Экономика и бухгалтерский учёт» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика и бухгалтерский учёт»



ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Методические указания и контрольные задания для

студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования для специальностей:

Экономика и бухгалтерский учёт»

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Переработка нефти и газа»

Технология продукции общественного питания»

Техническое обслуживание средств вычислительной техники и

Компьютерных сетей»

Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического

И электромеханического оборудования»

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

Автоматизация технологических процессов и производств»



 

ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) Комиссией энергостроительных дисциплин председатель _________Савина С.Б.   Методические указания составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности     Зам.директора по УР _________Г.А.Бикташева

 

 

Автор:
 
Преподаватель Салаватского индустриального колледжа   ______Шварева Е.Ю.

 

 

Рецензент:

Преподаватель

Салаватского индустриального колледжа: ___________ О.Г.Сбитякова

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4   Программа учебной дисциплины 6   Задания для контрольных работ 20   Литература 23  
   

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников составлены в соответствии с Требованиями по специальностям и примерной программой по дисциплине «Экологические основы природопользования» базового уровня среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

Рабочая программа состоит из двух основных разделов. В первом разделе рассматриваются вопросы, характеризующие состояние окружающей среды России: взаимодействие человека и природы, признаки экологического кризиса и пути их решения, использование и воспроизводство природных ресурсов, а также понятие об экологической безопасности. Во втором разделе рассматриваются вопросы международного сотрудничества нашей страны в области охраны окружающей среды и правовые вопросы экологической безопасности. Программа дисциплины определяет общий объём знаний, подлежащий обязательному усвоения студентами.

Изучение материала по дисциплине «Экологические основы природопользования» базируется на биологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о современном состоянии окружающей среды в России;

- о глобальных проблемах экологии;

- о принципах рационального природопользования;

- об источниках загрязнения природы;

- о государственных и общественных мероприятиях по охране окружающей среды;

 

Основным методом изучения программного материала является самостоятельная работа студента-заочника по рекомендуемой литературе в соответствии с программой.

Установочные занятия проводятся перед началом изучения предмета с целью ознакомления студентов с его содержанием и методикой изучения.

Обзорные занятия проводятся в период экзаменационной сессии с целью систематизировать, расширить, закрепить полученные знания и ответить на возникшие вопросы.

По предмету «Экологические основы природопользования» выполняется одна домашняя контрольная работа, а в период сессии сдаётся зачёт.

 

 

I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИН

 

 

N темы   Наименование разделов и тем   Количество часов при очной форме  
 
       
    1.1   1.2   1.3   1.4   1.5 1.6 Введение   Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества. Основные понятия и законы экологии   Научно-техническая революция и природопользование   Экологический кризис   Природные ресурсы и рациональное природопользование Мониторинг окружающей среды Загрязнение ОПС отходами            
  Итого по разделу    
    2.1   2.2   2.3   2.4   Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности Природоохранное законодательство   Экономический механизм природопользования   Управление и контроль за состоянием окружающей природной среды. Экологическая экспертиза              
  Итого по разделу    
  Всего по курсу    

 

 


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение

 

Студент должен

иметь представление:

- о содержании дисциплины;

- о связи с другими дисциплинами;

- о новейших достижениях и перспективах развития в области охраны окружающей среды.

 

Методические указания

Данная тема является вводной и должна дать представление о задачах учебной дисциплины. При изучении дисциплины следует обратить внимание на проблемы, вызванные с загрязнением окружающей среды и состояние здоровья населения в России.

 

Современное экологическое состояние России можно определить как критическое, а в некоторых регионах приобрело характер экологического бедствия. Люди должны осознавать, что ухудшение окружающей среды представляет большую угрозу. Каждый человек должен заботься об обеспечении здоровой окружающей среды для себя, детей здоровой и достойной жизни.

В России наиболее неблагоприятными с точки зрения здоровья населения по-прежнему остаются города с высокой концентрацией промышленности. Состояние атмосферы, водных ресурсов сказывается на показателях заболеваемости.

 

Экология - это наука, изучающая отношения организмов между собой и с окружающей их природой, общие законы функционирования экосистем.

Экология как наука сформировалась в середине ХIХ века. В 1866 году немецкий ученый Эрнест Геккель ввел в научный обиход термин «экология» (в переводе с греческого oikos – дом, жилище, logos – учение, слово). В настоящее время экология разделилась на ряд научных отраслей и дисциплин, которые далека от первоначального понятия экологии, как биологической науки. В зависимости от размеров объектов изучения экологию делят на аутоэкологию (организм и его среда), популяционную экология (популяция и её среда), синэкологию (экосистемы), глобальную экологию (учение о биосфере).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает экология?

2. Расскажите о структуре современной экологии.

 

 


РАЗДЕЛ 1

 

Тема 1.1 Основные понятия и законы экологии

 

Студент должен:

иметь представление:

- об основных биосферных циклах веществ;

- об основных понятиях и законах экологии;

- об экологическом равновесии в экосистеме;

- о биологической продуктивности;

- основные законы экологии;

- характеристика, типы и структура экосистем;

- экологическая сукцессия;

- экологическое равновесие;

- биосфера её составные части.

Основные биосферные циклы. Законы экологии.. Биологическая продуктивность. Типы и структура экосистемы. Автотрофы и гетеротрофы. Пищевые цепи. Взаимоотношения между организмами. Экологическое равновесие. Экологические сукцессии. Биосфера и её составные части.

 

Методические указания

При изучении данной темы необходимо усвоить закономерную взаимосвязь между живыми организмами и средой обитания. Знать структуру экологических систем и типы экосистем. Привести примеры пищевых цепей и сетей. Дать определение и условия выполнения экологического равновесия. Рассказать о видах экологических сукцессий.

Доказать законы Коммонера.

Необходимо иметь представление о биосфере и её функциях. Литосфера – твердая оболочка земли. Атмосфера – газовая оболочка земли. Гидросфера – водная оболочка земли.

Законы Коммонера:

1. Всё связано со всем.

2. Природа «знает» лучше.

3. За всё надо платить.

4. Всё должно куда-то деваться.

Экосистема - это совокупность живых организмов разных видов и среды обитания, между которыми происходит взаимообмен веществом, энергией, информацией. Экосистема состоит из двух частей: абиотическая (среда обитания) и биотическая (живые организмы). Живые организмы в зависимости от источников питания и участия в пищевых цепочках подразделяются: автотрофы (самопитающиеся) и гетеротрофы (питающиеся другими).

 

Биосфера – это глобальная экосистема, сфера распространения жизни. Учение о биосфере создал великий русский ученый В.И. Вернадский. Составные части биосферы: атмосфера, литосфера, гидросфера.

Атмосфера состоит из смеси газов: азота –78, 09%, кислорода –20,95%, аргона-0,93%, углекислого газа –0,03%, а также гелия, неона, водорода, озона, криптона и других (на их долю приходится около 0,01 % всего объёма смеси).На высоте 20-25км располагается озоновый слой, который препятствует прохождению жесткого ультрафиолетового излучения.

Литосфера – земная кора, сложенная осадочными и кристаллическими породами, образует сплошную оболочку, 2/3 которой покрыто водами океанов и морей. Почва – верхний слой суши, образовавшаяся в результате жизнедеятельности живых организмов, климатических условий на материнской породе.

Гидросфера – совокупность океанов, морей, озер, рек, ледников, снежного покрова, атмосферных и подземных вод. Важнейшее свойство гидросферы – единство всех вод на земле.

Устойчивое функционирование биосферы обеспечивает условия жизни человечества.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое экосистема?

2 Какие бывают типы экосистем и приведите примеры.

3 Из каких элементов состоит трофическая структура экосистемы?

4 Что такое пищевые цепи и пищевые сети?

5 Как вы понимаете экологическое равновесие в экосистеме?

6 Какие циклы протекают в биосфере?

7 Составные части и функции биосферы.

8 Что такое экологическая ниша?

9 Виды экологических сукцессий?

 

Методические указания

Изучение данной темы необходимо начать с понятия «экологизация». Привести примеры нетрадиционных источников энергии (использование энергии солнца, приливов и отливов, ветра, энергии недр земли). Должны знать определение безотходных и малоотходных технологий. Перечислить принципы безотходных технологий.

 

Процесс проникновение идей и проблем экологии в отрасли народного хозяйства и научных дисциплин называется – экологизацией.

Экологизация производства предполагает приспособления различных технологий к сложившимся природным условиям. Экологическое производство предполагает планомерное производство и воспроизводство компонентов и условий природной среды.

Под безотходной технологией понимают принцип организации производства, при котором цикл «сырьевые ресурсы - производство - потребление - вторичные ресурсы» построен с рациональным использованием всех компонентов сырья, всех видов энергии без нарушения экологического равновесия. Концепция безотходного производства основывается на том, что производство, воздействуя на окружающую среду, не нарушает её нормального функционирования. Создание безотходных производств представляет собой длительный процесс, промежуточным этапом являются – малоотходные технологии.

Под малоотходным производством следует понимать такое производство, результаты которого при воздействии их на окружающую среду не превышают уровня, допустимого санитарно-гигиеническими нормами (ПДК).

Рациональное природопользование:

1. Изучение;

2. Охрана:

2.1 создание охраняемых территорий;

2.2 охрана редких и исчезающих видов растений и животных;

2.3 сохранение благоприятной среды обитания (природных условий);

3. Освоение:

3.1 комплексное и экономное использование природных ресурсов;

3.2 обеспечение воспроизводства возобновимых природных ресурсов;

3.3 использование достоинств среды и приспособление к неблагоприятным условиям;

4. Преобразование:

4.1 увеличение ресурсов природного комплекса;

4.2 улучшение качества среды обитания (природных условий).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие технологии называются безотходными и малоотходными?

2. Какие принципы безотходных технологий вы можете перечислить?

3. Как вы понимаете рациональное природопользование, приведете примеры.

4. Влияние производительных сил на окружающую природную среду.

 

Тема 1.4 Природные ресурсы

Студент должен:

иметь представление:

- о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды;

- о полезных ископаемых;

- о природных ресурсах и их классификацию;

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Антропогенное загрязнение природных ресурсов. Основные источники загрязнения и деградации биоресурсов.

Энергетические ресурсы: запасы, экологический аспект

Проблемы сохранения и воспроизводства природных ресурсов.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

 

Методические указания

Следует ознакомиться с классификацией природных ресурсов. Антропогенное загрязнения природных ресурсов. Знать основные источники загрязнения и классификацию загрязнителей.

Мероприятия по охране природных ресурсов. Особо охраняемые природные территории (заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы).

 

Природные ресурсы – это различные силы и тела природы.

Полезные ископаемые – это минеральные природные вещества, которые человек использует в народном хозяйстве с получением экономического эффекта.

 

Особо охраняемые природные территории – это объекты общенационального достояния, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение.

Государственные заповедники – это природоохранные научно-исследовательские учреждения.

И них сохраняют и изучают уникальные и типичные экосистемы, генетический фонд живых организмов, естественный ход природных процессов и явлений. Государственные заповедники навсегда изъяты из хозяйственного использования. В Российской Федерации более 90 заповедников.

Памятники природы объявляются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие научное, историческое, эколого-просветительное значение и нуждающиеся в особой охране государства. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред памятнику природы и его окружающей среде.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое природные ресурсы и полезные ископаемые?

2. Классификация природных ресурсов.

3. Дайте понятие рекреационного использования лесов.

4. Что такое Государственный земельный кадастр?

5. Какие способы снижения водопотребления вы знаете?

6. Какой процесс называется самоочищением водоёмов?

7. Какие факторы обуславливают самоочищение водоёмов?

8. Что такое БПК и ХПК?

9. Что такое эвтрофикация водоёмов?

10. Основные источники и вещества загрязняющие природу?

11. Расскажите о особо охраняемых природных территориях.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое отходы?

2. Классификация отходов.

3. Какое количество накоплено отходов в России?

4. Расскажите о санкционированных и несанкционированных свалках.

5. Какие вы знаете методы обеззараживания и утилизации отходов?

РАЗДЕЛ 2

 

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Методические указания

При изучении этой темы вам необходимо знать основные положения закона РФ «Об охране окружающей среды». Рассказать о Водном, Земельном, Лесном кодексе. Нужно отметить, что каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Вы должны знать, в каких случаях юридическое или физическое лицо несет те или иные виды ответственности и наказания.

 

Следует отметить Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991года. В нём заложены принципы обеспечения экологических и экономических интересов населения и хозяйствующих субъектов, их заинтересованность в охране окружающей среды. В Законе также предусмотрен механизм контроля за соблюдением природоохранного законодательства, административные и экономические меры воздействия на нарушителей.

В Конституции РФ (ст.9) записано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Природоохранное законодательство должно обеспечивать права человека на здоровую среду обитания, чистые продукты питания и жильё, свободный доступ информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов, а также гарантировать права будущих поколений.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое: экологические правонарушения?

2. Виды ответственности за экологические правонарушения?

3. Виды наказаний?

4. Структура природоохранного законодательства.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое экологическая экспертиза?

2. Задачи экологической экспертизы.

3. Какие организации проводят экспертизу?

4. Какие предприятия подвергаются экспертизе?

5. Расскажете о государственной и общественной экспертизе.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Каково влияние загрязнения среды на здоровье людей, приведите примеры?

2. Что такое биосфера, её нижние и верхние границы?

3. Что такое самоочищение водоёмов, какие факторы влияют на этот процесс?

4. Экологический мониторинг: его виды и задачи.

5. Дайте определение и приведите примеры природного загрязнения окружающей среды.

6. Что такое место обитания и экологическая ниша? Приведите примеры.

7. Взаимодействие видов в экосистемах.

8. Что такое санитарно-защитные зоны? Санитарно-защитная зона водоёмов.

9. Расшифруйте термин «кислотные дожди», опишите их влияние на окружающую среду.

10. Что такое атмосфера? Охрана атмосферного воздуха.

11. Что такое экологический паспорт промышленного предприятия?

12. В чём заключаются основные положения экологического паспорта?

13. Экологизация технологий. Безотходные и малоотходные технологии.

14. Ресурсосберегающие технологии.

15. Альтернативные источники энергии.

16. Что такое чрезвычайная экологическая ситуация, экологический кризис. Пути выхода из кризиса.

17. Влияние черной и цветной металлургии на состояние окружающей среды

18. Влияние нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностей на состояние окружающей среды

19. Влияние химической и нефтехимической промышленностей на состояние окружающей среды

20. Влияние угольной промышленности на состояние окружающей среды

21. Влияние деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности на состояние окружающей среды

22. Влияние машиностроительного комплекса на состояние окружающей среды

23. Влияние пищевой промышленности на состояние окружающей среды

24. Влияние транспорта на состояние окружающей среды

25. В чём заключается нормирование качества окружающей природной среды. Что такое максимально недействующая концентрация?

26. Что такое эвтрофикация водоёмов, к чему приводят её последствия?

27. Химическое загрязнение атмосферы. Способы борьбы с ним.

28. Токсичные отходы, проблемы их захоронения.

29. Что такое биотест и для чего он проводится?

30. Что такое токсичность? Критерии токсичности, показатели, параметры.

31. Что такое пестициды? Влияние пестицидов на окружающую среду.

32. Надзорные организации, которые осуществляют мониторинг окружающей среды.

33. Антропогенное загрязнения окружающей среды. Дайте определение и приведите примеры.

34. Нормирование качества окружающей среды

35. Какие виды наблюдений и работ проводит ЕГСЭМ?

36. Перечислите международные организации по охране окружающей среды. Их назначения.

37. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

38. Экологические проблемы Байкала.

39. Источники загрязнения водоёмов.

40. Антропогенные воздействия на почву

41. Парниковый эффект. Причины, последствия, способы снижения.

42. Озоновый экран Земли. Функции озонового слоя. Проблемы и способы решения, связанные с истощением озонового слоя.

43. Эрозия почв и борьба с ней.

44. Утилизация и переработка твёрдых бытовых и промышленных отходов.

45. Что такое экосистема? Типы экосистем.

46. Основные биосферные циклы, почему происходит нарушение равновесия в них?

47. Природные ресурсы и их классификация.

48. Экологическая безопасность.

49. Основные законы Коммонера, их сущность.

50. Экологическая экспертиза в Росси.

51. Содержание и основные стадии экологической экспертизы.

52. Опустынивание – глобальное негативное явление.

53. Экологический контроль-назначение, задачи.

54. Когда был принят закон РФ об охране окружающей природной среды.? Основные его положения.

55. Экологические проблемы Ладоги.

56. Санитарные условия спуска сточных вод.

57. Охрана водоёмов.

58. Водохранилища и гидротехнические сооружения, их влияние на окружающую среду.

59. Выхлопы автотранспорта, их влияние на окружающую среду.

60. Экологическая сукцессия. Виды и значения сукцессий.

61. Экологическое равновесие и биологическая продуктивность.

62. Трофическая структура экосистемы.

63. Типы взаимоотношений в экосистеме, привести примеры.

64. Участие России в деятельности Международных природоохранных организаций.

65. Особо охраняемые природные территории.

66. Рекреационное использование лесов.

67. Виды ответственности и наказаний за нарушения природоохранного законодательства.

68. Экологические проблемы морей.

69. Какой комитет возглавляет природоохранную деятельность в РБ, основные его обязанности?

70. Экологические проблемы Башкортостана.

71. Социоприродные экосистемы, ответственность человека за их сохранения.

72. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

73. Охрана морей и океанов.

74. Целевая программа «Возрождение Волги». Её назначение и основные положения.

75. Агрохимикаты и окружающая среда.

76. Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха

77. Экологический кризис и пути выхода из него.

78. Опишите основные положения «Декларация по окружающей среде и развитию», принятой в 1992году на Международной конференции.

79. Загрязнение атмосферы и его последствия.

80. Загрязнение гидросферы и его последствия

 


ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

 

1. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды: Учебное пособие для учащихся техникумов. – М.: Высшая школа, 1987. – 287 с.: ил.

2. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов. - М.: Агенство «Фаир», 1998. – 320 с.

3. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.:: ЮНИТИ, 1998. – 455 c.

4. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии: Учеб. для вузов. - М. 1999. – 447 с.

5. Хоружая Т.А. Методы оценки экологической опасности – М.:«Экспертное бюро – М», 1998. – 224 с.

Дополнительная

1. Миркин Б.М. и др. Учебное пособие. Экология Башкортостана – Уфа: Китап, 1995. – 144 с.

2. Дёмина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды – М.: Аспект Пресс, 1998. – 143 с.

3. Экология. Учебное пособие / под редакцией Боголюбова С.А. / - М.: Знание, 1997. – 288 с.

4. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник, - М.: Мысль, 1990. – 638 с.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Методические указания и контрольные задания для

студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования для специальностей:

Экономика и бухгалтерский учёт»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.171 с.)