Понятие и звенья финансовой системы РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и звенья финансовой системы РФ



Понятие и функции финансов

Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом. Признаки финансов: 1) денежное отношение; 2) распределительное отношение; 3) безэквивалентное отношение; Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах: 1) экономический аспект. Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж- 2) материальный аспект. Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения. Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций. Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования. Содержание финансов - денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. Функции финансов: 1) Распределительная: распределение нац.дохода в целях обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми фин.ресурсами в форме ден.фондов нецелевого назначения; 2) Контрольная: контроль за распределением и расходованием фондов ден.средств; 3) Регулирующая (стимулирующая): воздействие гос-ва на эк.отношения через финансы; 4) Стабилизационная: обеспечение всех предприятий и населения стабильными условиями для эк. и соц.взаимоотношений.

 

Методы финансовой деятельности государства и ОМС

Методы различны на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.

При формировании денежных фондов выделяют методы:
обязательных и добровольных платежей


На стадии распределения:
методы финансирования и кредитования (дотации, субвенции, субсидии)


На стадии использования:
методы безналичных и наличных денежных расчетов. Распространен метод безналичных.

Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности.

Распределение компетенции в области в финансов строится с учетом положений в РФ, а именно:
закрепление федеративного устройства РФ;

самостоятельностью местного самоуправления;

разделение властей на законодательную и исполнительную ветви власти.

Исходя из того какую роль играют полномочия оп осуществлению финансовой деятельности в компетенции органов местного самоуправления принято выделять:

 

  1. органы общей компетенции – представительные законодательные органы власти всех территориальных уровней, правительство РФ правительство субъекта федерации, местные администрации, а так же президент РФ высших должностных лиц субъекта федераций и глав местных администраций.

  2. органы специальной финансовой компетенции

Принципы финансового права

Финансовое право, как и любая отрасль права, базируется на определенных принципах, которые выражают особенности ФП и его направленность.

Принципы ФП носят общеобязательный характер и их значение, как для правоприменительной, так и для правотворческой деятельности состоит в том, что они позволяют правильно применять правовые нормы выявлять и устранять пробелы противоречия и неточности в финансовом законодательстве. В принципах конкретизируются особенности предмета ФП и на основе принципов ФП действуют принципы бюджетного и налогового права как подотраслей ФП и институтов ФП. К числу общеотраслевых принципов относят:

 

  1. приоритетность задач публичного характера в правовом регулировании финансовых отношений в тесной взаимосвязи с реализацией частных интересов граждан страны
  2. приоритетность социальной направленности финансово правого регулирования.
  3. федерализм и равенство субъектов федераций в области финансовой деятельности
  4. единство финансовой денежной кредитной валютной политики
  5. самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения
  6. распределение функций в процессе финансовой деятельности на основе принципа разделения властей на законодательную и исполнительную
  7. наличие плановости в осуществлении финансовой деятельности
  8. законность в осуществлении финансовой деятельности
  9. гласность в осуществлении финансовой деятельности


данные принципы в той или иной степени отражены в КРФ и наиболее полно конкретизированы в налоговом и бюджетном кодексах входящих в финансовые законодательства.

Система финансового права

Система ФП представляет собой обусловленное системой финансовых отношений внутреннее строение финансового права, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. В системе ФП выделяются части разделы подотрасли институты. Наиболее крупные части финансового права это общая и особенная. Нормы финансового права, относимые к общей части закрепляют общие принципы финансового права правовые формы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов осуществляющих финансовую деятельность, а так же их компетенцию, финансовый контроль его формы и методы осуществления, а особенная часть представлена несколькими разделами и подотраслями, включающие в себя ряд финансово-правовых институтов. Подъотрасль финансового права - бюджетное и налоговое право. Выделение их в качестве подотраслей ФП связано с предметом их правового регулирования и наличием кодифицированных источников БК и НК. Подотрасли могут входить в раздел ФП, например, налоговое право входит в раздел правового регулирования государственных и муниципальных доходов.

В особенной части можно выделить следующие разделы, в которых сгруппированы нормы регулирующие отношения в области:

1. бюджетной системы

2. государственных и муниципальных внебюджетных фондов

3. финансов государственных и муниципальных предприятий

4. государственных и муниципальных доходов

5. государственного и муниципального кредита

6. организации страхового дела

7. государственных и муниципальных расходов

8. банковского кредита

9. организации денежного обращения и расчетов

10. валютного регулирования

11. государственного регулирования финансового рынка, т.е. рынка финансовых услуг

Финансовое право как наука

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права. Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими полученных результатов ученые вырабатывают предложения по практику применения финансово-правовых норм. На основании совершенствованию правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права развивается в тесном контакте не только с другими юридическими (правовыми) науками, финансовой наукой, изучающей сущность общественных отношений - финансовых отношений, являющихся предметом регулирования финансового права.


Наука была сформирована в середине 19 века. Ее основателями являлись – Озеров, Тургенев. В последующем наука ФП развивалась. В числе видных ученых развивавших и развивающих науку в настоящее время являются – Бесчеревных, Ровинский, Химичева, Горбунова, Грачева и другие.

Наука ФП складывается из предмета науки совокупности основных методов, основного понитийного аппарата и библиографии в свою очередь она является частью юридической науки.

Предмет науки ФП составляют:

Совокупность знаний о финансовом праве и управлении финансами государства и финансов местного самоуправления. Эти знания формируются в форме финансово-правовых, таких как - финансы, налоги, финн отношения бюджет и другие в форме исследований о финансово-правовых нормах и институтах, форме правоприменительной деятельности, форме обобщения опыта, в том числе и зарубежного.

К методам относятся:

1. формально-догматический означающий описание и анализ финансово правовых норм, финансовых правоотношений, а итак же толкование норм

2. сравнительно-правовой означающий сопоставление финансово правовых институтов различных правовых систем, например, российского ФП и немецкого ФП

3. историко-правовой - означающий исследования развития понятийного аппарата ФП с момента его появления до настоящего времени

4. статистический метод означающий изучение и обобщение статистического материала по отдельным проблемам финансового права. В настоящее время к числу основных вопросов, изучаемых наукой ФП, относятся вопросы:

1. налогообложения

2. государственного и муниципального кредита и ряд других.

Среди задач:

определение наиболее оптимального соотношения доходов и расходов государства и муниципальных образований с учетом социальных и экономических предпосылок.

Логическая структура ФП.

  • гипотеза – указывает на условия, действия уголовно-правовой нормы. Имеет сложную структуру и содержит несколько четко обусловленных условий, которые позволяют совершать те или иные действия
  • Диспозиция – определяется содержание нормы, т.е. правило поведения – предусматривает права и обязанности именно в сфере планомерного образования распределения и использовании государственных и муниципальных фондов денежных средств.
  • Санкция – предусматривает негативное последствие решения нарушения правовой нормы. В целом они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на правонарушителя через его денежные фонды прямо или косвенно. Следует учитывать, что в подотраслях и институтах ФП согласно действующему финансовому законодательству под определение санкции могут попадать различные меры ответственности, применяемые в судебном порядке, между тем применение мер принуждения может обеспечиваться и административным порядком, несудебным.

Способы защиты

С помощью мер государственного принуждения обеспечива­ется исполнение субъектами финансового права своих юриди­ческих обязанностей, а в необходимых случаях осуществляется восстановление нарушенных прав.

Определенным демократическим достижением Российского государства является правовое закрепление увеличившихся воз­можностей субъектов финансовых правоотношений по обжало­ванию нарушенных прав. Характерно расширение сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов финансового права.

Нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав субъек­тов финансовых правоотношений: президентский, администра­тивный, судебный, самозащита прав.

Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере.

Административный способ предполагает обращение за защи­той и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. В различных финансовых отношениях административный по­рядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявля­ется в форме властных велений при вынесении решения соответст­вующими уполномоченными государственными органами (поми­мо судебного разбирательства). Процессуальный порядок реали­зации административного способа защиты проще, решение жа­лобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном ме­сячный срок рассмотрения, если иное не установлено законода­тельством. Этот порядок предпола­гает упрощенное производство и вынесение решения по жалобе.

Административный порядок действует главным образом в слу­чае применения мер государственного принуждения в данной об­ласти к органам государства и местного самоуправления, предпри­ятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его примене­ния в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов.

Административный порядок в ряде случаев допускает обращение впоследствии за защитой в суд либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений.

Субъекты, к которым применены меры воздействия в целях защиты своих прав и законных интересов вправе:

= во-первых, обжаловать действия соот­ветствующих государственных органов также в административ­ном порядке по подчиненности,

= во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд.

В большинстве финансовых отношений для граждан действует общий судебный порядок обжалования.

Право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, незаконно на него возложе­на какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ка­кой-либо ответственности либо созданы препятствия для осу­ществления его прав и свобод.

Юридические лица — субъекты финансового права — вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором. В соответствии со ст. 27 АПК РФ ар­битражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из всех видов правоотношений, если сто­ронами являются юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ.

К экономическим спорам отнесены споры:

- о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществ­ляющими контрольные функции в бесспорном порядке, с на­рушением требований закона или иного нормативного акта;

- о взыскании с организаций и граждан штрафов государственны­ми органами, органами, осуществляющими контрольные функ­ции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;

- о признании не подлежащим исполне­нию исполнительного или иного документа, по которому взыс­кание производится в бесспорном порядке.

-о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов.

Защита прав субъектов предполагает также предусмотренное Конституцией РФ положение о возмещении гражданам и юри­дическим лицам ущерба, причиненного незаконными действи­ями органов государственной власти и их должностными лица­ми, а также возможность привлечения их к дисциплинарной ответственности на основании решения суда.

Значительна роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов фи­нансового права.

Функции по защите и восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права выполняет прокуратура РФ, которая:

= составляет единую централизованную систему,

= осуществляет надзор за исполнени­ем действующих на территории России законов,

= предпринима­ет меры, направленные на устранение их нарушений,

= осуществляет привле­чение нарушителей к ответственности,

= осуществляет надзор за исполнением финансового законодательства.

При этом не имеет значения, от кого исходит нарушение — от орга­нов представительной или исполнительной власти, финансо­вых, кредитных органов, налогоплательщиков, налоговых аген­тов, резидентов в валютных отношениях и т. д.

Для выполнения функции надзора за исполнением финан­сового законодательства органы прокуратуры вправе по жалобам, заявлениям и иным сведениям о фактах финансовых правонарушений проводить проверки по исполнению и соблюдению финансового законо­дательства.

В целях предотвращения финансово-право­вых конфликтов государство предоставляет физическим лицам и организациям право на самозащиту своих прав, которое наи­более распространено в налоговом праве. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых орга­нов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам.

По сравнению с организациями физические лица имеют больший выбор прав на обжалование актов налоговых и иных государственных орга­нов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц. Кроме других прав физическим лицам предоставляется воз­можность обращаться за защитой своих прав к Уполномоченно­му по правам человека, имеют право направлять заявления по вопросам защиты своих нарушенных прав в Европейский суд по правам человека.

Рассмотренные меры защиты нарушенных прав субъектов финансового права позволяют, с одной стороны, обеспечить защиту их прав и законных интересов от неправомерных дей­ствий органов государства, органов местного самоуправления или финансовых органов, а с другой — обеспечить финансовые интересы государства и муниципальных образований.

Виды фин контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по Разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предуп­реждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению докумен­ты, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе со­вершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования де­нежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осущест­вляемый после совершения финансовых операций (после исполне­ния доходной и расходной частей бюджета; использования пред­приятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисцип­лины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по

их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится: а) в силу требований законо­дательства, например контроль со стороны представительных (за­конодательных) органов власти за исполнением бюджета по ито­гам за год; б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по во­просам налогообложения со стороны налоговых органов, кон­троль, проводимый на основе решений правоохранительных орга­нов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осу­ществляющих его. В этом случае выделяется финансовый кон­троль: а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; б) аппарата Президента РФ; в) исполни­тельных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредит­ных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) обще­ственный; ж)аудиторский.

Принцип разделения властей придает финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны, орга­нов представительной власти исключительно важную роль, оп­ределяет его новое содержание. Основы этого контроля закрепле­ны конституционно: в Конституции РФ, в конституциях респуб­лик в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, дру­гих субъектов Федерации. Финансовый контроль в них выделен особо.

Понятие и функции финансов

Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом. Признаки финансов: 1) денежное отношение; 2) распределительное отношение; 3) безэквивалентное отношение; Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах: 1) экономический аспект. Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж- 2) материальный аспект. Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения. Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций. Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования. Содержание финансов - денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. Функции финансов: 1) Распределительная: распределение нац.дохода в целях обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми фин.ресурсами в форме ден.фондов нецелевого назначения; 2) Контрольная: контроль за распределением и расходованием фондов ден.средств; 3) Регулирующая (стимулирующая): воздействие гос-ва на эк.отношения через финансы; 4) Стабилизационная: обеспечение всех предприятий и населения стабильными условиями для эк. и соц.взаимоотношений.

 

Понятие и звенья финансовой системы РФ

Понятие и состав финансовой системы РФ, характеристика ее звеньев.

Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимо­связанных институтов (звеньев) и органов. Понятие «финансовая система» так­же используется в двух аспектах:

1. во-первых, финансовая система - это совокупность различных сфер финан­совых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств;

2. во-вторых, финансовая система - это совокупность органов, осуществляю­щих финансовую деятельность в государстве. Финансовая система состоит из звеньев (институтов).

I. Централизованные (общегосударственные) финансы(1).

1) Государственные финансы:

• государственная бюджетная система (феде­ральный, региональный и местные бюдже­ты):

• внебюджетные фонды;

• государственный кредит.

2) Страхование (социальное, личное, имуществен­ное. страхование ответственности и предпринима­тельского риска).

II. Децентрализованные финансы (фи­нансы хозяйствующих субъектов)(2).

- Финансы коммерческих организа­ций

- финансы некоммерческих организа­ций

- финансы общественных объедине­ний

Разграничение финансовой системы на определенные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и ис­пользования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных, фондов, фонд накопления и потребления, используют для этого налоги, расходы государственного бюд­жета- государственный кредит.

Первичным моментом государственных финансов является государственная бюджетная система, состоящая из бюджетов трех уровней:

1. федеральный бюджет.

2. региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ);

3. местные бюджеты.

 

3. Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований: понятие, методы.

Финансовая деятельность государства – это комплексное осуществление государством функции по формирования, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития страны, поддержание обороноспособности и безопасности страны, а так же обеспечение финансовыми ресурсами деятельность государственных органов власти.

Финансовая деятельность муниципальных образований – осуществление функций по планомерному образованию, распределению и использованию муниципальных денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельность местных органов.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований носит публичный характер, но задачи, стоящие перед государством и МО, различны. Роль финансовой деятельности состоит в том, что она выступает составной частью механизма социального управления, поскольку средства распределяются и перераспределяются на различные мероприятия с учетом их приоритетности для социально-экономического развития. Посредствам финансовой деятельности, формируется финансовая или материальная основа жизнедеятельности органов государственной власти и ОМС. Финансовая деятельность влияет на федеративные отношения и на отношения в сфере местного самоуправления, поскольку в процессе ее реализации территориальные образования и их уполномоченные органы власти наделяются соответствующими полномочиями, при этом полномочия могут передаваться с 1 территориального уровня на другой территориальный уровень, но при соблюдении условий финансирования передаваемых полномочий. Правовой основой закрепления таких полномочий выступает БК и НК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.269 с.)