Сущность и значение финансовой политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и значение финансовой политики



Содержание

Введение 3

1.Сущность и значение финансовой политики 4

2.Основные этапы финансовой политики России 8

3.Современная финансовая политика государства 9

4.Заключение 12

Список используемой литературы 13

 

Введение

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. В учебниках, в научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством.

Целью данной работы является, в первую очередь, раскрытие сущности финансовой политики, а также её значения для государства.

К тому же задачей данной работы ставится рассмотрение, на основе анализа исторических источников, типов финансовой политики в России, на различных этапах исторического развития страны, а также, в зависимости от сложившихся экономических отношений на этих этапах.

 

 

Основные этапы финансовой политики России

Различают несколько этапов финансовой политики России:

1) Финансовая централизация

На первом этапе финансовая политика России была сходна с типами финансовой политики, распространёнными в других странах. Этот этап длился до 1917г., поскольку в этом году Россия стала советским государством и на протяжении десятилетий в нашей стране проводилась планово-директивная финансовая политика. Данная финансовая политика формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса (1818-1881) и В.И. Ленина (1870-1924).

Марксистско-ленинская теория о сущности и функциях социалистического государства предопределяла главный принцип финансовой политики советского государства - финансовую централизацию.

Финансовая централизация, предусматривающая не только концентрацию подавляющей части финансовых ресурсов в распоряжении государства, но и монополию государства в организации финансовых отношений, стала необходимой, так как функции государства расширились настолько, что основными из них стали хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная.

Финансовая централизация выражалась в том, что государство непосредственно и монопольно стало регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения.

Таким образом, все стоимостные элементы системы управления фактически объединились в одну административно-командную систему управления всем производственным процессом.

Такая финансовая политика гарантировала переход от одной системы общественных отношений к другой, совершенно новой для истории человечества системе общественных отношений, и решение социально-экономических проблем, встающих перед советским государством на различных этапах его существования.

В послевоенные годы финансовая политика Советского государства была направлена на финансовое обеспечение соревнования со странами Запада, и прежде всего, с США в гонке вооружения и развитии космоса.

Заключение

Финансовая политика - это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределении общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.

В своём развитии финансовая политика, в России в ХХв., эволюционировала от финансовой централизации в советское время, до финансовой политики государства с рыночной экономикой, сходной с распространённой по всему миру среди развитых государств. Я думаю, это произошло не столько в силу субъективных причин (т.е. ошибок руководства страны), сколько в силу объективных причин развития экономики и международных связей страны.

В настоящее время большое значение приобретает международная финансовая политика она, как правило, направлена на развитие производительных сил страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

Особенно большое значение в настоящее время приобретает финансовая политика международных финансовых организаций.

Международная финансовая политика приобретает такое большое значение, поскольку, взаимодействие внутренней и внешней финансовая политики государства решает одну главную задачу - обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

 

Список используемой литературы

1. Финансово-кредитный словарь. В 3 т. -- М.: Финансы и статистика, 1994, 1996, 1998.

2. Финансы предприятий: Учебник для вузов/ Под ред. Н.В. Колчиной - М.: ЮНИТИ, 1998.

3. Финансы, Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред. Л.А. Дробозиной - М.: ЮНИТИ, 1997.

4. Финансы:учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В.Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

Содержание

Введение 15

1.История возникновения кредита 16

1.1 История возникновения торгового кредита 16

1.2 История возникновения потребительского кредита 16

2.Основные этапы формирования и развития кредитной системы России 18

2.1 Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г. 18

2.2 Структура кредитной системы СССР в 1925 г 19

2.3 Структура кредитной системы СССР до 80-х годов 20

2.4 Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов 21

2.5 Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 22

2.6 Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г. 23

3. Современное состояние и перспективы развития кредитной системы в Российской 25 Федерации

3.1 Современная кредитная система в России 25

3.2 Небанковские кредитные организации 25

4.Заключение 28

Список используемой литературы 31

Введение

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

Банки - одно из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и др. операции банки выполняют общественно - необходимые функции.

Появлению кредитных отношений и созданию современной кредитно-банковской системы Российской Федерации предшествовал длительный период, который определялся социально-экономическим условиями развития нашей страны. Она возникла еще в царской России и существовала в основном на двух уровнях: государственном и частном.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть основные этапы развития кредитных отношений и кредитной системы в Российской Федерации. Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Рассмотреть историю возникновения кредита;

2. Охарактеризовать основные этапы развития кредитной системы Российской Федерации;

3. Описать современное состояние кредитно-банковской системы в Российской Федерации.

 

Заключение

В современной России активно развивается коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.

Таким образом, в РФ постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.

В настоящее время наиболее заметным явлением в кредитной системе можно считать концентрацию и централизацию банковского капитала. Выделяются крупные банки, сосредотачивающие у себя значительную долю ресурсов, операций и персонала банковской системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают за счет расширения обслуживания крупной клиентуры, привлечения новых вкладчиков, получения высокой прибыли.

Острая конкуренция в банковском деле ведет к вытеснению мелких кредитных учреждений. Кризис 1998г. сильно "помог" проблемным банкам выйти из игры. Были отозваны более 50% банковских лицензий, выданных в период становления банковского сектора. Основной формой ликвидации самостоятельных мелких банков становится приобретение одним банком акций другого банка и превращение его в свой филиал. С помощью расширения филиальной сети банки привлекают новую клиентуру и капиталы. Этому процессу способствует повышение требований ЦБ РФ к минимальному размеру уставного капитала.

Особенно сильна концентрация банковского капитала в отдельных регионах, когда несколько банков сосредотачивают у себя подавляющую часть операций в определенном городе (особенно в крупных финансовых центрах России).

Проблемы подобного рода возможны у значительной части уцелевших банков - они, прежде всего, связаны с дефицитом сфер прибыльного размещения банковских ресурсов. Накануне кризиса вложения банков в рублевые федеральные долговые обязательства составляли в среднем 7,5% активов и обеспечивали без малого 15% их доходов. В настоящее время рублевые институты такого уровня фактически отсутствуют. Единственным исключением являются депозиты коммерческих банков в ЦБ РФ, однако они не превышают 3% суммарных банковских активов.

Конкуренция в банковском деле выходит на международный уровень. Усиливается проникновение на российский финансовый рынок иностранных банков путем открытия их филиалов и представительств, создание банков с участием иностранного капитала. Банки, которые не могут эффективно использовать средства внутри России, ищут более выгодные и надежные сферы их размещения за рубежом. Доля иностранных активов в активах банков продолжает расти. 1 июня 1999 - 12, 5 млрд. долларов, т.е. кризис не избавил банки от застарелых проблем. Те, что смогли устоять после 17 августа, были серьезно ограничены в возможностях эффективно использовать средства внутри страны. Большинство банков по-прежнему не в состоянии успешно кредитовать производство и предпочитают держать средства в ликвидной форме, кредитовать производство или вывозить капиталы за рубеж. Существует опасность того, что уже в ближайшем времени банки внутри страны смогут заниматься лишь расчетно-кассовым обслуживанием клиентов и сервисом по экспорту капитала. Т.е. банковский кризис в России еще далек от завершения. Он перерастает в глобальный кризис финансового посредничества и грозит надолго лишить экономику инвестиций, т.е. замедлить переход к устойчивому экономическому росту.

Политика валютного курса является неотъемлемой составной частью денежно-кредитной политики и должна соответствовать ее главной цели-- снижению инфляции.

В качестве механизма курсообразования сохраняется использование режима плавающего валютного курса. При этом важными задачами Банка России остаются сглаживание резких колебаний валютного курса, не обусловленных объективными экономическими причинами, а также поддержание официальных валютных резервов на уровне, необходимом для обеспечения макроэкономической стабильности.

Режим плавающего валютного курса позволяет Банку России:

- проводить денежно-кредитную политику, более независимую от внешних

шоков, ограничивая влияние фактора нестабильности мировых цен, прежде всего на энергоносители;

- сохранять и накапливать золотовалютные резервы;

- сглаживать резкие колебания обменного курса рубля, минимизируя использование золотовалютных резервов, в условиях отсутствия обязательств по поддержанию обменного курса на определенном уровне.

Несмотря на то, что главные задачи политики плавающего валютного курса остаются в целом прежними, ее содержание значительно отличается от курсовой политики, проводившейся после финансово-экономического кризиса 1998 года. В тот период в условиях высокой инфляции и кризиса финансовой системы в рамках перехода к режиму плавающего валютного курса происходила масштабная коррекция курса российского рубля с выходом его на новый уровень равновесия. При этом важнейшее значение придавалось сохранению и пополнению официальных валютных резервов в ситуации, когда требовалось восстановить доверие к органам денежно-кредитного регулирования и использовать золотовалютные резервы для финансирования выплат по внешнему государственному долгу.

 

 

Список использованной литературы

1. Финансы. Учебник для вузов. Под редакцией Дробозиной Л.А., «Финансы», М.: 2002.

2. Булатова А.С. Экономика. Учебник. М.: Бек. 1994.

3. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2002. №10

4. Живалов В.Н. Финансовая система России, Экономика, 1999 г.

 

Содержание

Введение 3

1.Сущность и значение финансовой политики 4

2.Основные этапы финансовой политики России 8

3.Современная финансовая политика государства 9

4.Заключение 12

Список используемой литературы 13

 

Введение

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. В учебниках, в научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством.

Целью данной работы является, в первую очередь, раскрытие сущности финансовой политики, а также её значения для государства.

К тому же задачей данной работы ставится рассмотрение, на основе анализа исторических источников, типов финансовой политики в России, на различных этапах исторического развития страны, а также, в зависимости от сложившихся экономических отношений на этих этапах.

 

 

Сущность и значение финансовой политики

Финансовая политика - основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений, - обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом.

Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность различных общественных потребностей, степень удовлетворения которых зависит, прежде всего, от финансовых возможностей, то есть от имеющихся финансовых ресурсов и от финансового потенциала государства. Поэтому второй главной и непреходящей целью финансовых отношений является такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализацию той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества. Поэтому не следует привязывать финансовую политику исключительно к экономической политике.

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.

Финансовая политика имеет самостоятельное значение и в то же время, является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Политика, политическое воздействие, политическое руководство сводятся к трем основным элементам:

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

Следовательно, финансовая политика - это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределении общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.

Использование финансовой политики только как средства выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны.

Например, многими специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса - её губительность. Тем не менее она долго оставалась без изменения. Проводимая же в настоящее время реформа налоговой системы, по большому счету, не меняет её сущности. В данном случае государственная финансовая политика трансформировалась в финансовую политику отдельной группы лиц, которую активно проводят в жизнь соответствующие органы государственной власти.

Другой пример - из области взаимоотношений государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платежей, в том числе штрафов, и никоем образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.

Из изложенного выше можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения цели тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ -- долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

 

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства. В правовом демократическом государстве показатели финансовой статистики должны быть достоянием широкой общественности; финансовая отчетность также должна быть регулярной, своевременной и доступной, а главное - достоверной.

.

 

 

.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.054 с.)