Аутизм как психопатологический синдром 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аутизм как психопатологический синдром



Аутизм— синдром патологии личности, главным (суще­ственным) проявлением которого является отсутствие или уга­сание (различной степени выраженности) потребности в об­щении.

Его проявления — различной степени прогрессирующее исчезновение или отсутствие потребности в вербальном и/или невербальном общении. Проявляется сочетанием трех компонентов: нарушением законов речи, нарушением зако­нов языка, нарушением невербального общения.

Нарушение функций речи:

1. Исчезновение инициативы вербального общения. Она принадлежит партнеру по коммуникации. При этом больной ведет себя пассивно, отвечает кратко, незаинтересованно, односложно (ответы типа «да», «нет») или отказными поня­тиями («не помню», «не знаю»), что порой ошибочно трак­туется как нарушения памяти и интеллекта. Это называется формальным общением.

Внешне исчезновение инициативы вербального общения проявляется малоразговорчивостью, неразговорчивостью, стремлением к одиночеству или молчанию, избеганием лю­дей, в том числе членов семьи, дискомфортом в их присут­ствии, порой с чувством негодования, неприязни, ненависти.

В редких случаях возникает многоречивость, безостано-вочность речи, произнесение речевых построений в простран­ство. Главный признак — монологичность, исчезновение диалогичное™, совершенная незаинтересованность в воспри­ятии, понимании, осмыслении и ответной реакции партне­ра, роль и участие которого в разговоре аннигилируется. Это называется обезличенным общением («аутизм наоборот»).

2. Речевая интраверсия — резкое преобладание внутрен­них (интраперсональных) форм речи над внешними (интер­персональными) коммуникациями.

3. Грезоподобность мышления — аффективно-эмоцио­нальные потребности и желания актуализируются в созна­нии больного, принимая в нем доминирующий характер (по­ложение, место). При этом вытесняется в большей или мень­шей степени реальность. Рационально-когнитивные формы психической, в первую очередь мыслительной, деятельности вытесняются, замещаясь аффективными формами мышления, мечтательности, воображения, при которых желаемое выда­ется и принимается за действительное, часто в неадекватных, утрированных, вычурно-нелепых формах. Иллюзия рс-шенности в действительности нерешенных проблем, осуще­ствленное™ желаний, потребностей и т. д. демобилизует больного, лишает активности — ему больше ничего не надо добиваться, то, что было необходимым, — уже «свершилось». В грезоподобном мышлении исчезает временная грань — в сознании стираются различия между прошлым, настоящим и будущим. В аутистическом мышлении нет ничего невозмож­ного или недоступного.

4. Исчезновение интуиции — способности улавливать и понимать язык жестов, взглядов, намеков, «читать между строк и подстрочник общения», улавливать желания и чув­ства партнера по неформальному общению, понимать, что бывают ситуации, когда «нет» означает «да» и наоборот.

5. Паралогичность речи — умопостроения (суждения, умо­заключения) не отражают законов природы и общества, причинно-следственных отношений. В их основе — аффек­тивные потребности, желания и психопатологические меха­низмы, в частности, опора на малый, несущественный при­знак. Единственная логика, движущая мышление и речь, — логика желаний, при этом больной «пренебрегает» реально­стью. Все препятствующее желаниям игнорируется, отбра­сывается. Нередко результатом и формой паралогичности яв­ляется нарушение языковых законов.

Нарушение законов языка:

1. Неологизмы — изобретение новых слов, понятий, язы­ковых символов, смысл и содержание которых известно только больному, или наделение общеизвестных слов, по­нятий никому, кроме больного, неизвестным смыслом и со­держанием.

2. Символизм — наделение неких обозначений и слов несвойственным для них смыслом и содержанием.

3. Агглютинация слов (нанизывание слов) — исчезнове­ние речевых промежутков между отдельными словами как в устной, так и в письменной речи. В связи с этим слова нераспознаются, так как речь предстает как единое неделимое и непонятное образование — «речевой поток». Часто соче­тается с ускорением речи, слабым (тихим) произнесением, монотонностью, обилием слов (логореей), бормотанием. В письменной речи дополнительно отмечаются нарушения по­черка, расположения текста, вычурность и необычность по­черка.

4. Нарушение филологических законов языка — логичес­кая, грамматическая разорванность, произнесение набора ни­как не связанных между собою слов (шизофазия).

5. Анозогнозия различной степени выраженности. Нару­шения вербального общения приводят к тому, что снижает­ся или исчезает продуктивность речи, нарастает ее непонят­ность. Это приводит к затруднениям в вербальной коммуни­кации или вообще делает ее невозможной. Больной теряет способность выполнять законы и требования общества, ста­новится неприспособленным, дезадаптированным.

Нарушения невербального общения:

1. Гипо- и амимия. Выражение лица бесстрастное, «нечи­таемое». Взгляд обращен в пространство или «сквозь» парт­нера по общению.

2. Угасание и исчезновение жестикуляции. Однообразие и вялость позы, отсутствие синхронных содружественных по­ходке движений руками.

3. Исчезновение экспрессии речи. Она становится мо­нотонной, однообразной, бесстрастной, тихой.

4. Неряшливость, печать запущенности во внешнем об­лике.

5. Стереотипность поведения. Сглаживается индивидуаль­ность, отмечается угловатость движений, походки, моторная неловкость.

Аутизм относится к основным (обязательным) симпто­мам шизофрении. Может встречаться при шизоидной пси­хопатии и психопатизации (шизотипальные расстройства личности).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.026 с.)