Особенности фитнес-бизнеса в российских регионах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности фитнес-бизнеса в российских регионах



(доклад к дискуссии на MIOFF 2016)

 

В нашей стране исторически сложилось разделение на столицы и провинцию. Кроме формальной столицы – Москвы, - статусом столичного города в сознании многих людей обладает и царская столица - Санкт-Петербург, а провинцией называется все остальное. Можно сказать, что между понятиями «столица» и «провинция» существует психологическая пропасть, которая была всегда, но углубилась социально-экономическими особенностями эпохи социализма. Во времена централизованного распределения и хронической нехватки товаров магазины двух самых больших городов страны выглядели значительно лучше по сравнению с провинциальными. В условиях всеобщего дефицита власти вполне сознательно пренебрегали снабжением маленьких населенных пунктов, чтобы создать в больших городах своеобразную витрину «достижений социализма». Сейчас разрыв в обеспечении продуктами и товарами фактически ликвидирован, но возникли другие интересные нюансы. Разрыв в коммунальном обеспечении столиц и регионов до сих пор весьма значителен, и это бросается в глаза. Например, столичные жители уже давно привыкли, фланируя по улицам, не смотреть под ноги, поэтому во многих региональных населённых пунктах неизбежно попадают в грязные лужи и выбоины в дорожном покрытии, а взор неизменно падает на обшарпанные дома и покосившиеся хибары, сохранившиеся в самых неожиданных местах даже в «милионниках». Есть теории о том, что вороватые провинциальные власти крадут все, что выделено на коммунальное обеспечение, а благородные столичные неустанно заботятся о нуждах людей. Увы, причина состоит в другом: через две столицы проходит так много бюджетных денег, что все просто физически не украсть, и что-то неизбежно уходит мимо карманов, на дело. Впрочем, эта бесконечно-печальная тема не является темой данной статьи. Наша задача – обсудить вопросы, связанные с развитием фитнес-бизнеса в регионах. Уровень развития фитнес-бизнеса в какой-то мере отражает уровень развития социальной жизни, так как фитнес как товар или услуга не является для людей предметом первой необходимости. Для регионов характерно не только отставание в коммунальном обеспечении, но и в некоторых аспектах социальной жизни. Наша задача – определить, есть ли вообще разрыв в уровне организации фитнес-бизнеса в столицах и регионах, насколько значителен, можно ли его преодолеть и как это сделать наилучшим способом. Главное – понять, так ли необходимо беспокоиться на этот счет.

Теоретически можно предполагать, что все столичное – больше и лучше. Из этого следует очевидный вывод: разумно подражать тому, что больше и лучше, следовательно, региональный фитнес должен развиваться по образцу и подобию столичного. Если развивать мысль дальше, можно утверждать, что те региональные клубы, которые копируют столичные, обречены на успех. Но так ли это на самом деле?

Сразу следует пояснить читателю некоторые нюансы авторского толкования терминов «больше» и «лучше». Для меня любой фитнес-клуб априори является хорошим заведением, хотя бы потому, что его деятельность связана с физической активностью людей, то есть позитивным стремлением людей к укреплению и поддержанию здоровья. К сожалению, далеко не все фитнес-продукты, которые предлагаются в российских клубах, можно считать в этом смысле полезными. В частности, методы безудержной трансформации тела, которые пока предлагаются клиентам в качестве основных. Чуть ли не единственных продуктов, скорее разрушают здоровье, чем способствуют его укреплению. Сочетание безудержного «массонабора», точнее, «мясонабора», со столь же безудержным «похуданием» любой ценой не имеет никакого отношения ни к здоровью, ни к качеству жизни, и примеров подтверждения этого тезиса так много, что не стоит тратить время на их упоминание. Трансформация тела как самоцель калечит не только тело, но и психику, что совершенно очевидно следует даже из беглого знакомства с письменным «творчеством» адептов этого увлечения в социальных сетях. Отдельные завсегдатаи пабликов «трансформаторов», судя по содержанию и манере высказываний, явно нуждаются в помощи, и даже не психолога, а психиатра, с таблетками и шприцами. Не верите? Почитайте сами, но уберите от мониторов детей и домашних животных. Однако даже с учетом негативных нюансов фитнес можно считать позитивным социальным феноменом, поэтому предприятия и сооружения, где люди могут заниматься оздоровительными упражнениями, я рассматриваю как хорошие места для проведения досуга, хотя бы потому, что большинство их посетителей не ударяются в крайности и не разрушают свое телесное и психическое здоровье. То, что они проводят несколько часов в неделю в месте, где хоть как-то, даже лениво, двигаются, приносит пользу здоровью. В этом смысле любой модный ресторан принципиально уступает самому неважному фитнес-клубу.

Определения «лучший» или «хороший» является эмоциональными, а не рациональными характеристиками, и подобная оценка сугубо индивидуальна. То, что хорошо для одного человека, может быть плохим для другого. Если попросить людей сравнить фитнес-клубы и сказать, какой из них лучше, они будут руководствоваться личными критериями качества, причем в некоторых случаях эти критерии диаметрально различаются. Например, представьте себе дискуссию о качестве фитнес-клуба между фанатиком бодибилдинга и столь же упертым поклонником йоги. Думаю, что они никогда не найдут компромисса. Или, что важно, но совершенно не очевидно для многих специалистов: представьте, насколько радикально будут различаться оценки мужчин и женщин, а уж если мы будем ранжировать их по возрастным группам, то столкнемся с бесконечным разнообразием критериев оценки. Для перевода в конструктивную плоскость любой дискуссии о том, насколько «хорош» или «плох» фитнес-клуб, необходимо найти универсальный критерий оценки качества, который может быть принят всеми участниками как объективный.

При всех различиях между клубами есть нечто общее, что их объединяет. Все они по форме организации являются коммерческими предприятиями. В любом виде деятельности существует универсальный и объективный критерий качества работы коммерческих предприятий, вне зависимости от приоритетов покупателей конкретных товаров или услуг. Здесь все просто: таким показателем успешности деятельности являются деньги, точнее, прибыль. Есть прибыль – хороший клуб, нет прибыли – плохой. Вы можете возразить, что клуб может быть хорошим, а прибыли нет, «патамушта клиенты жадные, конкуренты-сволочи, кризис и ваще просто не везет». Однако ваши возражения не принимаются.

Если люди несут деньги в достаточном для получения прибыли количестве, значит, их вполне устраивает качество и цена.

Если не несут – не устраивает.

Если несут, но клиентов мало, значит, ваш клуб предназначен для единичных эстетов с изысканными вкусами.

Теперь можно поставить и вопросы.

Если клуб, по вашим утверждениям, хороший, где деньги, точнее, прибыль?

Если вы называете «вот тот клуб» плохим, почему в нем так много людей? Ваш клуб - хороший, но ему просто не везет, потому что «форматных клиентов мало»? А вы что, предполагали, что в столицах клиентов, которые могут заплатить за «карту не для всех» 150-200-280 тысяч рублей – как комаров над болотом, и надо за несметную кучу денег построить клуб чудовищных размеров, чтобы их вместить? И где же они, толпы миллионеров, жаждущих отдать вам эти деньги? Единицы? Надо же, кто бы мог ожидать, ведь клуб такой красивый получился?!» Ну, ввалите еще десяток миллионов в рекламу, у инвестора денег много.

А, так у вас клиенты делятся на «правильных» и «неправильных»? Тогда позвольте уточнить, чем отличаются «правильные» денежные купюры от «неправильных»? Цветом? Размером? Толщиной бумаги? Не можете? Ну, тогда продолжайте в рекламе гордо оповещать весь мир о том, что «мы очень премиальные, и наш клуб - не для всех, поэтому никогда не бывает очередей на тренажеры» и при этом втайне жгуче завидовать соседнему дешевому клубику, который ломится от «неправильных» посетителей в любое время суток.

«О, это же столичный клуб!» Вопрос: на основании чего вы предполагаете, что столичный фитнес-клуб априори лучше регионального по указанному единственному реальному критерию качества? Вы судите по активности, даже навязчивости рекламы? По броской «упаковке»? А вы заглядывали в бухгалтерскую документацию клуба или судите лишь по оптимистичным докладам ослепительно улыбающихся представителей клубов, вещающих о космических успехах на форумах? Ну, тогда вам будет интересен такой пример: в одной из известных и не самых проблемных столичных сетей, которая насчитывает более 10 клубов, около 60% выручки приносит только один. Следовательно, можно закрыть как убыточные почти все остальные? Кстати, подчеркну, не прибыли, а выручки, и я не уверен насчет наличия реальной прибыли. Думаете, руководители этого не знают? Знают, они же мне и сообщили эту информацию. Тогда возникает закономерный вопрос: почему же владельцы не отрезают убыточные части? Ответ на него одновременно прост и абсурден: на сегодняшний день в России главным принципом в бизнесе является слоган «не важно, как это работает, главное – как это выглядит». Можно использовать и простонародный аналог этой красивой фразы – «понты дороже денег», но суть не меняется. Красивая внешняя оболочка часто скрывает финансовое содержание, которое можно деликатно назвать проблемным, и это составляет главную коммерческую тайну многих «лидеров рынка». Однако они вам об этом ни за что не скажут, более того, при каждом удобном случае будут сохранять уверенный вид, да еще и учить вас, как «правильно построить бизнес». И вы будете верить и усердно следовать советам, иногда вполне бескорыстным, и потеряете деньги впоследствии. Однако часто бывает и по-другому: вы платите за эти советы очень немалые деньги сразу и… опять теряете деньги впоследствии. Пока вам показывают яркий клуб и рассказывают о его неоспоримых достоинствах, фактическая убыточность – проблема владельца и руководителя. Но стоит вам его бездумно скопировать или бездумно последовать советам его создателей – и это будет уже ваша проблема.

«Большой». Напомним, что только что мы пришли к выводу о том, что мы можем считать коммерческое предприятие хорошим лишь при одном условии: оно приносит прибыль. Утверждение о том, что большой клуб – это обязательно клуб хороший, тождественно тезису, что толстый человек здоровее худого. Вы же в это не верите, не правда ли, коллеги? Так почему же вид огромного фитнес-монстра приводит вас в экстаз? Возможно, вы видите перед собой просто памятник навсегда потерянным деньгам. Зачем некто потратил кучу денег на бесполезное сооружение чудовищных размеров? Для того чтобы менеджеры пытались поразить сознание потенциального клиента заявлениями о том, что «наш клуб – самый большой»? Вы считаете, что клиент пришел здание покупать? Тогда, конечно, метры имеют для него значение. К слову, пирамида Хеопса побольше будет, но много ли прибыли она принесла от своей деятельности самому Его Величеству фараону Хеопсу, владельцу, если можно так сказать? Он строил свою вожделенную пирамиду 30 лет и за это время полностью угробил экономику Египта. Но смотрится величественно, не правда ли?

Практика аудитов и анализ деятельности многих российских клубов неоспоримо свидетельствует о том, что в настоящее время клубы площадью более 1500 кв.м имеют весьма проблемную экономику, особенно если они построены недавно. Это очень существенная поправка, и вот почему.

15-20 лет назад фитнес как бизнес мог развиваться в условиях, которые можно назвать райскими, тропическими. Даже 10 лет назад условия были примерно такими же. В тропиках можно воткнуть в землю палку - и через год она покроется листьями. Первые фитнес-клубы, в том числе те, которые положили начало известным российским сетям, возникли в условиях наибольшего благоприятствования.

Во-первых, практически абсолютный конкурентный вакуум. В столицах физически не было конкурентов, а уж в регионах…

Во-вторых, большое количество дурных денег в то время - эпохе первоначального накопления капитала по Марксу. Один ушлый человек случайно оказался рядом с трубой, по которой текли нефть или газ, другой удачно украл эшелон с дровами или пару фур с металлами, третий – молодой комсомолец - оказался у мешка с «деньгами партии» - этого было достаточно, чтобы после пары удачных операций получить фантастические деньги. Первыми приобретениями нуворишей были подержанный «крузак» и «пальтоха в пол». Затем следовало строительство на бывших колхозных землях краснокирпичного замка с башенками. Жить стало лучше, жить стало веселее, и трем перечисленным персонажам казалось, что наступило полное счастье. Правда, моментально появился и четвертый, который настоятельно рекомендовал построить над новоявленными миллионерами крышу, чтобы дождик не замочил. Говорил он и даже действовал весьма убедительно, и по здравому размышлению приходилось с ним делиться. В любом случае описанные фигуранты уголов.. пардон, предпринимательской деятельности начинали считать себя крутыми капитанами бизнеса, понастроили «офФисов», обзавелись ослепительными куклами-секретаршами, понабрали менеджеров с неопределенными функциями, и, закрыв от удовольствия глаза, поверили, что живут в развитом капиталистическом обществе со всей его словесной атрибутикой. В частности, начали раздавать бабл.., пардон, инвестировать денежные средства в новую западную игрушку – «фитнесС-клубы». Консультантами новоявленных инвесторов и будущими руководителями неизменно выступали тренеры подпольных при социализме «качалок» и бывшие спортсмены. Именно они и «выткали палки» в плодороднейшую землю пустого поля фитнес-бизнеса. Они были первыми, и только за это стоит относиться к ним с уважением. Но можно ли назвать «выткателя палок» опытным селекционером? Посмотрим.

В благословенные времена конкурентного вакуума, полного правового и экономического беспредела схема работы первых клубов была очень простой.

Находились «дурные» деньги на «фитнеСс-клуб».

В качестве руководителя ставился, как правило, спортсмен, иногда весьма уважаемый, но явно не специалист в экономике и управлении. Однако как мы увидим, ему это было не нужно.

Подбиралось подходящее помещение, благо, в годы первичной дикой приватизации предложений было море. А ставки аренды помните? А стоимость строительства? Это ж была песня!

Руководитель-спортсмен выбирал оборудование, которое закупалось за границей. Естественно, он выбирал ассортимент в соответствии со своими представлениями о том, что главное в «фитнесСе»– обеспечить «правильную» методику тренировок, Под словом «тренировка» обычно в те годы понималось исключительно накачивание бицухи, «база» и прочие кошмары. Создавая клуб, руководитель неустанно создавал рай для себя, любимого, и в методическом, и в «экономическом» смыслах. Обычно оборудование закупалось как запчасти или металлоконструкции промышленного назначения, чтобы покупать и провозить его через границу за копейки. О веселых временах на таможне тех времен надо напоминать? И о том, что и как можно было возить туда-сюда?

В качестве тренеров спортсмен неизменно приглашал своих коллег. Для групповых программ набирались дамы элегантного уже тогда возраста с опытом проведения «ритмической гимнастики» (полосатые вязаные гольфы в сочетании с купальниками помните?). Любая же девица, которой посчастливилось посетить групповую аэробику за границей, возвращалась домой в статусе эксперта по групповым программам, и её буквально рвали на части. Там же девица там же подглядывала за работой менеджеров клубов и выступала уже в качестве эксперта по продажам. Украденные за границей и рабски переведенные с «американЬского» «скрипты и модули» до сих пор гуляют по городам и весям, и даже находят еще неискушенных лохов-покупателей, а уж тогда казались чуть ли не священными скрижалями, сомнение в истинности которых было ересью, достойной костра.

Клуб строился, и за год до открытия начинались «предпродажи». Они, как и продажи после открытия, были простыми и незатейливыми: бери деньги, клади в сейф, раскладывай по конвертам! Касса? Какая из двух-трех? Да и нет у нас никакой кассы. Налоги?? Зачем? Кто спросит? Быстро надо, быстро!!! Рыночная экономика того времени была рыночной в буквальном смысле слова. Как и на сельскохозяйственном рынке, любой товар обменивался на живые деньги, без касс и прочих формальностей. Так было везде, и фитнес-клубы – не исключение. С экономической точки зрения фитнес-бизнес того времени представлял собой примитивнейшую операцию, которая не требовала ни подготовки, ни образования, ни даже элементарного ума, только напора и быстроты. Брать подобную «бизнес-методику» за образец сейчас, мягко говоря, - шизофрения.

Народ на новую игрушку валил валом, причем народ особый, не искушенный элементами сладкой жизни, но уже набивший карманы дурными деньгами. Вы помните, сколько стоили карты первых московских и питерс.., пардон, тогда еще ленинградских фитнес-клубов? Сотни и тысячи долларов, и это при том, что квартиру можно было купить тысяч за пять-десять этих самых зеленых. Но в городах-милионниках даже такие, ужасающие по сравнению со средними зарплатами, цены были оправданы. Во-первых, в те времена высокая цена была самой главной фишкой для привлечения нуворишей, у которых от внезапного притока денег возникло что-то вроде кислородной эйфории - бешенство потребления. Ошалевшие от нахлынувшего богатства и иллюзии счастья люди рвались потратить побольше и немедленно! Во-вторых, в больших городах таких людей было уже достаточно много для того, чтобы мгновенно заполнить малочисленные тогда клубы. Посещение фитнес-клуба моментально стало статусным признаком, а за статусный признак и сейчас многие россияне готовы покупать то, что им не по карману, а уж тогда и подавно. Фитнес-клубы были сверхприбыльными предприятиями, а их создатели и владельцы в одночасье получили статус великих специалистов и преисполнились уверенности в этом. Именно это атавистическое чувство до сих пор проявляется в том, что многие из «фитнес-гуру» общаются с «подлым народом» – новичками фитнес-бизнеса - свысока и всегда поучающим тоном. Кстати, несмотря на то, что некоторые презренные неофиты – энергичные фитнес-бизнесмены новой волны, - изрядно потеснили надменных «гуру фитнеса» на рынке. Ну, кому-то важно сохранять аристократизм, стоя на ветру в дырявых спадающих штанах, это всегда было и будет.

Инвестор возвращал свои инвестиции легко и быстро, физически извлекая их из сейфа, в который складывались деньги от продаж «мимо кассы». Естественно, такой простой бизнес привлекал многих потенциальных инвесторов, и клубы росли как грибы. Это, конечно, можно было приветствовать, если бы не одно обстоятельство: каждый из новых клубов искал своих клиентов, и происходило постепенное растаскивание небезграничной клиентской массы, имеющей сравнительно высокие доходы. Требовалось привлекать новых людей, из других сегментов рынка. Самые умные из руководителей клубов поняли это, однако самые непреклонные и, как показало будущее, недальновидные, не могли поступиться «аристократическими принципами». Привычно белозубо улыбаясь в пространство, они с тщательно скрываемой тоской смотрели на постепенное уменьшение полноводной реки денег до размеров жалкого ручейка. Мысль о том, что бешеные потоки бабла, протекающие мимо, массы «подлого народа» несут в другие места, как-то не радовала аристократов. Однако разве могли «гуру» опуститься до понимания тождественности денежных купюр в карманах олигархов и клиентов клубов с невысокой стоимостью услуг, то есть на языке фитнес-аристократии «бичей», «нищедродов», а также «обитателей коммуналок», как недавно выдала мне одна провинциальная, не слишком умная дама? Надпись на фронтоне клуба, оповещающего весь мир о его «элитности и премиальности», правда, давно облупилась, но никто этого не замечает. Отличный способ решить проблему: закрыть глаза – и нет её. С людьми – так же, но иногда идиотизм проявлений просто поражает. Например, ознакомимся с одним в одном «масштабным исследовании рынка фитнеса» за 2013 год, выданным на-гора московской компанией, «лидером рынка маркетинговых исследований», как они себя с придыханием называют. В этом эпохальном труде вообще не присутствует … компания АЛЕКС-ФИТНЕС, которая к моменту «исследования» насчитывала в своем составе более 60 клубов, что существенно, в разы больше, чем у любого их тщательно перечисленных «лидеров». Впрочем, на каких-то второстепенных страницах она вскользь упоминается. Ну да, ребята, проще не увидеть компанию – реального лидера, это «по-маркетологовски». Зато читателям приятно. Некоторым.

За 20 лет поле конкуренции покрылось целым лесов из разнообразных «деревьев» - фитнес-клубов, и даже «пустоши», то есть регионы, по которым двадцать лет назад гуляли ветры, теперь сами обзавелись даже не лесами, а джунглями фитнес-клубов.

Что мы имеем сейчас? Времена изменились, но люди – нет. Многие из «гуру фитнеса» все еще пытаются с упорством, достойным лучшего применения, втыкать палки в давно заселенную конкурентами землю, отказываясь понимать причины того, что денежные листочки не распускаются. Те принципы и методы, при помощи которых они создавали свои клубы, вернее, единственный метод простого «втыкания палки», не работает сейчас, в условиях другой экономики, другой конкурентной ситуации, другой структуры клиентской массы. Нельзя бесконечно тыкать пальцем назад, указывая миру свой чудом построенный дворец, или даже два дворца, или даже пару десятков. С таким же успехом потомки пирата Генри Моргана могут уверять всех в том, что лучший бизнес – это выйти в море на паруснике под черным флагом и грабить торговые суда. Времена не те, старые методы не срабатывают! При всем уважении, даже у бывших лидеров рынка, некоторых сетей, количество клубов является, скорее, свидетельством не успехов, а поражений. Вы открыли на практически пустом рынке 10-20 клубов? Молодцы, снимаю шляпу. Но за это же время, на предельно заполненном западном рынке открылись сети из сотен клубов, и это в условиях жесткой конкуренции, в рамках очень жесткого налогового законодательства и тотального фискального контроля. Если кто не понял, объясню: они работают исключительно «по-белому». Их реальные, а не высосанные из пальца, как это умеют российские «маркетолухи», обороты составляют миллиарды, и отнюдь не рублей. А у нас? Ребята, вы действительно считаете ЭТО успехами?

Люди, повторяем, не изменились.

Я никогда не поверю, что человек, пускай и со стажем в фитнес-бизнесе, может дать внятный совет неофитам, если он в принципе не понимает разницы между выручкой и прибылью, и не хочет понимать. В противном случае он не выступал бы с бесконечными докладами на форумах и в социальных сетях, уже из названий которых буквально сочится это непонимание.

Я никогда не поверю, что «гуру фитнеса», который начинает блеять нечто нечленораздельное в ответ на вопрос о себестоимости услуг его клуба, может кого-то учить тому, как создавать прибыльные клубы.

Я никогда не поверю, что «знаковая персона фитнес-бизнеса», которая считает, что рентабельность – это прибыль, деленная на эксплуатационные расходы, что-то реально понимает в деле, которым «занимается с 1990 года и создал клуб». Кстати, реальную прибыль персона тоже не может определить.

Кто лучше всех разбирается в факторах надежности качества работы и автомобиля? Его создатель? Отнюдь нет, только механик, который его ремонтирует. Специалист видит все конструкционные «косяки» и только он в состоянии их исправить. Вы можете предъявить ему претензию в том, что он сам не создал ни одного автомобиля? Да пусть он хоть управлять не умеет, лишь бы ремонтировал хорошо и автомобиль после ремонта нормально ездил!

Кто лучше всех знает, как сохранить здоровье и не болеть? Покрытый мхом со времен царя Гороха теоретик-доктор медицинских наук? Нет, врач скорой помощи и его собрат – патологоанатом. Они непрерывно сталкиваются с реальными причинами болезней и смертей.

Кто может лучше всех оценить надежность стиральной машины? Её продавец? Производитель? Как бы не так! Только обычный ремонтник из сервисной службы.

Кто лучше всех понимает истинное отношение людей к гигиене, уровень бытовой культуры? Философ? Социальный психолог? Нет, простая уборщица тетя Клава.

Российский фитнес-бизнес в аллегорическом смысле пока представляет собой обветшалый паровоз, с торчащим на всякий случай в уголочке пыльным «Переходящим Красным Знаменем ударника коммунистического труда». На залатанном тендере паровоза криво приляпана табличка «такси для населения», но внутри нет кассы, а за рулем восседает не квалифицированный водитель-профессионал, а лихой «бомбила», и движением управляют даже не стрелочники, а какие-то люди с улицы, невероятно напыщенные и гордые собой. Правда, в узлы паровоза эпизодически заливают высококлассное масло, кабину перекрашивают современными красками, в основном, канареечных оттенков, обвешивают гирляндами лампочек, но он от этого не едет быстрее, а скрипит и чадит так же. Но со стороны выглядит весело, а если сидеть внутри, то даже возникает иллюзия движения, так как паровоз периодически корчится в спонтанных судорогах.

Когда меня спрашивают о том, какой из двух клубов, А и Б, лучше, я отвечаю: «Покажите мне бухгалтерию и дайте провести беглый расчет – скажу». А всякие невнятные факторы, вроде размеров (ну, это по Фрейду прямо), стажа работы, принадлежности к брендам и прочее – ерунда. Хороший клуб – только прибыльный клуб. Такой клуб можно было легко создать в 90-х, пользуясь лишь спинным мозгом с одним выраженным рефлексом – хватательным. Однако его невозможно создать сейчас теми же способами, по тем же канонам, «скрипатм и модулям». Наступило время умных, а время живых памятников самим себе проходит. Выигрывают не самодовольные, а умные и образованные.

Жизнь – это постоянные изменения. Те, кто не меняются – уйдут, и сфера фитнеса в этом отношении - не исключение. Не стоит ахать и охать по этому поводу, перед нами закономерная реализация модели любого эволюционного процесса. Динозавры, которые в течение сотен миллионов лет были царями природы, вымерли (астероидная гипотеза вымирания довольно спорна), а освободившуюся нишу заняли прародители нынешних млекопитающих. Они были небольшими по размерам, скромными на вид, но весьма активными, и настал момент, когда царями природы стали именно они. Да простят меня специалисты по эволюции животного мира за упрощенную модель, но динозавры были слишком «крутыми», и не испытывали потребности в изменениях, что, в итоге, их и сгубило. Мир меняется, и те, кто не могут или не хотят меняться с ним, неизбежно исчезнут. Вопреки словам из известной песни Андрея Макаревича, под изменчивый мир иногда стоит прогибаться, он никогда не «прогнется под нас». Правда, прогибаться нужно осознанно, а не рефлекторно. В нашей сфере деятельности излишняя принципиальность отдельных фигурантов часто обусловлена неадекватной оценкой собственной личности и её места в истории отечественного фитнеса. Такие «знаковые персоны», как они любят себя называть в своей среде, сойдут с арены в обозримом будущем. Процесс уже идет нарастающими темпами и вымирание «самодостаточных», скорее, самодовольных «фитнес-динозавров» не за горами. Есть звоночки, причем такие, что они уже громче колокольного звона, только у некоторых персон, похоже, уши заложены. Идут новые, молодые, энергичные, образованные и зубастые. It's evolution.

Если у вас так много денег, что их некуда девать, то разумнее будет потратить их не на сооружение фитнес-чудовища в несколько тысяч квадратных метров, а на покупку лотерейных билетов. Честно слово, тогда появится шанс вернуть хоть что-то. То же самое можно сказать о клубах со сложной структурой. Вам нравятся клубы с бассейном? Мне они тоже симпатичны, хотя в России я предпочитаю в бассейны не лезть. За редким исключением, в бассейнах просто грязно, причем всевозможные «уникальные системы очистки» - рекламный фейк, вы уж мне поверьте. Однако мои симпатии полностью дезавуируются трезвыми расчетами, согласно которым бассейн в составе фитнес-клуба – это глубокое экономическое обременение. Часто на глаза попадаются проекты фитнес-клубов, в которые понапихано (другого слова не скажешь) так много всяких «опций для клиентов», что просто диву даешься. Создается впечатление, что еще на стадии начального обдумывания проекта инвестор объявил конкурс: а кто придумает максимальное количество помещений для тотального удовлетворения любых желаний человечества? В основе такой распространенной практики лежат три ошибки:

· Убежденность инвестора, что все, что нравится ему или его знакомым, понравится всем.

· Не менее глубокая убежденность в том, что большинство клиентов мечтает о том, чтобы провести в клубе как можно больше времени, попутно покупая и тренировки, и услуги салона, и ужин в кафе, и все остальное. На самом деле это делают лишь единицы. Даже такие, казалось бы, естественные опции, как бассейн и тренировочные зоны ГП и ТЗ совмещают в течение визита в клуб лишь единичные клиенты.

· Непонимание принципиальных различий между понятиями «клиенту нравится» и «клиент готов платить».

В реальности такая «многофункциональность» оборачивается неразрешимыми логистическими проблемами, поскольку для каждой «опции» привлекаются разные категории потенциальных клиентов, которые просто мешают друг другу. Клуб превращается в улей из множества клетушек, между которыми хаотично блуждают немногочисленные ошалевшие посетители. На память приходит кавказская притча о человеке, которого обуяла жадность, и он потребовал, чтобы скорняк сшил ему несколько папах из одной шкуры. Тот выполнил пожелание «инвестора» и сшил ему папахи… на каждый палец. Идеальный фитнес-клуб – это большой тренажерный зал, пара залов групповых программ и большие раздевалки, общей площадью не более 1 500 кв.м. Да, не помешает продающий(!) медкабинет на будущее, склад и одно небольшое универсальное офисное помещение. Все. И никаких аморфных отделов продаж и маркетинга, кабинетов непонятно чего, всяких зон отдыха с фонтанами, пуфами, ламбрекенами, канделябрами и колоннами неизвестно для кого и лишних, лишних, лишних штатных единиц.

Однако вернемся на исходные позиции. Широко распространено мнение о том, что в столицах больше фитнес-клубов, и они весьма разнообразные. До разнообразия мы еще доберемся, сейчас решим вопрос с количеством.

Для начала читателю статьи предлагается сухая информация.

Согласно данным от 09.03.2016 об оценке количества жителей на 01.01.2016 общая численность населения России на 1 января 2016 года составляет 146 544 710 человек[12].

Ниже представлен список крупнейших городов России на 01.01.2016. Крупнейшим городом России является Москва с населением 12 330 126 по данным Росстата. Далее следует Санкт-Петербург с населением 5 225 690 и Новосибирск с населением 1 584 138 человек.

Всего в России 169 городов с населением более 100 тысяч человек. Из них: 15 городов-миллионников; 21 город с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек; 43 города с населением от 250 тыс. до 500 тыс. человек; 90 городов с населением от 100 до 250 тыс.

Таблица 1. Численность населения крупнейших городов России

Город на 1 января 2016 года Субъект РФ, в состав которого входит город
  Москва 12 330 126 Москва
  Санкт-Петербург 5 225 690 Санкт-Петербург
  Новосибирск 1 584 138 Новосибирская область
  Екатеринбург 1 444 439 Свердловская область
  Нижний Новгород 1 266 871 Нижегородская область
  Казань 1 216 965 Республика Татарстан
  Челябинск 1 191 994 Челябинская область
  Омск 1 178 079 Омская область
  Самара 1 170 910 Самарская область
  Ростов-на-Дону 1 119 875 Ростовская область
  Уфа 1 110 976 Республика Башкортостан
  Красноярск 1 066 934 Красноярский край
  Пермь 1 041 876 Пермский край
  Воронеж 1 032 382 Воронежская область
  Волгоград 1 016 137 Волгоградская область

Как следует из таблицы, совокупное население двух «столиц» - Москвы и Санкт-Петербурга – составляет около 17,5 млн. человек, то есть примерно 12% всего населения России.

А теперь посмотрим, сколько фитнес-клубов находится в некоторых городах России.

 

Таблица 2. Ранжирование городов-милионников России по количеству фитнес-клубов на 100 тыс. населения

 

Город Количество фитнес-клубов Количество фитнес-клубов на 100 тыс. населения**
  Екатеринбург   13,8
  Новосибирск   12,5
  Красноярск   11,7
  Пермь   10,2
  Нижний Новгород   9,5
  Челябинск   9,5
  Омск    
  Самара   7,6
  Ростов-на-Дону   7,3
  Волгоград   7,3
  Санкт-Петербург   6,4
  Казань    
  Москва    
  Уфа   4,6
  Воронеж   4,2

** учтено население на начало 2014 года.

 

В России нет корректной статистики, касающейся фитнес-бизнеса. Яркой иллюстрацией этой прискорбной ситуации выглядят оценки количества фитнес-клубов, которые приводятся в различных источниках, от непрофессиональных интернет-публикаций до государственных документов, в частности, официальных отчетов Госкомстата. В этих источниках количество фитнес-клубов в России оценивается в пределах двух-трех тысяч. Однако у нас нет оснований доверять этим данным. Простая логика: обратим внимание, что общее количество фитнес-клубов только в 17 городах, согласно данным Таблицы 2 превышает две тысячи. Нет оснований предполагать, что на остальные города России приходится всего несколько сотен фитнес-клубов, их наверняка значительно больше. Оценить количество помогает простая логика.

Если совокупное население двух столиц составляет 12%, по самой пессимистичной (для регионов!) оценке в них функционирует 15% от всех российских фитнес-клубов. В сумме их примерно 1100. Следовательно, общее количество клубов в России можно оценить в семь с лишним тысяч. Будем осторожными в оценках, остановимся на диапазоне от 6 до 7 тысяч, что соответствует оценочным данным группы компаний “Evolution”[13].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.185 (0.061 с.)