Основы конституционного права Республики Казахстан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы конституционного права Республики Казахстан.



Предмет и система курса «Основы права». Основные понятия и категории государства и права

Государство – это продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи, в различных условиях государство выступает, как организация для управления обществом, оно не существовало в первобытном обществе, появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многообразных причин, прежде всего связанных с новыми организационно-трудовыми формами существования и воспроизводства людей. Речь идет о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к зарождению государства как новой организационной формы жизни общества.

Основные признаки государства:

1) разделение населения по территориальному признаку;

2) публичная власть;

3) налогообложение;

4) законотворчество;

5) суверенитет.

Публичная власть как разновидность (форма политической власти, означает наличие у нее особого аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь народ и имеющего свою публичную материальную базу – государственные, казенные имущества, свои источники доходов, налогов). Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения.

Социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах, которые связаны с основными направлениями его деятельности. В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на - внутренние и внешние.

а) Внутренние функции – это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства.

Высшее общественное предназначение государства – гарантировать на властной основе свободу в обществе, целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование, оно достигается главным образом в силу экономических и духовных факторов. Этим предопределяются и основные внутренние функции государства. Таких функции две:

- Управленческо-обеспечительная – создание условий, стабильных и устойчивых норм, правил игры в деятельности людей, их объединений, общественных образований, а также принятие мер для реализации этих норм, правил по поддержанию надлежащей, нормальной жизни и развития общества;

- Охранительная функция – пресечение нарушений установленных порядков, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния.

Существование силы власти в государстве, опирающейся на аппарат принуждения, оправданы постольку, поскольку на ее основе осуществляются управленческо-обеспечительная и охранительная функции государства.

б) Внешние функции – проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами. К числу внешних функций относятся: взаимовыгодное международное сотрудничество, обеспечение обороны государства от нападений извне и т.п. Международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: а) внешнеполитическая деятельность; б) внешнеэкономическая деятельность и сотрудничество в гуманитарной сферах, области охраны природы и т.п.

Между внутренними и внешними фун­кциями существует неразрывная связь, ибо внешняя политика любого государ­ства предопределяется внутренними условиями его существования, а междуна­родные обязательства, в свою очередь, взятые государством на себя, диктуют необходимость строить свою деятельность во внутренних отношениях в соот­ветствии с общечеловеческими стандартами.

Форма государства – это организация государственной власти в стране, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и политическом режиме.

Форма государственного правления – это организация высшей власти в государстве.

Высшую власть в государстве в различных соотношениях представляет: глава государства, законодательная ветвь власти, а также правительство – центральное звено исполнительных, управленческих органов

Основные формы правления: монархия и республика.

а) Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом функции других властей – законодательной и исполнительной – и которая принадлежит одному лицу – монарху – представителю правящей династии, обретающему власть в порядке наследия.

Среди монархии выделяются две разновидности:

1) абсолютного, имперского, единодержавного типа, в которых монарх в своей высшей власти не ограничен законом, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие, местное самоуправление. Данная разновидность монархии характерна для авторитарного политического режима;

2) конституционные монархии, в которых власть монарха ограничена законом, прежде всего основным законом – конституцией, сосредотачивается на функциях главы государства; законодательство осуществляется выборным органом – парламентом; под контролем главы государства и парламента, а в ряде случаев и одного парламента создается ответственное правительство, формируется независимое правосудие и муниципальное самоуправление (Великобритания, Швеция). Конституционные монархии характерны для демократического политического режима.

б) Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством; существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Республики имеют две основные разновидности: Это парламентская республика и президентская республика, различаемые в зависимости от того, какой из органов высшей власти – президент или парламент – формирует правительство и осуществляет прямое руководство им, и следовательно, перед кем – президентом или парламентом – правительство несет ответственность.

· Парламентская – такая республика, парламент которой прямо, преимущественно из своего состава, фракции формирует правительство, и оно несет перед парламентом ответственность за свою деятельность.

· Президентская – такая республика, президент которой непосредственно, при известном парламентском контроле формирует правительство, и оно несет перед президентом ответственность за свою деятельность.

Существуют смешанные формы республиканского правления – парламентско-президентские или президентско-парламентские, когда парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству, а также существует супер-президентская форма республиканского правления. Где власть президента не ограничена.

Форма государственного устройства – это структура государства, соотношение государства как целого и частей государства, структура государственности.

Под формой государственного устройства понимают территориальную или национально-территориальную организацию, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение.

Существуют три основных (классических) формы государственного устройства:

1. Унитарное государство – это цельное государство, части которого (департаменты, провинции, округа и т.д.) являются только административно-территориальными подразделениями, не имеющими каких-либо суверенных прав. У этих подразделений нет своего законодательства и особой судебной системы, а органы административного управления либо исключительно подчинены «центру» либо имеют «двойное» подчинение – они подчиняются «центру» и местным представительным органам.

2. Федеративное государство – это союзное государство, части которого (штаты, земли и т.д.) обладают государственностью, осуществляемой при сохранении целостности государства и следовательно, при наличии суверенитета у федеративного государства в целом. Субъекты федерации имеют свое законодательство, особую судебную систему и самостоятельные органы управления. Но субъекты федерации не имеют права на одностороннее решение о выходе из союзного государства. На территории субъектов федерации действуют федеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

3. Конфедерация – это «государственный союз государств», каждое из которых обладает государственным суверенитетом. Но это союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяются и совместно осуществляются ряд направлений суверенной государственной деятельности (внешняя политика, вопросы войны и мира, оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело, денежно-кредитная система, совместная разработка определенных полезных ископаемых и т.д.).

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры.

Политический режим как компонент формы государства является государственным режимом. Истории известны два основных вида государственного режима: демократический и антидемократический. Демократический политико-государственный режим – это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства. Антидемократический политико-государственный режим – это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства.

Антидемократический режим в свою очередь подразделяется на авторитарный и тоталитарный политико-государственный режим. Авторитарный – культ личности. Тоталитарный – диктатура партии, движения. Характерная особенность данных режимов заключается в том, что оба этих антидемократических режимов не признают оппозицию, инакомыслие, игнорируют интересы национальных государственных образований.

Для осуществления функций государства создается специальный государственный аппарат. Он представляет собой сложную систему государственных органов, которые характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Каждый орган государства наделяется компетенцией – установленным законом кругом (объемом) прав и обязанностей.

Понятие права — важнейший компонент юриспруденции. От понимания права во многом зависит постановка задачи научных исследований, а также общая ориентация юридической практики. Задача научного познания заключается в том, чтобы за многообразными проявлениями права на поверхности общественной жизни попытаться найти его действительную сущность, социальную природу и общечеловеческую ценность. И, кроме того, что не менее важно, поняв смысл права как социальной ценности, иметь возможность распознать, содержит ли то, что называют законом, право, или это всего лишь приказ, действие власти, оказы­вающиеся на деле антиправом, санкционированным государством произволом, грубо нарушающим естественные, прирожденные права человека, или не пред­ставляющим минимум общепринятой нравственности и справедливости, или не соответствующим объективно требуемому правопорядку и т. п. Иначе говоря, надо распознать, что есть право и не скрыто ли под его внешним, формальным подобием нечто иное, противоположное праву.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы права представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы действуют во всех без исключения отраслях права. К ним относятся:

1) законность;

2) справедливость;

3) юридическое равенство граждан перед законом и судом;

4) гуманизм;

5) демократизм;

6) единство прав и обязанностей;

7) сочетание убеждения и принуждения;

Межотраслевыми принципами являются также принципы, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. К ним относят:

1) принцип неотвратимости ответственности;

2) принцип состязательности;

3) принцип гласности судопроизводства и др.

Источники права – это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные формы выражения или закрепления норм права. Придания им юридического, общеобязательного заключения.

Источники права:

1) Нормативно-правовой акт (НПА) – это письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие.

Все нормативные акты связаны между собой, распылаются в определенной системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство нормативно-правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в системе государственных органов. Юридическая сила нормативно-правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, которой он наделяется государством по закону.

2) Правовой обычай, под которым понимается санкционированное государством правило поведения. Утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во время повторяемости и ставшее традицией, т.е. правило, передающееся из поколения в поколение, до тех пор, пока не попало в орбиту государственных интересов. Следовательно, не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы того или иного класса или всего общества в целом.

3) Юридический прецедент – под ним понимается письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, иными словами, получает государственную поддержку.

В зависимости от того, какие общественные отношения нормы права регули­руют, они объединяются в обособленные, относительно самостоятельные группы. Самые большие такие группы именуются отраслями права. Отрасль права — это часть системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, регу­лирующих качественно однородную группу общественных отношений, с прису­щим ей особым методом правового регулирования.

Отрасли права могут относиться к области частного или публичного права и к «материальному» или процессуальному праву.

2. Административное право — это область публичного права. Нормы админист­ративного права регулируют отношения, складывающиеся в сфере государствен­ного управления, т. е. отношения власти и подчинения. Это исполнительно-распо­рядительная деятельность органов государственной власти. Нормы администра­тивного права регулируют отношения, устанавливающие принципы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, систему этих орга­нов, их структуру и полномочия. Административное право устанавливает, какие общественно опасные деяния являются административными правонарушения, оп­ределяет меры административных взысканий за эти проступки и систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

3. Гражданское право — это область частного права. Гражданское право регу­лирует имущественные отношения и связанные с ними некоторые личные неиму­щественные отношения. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, подразделяются на вещные, связанные с обладанием имуществом (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления) и обязательственные отношения, связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому. Личные неимущественные отношения, регулируемые нор­мами гражданского права, имеют своим предметом нематериальные блага (честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, право авторства). Нормы граждан­ского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомо­чия собственников, регулируют права и обязанности участников гражданских правоотношений, определяют способы защиты права собственности, других иму­щественных и неимущественных прав и законных интересов субъектов граждан­ского права. Гражданское право устанавливает различные формы правовой организации юридических лиц и их компетенцию, определяет порядок реорганизации и ликвидации этого лица.

4. Уголовное право — это область публичного права. Уголовное право регули­рует отношения, связанные с совершением преступления и применением мер уголовного наказания. Нормы уголовного права дают понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрывают состав преступления. В уголовном законодательстве содержится исчерпывающий перечень уголовно-наказуемых деяний и видов наказаний, рассматриваются обстоятельства, исключающие пре­ступность деяния, определяют смягчающие и отягчающие уголовную ответствен­ность обстоятельства.

5. Процессуальное право — это область публичного права. Процессуальное право делится на гражданский процесс и уголовный процесс. Предметом регулирования уголовно-процессуального права являются отношения, связанные с деятельностью органов дознания, следствия и суда по возбуждению, расследованию и рассмотре­нию уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют права и обязанности участников процесса, порядок вынесения судебного приговора и его обжалования и опротестования. Гражданско-процессуальное право регулирует пра­воотношения в сфере гражданского судопроизводства. Нормы гражданско-процессуального права устанавливают порядок рассмотрения дел по спорам, возникаю­щим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, а также порядок обжа­лования, опротестования и реального исполнения принятого решения.

 

 

Основы трудового права

Трудовые отношения возникают между организациями, предприятиями и учреждениями независимо от формы собственности и хозяйствования и наемными работниками по поводу применения труда последних.

Трудовое право не регулирует труд, совершающийся вне общественной кооперации труда (например: труд изобретателя, учёного, писателя, рационализатора, индивидуальную трудовую деятельность гражданина и т.л.). Однако, тот же труд, осуществляемый в порядке служебного задания, порождает отношения по его применению в коллективе и становится предметом трудового права.

В общественно трудовых отношениях, регулируемых нормами трудового права, труд составляет основное содержание, характеризуемое непосредственным соединением рабочей силы со средствами производства.

Таким образом, трудовое право – это система правовых норм регулирующих трудовые и тесно связанные с ними отношения наёмных работников на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования.

Трудовое право на современном этапе призвано обеспечить функционирование и развитие новой системы организации труда, критерием которой должны стать экономическая эффективность и подлинная социальная справедливость.

Предметом трудового права являются общественные отношения, возникающие при применении труда наемных работников в процессе производственной деятельности - трудовые отношения. Трудовые отношения представляют собой волевые общественные отношения, складывающиеся в самом процессе производства, в результате приложения труда людей к средствам производства. Трудовыми отношениями являются лишь такие отношения, которые не только косвенно связаны с трудом, но имеют своим непосредственным содержанием сам труд. Иначе говоря, это отношения по применению собственности людей к труду, отношения по применению труда. Иными словами, объектом правового регулирования в данном случае служит живой труд, его процесс и условия.

К числу отраслевых принципов трудового права относятся следующие принципы:

- свобода трудового договора (контракта);

- обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

- право на гарантированную государством заработную плату не ниже минимального размера;

- законодательное ограничение рабочего дня, предоставление выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

- право работников на обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, а также по возрасту в порядке государственного социального страхования;

- обязанность работников блюсти дисциплину труда, бережно относиться к имуществу предприятий, учреждений, организаций.

Трудовое право как система юридических норм, регулирующих общественно-трудовые отношения, состоит из множества нормативных актов: законов, указов, постановлений правительства, нормативных постановлений Конституционного совета РК, нормативных постановлений Верховного суда РК, различных ведомственных актов, а также локальных нормативных актов, принятых в конкретных предприятиях, учреждениях, организациях.

Если в международном договоре, ратифицированном Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем в нормативных правовых актах о труде Республики Казахстан, то применяются правила указанного договора.

Международные договоры к трудовым отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутриреспубликанского нормативного правового акта.

Ведущее место в системе источников трудового права занимает закон.

Конституция РК – основной закон, правовой фундамент и юридическая база для развития всей системы нормативных актов, регулирующих трудовые и тесно связанные с ними отношения. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РК. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РК, не должны противоречить Конституции Республики Казахстан.

Вывод по 1 вопросу: Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд представляет для людей вечную естественную необходимость их существования, без чего была бы невозможна сама человеческая жизнь.

Труд как процесс целенаправленного воздействия на предмет внешнего мира лежит в основе любой человеческой деятельности (производственной, управленческой, культурной, научной и т.п.) С трудом связаны многочисленные и разнородные общественные отношения.

Трудовое право как часть правовой надстройки оказывает активное влияние на экономические отношения, всемерно содействует их развитию. Оно способствует внедрению экономических методов управления производством, росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению экономической эффективности производства, укреплению трудовой дисциплины. Трудовое право путём регламентации меры труда и меры вознаграждения за труд призвано обеспечить справедливое распределение между членами общества как самого труда, так и его результата. Поскольку в его нормах устанавливается максимальная продолжительность рабочего времени, общие и специальные обязанности работников, требования предъявляемые к качеству труда и выпускаемой продукции, ответственность за недобросовестное исполнение трудовых обязанностей, постольку оно выполняет функцию контроля за распределением труда и распределением доходов между членами общества с учетом их личного вклада и социального риска.

Вопрос 2. Индивидуальный и коллективный трудовой договор: понятие, признаки и виды.

Одним из основных правовых институтов трудового права является трудовой договор (контракт). С его помощью граждане реализуют свою способность к труду, определяют основные и дополнительные условия труда, а также прекращают трудовые правоотношения. Термины «трудовой договор» и «контракт» во всех статьях Закона «О труде», где говориться о договоре, стоят рядом. Это означает, что Законодатель не проводит различий между трудовым договором и контрактом, т.е. эти термины являются синонимами.

Законодательством Республики Казахстан сформулировано официальное понятие трудового договора. Трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимися и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Содержание трудового договора составляют условия, определяющие взаимные права и обязанности сторон. К ним относятся условия, установленные как самими сторонами, так и нормативными актами о труде.

Условия, вырабатываемые договаривающимися сторонами, подразделяются на две группы:

1) обязательные (необходимые);

2) факультативные (дополнительные).

Необходимые условия трудового договора состоят из: а) взаимного соглашения о приеме-поступлении на работу в данное предприятие (учреждение) и о месте работы; б) о трудовой функции работника; в) о моменте начала работы, а для срочных договоров – и о моменте окончания работы; г) об условиях оплаты труда.

Круг необходимых условий может расширяться в зависимости от вида трудового договора. Так, для работающих по совместительству к числу необходимых условий относится условии об определении объема и продолжительности работы. Без достижения соглашения по необходимым (обязательным) условиям трудовой договор не может быть заключен.

Факультативные (дополнительные) условия не влияют на факт заключения трудового договора. Они полностью зависят от усмотрения сторон и бывают разнообразными по характеру и назначению (например, дополнительная регламентация порядка выполнения работ, уточнение объема обязанностей, совмещение профессий и должностей, испытательный срок и другие).

В содержание трудового договора нельзя включать условия, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством о труде. Подобные условия являются недействительными. Однако, возможно включение таких условий, которые улучшают положение работника, предоставляют ему дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы.

Трудовой договор как родовое понятие объединяет разнообразные соглашения о труде в качестве наемного работника. Вместе с тем, каждое из таких соглашений обладает специфическими признаками, характерными для того или иного вида трудового договора. Видовые различия трудовых договоров касаются содержания, сферы действия, порядка заключения и т.д. Наличие видовых особенностей обусловливают применение к отношениям, возникающим на основе трудовых договоров, наряду с общим специального трудового законодательства. В зависимости от этого можно выделить следующие виды трудового договора: о постоянной работе (без указания срока); о временной работе (в пределах двух-четырех месяцев); о сезонной работе (до шести месяцев на работах, носящих сезонный характер); о работе по совместительству; о работе на дому (надомники); о работе в качестве домашнего работника и т.п.

Согласно Трудового законодательства договоры заключаются: а) на неопределенный срок; б) на определенный срок, но не более 5 лет; в) на время выполнения определенной работы.

Все трудовые договоры в настоящее время должны заключаться в письменной форме.

Согласно Трудового законодательства прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации, который должен быть объявлен работнику под расписку. Таким образом, приказ должен издаваться после заключения трудового договора.

В соответствии с Трудовым законодательством запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Под необоснованными следует понимать отказы прямо противоречащие законодательству (например, по мотивам пола, расы, национальности, социального происхождения и т.д.), а также не связанные с деловыми качествами работников.

Трудовой договор может быть прекращен в результате определенных событий (например, истечение срока договора) и юридических действий (призыв или поступление на военную службу; соглашение сторон).

Трудовой договор прекращается также в связи со смертью работника.

Документами, подтверждающими трудовую деятельность работника, являются: трудовая книжка (при ее наличии), индивидуальный трудовой договор либо выписки из приказов о приеме и увольнении или послужной список (перечень сведений о работе, трудовой деятельности работника), заверенный (подписанный) руководителем организации (работодателем) либо нотариально.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек устанавливаются уполномоченным государственным органом по труду.

Перевод на другую работу в той же организации либо в другую местность вместе с организацией допускается только с письменного согласия работника с внесением соответствующих изменений в индивидуальный трудовой договор, за исключением случаев, предусмотренных Законодательством РК.

При перемещении работника в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной индивидуальным трудовым договором, если это не влечет изменения условий индивидуального трудового договора, согласие работника не требуется.

Работодатель не вправе перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

В случае производственной необходимости, в том числе временного замещения отсутствующего работника, работодатель имеет право переводить работника без его согласия на срок до одного месяца на другую не обусловленную индивидуальным трудовым договором и не противопоказанную ему по состоянию здоровья работу в той же организации, в той же местности с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднемесячной заработной платы по прежней работе.

Такой перевод допускается для предотвращения или ликвидации стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного устранения их последствий; для предотвращения несчастных случаев, гибели или порчи имущества.

В случае простоя работодатель имеет право переводить работника без его согласия с учетом его специальности, квалификации на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, на срок не более одного месяца в течение календарного года.

Условия оплаты труда в случае временного перевода на другую работу в связи с простоем определяются индивидуальным трудовым или коллективным договорами, при этом она не должна составлять менее двух третей среднемесячной заработной платы работника по прежней работе.

Если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то индивидуальный трудовой договор с ним расторгается в соответствии с Законодательством РК.

Ограничение временного перевода на неквалифицированные работы:

При простое и в случае замещения отсутствующего работника временный перевод квалифицированного работника на неквалифицированные работы не допускается без письменного согласия работника.

Временный перевод на другую работу по состоянию здоровья:

1. В связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, полученным в связи с исполнением трудовых обязанностей у данного работодателя, работодатель обязан до восстановления трудоспособности или установления инвалидности перевести работника на более легкую работу с доплатой разницы между прежней заработной платой и заработной платой по новой работе.

2. В случае отказа работника от перевода на другую более легкую работу трудовые отношения с ним прекращаются с момента получения отказа.

3. Беременные женщины в соответствии с медицинским заключением переводятся на другую работу, исключающую воздействие тяжелых и неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднемесячной заработной платы по прежней работе.

Трудовые отношения при смене собственника имущества или реорганизации работодателя:

1. В случаях изменения наименования, организационно-правовой формы (статуса) либо ведомственной принадлежности работодателя действие трудовых отношений не прекращается.

2. При смене собственника имущества или реорганизации работодателя - юридического лица трудовые отношения продолжаются без изменений.

Основания прекращения и расторжения индивидуального трудового договора:

1. Индивидуальный трудовой договор может быть прекращен:

1) по истечении срока;

2) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

2. Индивидуальный трудовой договор может быть расторгнут:

1) по соглашению сторон;

2) по инициативе одной из сторон;

3) по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами.

3. Индивидуальный трудовой договор, заключенный сторонами, может быть расторгнут по соглашению сторон. Основанием для расторжения индивидуального трудового договора по соглашению сторон является письменное согласие работника и работодателя.

4. Индивидуальный трудовой договор по инициативе одной из сторон может быть расторгнут, если эта сторона предупредила другую сторону письменно в срок, согласованный в индивидуальном трудовом договоре. Срок предупреждения одной из сторон другой не может быть менее одного месяца до момента расторжения индивидуального трудового договора.

5. Расторжение и прекращение индивидуального трудового договора оформляется приказом работодателя.

Основания расторжения индивидуального трудового договора по инициативе работодателя:

Индивидуальный трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случаях:

1) ликвидации организации (юридического лица), прекращения деятельности работодателя (физического лица);

2) сокращения численности или штата работников;

3) обнаружившегося в течение срока действия индивидуального трудового договора или срока испытания несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы;

4) неявки на работу более двух месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая времени нахождения в отпуске по беременности и родам, а также если законодательством Республики Казахстан не установлен более длительный срок нетрудоспособности по данному заболеванию. Перечень видов заболеваний утверждается Правительством Республики Казахстан. За работником, утратившим трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;

5) отказа работника от перевода в другую местность вместе с организацией;

6) при отказе работника от перевода на более легкую работу в соответствии с Законодательством РК;

7) отказа от продолжения работы в связи с изменением условий труда;

8) повторного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

9) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.145.20 (0.093 с.)