Архитектура первоначальной церкви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура первоначальной церкви



 

Архитектура церкви по проекту Ю.М. Фельтена до перестроек зафиксирована на гравюрах: 1834 г. Гоберта с рисунка А. М. Горностаева, и на гравюре XIX в., опубликованной К.В. Малиновским[28].

На обеих гравюрах церковь представлена с севера. На основании изображений можно утверждать, что архитектура северного фасада и завершающей части (барабана с куполом) дошла до нашего времени без значительных изменений. Выступающая полуротонда, окруженная ионической колоннадой, имела три входных проема с полукруглым верхом. От входных дверей с открытой площадки ротонды вели лестничные спуски. В промежутках между лестницами колонны соединены звеньями металлической ограды. Колонны поддерживают антаблемент, завершающийся карнизом с модульонами. Такой же карниз в завершении барабана. Оформление верхней части здания аналогично современному: сферический купол и балюстрада над карнизом ротонды. Нижняя часть барабана оформлена лепной гирляндой.

Значительно отличается от современного только характер расстекловки окон барабана. Фрамуги нижней части окна разделены на 10 частей, верхняя полукруглая часть окон имеет веерную расстекловку. На гравюре по рисунку А.М. Горностаева видно, что к восточному фасаду церкви примыкала небольшая одноэтажная пристройка (притвор), завершающаяся треугольным фронтоном.

Южный фасад до перестроек изображен на обмерном чертеже проекта 1867 года. На чертеже представлен 2-х этажный фасад на три оси. Центральную часть занимает ризалит, завершающийся треугольным фронтоном с изображением всевидящего ока в поле. Верхняя часть фронтона увенчана скульптурным крестом. В плоскости ризалита помещается арочное большое окно с замковым камнем и в обрамлении архивольта. Края ризалита отмечены сдвоенными ионическими пилястрами, опирающимися на цоколь. Над окном первого этажа помещается круглое окно-люкарна, оформленное замковым камнем и ветвями лепной гирлянды по сторонам. По бокам от ризалита рассоложены входные проемы с филенчатыми дверями. Над ними, в уровне второго этажа – небольшие прямоугольные окна с наличниками. Углы здания подчеркнуты пилястрами, украшенными в верхней части ветками лепных гирлянд.

Между окнами 1-го и 2-го этажей расположены горизонтальные филенки.

Богатое оформление центрального ризалита и его архитектурная композиция несколько приподнятая по отношению к боковым частям фасада, поддерживается вертикалью церковной главы, - барабана с купольным завершением.

Крыша основного объема церкви – вальмовая, треугольной частью обращена на южный фасад.

На гравюре 1834 года просматривается также аттик, завершающий северный фасад основного объема и визуально отделяющий его от полукруглой северной части здания.

Первоначально алтарная часть, вероятно, находилась в южной части церкви. Об этот свидетельствую планы из комплекта чертежей 1867 г., на которых видно, что центральная часть южной стены имеет углубление, созданное отделением угловых помещений. К алтарной части примыкают квадратные в плане служебыне помещения, имеющие сообщение с залом, алтарем, а также выходы на южный фасад.

В середине XIX века вход в церковь располагался со стороны Фурштадской улицы, значит алтарь находился на противоположной стороне: «Церковь имеет 22 сажени длины и 12 саженей ширины, и стоила 30 500 рублей; главный вход в нее на Форштадтской улице»[29].

Очень мало известно об оформлении интерьера церкви. По сообщению автора 1863 года в это время: «Церковь обведена железной решеткой и окружена каменными зданиями; внутри украшена просто, но со вкусом; лучшее украшение ее — прекрасный орган, работы Валькера в Лудвигсбурге. Церковь эта в настоящее время довольно богатая»[30].

Обе гравюры XIX века зафиксировали в центральной части полуротонды северного фасада входную дверь, чего не могло быть, если бы в этой части находился алтарь.

В интерьере церкви вытянутый прямоугольный зал был окружен по периметру изящной колоннадой, поддерживавшей балкон, на котором, как и внизу, размещались скамьи для прихожан[31]. На немногочисленных фотографиях, запечатлевших интерьер церкви св.Анны видно, что галереи были двухярусными. На верхнем ярусе у северной стены зала помещался орган.

В алтаре храма были две картины: «Распятие» и «Тайная вечеря», а также статуи ап. Петра и Павла[32]. В литературе встречаются не подтвержденные утверждения о том, что в церкви имелась стеновая роспись[33].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.005 с.)