Факторы устойчивости дохода. Неопределенность и риск 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы устойчивости дохода. Неопределенность и риск



Важным условием принятия рациональных решений является информация. Однако она, как и все экономические блага, ограничена. Неопределенность (ввиду отсутствия информации) приводит к большим расходам сил, средств, времени, энергии, неоптимальному распределению товаров и ресурсов. Принимая решения в условиях неопределенности или неполной информации, приходится рисковать, а последствия риска могут отразиться на устойчивости дохода.

Факторы устойчивости дохода:

1) восприимчивость к новому, то есть умение приспособиться к новым условиям производства, новой рыночной ситуации, новым запросам потребителей. Это предполагает постоянный поиск информации в следующих областях:

- новые технологии и методы производства продуктов;

- новые потребительские качества изделий;

- изменение дизайна, упаковки;

- новые элементы в послепродажном обслуживании продукции;

- новые виды товаров и т.п.

Получение информации в указанных областях становится сигналом к немедленному изменению используемых ресурсов или новому их сочетанию. Главное состоит в том, чтобы внедрить на предприятии новую комбинацию ресурсов раньше конкурентов;

2) максимальное ограничение риска.

Риск – это определенная любым способом вероятность, а неопределенность – это то, что не поддается оценке.

Вероятность – это возможность получения определенного результата.

Одним из первых, обративших внимание на проблему неопределенности в рамках современной экономической теории, был американский экономист Фрэнк Найт. Он различал два типа вероятности:

- математическую;

- статистическую

Математическая вероятность -это абсолютно однородная классификация во всем идентичных случаев. Например, вероятность выпадения цифры на игральной кости равна одному случаю из шести.

Статистическая вероятность -это опытная оценка частоты проявления связи между неидентичными явлениями, например вероятность пожара. Для ее определения используются субъективные оценки. Конечно, имеется определенная статистика, однако она относится к другим зданиям города, каждое из которых имеет свою специфику.

 

Измерение и оценка возможного риска. Отношение к риску.

Виды рисков

Для того чтобы измерить риск, определяют вероятность наступления событий и считают среднее ожидаемое значение (математическое ожидание):

 

Е(х) = Р11+ Р11+…+ Рnn,

 

где хi - это i -й результат,

Рi - вероятность i- го результата.

Затем определяют отклонение от среднего ожидаемого значения. Чем больше отклонение между действительным и ожидаемым результатом, тем больше риск.

Отношение к риску различно у разных людей:

1) противником риска считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочитает гарантированный результат ряду неопределенных рискованных результатов. У него низка предельная полезность дохода (т.е. полезность каждой дополнительной единицы дохода). С ростом богатства прирост полезности снижается на каждую дополнительную единицу дохода. Убывающая предельная полезность развивает в людях антипатию к риску. Нерасположенность к риску является типичной чертой большинства людей. Модель поведения консерватора в оценке полезности дохода выглядит следующим образом (рис.3):

 

Общая полезность

       
 
 
   
Доход, тыс. долл.

 


Рисунок 3 – Общая и предельная полезность дохода противника риска

 

2) нейтральным к риску считается человек, который безразличен к выбору между гарантированным и рискованным результатом. Модель оценки полезности дохода нейтрального к риску человека изображена на рисунке 4.

 

Общая полезность дохода

 
 

 

 


Рисунок 4 – Общая и предельная полезность дохода у человека,

нейтрального к риску

 

Как видно, его функция полезности дохода представляет собой луч, рассекающий пополам прямой угол, поскольку каждая дополнительная единица дохода приносит для него одинаковую полезность;

3) Склонным к риску считается человек, который предпочитает неопределенный результат гарантированному. Модель его поведения при оценке полезности дохода обозначена на рисунке 5.

 

Общая полезность дохода

       
 
 
   
Доход, тыс. долл.

 

 


Рисунок 5 – Общая и предельная полезность дохода человека,

склонного к риску

 

Коммерческий риск – это вероятность угрозы убытков, или же – это отношение инвестора к возможности заработать или потерять деньги.

Ассортимент рисков:

1 Риски, вызванные природными явлениями

2 Риски, вызванные нарушением техники безопасности или действующего законодательства (пожары, поджоги и т.д.)

3 Риски, вызванные политическими причинами (война, разрыв дипломатических отношений, эмбарго на поставки)

4 Риски, вызванные экономическими причинами (изменения курсов валют, законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность)

5 Риски, вызванные социальными причинами (забастовки, демонстрации, бойкот)

Те сферы риска, в которых существует вероятность понести убытки, называются зонами вероятных потерь. Они делятся на четыре группы:

1 Потеря собственности (из-за уничтожения или хищения вещественных или невещественных активов)

2 Потеря дохода (из-за снижения поступлений или роста расходов вследствие несчастного случая)

3 Потеря ключевых работников фирмы (из-за несчастного случая или смерти)

4 Юридическая ответственность перед другими лицами, включая служащих компании

По каждой категории оценивается вероятность потерь, определяется среднее значение, затем рассчитываются возможные убытки и разрабатываются меры контроля за риском для минимизации убытков компании.

 

Способы снижения риска

 

Существую четыре способа снижения риска:

- диверсификация;

- объединение риска или страхование;

- распределение риска;

- поиск информации.

1 Диверсификация – это метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки или продажи одного означает снижение риска от покупки или продажи другого.

Допустим, компания «Тяни-толкай» экспортирует бронетранспортеры и грузовики в страны Персидского залива. В случае войны повышенным спросом будут пользоваться бронетранспортеры. Однако в таком случае упадет спрос на гражданскую продукцию. В ситуации, когда наступает мир, положение на рынках резко меняется: растет спрос на грузовики и снижается спрос на бронетранспортеры.

Диверсифицируя свое производство, компания «Тяни-толкай» компенсирует убытки и во время войны, и во время мира. Диверсификация не может полностью уничтожить риск, но она помогает значительно его снизить.

2 Объединение рисков – это метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Он лежит в основе страхования. Болезни, стихийные бедствия, кражи и тому подобные непредвиденные обстоятельства связаны со значительными расходами. Смягчить последствия этих инцидентов помогает страхование. Люди во всем мире страхуют жизнь и имущество от непредвиденных обстоятельств.

Главное условие эффективности объединения риска при страховании заключается в том, чтобы риски застрахованных лиц были независимыми друг от друга (или, как в случае диверсификации, имели разнонаправленную отрицательную корреляцию).

3 Распределение риска – это метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики. Именно благодаря использованию данного метода финансово-промышленные группы не боятся идти на риск финансирования крупных проектов или новых направлений НИОКР.

4 Поиск информации также способствует снижению риска. Большинство ошибочных решений связано с недостатком информации. Получение ее может значительно снизить величину риска. Информация – редкое благо, за которое приходится платить.

Существуют рынки с асимметричной информацией. Асимметрия информации – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть – нет. Полностью устранить асимметрию информации невозможно. Для того чтобы частично избавиться от нее, необходимо реагировать на такие рыночные сигналы, как торговая марка, фирменный знак, гарантии, поручительство, марка учреждения. Типичным рынком, на котором быстро удается ликвидировать асимметрию информации, является аукцион. Различают два вида аукционов:

- английский, с повышающейся ценой;

- голландский, с понижающейся ценой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.242.249 (0.11 с.)