Тема 2. Война как социальная практика и одна из двух форм существования человечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Война как социальная практика и одна из двух форм существования человечества



УТВЕРЖДАЮ

Проректор НГСПА по учебно-

методической работе

_____________ /Л.П.Филатова/

«___» _______________ 2012 г.

 

 

Программа учебной дисциплины

ДПП.07. ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению 050100.62 «Естественнонаучное образование»,

профиль 050104 «Безопасность жизнедеятельности»

 

 

Нижний Тагил


Утверждено на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности (протокол № 4 от 09. ноября 2012 г.) Заведующий кафедрой ____________ / Батаев В.В./   Утверждено на заседании Ученого совета факультета спорта и безопасности жизнедеятельности (протокол № 4 от 9 ноября 2012 г.) Председатель совета ____________________ / Федюнин В.А./

 

Составитель - В.В. Батаев, канд. соц. наук, заведующий кафедрой БЖ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Основы подготовки к военной службе» входит в цикл дисциплин профильной подготовки бакалавра направления «Естественнонаучное образование», профиля «Безопасность жизнедеятельности». Дисциплина включает в себя изучение и анализ факторов, обуславливающих состояние обороны государства и военной службы на различных этапах общественного развития, особенности подготовки к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Цель и задачи изучения курс

Объектом дисциплины является государственная политика в области подготовки граждан РФ к военной службе и организации обороны страны.

Предметом курса «Основы обороны государства и военной службы» являетсяспецифика подготовки основам военной службы студентов Нижнетагильской ГСПА, организация обеспечения обороноспособности России.

Содержанием дисциплины является, с одной стороны, исполнение гражданами России, в том числе студентами НТГСПА, конституционной обязанности по прохождении после окончании академии военной службы, с другой стороны – сам процесс подготовка граждан страны к выполнению данного конституционного долга.

Целью дисциплины «Основы подготовки к военной службе» является формирование у студентов знаний о военной службе, представлений об особенности политики государства в защите Отечества, уровнях военной безопасности, путях укрепления военной безопасности личности, общества и обороны государства.

Задачи дисциплины:

- дать знания о содержании и особенностях процесса подготовки гражданина России к прохождению военной службы в Вооруженных Силах РФ;

- раскрыть пути укрепления обороны страны, направления военного строительства, долг и обязанность Вооруженных сил и граждан России в защите Отечества, обеспечении военной безопасности в обществе и государстве;

- раскрыть влияние военных угроз на безопасность страны, на соблюдение в обществе прав и свобод, как личности, так и различных социальных групп;

- помочь выработать правовые знания о военной службе, о своих правах и обязанностях и ответственности за нарушения воинских законов и уставов, объективный, реалистический подход к оценке состояния обороны государства и военной службы.

Отбор содержания учебного материала осуществлялся на основании следующих принципов:

- целостного отражения в содержании предмета задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей культуры;

- соответствия содержания данной дисциплины современным требованиям профессионального образования, потребностям практической сферы деятельности;

- целостности, единства содержательной и процессуальной сторон обучения, обеспечивающий взаимосвязь содержания курса и технологии его передачи и усвоения.

1.2. Место курса в системе основной образовательной программы

Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина входит в модуль «дисциплин профильной подготовки» основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Естественнонаучное образование», профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Изучение дисциплины логически и структурно связано с курсами «Безопасность жизнедеятельности» (общие положения по обеспечению безопасности жизнедеятельности), «Основы национальной безопасности» (основные нормативные документы в области обеспечения национальной безопасности, место Вооруженных Си Российской Федерации (ВС РФ) в обеспечении безопасности страны), «Опасности социального характера и защита от них» (изучения «Войны» как одной из двух основных форм существования человечества (наряду с «миром»), как ведущей социально-политической опасности, ее сущность и основные характеристики), «Гражданская оборона» (в рамках изучения характеристик и возможностей оружия массового поражения (ОМП) и основных способов защиты от них), «Военная и спортивно-техническая подготовка» (углубленное изучение проблем темы «Основы начальной военной службы»: строевой, огневой и тактической подготовки).

Настоящая программа включает в себя тематический план лекций и практических занятий, краткий план лекций, тестовые задания к контролю знаний на семинарские занятия, вопросы к экзамену, перечень учебно-методического обеспечения курса.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- осуществлять личную подготовку к прохождению военной службы в рядвх Вооруженных Сил Российской Федерации;

- решать типовые задачи военно-образовательной деятельности;

- выражать и обосновывать свою позицию по проблемам военной безопасности России, проводить экспертизу документов, решений, ситуаций с позиций обеспечения оборонной безопасности государства;

- организовать личную подготовку для защиты от опасностей военных конфликтов;

- уметь применять основы составления военно-политических прогнозов;

- осуществлять обучение и военно-патриотическое воспитание;

- способствовать военно-патриотической подготовке, формированию общей военной культуры личности;

- использовать разнообразные приемы, методы и средства военно-патриотического обучения;

- обеспечивать уровень подготовки обучаемых школьников в качестве преподавателя Безопасности жизнедеятельности;

- систематически повышать свою военно-профессиональную подготовку, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах военно-патриотической и методической работы.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам защиты Отечества;

- основы общих и специальных разделов дисциплины в объеме, необходимом для решения задач военно-патриотической деятельности;

- средства обучения и их дидактические возможности;

- структуру Вооруженных сил, особенности их применения для защиты РФ;

- современную систему военной службы;

- основные причины военных конфликтов;

- основы составления военно-политических прогнозов.

В результате освоения дисциплины студент должен владеть навыками практической военно-патриотической работы.

 

Объем дисциплины в виде учебной работы включает в себя:

- в системе подготовки бакалавра профиля «Безопасность жизнедеятельности»:

а) на дневном отделении – трудоемкость 160 часов, из них аудиторных 54 часа (26 часов лекций и 28 – семинарских занятий);

б) на отделении заочного обучения – трудоемкость 160 часов, из них аудиторных 16 часов (6 часов лекций и 10 – семинарских занятий).

Контроль знаний студентов осуществляется по нескольким направлениям: срез начальных знаний, текущий контроль в виде устных и письменных опросов, итоговая аттестация в виде экзамена.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

 

2.1. В рамках обучения на дневном отделении по направлению 050100.62. Естественнонаучное образование профиль «Безопасность жизнедеятельности»:

Срок изучения – 5, 6 семестры.

Трудоемкость – 160 часов.

Число часов в неделю: в 5 семестре – 1,5 ч.; в 6 - 3 ч.

Аудиторные занятия – 54 часа, из них:

лекции – 26 часов;

Практические занятия – 28 часов;

Самостоятельная работа – 106 часов.

Форма отчетности – экзамен (36 часов самост/ работы на подготовку)

 

 

Тематический план курса

 

  Название раздела, темы Распределение часов
Трудоемкость Аудит. занятия Виды занятий Самост. работа
Лекции Семинары
  Введение в дисциплину «Основы подготовки к военной службе»          
  Война как социальная практика и одна из двух форм существования человечества.          
  История создания и развития Вооруженных Сил России. Военная доктрина РФ.          
  Состав, структура и назначение Вооруженных сил Российской Федерации.          
  Боевые традиции Вооруженных сил России          
  Символы воинской чести.          
  Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе          
  Правовые основы военной службы. Общевоинские уставы ВС России          
  Характер и особенности военной службы          
  Порядок прохождения военной службы в воинских частях.          
  Основы начальной военной подготовки (огневая, строевая и тактическая подготовка)          
  Основы безопасности военной службы.          
Экзамен          
ВСЕГО          

 

 

2.2. В рамках обучения на отделении заочного обучения по направлению 050100.62. Естественнонаучное образование профиль «Безопасность жизнедеятельности»:

Срок изучения – 5 семестр.

Трудоемкость – 160 часов.

Аудиторные занятия – 16 часов, из них:

Лекции – 6 часов;

Практические занятия – 10 часов;

Самостоятельная работа – 144 часа.

Форма отчетности – экзамен (время на самост/подготовку - 36 часов)

 

Тематический план курса

 

  Название раздела, темы Распределение часов
Трудоемкость Аудит. занятия Виды занятий Самост. работа
Лекции Семинары
 
  Война как социальная практика. История создания и развития Вооруженных Сил России. Военная доктрина РФ.          
  Состав, структура и назначение Вооруженных сил Российской Федерации.          
  Боевые традиции Вооруженных сил России        
  Символы воинской чести.        
  Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе          
  Правовые основы военной службы. Основные документы в области обороны.        
  Порядок прохождения военной службы.          
  Основы начальной военной подготовки          
  Основы безопасности военной службы          
  Экзамен          
Всего          
               

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Лекции

Тема 1. Введение в дисциплину «Основы подготовки к военной службе»

Предмет, объект и функции курса «Основы подготовки к военной службе». Категориальный аппарат учебной дисциплины. Место курса в системе подготовки преподавателя безопасности жизнедеятельности. Содержание учебной дисциплины. Прохождение службы в Вооруженных Силах как священный долг и почетная обязанность.

Тема 7. Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе

Понятие и структура воинской обязанности. Воинский учет и обязанности граждан по воинскому учету. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Военная служба по призыву. Военная служба по контракту. Составы и воинские звания военнослужащих. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Основное содержание военной службы. Главные понятия, определение, содержание и особенности военной службы. Профессиональный психологический отбор, как комплекс мероприятий по определению уровня индивидуально-психологических качеств граждан, призываемых на военную службу. Классификация воинских должностей, замещаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Содержание самостоятельной работы студентов включает:

· подготовку материалов для обсуждения на практических занятиях по темам: «Состав, структура и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации», «Основы начальной военной подготовки»;

· определение показателей качества и эффективности Вооруженных Сил;

· разработку материалов в рамках настоящего курса;

· изучение нормативно-правовых документов в части организации службы в ВС России;

· подготовку к экзамену.

 

 

Планирование самостоятельной работы

(для студентов дневной формы обучения)

Темы занятий Количество часов Содержание самостоятельной работы Формы контроля СРС
Всего Аудит. Сам./ раб.
1. Введение в дисциплину «Основы подготовки к военной службе»       Изучение источников учебной литературы. Конспектирование статей Конституции РФ в части, касающейся военной службы Проверка конспектов
2. Война как социальная практика и одна из двух форм существования человечества       Подготовка сообщений на предложенные темы. Обсуждение вопроса на семинарском занятии
3. История создания и развития Вооруженных Сил России. Военная доктрина РФ       Самостоятельный подбор необходимой литературы, разработка комплексных вопросов по теме Проверка выполненного задания на практическом занятии. Проверка конспектов по Военной доктрине
4. Состав, структура и назначение Вооруженных сил Российской Федерации.       Самостоятельный анализ источников учебной литературы. Проверка выполненного задания на практическом занятии. Проведение диспута
5. Боевые традиции Вооруженных сил России       Изучение традиций Подготовка сообщений на предложенные темы.   Проверка выполненного задания на практическом занятии
6. Символы воинской чести.       Обзор публикаций по теме. Подготовка к беседе-диспуту Беседа-диспут
7. Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе       Подготовка сообщений на предложенные темы.   Проверка выполненного задания на практическом занятии
8. Правовые основы военной службы. Общевоинские уставы ВС России       Подготовка сообщений на предложенные темы. Самостоятельный подбор необходимой литературы, разработка комплексных вопросов по теме Обсуждение и оценка самостоятельных работ; конспект ответов на заранее предложенные вопросы к теме
9. Характер и особенности военной службы       Подготовка сообщений на предложенные темы. Самостоятельный подбор необходимой литературы, разработка комплексных вопросов по теме Обсуждение и оценка самостоятельных работ; конспект ответов на заранее предложенные вопросы к теме. Проведение диспута «Какой вариант военной службы необходим современным ВС: Израиля, США, России?»
10. Порядок прохождения военной службы       Самостоятельный анализ источников учебной литературы. Обсуждение вопроса на семинарском занятии
11. Основы начальной военной подготовки       Подготовка сообщений на предложенные темы. Самостоятельный подбор необходимой литературы, разработка комплексных вопросов по теме Обсуждение и оценка самостоятельных работ; конспект ответов на заранее предложенные вопросы к теме
12. Основы безопасности военной службы.       Подготовка сообщений на предложенные темы.   Проверка выполненного задания на семинаре
Подготовка к экзамену          
Всего          

 

Планы семинарских занятий

Семинар по теме 2. «Война как социальная практика и одна из двух форм существования человечества» (2 часа)

Вопросы и проблемы семинарских занятий: 1. Что понимается под войной? 2. Изложите классификацию войн: по поколениям войн, по характеру, по масштабам; 3. Какова реальность военной угрозы в современном мире? 4. Охарактеризуйте основные вооруженные конфликты рубежа ХХ-ХХI века; 5. Какие войны называют отечественными, сколько отечественных войн было в истории России? 6. Проанализируйте современную военно-политическую ситуацию на границах России.

 

Семинар по теме 3. «История создания и развития Вооруженных Сил России. Военная доктрина РФ» (2 часа)

1. Какие войны вела наша страна: а) в 9-12 веках; б) в 13-15 веках; в) в 16-17 веках; г) в 18 веке; д) в 19 веке; е) в 20 веке. 2. Охарактеризуйте действия Российских вооруженных сил в вооруженных конфликтах конца ХХ – начала ХХI веков. 3. Что говорится в Конституции России о защите Отечества? 4. Когда и почему была принята Военная доктрина страны; 5. Изложите основные положения Военной доктрины Российской Федерации. В рамках семинара рекомендуется просмотр и обсуждение фильма по военно-патриотической тематике.

Семинар по теме 4. «Состав, структура и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации» (2 часа)

В начальной части фильма просмотр выдержек из фильмов о современных Вооруженных Силах России (30-35 мин.) с их последующим обсуждением.

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. Какие задачи стоят перед ВС РФ в соответствии с Концепцией национальной безопасности России? 2. Какова структура современных вооруженных сил РФ и в чем их организационное отличие от ВС СССР 1980-х годов? 3. На кого возложено общее руководство ВС РФ, и в чем оно заключается? 4. Кто осуществляет непосредственное руководство ВС РФ? 5. Каково предназначение и боевые возможности а) Сухопутных войск (СВ); б) ВМФ; в) ВВС; г) РВСН? 6. Охарактеризуйте организационную структуру: а) Сухопутных войск (СВ); б) ВМФ; в) ВВС. 7. Каково основное предназначение ВДВ? 8. Каково предназначение войск ФПС, ВВ, ВПС и ЖВ? 9. Каково место министерства по ГО и ЧС в обеспечение обороноспособности страны?

В завершение семинарского занятия предлагается диспут по теме «Соответствуют ли Вооруженные Силы России современным опасностям человечества».

 

Семинар по теме 5. «Боевые традиции Вооруженных Сил России» (4 часа)

1 вариант семинара. Семинар начинается с проверки эссе (сочинения) по предварительно просмотренному художественному фильму, посвященному войне. Сочинение выполняется по 2-м вариантам: 1 вариант (его выполняют студенты, у которых нечетные номера в учебном журнале: 1, 3, 5 и т.д.) – эссе по фильму про Великую Отечественную войну (одну из серий киноэпопеи «Освобождение», «Они сражались за Родину», «Горячий снег» и т.д.); 2 вариант (его выполняют студенты, у которых четные номера в учебном журнале: 2, 4, 6, 8 и т.д.) – фильм про войну и Вооруженные Силы страны в период до 1917 г. («Александр Невский», «1612», «Война и мир» «Турецкий гамбит» и т.д.).

2 вариант семинара. Коллективный просмотр художественного фильма по теме семинара с его последующим обсуждением студентами.

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. Что такое патриотизм и воинский долг? 2. Каковы истоки воинской славы России? 3. Каким образом увековечивается память воинов – героев в воинской части? 4. Какие памятники воинской славы расположены в Нижнем Тагиле? 5. Откуда идет традиция отмечать Дни воинской славы? 6. Каким законом установлены Дни воинской славы в Российской Федерации? 7. Как вы понимаете пословицу: «Сам погибай, а товарища выручай!»? 8. Дайте определение воинскому коллективу. 9. Приведите примеры дружбы и войскового товарищества из ратной истории России.

В завершение семинара – дискуссия по теме «Боевые традиции исторической и современной армии России».

 

Семинар по теме 6. «Символы воинской чести» (2 часа)

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. Что включает в себя понятие «воинская честь»? 2. Почему Боевое Знамя является символом воинской чести? 3. В чем заключается/лась наградная система в: а) Российской империи; б) Советском Союзе; в) Российской Федерации? 4. Назовите основные государственные награды: а) Российской империи; б) Советском Союзе; в) Российской Федерации. 5. Кому и за какие свершения может быть вручена медаль «Золотая Звезда»? 6. Что символизирует Флаг корабля и Боевое Знамя части? 7. В чем заключался ритуал принятия воинской присяги/клятвы в: а) Российской империи; б) Советском Союзе; в) в Российской Федерации? 8. Расскажите о ритуале вручения Боевого Знамени воинской части. 9. Что такое День видов и родов войск? Как организуется этот праздник в воинской части (на корабле)? 10. Каков порядок проводов военнослужащих, увольняемых в запас или отставку?

Семинар по т. 7 «Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе» (2 ч.)

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. В чем заключается конституционный долг граждан по обеспечению защиты страны? 2. На какую организацию возложено осуществление воинского учета в Российской Федерации? 3. Какие документы требуются от вас для заполнения документов по воинскому учету? 4. При каких условиях и в какие сроки осуществляется первоначальная постановка на воинский учет граждан РФ мужского пола? 5. Каким образом определяется годность граждан к военной службе? 6. Что включает в себя обязательная подготовка граждан к военной службе? 7. Какие организации осуществляют подготовку по военно-учетным специальностям? 8. Какие преимущества при призыве на службу дают гражданину занятия в военно-патриотических объединениях? 9. Каков порядок медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет? 10. Какой срок службы установлен для военнослужащих, проходящих службу по призыву? 11. В каких случаях военнослужащих, проходящий службу по призыву, может быть досрочно уволен в запас? 12. В каких случаях продлевается срок военной службы? 13. Кто составляет запас ВС РФ? 14. В каком возрасте и в каких случаях граждане, находящиеся в запасе, увольняются в отставку? 15. С какой целью осуществляются военные сборы?

Задание: На основании таблицы психологической классификации воинских должностей оцените и охарактеризуйте свои возможности.

Семинар по теме 8. «Правовые основы военной службы. Общевоинские уставы ВС России» (2 часа)

При подготовке к семинару студенту надлежит сделать выписки (законспектировать) основных положений закона «О воинской обязанности и военной службе».

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. Обязан ли каждый гражданин России а) проходить службу в ВС РФ; б) принимать участие в военной действиях? Обоснуйте свое мнение. 2. Что такое военная служба, изложите ее основные принципы. 3. Назовите и дайте характеристику основных законов РФ в области обороны. 4. Что такое статус военнослужащего? 5. Как реализуются общегражданские права военнослужащих? 6. Что вы знаете об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих? 7. Какие права, свободы и виды защиты государства имеет военнослужащий? 8.На какие виды отпусков и денежного довольствия имеет право военнослужащий? 9. Какие другие права имеет военнослужащий? 10. В какие сроки военнослужащий должен быть приведен к Военной Присяге? 11. Кто подлежит призыву на военную службу? 12. В какие сроки осуществляется призыв на военную службу? 13. Кому предоставляется отсрочка от призыва на военную службу? Назовите разновидности отсрочек. 14. Каким законом определены воинские звания в ВС РФ?

Задание. В своей тетради составьте хронологическую таблицу воинских уставов в Российской Армии.

 

Семинар по теме 9. «Характер и особенности военной службы» (2 часа)

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. Что вы знаете об общих обязанностях военнослужащего? 2. Что вы знаете об должностных обязанностях военнослужащего? 3. Что вы знаете о специальных обязанностях военнослужащего? 4. Какие обязанности военнослужащего изложены в тексте Военной Присяги? 5. К каким видам ответственности и по каким основаниям могут привлекаться солдаты, матросы, сержанты и старшины? 6. Какие проступки относятся к грубым? Может ли проступок перейти в преступление? 7. Что вы понимаете под дисциплинарной ответственностью военнослужащего? 8. Что такое дисциплинарное взыскание и когда оно налагается? Изложите виды дисциплинарных взысканий в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 9. Что понимается под административной ответственностью военнослужащего? 10. Какие виды административных взысканий существуют? 11. За какие проступки военнослужащий привлекается к материальной ответственности? Назовите виды материальной ответственности.

Семинар по теме 10. «Порядок прохождения военной службы в воинских частях» (2 ч.)

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. Какие помещения предусматриваются в роте? 2. Где размещается молодое пополнение части? 3. Приказом какого начальника присваиваются воинские звания солдатам (матросам), сержантам, старшинам? 4. Какие виды одежды вам известны и в каких случаях они носятся? 5. Какие знаки отличия имеются на военной форме одежды? 6. В каких странах и почему проходят военную службу: а) по призыву; б) по контракту; в) применяют обе системы и почему? 7. В чем сильные и слабые стороны организации военной службы в Израиле, КНР, Советском Союзе, США? 8. Расскажите о порядке заключения договора о прохождении военной службы по контракту и на какие сроки заключается контракт. 9. Какие льготы и права имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту? 10. Какую роль играют женщины в ВС РФ и какую роль, на ваш взгляд, они должны играть?

В завершение семинара диспут по теме: «Какой вариант военной службы необходим современным ВС: Израиля, США, России? Каковы их сильные и слабые стороны? Какой из вариантов соответствует требованиям современной войны»

Семинар по теме 11. «Основы начальной военной подготовки» (6 часов)

Вопросы и проблемы семинарского занятия:

1-е семинарское занятие посвящено строевой подготовке. В рамках семинарского занятия студенты практически отрабатывают следующие задания: 1) строй: понятие и элементы, выполнение строевой стойки; 2) строевые элементы на месте и в движении; 3) воинское приветствие (на месте и в движении); 4) выход из строя и возвращение в строй.

2-е семинарское занятие посвящено огневой подготовке. В рамках семинарского занятия студенты 1) докладывают характеристики вооружения мотострелкового отделения; 2) характеризуют устройство и боевые свойства автомата Калашникова; 3) производят (при наличии материальной возможности) разборку и сборку автомата Калашникова; 4) докладывают о порядке ухода за автоматом, его хранении и сбережении; 5) раскрывают основные положения по подготовке автомата к стрельбе. В завершение занятия - практические стрельбы.

3-е семинарское занятие посвящено тактической подготовке. В рамках семинара студенты: 1) излагают структуру и боевые возможности мотострелкового подразделения Сухопутных войск ВС РФ; 2) его оснащение; 3) дают характеристику современного общевойскового боя: а) наступления; б) обороны; 4) излагают действия обязанности солдата в бою. Возможно практическое выполнение данных действий (передвижение в пешем порядке, преодоление препятствий). Практически отрабатываются положения Боевого Устава Вооруженных Сил (часть 3).

Семинар по теме 12. «Основы безопасности военной службы» (2 часа)

Данное семинарское занятие включает в себя два блока: 1) собственно проведение опроса по теме семинара (30 мин.), данный опрос возможен как в устной, так и в письменной форме; и 2) проведение тестирования по всему курсу из расчета 40 вопросов с выделением на ответы по ним 50/55 минут. Тестирование возможно как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

Вопросы и проблемы семинара: 1. Что общего и в чем различие понятий «преступление» и «проступок»? 2. Что Вы должны делать в том случае, если в отношении Вас применяются физические меры воздействия? 3. Изложите основные положения Уголовного кодекса РФ, по каким основаниям к уголовной ответственности могут привлекаться военнослужащие? 4. Изложите основные формы неуставных взаимоотношений. 5. В чем на ваш взгляд причины неуставных взаимоотношений? 6. Что такое стресс? Каковы его причины? 7. Как выйти из состояния стресса? 8. Изложите возможные меры профилактики в отношении правонарушений в воинской части. 9. Какие заболевания наиболее возможны в период прохождения воинской службы, изложите меры профилактики в отношении заболеваний.

 

 

Тесты, применяемые к темам 2-6 по курсу «Основы подготовки к военной службе»:

 

1. Дополните фразу: «Наличие опасности _______ на терри­торию государства делает ______ наличие Вооруженных Сил, спо­собных защитить и сохранить целостность и суверенитет этого государства».

2.Докажите необходимость наличия Вооруженных Сил в любом государстве, в том числе и в России (на одном обоснованном примере).

3. Назовите императора, при котором была создана первая регулярная армия России.

4. Назовите автора афоризма: «Тяжело в учении, легко в бою».

5. Назовите выдающегося полководца, под руководством кото­рого была одержана победа в Отечественной войне 1812 г.

6. Назовите основные виды Вооруженных Сил Российской Фе­дерации.

7. Назовите основную задачу Ракетных войск стратегического назначения.

8. Дополните фразу: «Вид Вооруженных Сил, предназначен­ный для ведения боевых действий преимущественно на суше, называется ________________».

9. Назовите основные функции Военно-Воздушных Сил (три).

10. Назовите виды флотов, которые входят в состав Военно-Морского Флота Российской Федерации.

11. Назовите основные документы, составляющие правовую основу деятельности Вооруженных Сил России.

12. Назовите пути комплектования Вооруженных Сил РФ.

13. Назовите должностное лицо в России, которое осуществляет руководство ВС РФ.

14. Назовите структуры, через которые реализуется управление деятельностью Вооруженными Силами Российской Федерации.

15. Приведите примеры, иллюстрирующие важность наличия у Российской Федерации мощных Вооруженных Сил (не менее пяти).

16. Назовите орган, осуществляющий руководство Пограничными войсками.

17. Назовите основную функцию Внутренних войск Министерства внутренних дел России.

18. Назовите состав войск, в которые входят Железнодорожные войска, являясь специальными войсками этой части Вооруженных Сил РФ.

19. Дополните фразу: «Воинские формирования, специально предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени, являются ____________ ».

20. Назовите основные составные части понятия «патриотизм».

21. Назовите дату Бородинского сражения, положившего нача­ло разгрома французской армии, и имя полководца, руководившего этим сражением.

22. Назовите дату разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.

23. Назовите дату Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

24. Назовите имена наиболее выдающихся русских полководцев XVIII в.

25. Назовите имена выдающихся русских полководцев XIX в.

25. Назовите имена выдающихся советских полководцев 2-ой мировой войны.

26. Дополните фразу: «Военнослужащий должен ___________________ вой­сковым товариществом; не щадя своей жизни обязан ____________________ своих товарищей из опасности, помогать им словом и делом; _______________ честь и достоинство каждого, _______________ в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, ________________ их от недостойных поступков».

27. Сформулируйте принцип войскового товарищества, пред­ложенный русским полководцем А.В. Суворовым.

28. Назовите вид ответственности за нарушение уставных взаи­моотношений и максимальную величину этой ответственности.

29. Назовите, когда и кем вручается Боевое Знамя воинской части.

30. Назовите, когда осуществляется вынос Боевого Знамени к воинской части (приведите 2 примера).

31. Назовите наиболее важные ритуалы, осуществляемые в Во­оруженных Силах РФ.

32. Назовите закон России, который устанав­ливает воинскую обязанность граждан РФ.

33. Дополните фразу: «Период фактического нахождения государства в состоянии войны называется ________».

34. Назовите наиболее совершенную основу комплектования Вооруженных Сил России, обоснуйте свой ответ.

35. Назовите цель, с которой осуществляется воинский учет граждан Российской Федерации.

36. Приведите три примера военно-учетных специальностей.

37. Дополните фразу: «______________ - это гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете с момента первичной постановки до момента его отправки со сборного пункта на место прохождения действительной военной службы».

38. Приведите названия трех видов военно-прикладного спорта.

39. Назовите наиболее важные специальности врачей, которые осуществляют первичное освидетельствование граждан призывного возраста.

40. Установите соответствие символа (обозначения) категории годности к военной службе и ее содержание (ответ представьте буквой с цифрой, например: 4а): 1. Годен к военной службе; 2. Не годен к военной службе; 3. Ограниченно годен к военной службе; 4. Годен к военной службе с незначительными ограничениями; а) «Д»; б) «А»; в) «Б»; г) «В»; д) «Г».

41. Назовите максимальный возраст нахождения в запасе:

а) солдат; б) младших офицеров; в) высших офицеров.

42. Дополните фразу: «Особый вид федеральной государственной службы, заключающейся в повседневном выполнении обя­занностей, обеспечивающих нормальное функционирование Воо­руженных Сил Росси, называется ____________________».

43. Дополните фразу: «Военная служба является _____________, священным долгом каждого __________России».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.37.250 (0.263 с.)