Балластировка и закрепление подводных переходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Балластировка и закрепление подводных переходов



Устойчивость подводных трубопроводов от всплытия обеспе­чивается балластировкой и закреплением их на дне водной пре­грады. Существуют различные методы балластировки и закреп­ления подводных переходов. Их можно разделить на две основ­ные группы: балластировка утяжеляющими конструкциями и механическое закрепление анкерными устройствами. Причем при балластировке перехода устойчивость его от всплытия может обес­печиваться увеличением массы прокладываемого трубопровода, а при механическом закреплении — дополнительной удерживающейсилой анкерных устройств.

В отечественной и зарубежной практике строительства под­водных трубопроводов нашли распространение следующие ме­тоды балластировки и закрепления переходов: отдельными утя­желяющими грузами; сборными бетонными покрытиями; сплош­ными бетонными покрытиями; анкерными устройствами.

Утяжеляющие грузыможно устанавливать на трубопровод до его укладки (в основном в русловой части перехода) и после укладки (преимущественно на береговых пойменных и заболочен­ных участках перехода).

В качестве утяжеляющих грузов, устанавливаемых до укладки подводного перехода, могут применяться кольцевые чугунные и железобетонные грузы, а после укладки перехода используются железобетонные седловидные шарнирные или поясные грузы.

Необходимое количество грузов для балластировки переходов определяют расчетом.

Чугунные грузы изготавливают, как правило, из серого мягкого чугуна марки СЧ-00 с объемной массой 6,8—7 т/м3. Железобетонные и армобетонные грузы изготавливают из плотного гидротехнического бетона с объемной массой 2,3—3 т/м3 сдобавкой цемента марки не ниже 300.

Необходимо отметить, что получивший широкое применение в нашей стране метод балластировки подводных трубопроводов чугунными грузами (для трубопроводов малых диаметров) используется для пригрузки переходов больших диаметров.

Применение чугунных грузов для балластировки подводных трубопроводов больших диаметров целесообразно лишь в отдельных случаях, в районах, куда доставка труб и материалов осуществляется только авиатранспортом.

Кольцевые армобетонные грузы (УК-1000) в нашей стране впервые были применены при сооружении подводного перехода диаметром 1020 мм через р. Эвенчта. Практика подтвердила целесообразность их использования для трубопроводов больших диаметров.

За рубежом применение одиночных железобетонных грузов на болтах считается оправданным и более экономичным по сравне­нию со сплошным бетонированием для балластировки подводных переходов небольшой протяженности.

Существенным недостатком балластировки подводных трубо­проводов одиночными железобетонными грузами является слож­ность перемещения такого перехода по роликовой спусковой до­рожке при его укладке, что сопряжено с возможностью повреж­дения изоляционного покрытия и самих грузов. Для установки и закрепления на трубопроводе под водой полумуфт одиночных грузов требуется применение труда водолазов.

Береговые, пойменные и заболоченные участки при прокладке переходов балластируют одиночными железобетонными седловид­ными грузами, но при условии обязательного предварительного осушения траншеи.

Более совершенными конструкциями одиночных грузов яв­ляются разработанные ЭКБ по железобетону и ВНИИСТ пояс­ные и шарнирные железобетонные грузы. Поясные грузы, состоя­щие из двух отдельных армобетонных блоков и соединения в виде металлического пояса, навешивают на трубопровод краном в том же порядке, что и седловидные. Преимущество поясных грузов за­ключается в том, что они имеют более низкий центр тяжести по отношению к телу трубы и за счет этого приобретают более устойчивое положение на трубопроводе против опрокиды­вания.

Железобетонные шарнирные грузы состоят из двух полукруг­лых элементов (полуцилиндров), охватывающих периметр про­кладываемого трубопровода. В верхней части оба элемента соединены шарнирным устройством, обеспечивающим раскрытие поло­винок железобетонного груза при установке и прочное закреп­ление ею на трубопроводе. Шарнирные грузы навешивают с помощью крановых механизмов на трубопровод, находящийся под водой, без применения водолазного труда.

Сборные сплошные железобетонные покрытия для балластировки подводных переходов выполняются из консольных сварных утяжелителей УКС. Утяжелители УКС конструкции ЭКБ по железобетону представляют собой цилиндрические тонкостенные оболочки открытого профиля с консольными клинообразными выступами по концам. Крепление утяжелителей при монтаже на трубопроводе выполняют посредством замыкания консольных выступов и сварки закладных деталей смежной пары утяжелителей, что обеспечивает устойчивость утяжелителей при протаскивании нитки перехода. Чтобы сборное покрытие не сдвигалось на его конце делают специальные упоры, которые снимают в окончании укладки перехода.

Утяжелители типа УКС для балластировки подводных переходов имеют следующие преимущества по сравнению с чугунными грузами:

индустриальное изготовление в заводских условиях, что ис­ключает необходимость бетонных работ на монтажной площадке;

полная защита поверхности прокладываемого трубопровода от механических повреждений при укладке;

образование гладкой поверхности покрытия на трубопроводе что облегчает процесс протаскивания и применение трубозаглубительных установок на дне водоема.

Вместе с тем покрытия из УКС не обеспечивают жесткого сцеп­ления с трубой, что сохраняет возможность повреждения изоля­ционного покрытия при их монтаже и укладке нитки перехода. Кроме того, повреждение одного из утяжелителей при укладке может привести к разрушению всего покрытия. Это ограничивает применение УКС. Их рекомендуется использовать на переходах протяженностью не более 300 м.

Сплошные монолитные армобетонные покрытия наиболее перс­пективны. Они широко применяются в зарубежной практике, Сплошные армобетонные покрытия наносят, как правило, в ста­ционарных условиях — на бетонных заводах или на полигонах. На трассе бетонируют только стыки. При бетонировании труб монолитным железобетоном на трассе покрытия наносят на месте монтажа и укладки нитки перехода.

Для трубопроводов больших диаметров в целях уменьшения жесткости и радиуса естественного изгиба в конструкции покры­тия могут предусматриваться поперечные прорези, а стыки оставляться небетонированными.

Для уменьшения толщины покрытия в состав бетона включают в качестве заполнителей утяжеляющие добавки (магнетит, гетит и др.), которые увеличивают объемную массу бетона до - 3,1 т/м3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.59.171 (0.007 с.)