Воспитание свободомыслия, совести, социальной ответственности и любви к людям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание свободомыслия, совести, социальной ответственности и любви к людям



Согласно представлениям о том, что душа человека имеет свою природу и духовный элемент господствует над чело­веком во все возрасты его жизни, Монтессори-метод опирается на непроизвольное раз­витие психической жизни в ребенке. Наблю­дение и опыт становятся основными спосо­бами саморазвития его духа. М. Монтессори пишет: «Если физический уход дает ребенку счастливое ощущение здорового тела, то за­боты об умственном и моральном состоянии ребенка открывают ему путь к высшим радо­стям духовного мира, ведут к беспрерывным сюрпризам и чудесным открытиям не только во внешней среде, но и в глубочайших тай­никах его собственной души».

В Монтессори-школе ребенок получает воспитание свободой. Здесь он имеет право на все, что касается его самостоятельной де­ятельности в человеческом сообществе, кро­ме действий разрушающих или угнетающих свободу других. И если самостоятельность есть основа человеческого достоинства («Я не прошу услуг, потому что не чувствую себя бессильным»), то именно свобода и самосто­ятельность рождают внутреннюю дисципли­ну в ребенке, его социальную ответствен­ность перед другими детьми и взрослыми.

Нет специальных рецептов, не изобрете­но дидактических материалов для воспита­ния нравственности. В Монтессори-школе не читают специальные нравственные про­поведи, не устраиваются и разборки поведе­ния детей. Взрослые и дети живут здесь в ат­мосфере добра, любви, веры и взаимопомо­щи. Даже самые маленькие доводят начатое дело до конца, не мешают работать другим, не разрушают чужой труд, выполняют дого­воренности, учатся терпению и опекают то­го, кто пока слабее. Все это достигается не только условием разновозрастности группы детей и свободой их передвижения в прост­ранстве школы, но и общими для всех прави­лами жизни в сообществе, которые посте­пенно становятся нравственным стержнем ребенка, его совестью. «Быть может, – пишет М.Монтессори, – путем освобождения мыс­ли и совести мы идем навстречу великому торжеству веры... Поистине, наша общест­венная жизнь слишком часто только помра­чает и губит жизнь, заложенную в нас. Наш метод стремится уберечь этот духовный огонь в человеке, сохранить его истинную природу среди всех унижающих и подавляю­щих ее оков общественной жизни».

Литература

Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в «Домах ребенка». – М., 1993.

Монтессори М. Самовоспитание и самообу­чение в начальной школе. – М., 1994.

Монтессори М. Воображение // Мир образо­вания. – 1996. – № 9.

Домашняя школа Монтессори. – М., 1997.

Загвоздкин В., Хилтунен Е. Монтессори и Вальдорф. – М., 1999.

Монтессори-материал: Школа для малышей. – М., 1992.

Монтессори в России. Новый взгляд. – Вып. 1-2. – М., 1998-1999.

Педагогика М. Монтессори: Курс лекций. – Ч. 1-2. – М., 1992-93.

Сорокова М.Г. Математика по методу Мон­тессори в детском саду и школе. – М., 1997.

Сорокова М.Г. «Жизненная практика» и сен­сорное развитие дошкольников по методу Монтессори. – М., 1998.

Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку по­строить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). – М., 1999.

Терри Мелоу. Монтессори и ваш ребенок: Ру­ководство для родителей: Пер. с англ. – М., 1997.

Упражнения с Монтессори-материалом: Школа для малышей. – М., 1995.

 


[1] Этот материал составлен на основе двух работ: Монтессори М. Педагогические методы, приме­няемые в «Домах ребенка» // МонтессориМ. Дом ребенка: Метод научной педагогики: Пер. с итал. С.Займовского. – Гомель, 1993. – С. 86 - 106. Монтессори М. Значение среды в воспитании: Пер. с итал. К.Памфиловой // Частная школа. – 1995. – №4. – С. 122-127.

[2] М. Монтессори М. Подготовка учителя: Пер. с англ. И.Дичковской // Альманах «МАМА»: На­учно-методическое издание Межрегиональной альтернативной Монтессори-ассоциации. – Вып. 1. – М., 1994. – С. 354.

[3] Монтессори М. О принципах моей школы: Пер. с англ. В. Злотопольского // Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни: об­разовательная система Монтессори. - М., 1996. - С. 18-22.

[4] Декроли Жан Овид (1871-1932) - бельгийский врач, психолог, педагог. Теоретически обосно­вал и практически реализовал оригинальную систему развития детей 3-18 лет, получившую название «школа для жизни, школа через жизнь», основанную на идее так называемых «центров интересов ребенка». См.: Поляк Г. Новые школы на Западе: Педагогическая сис­тема Декроли. - М., 1928.

[5] Фребель Фридрих Вильгельм Август (1782-1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольно­го воспитания.

[6] Монтессори М. Разум ребенка // Монтессори. — М., 1999. — С. 28-93.

[7] Из кн.: Афанасьева Т. Учить по Монтессори. - М., 1996.

[8] Из кн.: Люблина Г. Работа с родителями в Монтессори-группе. - М., 1995.

[9] Из статей Д.Сорокова: Вслед за Юлией Фаусек (опыт реконструкции психолого-педаго­гических основ Монтессори-педагогики в России) // Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: Тридцать лет по методу Мон­тессори. - М., 1994; Актуальные проблемы адаптации Монтессори-педагогики в России // Альманах «МАМА». - Вып. 1. - М., 1994.

[10] Из кн.: Гребенников Л. Работа на линии Монтессори-группы. – М., 1996.

[11] Е.Хилтунен. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе. - М., 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.008 с.)