Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работы по реконструкции церкви И приспособлению под кинотеатр
В предреволюционные и первые послереволюционные годы церковь св. Анны была одним из наиболее посещаемых храмов города. Перед революцией приход более 12 000 человек, и среди его трех пасторов был Артур Мальмгрен, служивший также и в 1920-е, когда он стал епископом и возглавил Евангелическо-лютеранские церкви Северо-Запада СССР[52]. Анненкирхе продолжала действовать до 1936 г., несмотря на следовавшие один за другим аресты ее священнослужителей. Согласно постановлению Президиума Леноблисполкома от 1 августа 1935 г. церковь была закрыта и передана для дома просвещения. Имеются документальные свидетельства о судьбе последнего органа фирмы Валькер, находившейся в закрытой кирхе. Их приводит в своем исследовании Е. Фащевская[53]. По ее сведениям, после закрытия церкви, на ее орган претендовало несколько организаций. Опубликованы копии писем с просьбой передать орган церкви св. Анны Комитету радиовещания и кинофабрике «Ленфильм»: «Комитет Радиовещания просит предоставить в распоряжение Комитета орган из церкви св. Анны на Кирочной улице. Отсутствие органа не дает возможности передать по радио ряд концертных программ для слушателей. Органные концерты настоятельно требуются и нашими радиослушателями. Директор Художественного радиовещания Геллер. 3.08.1935 г.»[54]. «Ленинградская Ордена Ленина кинофабрика «Ленфильм» просит вас выдать разрешение на перевозку и установку на нашей фабрике органа из закрытой в июле месяце сего года кирхи на Кирочной улице. Орган необходим для озвучивания звуковых картин. Вопрос о передаче нам органа просим Вас разрешить в срочном порядке, т.к. установка его натерритории кинофабрики по производственным соображениям должна состояться как можно скорее. Технический директор Ленинградской кинофабрики (без фамилии) 25.09.1935»[55]. Из приводимых документов следует, что решение о передаче органа было принято в пользу Комитета радиовещания: «В райсовет Смольнинского района. Решением органной Комиссии при уполномоченном Наркомпросса по охране памятников орган, находящийся в бывшей церкви св. Анны на Кирочной ул. передается в ведение Комитета Радиовещания. Ввиду изложенного Комитету Радиовещания разрешается указанный орган взять и перевезти в место установки ул. Пролеткульта. Зав. Уполномоченного по охране памятников Лебедянский»[56].
В 1937-1939 гг. церковь была перестроена по проекту арх. А. И. Гегелло и Л. С. Косвена под кинотеатр «Спартак». Реконструкции предшествовало создание в 1937 году двух вариантов проекта. Об этом известно из списка произведений архитектора А.И. Гегелло, приведенного в каталоге его выставки 1939 г[57]. Один из листов проекта, - подписанная обоими авторами перспектива со стороны главного фасада, - хранится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга[58]. Проект утвержден Архитектурным комитетом Ленсовета 17 августа 1937 года[59]. Архитектуре нового кинотеатра посвящена критическая статья архитектора Н.А. Митурича. Так как графические материалы, хранящиеся в фонде Музея истории Санкт-Петербурга, фрагментарны, статья дает наиболее полное представление о сути проекта реконструкции[60]. Приведем ее здесь полностью. «Каждый раз, когда приходится иметь дело с реконструкцией какого-либо здания для нового назначения, перед архитектором возникают значительные трудности. Они заключаются не только в разрешении плановых и объемных задач: возникают проблемы нового образа здания, иного характера его архитектуры — особенно, если здание носило такое специфическое назначение, как церковное. Напомнить об этом уместно, начиная обзор здания кинотеатра «Спартак», реконструированного из бывшей Анненской кирки по проекту и под авторским наблюдением архитекторов А. И. Гегелло и Л. С. Косвен (Ленпроект). Задача в данном случае осложнялась тем обстоятельством, что кирка была построена таким замечательным мастером архитектуры, как зодчий Фельтен, и имела очень характерный облик домашней церкви. Надо сказать, что расположение здания внутри участка, с отступом от линии тротуара, в глубине небольшого, приятного по плану курд'онера, представляло несомненное удобство для зрелищного здания массового назначения. Авторам удалось, несмотря на пристройку вестибюля в сторону улицы Салтыкова-Щедрина, почти полностью сохранить этот дворик и парадность подхода к зданию, которую он создает, а также обособленность, присущую общественному сооружению среди окружающих жилых домов.
Войдя в кинотеатр, посетитель попадает в небольшой, вытянутый в плане вестибюль, расположенный поперек основной оси входов в здание. По обеим сторонам вестибюля размещены билетные кассы, не мешающие проходу зрителей, и помещения администрации и дирекции. Через вестибюль зритель входит в фойе, объемно обобщенное в двух этажах: внизу — для партера, вверху — для балкона. Открытая лестница, расходящаяся в стороны двумя маршами, балюстрады маршей и антресолей зала создают довольно нарядное и торжественное впечатление. На антресолях устроена комната отдыха, чтения и шахматных игр, отделенная от фойе ажурной стеной и трельяжами. Входы в партер зала расположены по обеим сторонам лестницы на антресоль, по существу — под боковыми маршами. Центральный, первый марш лестницы фойе с вынесенными вперед, между колоннами, несколькими ступенями, как мы уже указали, своим нарядным видом, планировкой и пышными балюстрадами останавливает внимание посетителя и приглашает его подняться наверх, отвлекая этим от боковых, довольно скромно оформленных и скрытых проходов в зал. Такой прием не только значительно снижает парадность главных входов в партер, куда должна пройти основная масс зрителей (немного более двух третей общей вместимости театра), но нарушает естественную их ориентацию и, тем самым ухудшает ясность и простоту планировки. Этот недостаток вызван принятым авторами размещением киноэкрана со стороны входов в зал. Между тем, такое решение не является данном случае единственно возможным. Зрительный зал, реконструированный из бывшего церковного, подвергся лишь незначительным переделкам: убраны детали и эмблемы религиозного характера; глухие перила с лепными филенками и украшениями позднейшей, не-фельтеновской работы заменены новыми перилами с балясинами. Лопатки боковых стен и сводчатый потолок остались, как были, без всяких украшений. Прекрасное впечатление оставляют сохраненные и тщательно реставрированные стройные колонны, поддерживающие балкон и боковые галереи зала. Остается лишь пожалеть, что авторы, заменяя глухой и тяжелый барьер балкона более легкой балюстрадой, не пошли при этом до конца, т. е. не сделали эту балюстраду действительно легкой и ажурной, а заглушили ее со стороны мест балкона сплошной заделкой из фанеры, испортив этим впечатление полной легкости и ажурности, которое необходимо было создать здесь, соразмеряя его с пропорцией и шагом поддерживающей балкон колоннады. Незавершенным кажется вид потолка: в кинотеатре хотелось бы видеть его менее суровым, более нарядным; этому отнюдь не могут способствовать и мало удачные, несоразмерные объему зала люстры. Дирекции театра и авторам нужно подумать о применении живописи, наиболее уместной в данном случае для завершения оформления зала. Посетители выходят из кинотеатра на улицу Петра Лаврова через очень интересный, круглый выходной вестибюль, две лестницы по сторонам которого служат для эвакуации зрителей с балкона. Некоторая теснота вестибюля и явная недостаточность площади фойе искупаются просторным по планировке и по объему зрительным залом с так называемой «немецкой» системой расстановки мест и широкими, всегда свободными боковыми проходами за колоннадой.
Несмотря на отдельные недостатки, все основные помещения кинотеатра воспринимаются все же в целом легко и производят безусловно положительное общее впечатление. Присматриваясь к деталям, хочется сделать еще ряд замечаний, в первую очередь о фойе. Сравнительно небольшой объем фойе, занятый маршами лестниц, кажется несколько перенасыщенным, затесненным балюстрадами с балясинами; это происходит вследствие очень утяжеленных, сложно изогнутых косоуров и тумб маршей, а, быть может, и рисунка самих балясин, также излишне тяжелых. Жаль, что работая над балюстрадой фойе, авторы в своих деталях не подошли ближе к тем тонким, стройным и легким балясинам Фельтена, образцы которых можно видеть и сейчас в зале, у выходов из кино. Характер архитектурных деталей Фельтена, изощренных, с изобилием плавных кривых — всегда легкий, всегда лишенный какой-либо напряженности — требует и в новых деталях, которые пришлось создавать авторам, несколько большей легкости и исключительно тщательной прорисовки. Несомненно, здесь трудности архитектурной реконструкции заключались в том, что нельзя было пренебречь архитектурой Фельтена, от которой осталось многое во внутренней архитектуре и отделке здания, и делать полностью свое; но нельзя было также и скрупулезно копировать фельтеновские детали, приспосабливая их к новому назначению здания. Перейдем теперь к внешнему облику кинотеатра. Задача создания нового образа здания при реконструкции церкви представляется чрезвычайно трудной, подчас — неразрешенной без значительных жертв. Фасад кирки со стороны улицы Петра Лаврова сохранился в прежнем виде, без изменений; другой фасад — на улицу Салтыкова-Щедрина, с главными входами в кинотеатр, пристроен заново, но с сохранением того же ордера пилястр, что на северном и боковом фасадах, характерных круглых окон, лопаток с архивольтами на обрамлениях окон первого этажа и балюстрад парапета фасада. Три входных двери заполняют выступ тамбуров с угловыми пилястрами. Над входами доска с надписью: «Кинотеатр «Спартак». Здесь авторам нужно сделать упрек: рисунок доски сух, прямолинеен, имеет очень мало общего с характером деталей Фельтена, сохраненным во всех прочих элементах фасадов, например, с обрамлением круглых окон на том же фасаде. Самое пятно доски на гладком поле стены также не найдено, и она кажется чужеродным телом, не связанным с другими деталями.
Не приходится говорить о фасаде на улицу Петра Лаврова — он хорош, как тонкая работа Фельтена, но он остался церковным. Боковые фасады дополнены со стороны пристройки тактичным повторением фельтеновских пилястр и других деталей и не вызывают сомнений. Что же касается главного фасада кинотеатра со входами, то он, не повторяя полностью характера отделки других фасадов, в то же время настолько связан их деталями и ордером, что не вполне освободился и от прежнего церковного характера, сохранившегося во многих его элементах. В то же время, новые детали этого фасада, как уже нами указывалось, не вполне удачны. Все это, по-видимому, связало авторов и помешало им создать более убедительную композицию вновь пристроенного главного фасада. Отделка здания, в основном, выполнена тщательно: полы, лепка, малярные работы, за исключением нескольких отсыревших или невысохших мест, выглядят хорошо. Не вполне удовлетворительно выполнены столярные изделия, что особенно бросается в глаза на полированных дверях краснодеревной работы. Очень неприятна случайная и разнохарактерная меблировка, совершенно неподходящая к архитектуре театра. Неужели Ленгоркино не могло об этом позаботиться? Ведь в Ленинграде есть несколько организаций, которые делают вполне хорошую мебель. Не везде уместна повешенная электроарматура, особенно неудачная и несоразмерная в зале. Общая вместимость кинотеатра — 740 мест, из них около 510 в партере. Работы по реконструкции кинотеатра выполнены в течение 1937 — 1939 годов строительно-ремонтной конторой Дзержинского райсовета; они обошлись, вместе с оборудованием, в 1251 тысячу рублей. Открытие нового кинотеатра в районе, почти лишенном зрелищных зданий, имеет большое положительное значение. Это — начало той важной работы, которую предпринял Ленсовет по созданию новых и реконструкции старых зрелищных зданий. В данном случае налицо также и удачная, в целом, реконструкция церковного сооружения, оправдавшая вложенные в нее затраты: в результате их мы имеем первоклассный кинотеатр, обошедшийся государству примерно в 40 процентов стоимости нового, равного ему по вместимости и объему здания. Остается только пожалеть, что авторам, вполне благополучно разрешившим стоявшие перед ними трудности объемно-плановой реконструкции, все же не удалось добиться полной увязки новых и старых деталей внутренней и внешней отделки здания. По-видимому, неуверенность, связавшая авторов, помешала им придать и внешнему облику кинотеатра тот характер зрелищного общественного советского здания, который особенно необходим для выражения образа такого современного искусства, как кино». Основные сведения о реконструкции 1937 – 1939 гг.: Реконструкция кинотеатра произведена в 1937 – 1939 гг. по проекту архитекторов А.И. Гегелло и Л.С. Косвена. Работы велись строительно-ремонтной конторой Дзержинского райсовета. Сметная стоимость вместе с оборудованием - 1 251 000 руб. в современном реконструкции исчислении.
Вместимость кинотеатра — 740 мест, из них около 510 в партере. Для организации входа со стороны Кирочной (в то время ул. Салтыкова-Щедрина) сделана пристройка тамбура на одну ось (по боковому фасаду). При сопоставлении планов до реконструкции и после выясняется, что узкая, на одну ось по боковым фасадам, пристройка вестибюля сделана к центральному ризалиту южного исторического фасада. В вестибюль вели три двери. Исторический фасад ризалита (пристроенная в 1867 году часть) прорезана 3-мя дверными проемами вместо существовавшего ранее центрального входа.
Остается не ясным, к какому времен относится перепланировка в южной части здания церкви, изменившая планировочное и конструктивное решение предыдущей пристройки к церкви. (1867 г.) Эти работы могли быть проведены в конце XIX – XX вв. в связи с установкой на хорах с южной стороны органа, а могли быть связаны с работами по приспособлению церкви под кинотеатр. Датировка этих работ требует дальнейшего изучения, однако можно утверждать, что результат такая реконструкция была необходима для кинотеатра. После проведения работ в южной части здания, центральное и боковые помещения объединялись и расширялись за счет присоединения примыкавших к ним со стороны боковых фасадов помещений тамбуров входов. Капитальные стены между объединенными помещениями заменялись перегородками (Центральный ризалит и боковые помещения) или растесывались (стена первоначального ризалита и боковых помещений у алтаря). В качестве несущей конструкции использованы устроенные заново или на месте исторических поперечных и продольных несущих стен, колонны (по образцу исторических колонн). Стены с колоннами отделили угловые части, примыкающие к центральному помещению вестибюля. Очертание этих стен – радиусная дуга. В западном угловом помещении 1-го этажа устроены кассы и туалет (со входом из помещения фойе). В восточном – кассы и помещение администрации. Из вестибюля через центральный дверной проем зрители попадали в помещение фойе. В помещении фойе двухмаршевая парадная лестница, огражденная балюстрадой. вела к зрительным местам на балконе и в помещение верхнего фойе. Планировочное решение южной части здания получилось очень сложным, перенасыщенным сообщающимися помещениями, опорами, сложными очертаниями перегородок и парадно решенной лестницы, которые создавали обилие новых ракурсов. Такое решение стилистически отсылает ко времени даже более раннему относительно строительства церкви, с более явным присутствием стиля барокко, чем раннего классицизма Фельтена. Авторство этих работ нуждается в уточнении. Они могли быть результатом перестройки под кинотеатр или относится к более раннему времени – перестройки по проекту архитектора В.А. Шретера 1894 года или крупных работ 1909 года. Вестибюль и фойе кинотеатра после работ 1937 – 1939 гг. запечатлены на фотографиях из ЦГА КФФД и Архива КГИОП (Рис. 33-50) Входы в партер зала архитекторы разместили по обеим сторонам от лестницы под ее боковыми маршами. По мнению Н.А. Митурича, такой прием не был удачным: «Центральный, первый марш лестницы фойе с вынесенными вперед, между колоннами, несколькими ступенями, как мы уже указали, своим нарядным видом, планировкой и пышными балюстрадами останавливает внимание посетителя и приглашает его подняться наверх, отвлекая этим от боковых, довольно скромно оформленных и скрытых проходов в зал. Такой прием не только значительно снижает парадность главных входов в партер, куда должна пройти основная масс зрителей (немного более двух третей общей вместимости театра), но нарушает естественную их ориентацию и, тем самым ухудшает ясность и простоту планировки»[61]. Фасад пристроенного помещения тамбура входа оформлен в стиле первоначального исторического здания. В здание кинотеатра ведут три дверных проема, в рисунке остекленных дверей применена расстекловка по аналогии с заполнением окон на гравюре 1834 года. Новая часть здания объединена с исторической общим карнизом, повторены круглые окна (по аналогии с окнами ротонды северного фасада). Угловые пилястры повторяют рисунок исторических. В целом снаружи пристройка оказалась более удачной и подходящей по стилю к церкви Ю.М. Фельтена, чем предыдущее решение по проекту 1867 года, в котором пониженные рустованные боковые части фасада с небольшими окнами выпадали из общей стилистике церкви. Зрительный зал сохранился в исторических габаритах, и практически не перестраивался. Глухое ограждение балкона было заменено балюстрадой, со стороны зрителей закрытой листами фанеры. Исторические колонны были отреставрированы. Стены и потолок гладкие, без росписи. В описании проекта сказано, что их оформление не менялось по сравнению с историческим. Следовательно, на момент реконструкции никакой росписи в церковном зале не было. Выход из зала кинотеатра предусмотрен через полукруглый портик на улицу Фурштадскую (в то время ул. Петра Лаврова). Для выхода с балкона использовались две первоначальные исторические лестницы в угловых помещениях по сторонам от ротонды. Согласно сведениям, приведенным в паспорте памятника КГИОП, во время реконструкции демонтирован крест над куполом и «изменено завершение купола»[62], утрачены бра при входе со стороны северного фасада.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.021 с.) |