Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Решение линейных дифференциальных уравнений первого порядка и линейных дифференциальных уравнений второго порядка с постоянными коэффициентами
Цели: в результате выполнения практической работы, обучающиеся должны уметь приводить линейные дифференциальные уравнения первого порядка к уравнению с разделяющимися переменными; уметь составлять и решать характеристическое уравнение линейного дифференциального уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами и применять соответствующую формулу для нахождения общего решения дифференциального уравнения; находить частное решение. Пояснения к работе Уравнение вида или , где и – функции переменной х, называют линейным дифференциальные уравнения первого порядка. В частности и могут быть постоянными величинами. Это уравнение приводится к уравнению с разделяющимися переменными с помощью подстановки , где и – новые функции от переменной . Если выполнить подстановку , то и уравнение примет вид Сгруппируем второе и третье слагаемые в левой части уравнения (*) Найдем функцию из условия равенства нулю выражения . . Это уравнение с разделяющимися переменными. Разделим переменные . Проинтегрируем обе части уравнения ; , где – первообразная функции . Значит, . Подставим найденную функцию в уравнение (*), получим уравнение . Это уравнение с разделяющимися переменными. Разделим переменные . Проинтегрируем обе части уравнения ; . Тогда искомая функция равна . Найти частное решение уравнения: , если . Решение: данное уравнение является линейным. Пусть , тогда и уравнение примет вид . Сгруппируем второе и третье слагаемые в левой части уравнения . (*) Найдем функцию из условия равенства нулю выражения . Это уравнение с разделяющимися переменными. Разделим переменные . Проинтегрируем обе части уравнения ; , т. е. . Подставим найденную функцию в уравнение (*), получим уравнение . Это уравнение с разделяющимися переменными. Разделим переменные . Проинтегрируем обе части уравнения ; . Тогда искомая функция равна – общее решение. Найдем частное решение, для чего найдем С. , . Значит, частное решение – . Линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами называют уравнение вида или , где p и q – постоянные величины. Для отыскания общего решения данного уравнения составляют характеристическое уравнение , которое получается из данного уравнения заменой , и на соответствующую степень переменной , причем сама функция заменяется единицей.
Общее решение данного уравнения строится в зависимости от корней характеристического уравнения. Возможны три случая: 1). Дискриминант уравнения положительный, т. е. характеристическое уравнение имеет два различных действительных корня и . В этом случае общее решение уравнения имеет вид 2). Дискриминант уравнения равен нулю, т. е. характеристическое уравнение имеет два равных действительных корня = = . В этом случае общее решение уравнения имеет вид . 3). Дискриминант уравнения отрицательный, т. е. характеристическое уравнение имеет два комплексно-сопряженных корня и . В этом случае общее решение уравнения имеет вид . Найти частное решение уравнения , если и при . Решение. Составим характеристическое уравнение и найдем его корни , , значит, характеристическое уравнение имеет два различных действительных корня: и . Общее решение уравнения имеет вид . Для нахождения искомого частного решения нужно определить значения постоянных и . Найдем производную общего решения . Подставим начальные условия в общее решение и в его производную, получим систему уравнений: , , . Значит, по формулам Крамера , . Следовательно, частное решение имеет вид – . Задание Вариант 1 Задача 1. Найдите общее решение дифференциального уравнения: а) , б) . Задача 2. Найдите частное решение дифференциального уравнения, удовлетворяющее данному начальному условию: , если y = 3, y′ = 0 при х = 0. Вариант 2 Задача 1. Найдите общее решение дифференциального уравнения: а) , б) . Задача 2. Найдите частное решение дифференциального уравнения, удовлетворяющее данному начальному условию: , если y = 4, y′ = 10 при х = 0. Вариант 3 Задача 1. Найдите общее решение дифференциального уравнения: а) , б) . Задача 2. Найдите частное решение дифференциального уравнения, удовлетворяющее данному начальному условию: , если y= 1 и y΄= 1 при х = 0. Вариант 4 Задача 1. Найдите общее решение дифференциального уравнения: а) , б) . Задача 2. Найдите частное решение дифференциального уравнения, удовлетворяющее данному начальному условию: , если y= 2 и y΄= 9 при х = 0.
Вариант 5 Задача 1. Найдите общее решение дифференциального уравнения: а) , б) . Задача 2. Найдите частное решение дифференциального уравнения, удовлетворяющее данному начальному условию: , если y = 1 и y΄= 1 при х = 0. Вариант 6 Задача 1. Найдите общее решение дифференциального уравнения: а) , б) . Задача 2. Найдите частное решение дифференциального уравнения, удовлетворяющее данному начальному условию: , если y= 1 и y΄= 5 при х = 0. Содержание отчёта Отчёт о проделанной работе должен содержать: - название темы практического занятия; - цели практического занятия; - условие задачи; - подробное решение задачи; - ответ. Контрольные вопросы 1. Каков алгоритм решения линейных дифференциальных уравнений первого порядка? 2. Каков алгоритм решения однородных дифференциальных уравнений второго порядка с постоянными коэффициентами? 3. Что является решением дифференциального решения? 4. Как находят частное решение дифференциального уравнения?
Литература: 1. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. – М.: «Высшая школа» 2002. с. 248 – 255 2. Омельченко В.П., Курбатова Э.В. Математика. - Ростов-на-Дону: «Феникс» 2011.- с. 167 – 174.
Практическое занятие № 9 Решение прикладных задач Цели: в результате выполнения практической работы, обучающиеся должны уметь по условию задачи составлять дифференциальные уравнения, выбирать метод решения дифференциального решения, находить общее или частное решение. Пояснения к работе Дифференциальные уравнения относятся к классу функциональных, когда неизвестной является функция, причем в записи уравнения эта функция находится под знаком производной. Дифференциальные уравнения имеют большое прикладное значение, с их помощью можно описывать (моделировать, изучать) процессы. Производная некоторой функции есть скорость изменения этой функции. Поэтому дифференциальные уравнения могут моделировать химические реакции, рост растений, изменение численности бактерий и популяций животных, перетекание тепла, энергии и т.д. Например, известный второй закон Ньютона фактически представляет дифференциальное уравнение второго порядка . При решении практических задач составляют дифференциальное уравнение в котором связаны искомая функция, независимая переменная и производная этой функции. Которое решают одним из известных методом. Например, скорость охлаждения тела в воздухе пропорциональна разности между температурой тела и температурой воздуха. Температура воздуха равна С. Известно, что в течении20 мин. Тело охлаждается от С до С. В течение какого времени тело охладится до температуры ? Решение. Скорость охлаждения есть скорость изменения температуры со временем и поэтому выражается в виде производной , где через Т обозначена температура тела, а через t – время. С другой стороны, на основании закона охлаждения, данного в задаче, скорость тела может быть представлена выражением , где k – коэффициент пропорциональности. Приравнивая два выражения, определяющих скорость охлаждения тела, приходим к дифференциальному уравнению . Разделим переменные: . Интегрируя почленно, получаем: , или , , . Найдем значения С и k, мы знаем, что при t = 0 температура тела T = . Подставляя эти значения, получаем: , т. е. . Следовательно, . Нам известно, что в течение 20 мин. Тело охлаждается до , т.е. при температура . Имеем: , , , , , , т.е. , , .
Чтобы ответить на вопрос, поставленный в задаче, надо пользуясь найденной функцией, описывающей зависимость температуры тела от времени, надо найти t при Т = , т.е. решить уравнение: , , , . Ответ: 60 мин. Составить уравнение кривой, проходящей через точку М(2; -1) и имеющей касательную с угловым коэффициентом . Решение. Согласно условию, имеем , или . Проинтегрировав, получим , . С учетом начальных условий и , находим , С = – 7. Следовательно, уравнение кривой имеет вид . Ответ: . Задание Вариант 1 Задача 1. Составить уравнение кривой, проходящей через точку М(1; 2) и имеющей угловой коэффициент в любой точке касания. Задача 2. В воде с температурой С в течение 10 минут тело охлаждается от до С. До какой температуры охладится тело за 30 минут, если по закону Ньютона скорость охлаждения пропорциональна разности температур тела и окружающей среды?
Вариант 2 Задача 1. Составить уравнение кривой, проходящей через точку М(2; 1) и имеющей угловой коэффициент в любой точке касания. Задача 2. Температура воздуха . Известно, что за 30 минут тело охладится от до С. Какой будет температура через час после первоначального измерения, если по закону Ньютона скорость охлаждения пропорциональна разности температур тела и окружающей среды?
Вариант 3 Задача 1. Составить уравнение кривой, проходящей через точку М(2; 1) и имеющей угловой коэффициент в любой точке касания. Задача 2. Температура воздуха . Известно, что за 40 минут тело охладится от до С. Какой будет температура через 30 минут после первоначального измерения, если по закону Ньютона скорость охлаждения пропорциональна разности температур тела и окружающей среды, когда температура тела станет равной ?
Вариант 4 Задача 1. Составить уравнение кривой, проходящей через точку М(2; 2) и имеющей угловой коэффициент в любой точке касания. Задача 2. Вода в открытом резервуаре сначала имела температуру . Через 10 минут температура воды стала , температура окружающей среды С. Определите температуру воды в резервуаре через 30 минут от первоначального измерения, если по закону Ньютона скорость охлаждения пропорциональна разности температур тела и окружающей среды, когда температура воды в резервуаре станет равной ?
Вариант 5 Задача 1. Составить уравнение кривой, проходящей через точку М(0;1), если угловой коэффициент касательной в любой точке кривой равен произведению координат точки касания. Задача 2. Вращающийся в жидкости диск замедляет свою угловую скорость за счет трения, причем сила трения пропорциональна угловой скорости. Определите: скорость вращения диска в момент t = 120 с, если при t = 0 он вращался со скоростью 12 рад/с, а при t = 10 с его скорость стала 8 рад/с; момент времени, скорость диска окажется равной 1 рад/с. Вариант 6 Задача 1. Составить уравнение кривой, проходящей через точку М(1;2), если угловой коэффициент касательной в любой точке кривой равен . Задача 2. Замедляющее трение на диск, вращающейся в жидкости, пропорционально угловой скорости. Определите: в какой момент времени скорость вращения диска окажется равной 2 рад/с, если при t = 0 он вращался со скоростью 20 рад/с, а при t = 8 с его скорость стала 16 рад/с; скорость вращения диска в момент времени t = 12 с.
Содержание отчёта Отчёт о проделанной работе должен содержать: - название темы практического занятия; - цели практического занятия; - условие задачи; - подробное решение задачи; - ответ. Контрольные вопросы 1. Что является решением дифференциального уравнения? 2. В чем состоит задача Коши? 3. Объясните геометрический смысл общего решения дифференциального уравнения. 4. Объясните геометрический смысл частного решения.
Литература: 3. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. – М.: «Высшая школа» 2002. с. 245 – 248. 4. Омельченко В.П., Курбатова Э.В. Математика. - Ростов-на-Дону: «Феникс» 2011.- с. 174 – 179.
Практическое занятие № 10
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.077 с.) |