Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. Ред. А. А. Бодалев, В. В. Столин. М. , 1989. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. Ред. А. А. Бодалев, В. В. Столин. М. , 1989.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

«Основы психотерапии»

По специальности 030301 - психология

 

 

Челябинск 2008г.

 

 

Курс IV семестр VII

 

Всего часов

 

Разработчик:

Болбат А.А.

 

 

Методические разработки практических занятий для преподавателей рассмотрены на заседании кафедры специальной и клинической психологии «___»__________200__г.

 

 

Зав. кафедрой О.С. Колосова

Содержание курса:

Раздел 1. Определение психотерапии и содержание основных понятий.

Тема 1. Введение. Определение и цели психотерапии. Краткий исторический очерк. Принципы классификации в психотерапии. Основные направления и методы психотерапии.

 

Тема 2. Клинические, психологические и физиологические основы психотерапевтического процесса. Механизмы лечебного воздействия. Показания и противопоказания к психотерапии. Оценка эффективности психотерапии.

 

Тема 3. Этические и деонтологические основы работы психотерапевта. Профессиональное самоисследование и самодиагностика. Требования к личности психотерапевта, модель эффективного психотерапевта. Система ценностей психотерапевта и профессиональная подготовка.

 

Тема 4. Характеристика участников психотерапевтического процесса. Причины и мотивы обращения за квалифицированной помощью в сфере ментального здоровья. Создание психологически безопасной атмосферы и психотерапевтического пространства. Техники «присоединения» к пациенту. Искренность (конгруэнтность), эмпатия, создание обоюдного доверия, понятие о механизме эмоционального «контейнирования». Модель первичного диагностического интервью, сбор анамнеза, характеристика проблемы и формирование запроса на психотерапию, рекомендации по применению, наиболее частые ошибки, при проведении интервью.

 

Тема 5. Временные критерии психотерапии. Структурирование времени. Терапевтический альянс. Понятие о переносных и контрпереносных чувствах, возникающих в процессе психотерапии. Анализ переноса и контрпереноса.

 

Раздел 2. Специальные вопросы психотерапии.

Тема 6. Психотерапия детей и подростков. Некоторые особенности психотерапии детей и подростков. Первичное интервью с ребёнком и беседа с родителями. Диагностика внутрисемейных отношений. Организация пространства для проведения детской психотерапии. Методы и этапы детской психотерапии. Интерпретация детского рисунка. Срочная и краткосрочная терапия ребёнка. Принципы работы с детскими страхами, агрессией, преодолением ложного self, поиском идентичности, самореализацией, соматической патологией; психотерапия детей, переживших физическое и сексуальное насилие, развод родителей. Методология завершения психотерапии ребёнка, подготовка к расставанию.

 

Тема 7. Психотерапия в различных областях медицины. Особенности работы с пациентами, имеющими психосоматические расстройства. Феномен алекситимии. Работа с пациентами, имеющими органическое поражение ЦНС. Психотерапевтическое сопровождение на этапе планирования беременности, психологическая подготовка к родам, профилактика послеродовой депрессии. Психотерапевтическое сопровождение пациентов с эректильной дисфункцией. Особенности психотерапии лиц, имеющих зависимости, психические расстройства. Психотерапия при переживании реакции утраты.

 

Тема 8. Психотерапия супружеских пар. Специфика консультирования при сексуальной дисгармонии. «Как рождается и умирает любовь». Особенности психотерапии при переживании кризисов семейных отношений.

 

Тема 9. Психотерапия в геронтологии. Особенности переносных и контрпереносных отношений в психотерапевтическом процессе престарелых пациентов. Профилактика инволюционных депрессий.

 

Тема 10. Психотерапия групп. Основы и цели групповой работы. Преимущества и ограничения групповой работы. Показания и противопоказания для прохождения групповой психотерапии. Типы групп. Стили ведения групп. Правила работы в группе. Приёмы терапевтического взаимодействия. Этические принципы работы группового психотерапевта и связанные с ними профессиональные проблемы.

 

Тема 11. Работа в Балинтовской группе и прохождение супервизий. Определение и цели данных направлений поддержания профессиональной годности. Варианты и стили супервизий. Алгоритм представления случая из психотерапевтической практики. Этические принципы профессионального взаимодействия.

 

 

Темы Кол-во часов
  Этические и деонтологические основы работы клинического психолога. Профессиональное самоисследование и самодиагностика.    
  Диагностическое интервью. Основные технологии ведения беседы. Наиболее серьёзные ошибки при проведении беседы.  
  Временные критерии психотерапии. Терапевтический альянс. Явления переноса и контрпереноса.  
  Консультирование и психотерапия детей и подростков.    
  Психотерапия в различных областях медицины: соматическая медицина, неврология, гинекология и репродуктивное здоровье. Педиатрия, хирургия, онкология, психиатрия, наркология.  
  Консультирование и психотерапия супружеских пар  
  Психотерапия в геронтологии.  
  Групповая психотерапия.  
  Балинтовские группы и супервизии- путь к профессиональному успеху.  
  И того:  

Разделы курса для самостоятельного изучения. Дневное отделение.

Темы Кол-во часов
  Этические и деонтологические основы работы клинического психолога. Профессиональное самоисследование и самодиагностика.    
  Диагностическое интервью. Основные технологии ведения беседы. Наиболее серьёзные ошибки при проведении беседы.  
  Временные критерии психотерапии. Терапевтический альянс. Явления переноса и контрпереноса.  
  Консультирование и психотерапия детей и подростков.    
  Психотерапия в различных областях медицины: соматическая медицина, неврология, гинекология и репродуктивное здоровье. Педиатрия, хирургия, онкология, психиатрия, наркология.  
  Консультирование и психотерапия супружеских пар  
  Психотерапия в геронтологии.  
  Групповая психотерапия.  
  Балинтовские группы и супервизии- путь к профессиональному успеху.  
  И того:  

Разделы курса для самостоятельного изучения. Заочное отделение.

Рекомендуемая литература

1. Дольто Ф. «На стороне подростка» Екатеринбург,У-Фактория, 2004.-368с

 

2 * Основы психотерапии: Программа курса / ЧелГУ: Сост. И. Д. Владимирова.— Челябинск: Б. и., 2004.— 7 с.

 

3.* Основы психотерапии [Текст]: программа курса / Челяб. гос. ун-т; И. Д. Владимирова — Челябинск: [б. и.], 2004.— 7 с. — Библиогр.: с. 3-4.

 

4. Холлинс Д. «Под тенью Сатурна» М. Когито-Центр, 2009.-184с.

5. Фенихель О. «Психоаналитическая теория неврозов» М. Академический проект, 2004.-848с.

 

Дополнительная литература:

1.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

2.Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1987.

3.*Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

4.Атватер Н.Я. Я Вас слушаю… М., 1980.

5.Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1987.

6.Горбунов Л.И. некоторые особенности понимания больных шизофренией их родственниками. Проблемы медицинской психологии. М., 1976.

7.Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.

8.Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.

9Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний. Современные формы и методы организации психологической и психотерапевтической работы. Л., 1985.

ПРОТОКОЛ

Работа 1. Проведение первичного психотерапевтического интервью:

Демографические данные.

Имя, возраст, пол, этническая и расовая принадлежность, религиозная ориентация, состояние отношений, родители, уровень образования, работа, предшествующий опыт психотерапии, кто направил на терапию в этот раз, другие (кроме клиента) источники информации.

 

Текущие проблемы и их состояние.

Главные трудности и понимание пациентом их причин, история этих проблем, предпринимавшееся лечение, почему именно сейчас пришел на терапию.

Личная история

Где родился, вырос, количество детей в семье и место пациента среди них, главные переезды. Родители и сиблинги: получить объективные данные (живы ли, причины и время смерти, если умерли; возраст, здоровье, профессия) и субъективные данные (личность, природа отношений с клиентом). Психологические проблемы в семье (диагностированная психопатология и другие условия, например, алкоголизм).

Младенчество и детство

Хотели ли родители пациента рождения ребенка, условия в семье после рождения, что-то необычное в критические периоды развития, некоторые ранние проблемы (еда, туалет, речь, двигательная активность, никтурия, ночные кошмары, засыпание, грыз или нет ногти и т.д.), ранние воспоминания, семейные истории или шутки в адрес клиента.

Латентный период

Проблемы сепарации, социальные проблемы, проблемы в учебе, в поведении, жестокость к животным, болезни, переезды или семейные стрессы в это время, сексуальный или физический абъюз.

Адолесцентный период

Возраст полового созревания, физические проблемы, связанные с созреванием, семейная подготовка к сексуальности, первый сексуальный опыт, мастурбационная фантазия. Школьный опыт, успеваемость и социализация, самодеструктивные паттерны (нарушения питания, использование лекарств, сомнения о сексуальности, рискованные эксцессы, суицидальные импульсы, антисоциальные паттерны). Болезни, потери, переезды или семейные стрессы в это время.

Взрослая жизнь

История работы; отношений; адекватность текущих интимных отношений; отношение к детям; хобби, таланты, гордость или удовлетворение.

Выводы

Главные текущие темы, области фиксаций и конфликтов, основные защиты, бессознательные фантазии, желания и страхи; центральные идентификации, контридентификации; неоплаканные потери; связанность собственного "Я" и самооценка.

 

I. Вступление.

1. Психодинамический опрос ребенка, хотя и подчеркивает интрапсихические факторы, должен быть все же укоренен в более широкой биопсихологической перспективе, включая функционирование центральной нервной системы, темперамент и роль социальной среды.

2. Опрос- источник важных сведений, как о нормальных сторонах личности ребенка, так и о природе и тяжести ухудшения его симптоматики.

3. Ребенок может быть единственным, надежным источником сведений о своем внутреннем психическом состоянии относительно угрозы самооценке и суицидальных чувств, социальных, школьных затруднений, сексуального и агрессивного поведения, невыполненных желаний по отношению к тем, кого он любит, и неудачном ответе окружающих людей на его потребности.

4. Вопросы о психотерапевтической технике с этим ребенком лучше всего ставить с позиции дальнейшего продвижения понимания психодинамических конфликтов ребенка.

 

Окончание опроса

Дайте ребенку знать о будущих опросах или особых процедурах, а также о необходимости обсудить опрос с его родителями, и оставьте время для вопросов.

Предупредите ребенка, что через несколько минуть опрос заканчивается. Можно попросить ребенка помочь убраться. Проводите маленького ребенка к родителю или взрослому, который привел его на опрос. Детей постарше или подростков можно спросить, есть ли такие вещи, обсуждения, которых они хотят (или не хотят) с их родителями. Вы можете сообщить ребенку то, что хотели бы сказать его родителям.

 

Тема агрессии ребенка

Причинами агрессивного поведения могут, например, быть:

- отвергнутый, вытесненный страх;

- недостаток внимания;

- идентификация с агрессивным членом семьи;

- делегирование агрессии родителями.

Следует выяснить, как родители реагируют на проявления агрессии у ребенка: является ли тема агрессии в семье табу, защищаются ли родители при помощи пацифистской позиции или впадают в оцепенение, становятся зажатыми или отвечают на агрессивное поведение ребенка собственными неконтролируемыми агрессивными вспышками?

С родителями можно обсудить, чем они могут дополнительно помочь ребенку, чтобы справиться с агрессией. Например, родителям можно посоветовать играть с ребенком в игры, в которых отреагируется агрессия (игры, где можно бороться; настольные игры; игры с жестянками). Родителям следует объяснить, что в таких играх важно спорить и мириться. Важно говорить о гневе, ярости и агрессии. Следует обсудить также ту важную роль, которую играет агрессия в современном обществе.

 

Тема страхов у ребенка

Причинами страхов у ребенка могут быть:

- отвергнутая, вытесненная агрессия;

- недостаток ощущения защищенности;

- страх быть брошенным при латентных (скрытых) супружеских конфликтах у родителей;

- бедность, отсутствие работы, насилие, пьянство родителей;

- чья-то смерть среди родственников или знакомых ребенка;

- собственное тяжелое заболевание ребенка;

- перенятый у родителей страх за свою жизнь и жизнь близких.

Важно говорить с ребенком о его страхах, находить относительную меру страха («релятивизировать» страх): если страха слишком много, то тогда он сдерживает активность ребенка и его школьную успеваемость; если ребенок вообще ничего не будет бояться, т. е. страха будет слишком мало, то это легко может привести к непослушанию, запущенности, неаккуратности, отказу выполнять необходимые требования. В случае страха хорошо проводить поведенческие упражнения с помощью игр с куклами и ролевых игр. Важно давать ребенку возможность выразить и отреагировать свой страх также через рисование. В большинстве случаев с ночными страхами помогает справиться интенсивный массаж спины ребенка, который мама делает ему непосредственно перед сном. После такого массажа, ребенок еще долго чувствует приятное тепло маминых рук. В некоторых случаях могут быть очень полезны так называемые переходные объекты (плюшевый мишка, любимая игрушка и т. п.). Кроме того, здесь, как и везде, самое большое значение имеет чувство абсолютной надежности родителей.

 

Тема отношений с учителями

Иногда целесообразно обсудить с родителями подходящую систему поощрений ребенка, которая будет мотивировать его лучше учиться. Важно также рекомендовать родителям играть дома всей семьей в различные настольные игры, направленные на развитие внимания, умение сосредоточиться, на развитие стратегического мышления. На отношение ребенка к учителям влияет также прежний опыт самих родителей, когда они были детьми и ходили в школу.

Тема проблем во взаимоотношениях

В основе проблем во взаимоотношениях могут так же, как и в случае почти всех других симптомов, лежать самые разные причины. Возможными причинами проблем во взаимоотношениях могут быть:

- неблагоприятный образец для подражания в лице родителей;

- недостаточный контакт детского сада или школы с семьей, а также отсутствие специальной молодежной группы;

- частые расставания с друзьями из-за переездов на другую квартиру;

- страх развода родителей.

Существенной помощью для профилактики возникновения последующих проблем во взаимоотношениях может быть поддержка дружбы родителей с другими семьями, где тоже есть дети такого же возраста. Причем желательно, чтобы такой опыт был у ребенка как можно раньше, уже в дошкольный период. Хорошо проводить совместное празднование детских дней рождений. Желательно также, чтобы ребенок иногда оставался ночевать в семье своего друга или подруги.

Список возможных тем бесед с родителями, непосредственно связанных с развитием ребенка, можно было бы еще продолжить.

 

6. Беседа в случае обострения состояния, помощь в кризисных ситуациях

Если состояние ребенка обостряется, необходимо незамедлительно побеседовать с родителями. Тема разговора должна быть, прежде всего, направлена на сам актуальный конфликт, а также на то, что могло бы быть причиной кризиса. Очень часто оказывается, что обострение ситуации произошло из-за кризиса в отношениях самих родителей. Причиной кризиса может быть также удручающее извещение об исключении из школы или о непереводе в следующий класс. Во всяком случае важно выяснить, кто в семье больше всего эмоционально пострадал – ребенок или родители. Если страдают, в первую очередь, родители, то важно, чтобы благодаря возможности поговорить с психотерапевтом они почувствовали облегчение. Это, в свою очередь, уменьшит напряжение, переживаемое ребенком.

Кризисная ситуация, которая обсуждается в ходе встречи с родителями, может иметь также и очень серьезные причины, подробно проработать которые здесь не позволяют рамки статьи. Например, может оказаться, что ребенок стал жертвой насилия, попал в автомобильную катастрофу или другие неприятные обстоятельства нанесли ему тяжелую травму. Обострение состояния может быть обусловлено психотическим приступом. В этом случае необходимо немедленно обратиться к врачу или направить ребенка в психиатрическую больницу. Тяжелые скандалы и ссоры родителей могут также представлять угрозу для ребенка. Иногда в этих случаях целесообразно изолировать ребенка или рекомендовать матери и ребенку уехать в специальный приют для женщин, подвергшихся насилию в семье.

7. Беседа в ходе посещения психотерапевтом ребенка дома

Лучше всего побеседовать с родителями ребенка у них дома, если ребенок и родители приглашают психотерапевта в гости. Не следует, однако, принимать это приглашение в начале психотерапии. Посетить семью ребенка психотерапевт может только тогда, когда уже установились прочные психотерапевтические отношения. Следует сделать все, чтобы у родителей не сложилось впечатление, что психотерапевт использует свой визит для контроля. Особенно это беспокоит родителей, если психотерапевт работает в учреждении, подчиненном управлению по делам молодежи или другим государственным контролирующим инстанциям.

В центре внимания психотерапевта в ходе его визита домой к ребенку должен быть контакт с самим ребенком. В большинстве случаев я бы все же посоветовал психотерапевту воздержаться от угощений. Ребенок может это воспринимать так, как если бы психотерапевт пришел главным образом к родителям, которые приготовили для него вкусную еду. Если психотерапевт согласится поесть во время своего посещения семьи ребенка, то велика опасность, что он будет в основном беседовать только с родителями. Психотерапевт может разве что выпить чашку кофе или какой-нибудь безалкогольный напиток. В любом случае это обязательно должен быть такой же напиток, какой мог бы выпить и ребенок. Во время визита психотерапевта домой следует также придерживаться заранее оговоренного лимита времени. Если такой визит продолжается более часа, то возникает опасность недостаточного соблюдения правила психотерапевтической абстиненции по отношению к семье. Многие конфликтные семьи живут изолированно и втайне надеются на возможность личной дружбы с психотерапевтом.

Особое значение во время визита психотерапевта имеет правильное взаимодействие с находящимися в этот момент дома братьями и сестрами ребенка. Очень важно к ним тоже подойти, но не уделять им основное внимание. В этом случае динамика отношений легко может привести к довольно сложному положению. В некоторых случаях, однако, посещение психотерапевтом семьи ребенка может помочь сделать очень важные выводы о домашней ситуации и положительно способствовать переносу у ребенка.

Особые трудности связаны иногда с тем, что в Германии управления по делам молодежи ожидают от воспитательно-консультационных центров проведения психотерапевтической работы с проблематичными в социальном отношении семьями на дому, так как шансов, что они сами пойдут на прием к психотерапевту, очень мало. В результате, эта категория семей получает определенное преимущество, ограничивающее возможности оказания помощи другим клиентам, которые ищут помощи по собственной инициативе. Психотерапия «на дому» безусловно очень важна. Она позволяет не упускать из поля внимания наиболее слабых членов нашего общества. Но тем самым не должна страдать нормальная работа воспитательно-консультационного центра. Для этой очень сложной работы имеет смысл создать специальную психосоциальную службу. Для работы в этой области необходимо специальное профессиональное образование и, как мне кажется, особое социальное отношение и установка специалиста.

 

8. Беседа с учителями и воспитателями

Беседа с учителем или воспитателем, с психотерапевтической точки зрения, имеет смысл только тогда, когда ребенок будет чувствовать по отношению к психотерапевту большое доверие и только если он будет с этим согласен. Возможно, ребенок и сам захочет, чтобы психотерапевт поговорил с учителем или воспитателем. Конечно же, для этого необходимо также согласие родителей. Важно иметь в виду, что, если беседа с учителем или воспитателем состоится преждевременно, это может очень помешать построению отношений между ребенком и психотерапевтом.

На проведение самой беседы следует предусмотреть достаточно времени. Многие учителя приглашают психотерапевта поговорить во время короткой перемены между уроками, и тогда для беседы остается лишь 5 минут, что, конечно, недостаточно для того, чтобы основательно все обсудить. Во время беседы ничто не должно отвлекать, чтобы учитель мог сосредоточиться на своих наблюдениях и подробно, дифференцированно рассказал об этом психотерапевту. Важно заранее обсудить с родителями, можно ли и в какой форме сообщить учителю некоторые диагностические данные, которыми располагает психотерапевт. В некоторых случаях имеет смысл проводить совместные беседы, в которых принимают участие и учитель, и родители, и психотерапевт.

О чем будет идти разговор, и с какой целью будет проводиться такая беседа, зависит не только от ситуации ребенка и его семьи. Не секрет, что сами учителя по-разному относятся к психотерапии, занимая иногда даже отрицательную позицию. Во время беседы к этому следует относиться особенно внимательно. Очень часто ребенок-пациент становится в классе козлом отпущения, на которого даже учитель переносит свой негативный контрперенос. Об этом тоже стоит особо поговорить с учителем. Особенно много проблем связано с ситуациями, когда из-за ребенка между учителем и родителями возникают конфликты. В таких случаях обычно лучше говорить с учителем не наедине, а стараться, чтобы в беседе приняли участие учитель с родителями вместе. Иначе существует опасность, что высказывания психотерапевта о родителях и учителе будут использованы для взаимных обвинений.

 

9. Беседа с сотрудниками службы социальной опеки

Беседу с сотрудниками управления по делам молодежи, службы социальной опеки или других государственных контролирующих инстанций во многих случаях также лучше проводить в присутствии родителей. Часто оказывается, что сотрудники службы уже знают обстоятельства жизни данной семьи, а родители нередко очень боятся или просто опасаются мероприятий службы. Психотерапевту требуется иногда особое чувство такта, чтобы справиться с этой ситуацией. Подобные беседы приобретают особое значение в основном тогда, когда на ребенка или подростка поступают жалобы из-за правонарушений или прогулов школы, а также в ситуациях, когда семья пытается получить финансовую поддержку со стороны соответствующей службы. Важность и сложность таких бесед едва ли возможно полностью отразить в рамках данной статьи. Здесь требуется более основательное изучение.

 

10. Беседа с врачом

Для психотерапевтов, если они не имеют медицинского образования, эта беседа очень часто особенно значима. Конечно же, и здесь требуется обязательное согласие родителей. С ними, а также с самим ребенком следует обстоятельно обсудить необходимость беседы с врачом. Если этого не делать, то велика опасность, что ребенок будет чувствовать: его считают «больным».

Беседы с врачом, особенно с семейным или домашним врачом, который на протяжении многих лет наблюдает ребенка, могут быть исключительно полезны, поскольку они позволяют получить существенную информацию о раннем детстве и о семье ребенка, что важно для оценки прогноза психотерапии. К сожалению, однако, все еще встречается немало врачей, не имеющих достаточно психотерапевтических знаний и не проявляющих должного такта в работе с детьми и подростками. В таких случаях одной из задач беседы с врачом должно быть объяснение поведения ребенка, чтобы врач лучше его понимал.

 

11. Беседа со всей семьей

Обычно родители считают, что цель психотерапии с их ребенком – это устранение нарушений в поведении и/или психических расстройств ребенка. Однако многие часто недостаточно понимают, что предпосылкой для этого служит хорошая доверительная атмосфера в семье, когда есть возможность побеседовать обо всех волнующих проблемах. Хотя мне часто кажется, что трудно ограничивать психотерапию с ребенком только семейной психотерапией, я все же считаю необходимым, чтобы в семье могли проходить такие беседы. В этом мне видится одна из важных целей моей работы. Во многих случаях, когда я проводил индивидуальную психотерапию с детьми и подростками, мою работу можно было считать законченной, когда дома у моего пациента все больше и больше проходили семейные беседы. После того, как в ходе психотерапии ребенок получал определенную поддержку и усиление своего Я, он обычно на каком-то этапе становился способным хорошо себя чувствовать во время таких семейных бесед. Достигаемая при помощи индивидуальной психотерапии интрапсихическая интеграция не принимаемых до этого частей собственной личности в идеальном случае должна находить соответствие в «интеграции отношений» семейной беседы. Специальные упражнения на развитие коммуникации в игровой форме облегчают подобные беседы и обогащают повседневное общение внутри семьи.[2]

 

12. Заключительная беседа

Заключительная беседа служит для завершения обычных регулярных психотерапевтических занятий. Так как человеческие, а также и психотерапевтические взаимоотношения невозможно произвольно начать и произвольно закончить, не нужно ставить перед собой цель преднамеренно прекратить сложившиеся глубокие отношения между семьей, ребенком и психотерапевтом. Здесь я не занимаю такую позицию, которая принята в классическом психоанализе. Однако я считаю, что дети и подростки в силу их соответствующей возрасту генетической задачи сепарации сами лучше могут справиться с внутренним отделением от психотерапевта. Мне кажется, что детям и подросткам лучше расставаться с психотерапевтом со знанием того, что они в любой момент – независимо от того, есть ли у них какие-то проблемы или нет – могут опять встретиться с ним. Как показывает мой опыт, не многие дети и подростки действительно пользуются этим. А некоторые приходят лишь через несколько лет, чтобы с гордостью рассказать о своих успехах или о других приятных событиях. Но даже те, кто больше не приходит, приобретают благодаря обещанной им возможности вновь встретиться с психотерапевтом определенную уверенность и ощущение надежности. Особенно это успокаивает родителей, когда они знают, что, если будет нужно, они в любой момент смогут опять обратиться к психотерапевту. Для такой необходимости есть и свои объективные основания: дети в своем психическом развитии не столь стабильны, как взрослые, и под влиянием многих обстоятельств у детей гораздо легче, чем у взрослых, может произойти рецидив.

Следует также сказать, что консультация родителей подростков имеет свои специфические особенности. Общая установка должна заключаться в том, чтобы проводить психотерапию подростков настолько самостоятельно и независимо от родителей, насколько это только возможно. Тем не менее, в некоторых случаях может быть очень важным подключение к работе семьи. Однако и здесь цель психотерапии – сделать возможным (вновь возможным) открытое обсуждение подростком своих проблем со своей семьей.

 

 

Рис. 3

 

Встречаются случаи, когда ребенок вопреки инструкции рисует только два дерева, что говорит о нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом - отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений. Например, 8-летний А., с которым проводилась диагностическая и психокоррекционная работа в связи с отказом работать в школе из-за насмешек одноклассников, хорошо понял инструкцию теста «три дерева», однако нарисовал только два дерева (рис. 4). Из анамнеза известно, что ребенок живет вдвоем с матерью. Отец ушел из семьи через неделю после родов. С полутора до трех лет ребенок воспитывался у бабушки в деревне. Мать работает маляром, забирает в обеденный перерыв ребенка из школы и опять до вечера уходит на работу. Все это время ребенок находится дома один, смотрит телевизор, рисует. Общий депрессивный фон настроения и подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черные тучи и идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок рисует очень медленно. На рисунке «замороженность» символизирует снег под деревьями. Отсутствие опыта нормальной триангуляции «ребенок-мать-отец» проявляется в том, что А. вместо трех нарисовал только два дерева, так как в семье для него привычны только отношения в диаде «ребенок-мать». Большие деревья ребенок сравнил с собой и с...двоюродным братом (!), которого он видел только один раз в жизни на проводах в армию в другом городе. То, что второе дерево ребенок сравнил не с мамой, а со взрослым мужчиной, двоюродным братом, свидетельствует, как сильно ему недостает общение с отцом, и как важен для него сейчас мужской объект для идентификации.

Два маленьких деревца внизу справа - это два его школьных товарища. Общее количество деревьев на рисунке получается четыре. Это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу “четыре” придавал К.Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом “три” и троичной структурой, для числа “четыре” с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. “Четыре” образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: “огонь - вода - земля - воздух” и т. д.). [5, с. 85]

 

Рис. 4

«««

Инструкция по проведению теста «три дерева» предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, «любые три дерева». Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.

Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Эмпатическая поддержка - один из важнейших принципов Кататимно-имагинативной психотерапии [2; 5]. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.

Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.

Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы [5].

 

После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему «больше всего нравится». Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела. [1; 6; 13; 14]

Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:

- Какое дерево самое большое?

- Какое дерево самое маленькое?

- Какое дерево самое молодое?

- Какое дерево самое старое?

- Какое дерево самое красивое?

Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. Например, обращение вначале внимания на «высокое дерево» отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к «более маленькому дереву» воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о «более молодом дереве», а лишь затем о «более старом».

Вопросы «Какое дерево тебе больше всего нравится» и «Какое дерево самое красивое?» специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. В то же время, «больше всего нравится» не обязательно «самое красивое» дерево.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.089 с.)