Постройка церкви по проекту архитектора Ю.М. Фельтена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постройка церкви по проекту архитектора Ю.М. Фельтена



 

 

20 июля 1775 была заложена новая каменная церковь, автором которой стал архитектор Юрий Матвеевич Фельтен[20]. Церковь вмещала 1500 человек и обошлась в 30,5 тыс. руб. Новая церковь была освящена 24 октября 1779 года[21].

Строительством церкви руководил архитектор Джованни Джеронимо Руска (1728-1797), которому эта работа была поручена в мае 1775 года[22].

Авторство архитектора Ю.М. Фельтена в проектировании церкви св. Анны общепризнано, и никогда не оспаривалось несмотря не то, что авторские чертежи не обнаружены. Атрибуция основывается на письменных источниках, в которых указывается на Ю.М. Фельтена как на строителя четырех лютеранских церквей Санкт-Петербурга.

Одно из них – описание лютеранских церквей Петербурга в книге пастора церкви св. Екатерины И. Грота «Заметки в отношении свободы религии в России», изданной на немецком языке в 1797 г.: «Уже их внешний вид обнаруживает, сколь мало тесное пространство препятствовало искусству, в придании целому достоинства, а отдельным частям красоты. Полное вкуса расположение этих частей и их правильное соотношение между собой усиливает впечатление целого и отводит этим церквам важное место среди красивых зданий этого огромного города. Не перегруженные украшениями, каждая на своем месте, и ни в одной, только ради блеска, не принесено в жертву какое-либо необходимое требование ее предназначения. С удовольствием восхищаются, как хорошо господин статский советник Фельтен, который сооружением четырех первых церквей создал себе прочный памятник, сумел учесть все то, что подобает назначению этих зданий. Фасады трех первых украшал открытый портик. Их порталы являются образцами прекрасной архитектуры»[23].

В книге Я. Г. Георги «Описание столичного города Санкт-Петербурга», изданной на русском языке в 1794 г. перечисляются постройки архитектора: «Фельтен Юрий, из Санкт-Петербурга; статский советник, прежде придворный архитектор, а ныне директор Академии Художеств. Им построены вне Санкт-Петербурга Императорский увеселительный замок Чесма; в Царском Селе первые ворота, Китайская деревня с крестовым мостом, мост с мраморною колоннадою, развалины и железные ворота; в Москве большой воспита­тельный дом. В Санкт-Петербурге достопамятная набережная из тесаного дикого камня на левом берегу Невы и большая железная решетка со столбами из тесаного дикого камня у летнего сада, ермитаж с висящим садом, домы, окружающие Дворцовую площадь на подобие амфитеатра, Панина, Нарышкина и другие дворы. Российские церкви в Чесме и на Каменном острову, обе в Готическом вкусе. Четыре протестантские и одна армянская церковь. Здание для воспитания мещанских девушек при Воскресенском Новодевичьем монастыре, Ломбард и пр.»[24].

Церковь возведена в стиле раннего классицизма, отличается характерными для творчества Ю.М. Фельтена изящными пропорциями.

По наблюдению искусствоведа Н.В. Мурашовой, построенные Фельтеном церкви обладали особым обаянием, секрет которого «в удивительно тонкой пропорциональности и соразмерности всех частей. И хотя красота эта основана на точном расчете, в ней нет холодности, церкви грациозны и нарядны. Гармония придает им такое единство, что их можно сравнить с небольшими греческими храмами»[25].

При строительстве лютеранских церквей в Петербурге архитектор отошел от традиционной композиции лютеранских церквей с высокой колокольней и шпицем, использовав в их архитектуре античный портик[26].

Церковь святой Анны занимает центральную часть участка, и обращена на Кирочную и Фурштатскую улицы парадно оформленными, равнозначными по силе звучания, фасадами: северным с выступающим объемом полуротонды и пластичным южным фасадом с. ризалитом под треугольным фронтоном.

Северный фасад оформлен открытой полуротондой, огражденной колоннами ионического ордера. Над нею возвышается ротонда-бельведер - на круглом барабане покоится небольшой сферический купол увенчанный крестом.

Изначально церковь была поставлена на открытом участке, предполагавшей возможность кругового обзора. Этим объясняется наличие в ее архитектуре двух равнозначных по пластической насыщенности фасадов. В настоящее время церковь окружает плотная высокая застройка. В окружении невысоких домов конца XVIII в. храм воспринимался более значительным, первоначальное масштабное соотношение с рядом стоящими домами было иным. В соседстве с застройкой нач. XX в. храм потерял свое доминирующее значение, его звучание стало еще более лиричным.

В конце XVIII—начале XIX в. приход Анненкирхе возглавлял пастор Томас (Фома) Фридрих Рейнбот, выходец из Вестфалии, «сочинитель некоторых учебных книг и речей». В 1794 г. немецкий историограф С.-Петербурга И. Г. Георги, упоминая о приходе Анненкирхе. сообщал: «В последние пять лет имел оный от 130 до 155 крестников и от 950 до 1100 причастников»[27].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.005 с.)