ресурсов – примерно в 200 раз.

Большое влияние на формирование концепций развития с учетом социальных и экологических приоритетов как в теоретическом, так и в практическом плане оказал доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) «Наше общее будущее», выполненный по заданию ООН. В докладе были предложены долгосрочные стратегии в области улучшения жизни людей, охраны окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие мировой экономики на длительный период, рассмотрены способы и средства, используя которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать социальные и экологические проблемы. Выводы и рекомендации комиссии получили положительную оценку Генеральной Ассамблеи ООН. К числу самых значимых следует отнести документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), в частности программу «Повестка дня на XXI век», принятую представителями 179 государств, которая представляет собой глобальную программу социального и экономического развития человечества в следующем столетии.

Основой формирования нового типа экономического роста, как подчеркивается в выводах доклада, должно стать устойчивое развитие. Сейчас в литературе имеется 60 определений устойчивого развития. Наиболее распространенным является определение (о нем мы говорили выше), данное в докладе комиссии Брундтланд: Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности. Оно включает в себя два ключевых понятия:

· потребностей, в частности необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;

· ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

В данном определении принципиальными моментами являются
равенство между поколениями по отношению к удовлетворению собственных потребностей, социальные приоритеты, экологические ограничения. Вышеприведенное определение устойчивого развития можно рассматривать и сквозь призму экономических отношений поколений: внутри современного поколения и между поколениями.

В проекте концепции экологического образования Республики Казахстан принята формулировка, заимствованная из концепции экологического образования России:

Устойчивое развитие (англ. Sustainable development – поддерживаемое развитие) – такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остается в пределах емкости биосферы так, что не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребности осуществляется без ущерба для будущих поколений. Концепция устойчивого развития рассматривается как предпосылка долговременного прогресса человечества, сопровождаемого приумножением капитала и улучшением экологических условий. В соответствии с этим концепция устойчивого развития подразумевает развитие региона через самоорганизацию при рамочной внешней поддержке, предупреждающей возможность его перехода в состояние необратимой деградации среды.

Имеются и краткие определения устойчивого развития, которые отражают его отдельные важные экономические аспекты. Среди них можно выделить следующие – это развитие, которое:

· не возлагает дополнительных затрат на следующие поколения;

· минимизирует экстерналии между поколениями:

· обеспечивает постоянное простое и/или расширенное воспроизводство производственного потенциала (суммарного капитала) на перспективу.

Таким образом, задачи социального и экономического развития должны быть определены с учетом его устойчивости, соответствия социальному и экологическому императивам во всех странах – развитых и развивающихся, с рыночной или другими видами экономики.

 

2. Теория устойчивого развития стала, пожалуй, не только одной из самых исследуемых, быстро развивающихся и популярных новых теорий последнего десятилетия (сотни конференций, тысячи монографий, учебников и пр.), но и вполне «практичной» теорией – все государства мира выразили стремление следовать по направлению к устойчивому развитию.

Более чем в 100 странах на высшем государственном уровне имеются Советы по устойчивому развитию (например, в США – при президенте) и национальные программы перехода к устойчивому развитию.

Проявляется внимание к устойчивому развитию и в Казахстане.
В 2000 г. Правительство РК совместно с ПРООН приняли долгосрочную программу «Институциональное усиление для устойчивого развития на 2001–2004 гг.». В рамках этой программы проводятся анализ и подготовка рекомендаций по преодолению межсекторальных барьеров в сотрудничестве для устойчивого развития, разработка казахстанской Повестки дня на XXI век, а также содействие созданию Национальной комиссии по устойчивому развитию. По данному проекту Программа 2003–2004 должна быть сконцентрирована на нижеследующих четырех результатах.

1. Поддержка Национальной комиссии по устойчивому развитию путем разработки Национальной программы по устойчивому развитию, казахстанской Повестки-XXI, создание Национального фонда охраны окружающей среды и исполнительного рабочего органа.

2. Усиление межсекторального сотрудничества для поддержки разработки выполнение проектов, финансируемых из средств Глобального экологического фонда (ГЭФ), а также субрегиональной деятельности, выполнения Регионального плана действий по охране окружающей среды для стран Центральноазиатского региона.

3. Усиление потенциала представителей гражданского общества путем повышения его информированности о состоянии окружающей среды, улучшения доступа к принятию решений и к правосудию в области охраны окружающей среды.

4. Поддержка определения приоритетов экологической политики, разработки механизмов и инструментов по их реализации, а также совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды путем сближения с законодательством Европейского союза, внедрения международных экологических норм и стандартов.

 

3. Центральное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных социальных и экологических последствий, принимаемых сегодня экономических решений. Необходима минимизация негативных социальных и экологических последствий, будущих экстерналий для последующих поколений. Нельзя жить за счет своих детей и внуков, нельзя тратить природную кладовую только для себя. Тем самым проблема социальных и экологических ограничений, компромисса между текущим и будущим потреблением должна стать основной при разработке социально-экономической стратегии развития на длительную перспективу для любой страны.

Необходимо создать благоприятные условия для устойчивого развития, когда потребители и производители заинтересованы в переходе к таким моделям производства и потребления, которые минимизируют воздействие на окружающую среду и экологический ущерб. Для этого нужно использовать новые технологии, позволяющие повысить эффективность и уменьшить объемы загрязнений и отходов.

Основная цель устойчивого человеческого развития исходит из приоритета человеческой жизни. Универсальность жизненных потребностей является связующей нитью, объединяющей современные и будущие (пока еще неизвестные) задачи, в частности сохранение и восстановление окружающей среды. Человеческое развитие и устойчивость этого процесса – важнейшие компоненты одной и той же универсальности жизненных
потребностей. Исходя из такой концептуальной основы, устойчивость,
в широком смысле слова, представляет собой вопрос справедливого
распределения – распределения возможностей развития между современным и будущими поколениями.

 

4. Для обеспечения устойчивого экономического и социального развития важное значение приобретает применение экономических механизмов в целях эффективного использования природных ресурсов.

Для обоснования эффективности перехода к устойчивому развитию необходим учет экономической ценности природы. Такой учет требует стоимостной оценки по крайней мере трех общих природных функций:

1) обеспечение природными ресурсами;

2) регулирующие функции природы, в том числе ассимиляции отходов и загрязнений;

3) обеспечение людей природными услугами, такими как рекреация, эстетическое удовольствие и пр.

Для оценки эффективности перехода к устойчивому развитию важно различать понятия экономической ценности природы и цены природных ресурсов и услуг. Экономическая ценность охватывает все три функции природы, названные выше.

Процессы поиска эффективных государственных и рыночных регуляторов в этой области, их оптимального сочетания начались в 60–70-е годы XX в., когда экологические проблемы резко обострились. Страны с рыночной экономикой реагировали на такое обострение созданием централизованных административных систем управления охраной окружающей среды. Акцент делался на законодательные ограничения вредных воздействий на окружающую среду, государственное нормирование и контроль, а также санкции. В мире быстрое развитие получила законодательная деятельность, связанная с принятием законов и актов, регламентирующих нормы, процедуры природопользования, дающих методические рекомендации, декларирующие природоохранные принципы. В Казахстане Закон «Об охране окружающей среды» был принят в 1997 г. С 70-х годов XX в. началось и активное сотрудничество по охране окружающей среды. Были приняты сотни многосторонних и двусторонних договоров, регулирующих и регламентирующих охрану окружающей среды и природопользование в международном масштабе. Экономическому же регулированию, стимулированию охраны природы в этот период уделялось мало внимания.

Следует выделить систему экономических инструментов, имеющую экологическую направленность:

· налоги;

· платежи за загрязнение и размещение отходов;

· продажу прав за загрязнение;

· субсидии и льготное кредитование;

· систему «залог – возврат»

· ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения, штрафы и пр.

Реализация этих задач предусматривает установление повышенных налогов для экологически опасных продуктов и видов деятельности и налоговых льгот для экологически чистых продуктов и деятельности.

Важные экономические инструменты по охране окружающей среды – платежи и штрафы за загрязнение. В принципе, они призваны компенсировать экологический ущерб. В соответствии с этим платежи выполняют две функции: 1) стимулируют предприятия сокращать выбросы вредных веществ; 2) являются источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных для ликвидации негативных экологических последствий различных видов деятельности.

Платность специального природопользования введена в республике в соответствии с Законом РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г.

Система платежей за специальное природопользование включает в себя две группы платежей:

1 группа – платежи за загрязнение выбросами и сбросами вредных веществ, размещение отходов в окружающей природной среде, в которую входят платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов:

· в пределах установленных нормативов;

· сверх установленных нормативов;

2 группа – платежи за использование земли, биоресурсов водоемов, а также ресурсов: водных, животного мира, лесных, недревесной растительности, недр, рекреационных. В эту группу входят платежи за использование природных ресурсов в пределах установленных нормативов и сверх установленных нормативов; за охрану и воспроизводство природных ресурсов.

В республике проделана определенная работа по внедрению платности за загрязнение окружающей среды.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» ставки платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления в окружающей природной среде в пределах норматива рассчитываются областными управлениями по охране окружающей среды по методическим документам, разрабатываемым Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан.

За основу для расчета берется общая сумма, необходимая для финансирования общетерриториальных мероприятий по защите окружающей природной среды от загрязнений в данном году и общий объем выбрасываемых загрязняющих веществ. Ставки платежей за нормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления в окружающую природную среду индексируются. Индексация производится областными управлениями по охране окружающей среды один раз в полугодие.

Платежи за превышение нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления устанавливаются в кратном размере к утвержденным нормативным ставкам. Кратность тем больше, чем значительнее превышение фактического объема загрязнений над нормативными.

В пределах лимитов эти платежи включаются в себестоимость
продукции (работ, услуг), а платежи за сверхнормативное загрязнение природной среды взимаются из прибыли или хозрасчетного дохода природопользователей.

Платежи за пользование природными ресурсами являются реализацией права местного населения на владение природными ресурсами, расположенными на территории, где оно проживает.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что основа для предъявления платежей за загрязнение окружающей среды и за использование природных ресурсов – это лимиты и квоты на выброс загрязняющих веществ и использование природных ресурсов, устанавливаемые Министерством охраны окружающей среды РК и другими министерствами и ведомствами страны, осуществляющими контроль за использованием природных ресурсов, и их органами на местах.

Обобщение вышерассмотренных существующих видов платежей с точки зрения выполняемых ими производственных функций, назначения позволяет классифицировать их в следующем порядке. Это платежи за:

· право пользования природными ресурсами;

· использование природных ресурсов;

· воспроизводство и охрану природных ресурсов;

· отчуждение природных ресурсов;

· охрану окружающей природной среды;

· несоблюдение природоохранного законодательства.

 

Контрольные вопросы:

1. Где впервые дано определение устойчивого развития?

2. Что принято на конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.)?

3. Что занимает центральное место в понятии устойчивого развития?

4. В чем сущность программы «Повестка дня на XXI век»?

5. В чем сущность теории устойчивого развития?

6. Какую программу принял Казахстан совместно с ПРОООН?

7. Какие экономические инструменты имеют экологическую направленность?

 

Литература:

9. 1. Тонкопий А.В. Экология и экономика природопользования. Алматы, 2001.

10. Сагимбаев Г.К. Экология и экономика природопользования. Алматы, 2001.

11. Мамыров Н.К., Топкопий М.С., Храпунов В.В. Экологическое состояние г.Алматы, Алматы, 2000.

12. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС», 2003.

13. Концепция экологической безопасности Республики Казахстан. Астана, 2002.

14. Национальный план по охране окружающей среды и др. проблемы по этому вопросу можно взять с Интернет – сайта по адресу http:// w w w neaps d.kz.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.091 с.)