Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные источники изучения ИРЯСтр 1 из 4Следующая ⇒
Иря как область языкознания ИРЯ – это наука о закономерностях развития языка. Это наука о развитии данного языка, о развитии его фонетической, морфологической и синтаксической систем по их внутренним законам; это наука которая объясняет, как на протяжении длительного периода изменялись звуки, формы и синтаксические конструкции РЯ. Предмет ИРЯ – изучение фонетического и грамматического строя РЯ в процессе его развития. В основе изучения ИРЯ лежит разговорный язык. Задачи курса:1) раскрыть общие закономерности развития РЯ, его фонетического и грамматического строя. 2)Объяснить многие явления СРЯ, которые нельзя истолковать без обращения к ИРЯ.
Основные источники изучения ИРЯ Основными источниками изучения ИРЯ являются: 1. древние письменные памятники (Остромирово евангелие (1056-57), Архангельское евангелие (1092), Новгородские служебные четьи-минеи (1095-97), Святославы изборники (1073 и 1076), Мстиславова грамота, грамота Варлаама Хутынскогго, Мстиславо евангелие 1117,Юрьевское евангелие, Добрилова евангелие), надписи, подписи на камнях, списки с рукописей, грамоты (ДР), юридические и церковно-славянские памятники, летописи (Новгородская, Лаврентьевская, Ипатьевская), старопечатные книги, художественные тексы. 2) Факты живой речи, современные диалекты, литературный язык, различные заимствования в русский язык из других родственных и неоднородных языков. Значение трудов отечественных языковедов в разработке проблем ИРЯ Основоположником исторической грамматики РЯ является Буслаев (18018-97). «о преподавании отечественного языка» 1844 – поставлены проблемы сравнительно-исторического изучения языков в связи с ИРЯ. Он дал большой материал по истории русского литературного языка и обзор языковых явлений РЯ в сравнении с другими славянскими языками. В 1847 Буслаев написал сочинение «О влиянии христианства на славянский язык», здесь он дал анализ Остромирова евангелия. В 1858 был создан «Опыт исторической грамматики РЯ», а в 1861 вышла «историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков» – первые пособия по ИРЯ. А. А. Потебня много сделал для ИРЯ: оно положил начало историческому изучению словарного состава языка. Основным трудом его является работа «Из записок по русской грамматике».
Соболевский его заслуга состоит в том, что он написал диссертацию «Очерки из истории РЯ», где в историческом плане рассматривались древние галицко-волынские и псковские говоры, где исследование строилось на основе изучения письменных памятников. «Лекции по ИРЯ» – учебное пособие, наполненное огромным материалом, извлеченным из памятников и народных говоров, с объяснением фактов. «Очерк русской диалектологии», 2Славяно-русская палеография» (1908). Шахматов. Его основные интересы сосредоточены в области исторической фонетики РЯ, его интересовали историческая морфология, современная грамматика, диалектология, славянское языкознание. «Курс ИРЯ» (3 тома), «Очерк древнейшего периода ИРЯ» (1915), «Исследование о двинских грамотах 15 века»»К истории звуков РЯ» до сих пор поражают богатством материала. Якубинский (1892-1945) «История ДРЯ» – проблемы истории литературного языка, исторической морфологии и синтаксиса. Периодизация ИРЯ Основной метод – сравнительно-исторический, который позволяет через сопоставление реконструировать древний корень слова. Сейчас в индоевропейских языках путем реконструкции выделено 200 корней. Индоевропейский язык (от него развились):праалтайский, праиндоевропейский, пракавказкий и др.(до 3000 до н.э.), от праиндоевропейского языка развились прагерманский, прароманский, праславянский, праиндийский и др.(до 6-7 в. н.э.), от праславянского образовались: западный, восточный, южный. От южного: ССЯ, а от восточного: ДРЯ. Вопрос о периодизации до сих пор не решен, т.к. периодизация письменного и живого не совпадают. В истории письменности выделяют: 1п-с др.времен до 17 в.,2п-с 18в. до наш. дней. В живом разговорном языке: 1п-с др.времен до 14 в.,2п-с 15 в. до наших дней. В Иря выделяют: 1. Доисторический (ПИЕя), 2. Исторический (со ССЯ и ДРЯ). Консонантная система ПРЯ 1)взрывные фонемы делились на придыхательные и непридыхательные: *bbh, ddh, ggh, pph, tth, kkh. 2)У заднеязычных (в том числе лабиализованных) согласных (*ku, *gu) были мягкие варианты. 3) Помимо *s, z, j, в не было фрикативных согласных (небыло шипящих)
4) не было аффрикат, т.е. звуков ц<с.>,ч<č,>,s<d,z,>; 5)Отсутствовали сложные звуки жд,, Ψ. 6)не было звуков φ,χ. 7)согласный v сближался в своем звучании с с неслоговым *ụ. Все согласные могли свободно сочетаться с йот, а заднеязычные согласные *k, *g могли находиться пред гласными переднего и непереднего ряда. Не было ограничений в сочетании согласных звуков. Принцип восходящей звучности привел к существенным изменениям не только в областиПРЯ вокализма, но и в области консонантизма: утрата конечных согласных, устранение закрытого слога внутри слова и упрощение групп согласных. УГС: изчезли из произношения *s, t, d. Второе следсвие ЗОС джостигалость 2 путями: либо конечный согласный слога исчезал из произношения либо конечный согласный слога отходил к последующему. УГС, диссимиляция Согласно ЗОС, согл. закрывавшие слог, отходили к след. слогу. Т.о. появляются необ. сочет.. Группы согласных с первым взрывным могли устраняться путем упрощения групп согласных и диссимиляции. В результате УГС во всех Славянских языках появилось чередование морфем в 2-х вариантах:1) со взрывным согласным (перед гласным), 2) с отсутствием его (перед взрывным согласным). Примеры УГС: тл-л, дл-л, дн-н, тн-н, гн-н, кн-н, бн-н, пн-н, мн-н, тм-м, дм-м. Стечение двух взрывных согл. устранялось в ОСЯ диссимиляцией согласных. Диссимиляция – фонетическое явление, при котором 2 соседних звука, в каком-либо отношении сходные, одинаковые, становятся в данном отношении различными, противоположными. По этому закону диссимиляции при стечении взрывных согласных первый из них изменялся в соответствующий фрикативный согл. Пр. дисс.: дл-сл, дт-ст, тл-сл, тт-ст. Система гласных фонем ДРЯ Состав и система гласных фонем ДРЯ унаследованы из ПРЯ. Они были унаследованы такими какими они сложились в конце существования ОСЯ. Состав гласных ДРЯ включал следующие фонемы.: (6-9 в.)гл.переднего ряда – i,e,ĕ,ę(носовое),ь, непереднего ряда – у,о,а,ъ,ơ(носовое). К 9-10 восточнославянский язык – основа пережил утрату носовых гласных. (10 в) гласные переднего ряда – i,e,ĕ,ä,ь, непереднего ряда – у,о,а,ъ,u. Т.о. ДРЯ получил 11 гласных фонем до 10в., но к моменту проявления письменности состав гласных фонем уменьшилась до 10, что было связано с утратой носовых гласных и возникновением фонемы ä(переднее). Дря унаследовал из Пря основные особенности системы гласных фонем, связанное с отсутствием различения сильной и слабых позиций для гласных. И- зона образования передняя, верхний подъем. Ы – зона образования непередняя, верхний подъем. У – зона образования непередняя, верхний подъем. А – зона образования непередняя, нижний подъем. Ä – зона образования передняя, нижний подъем. О и Ъ – зона образования непередняя, средний подъем. Е и Ь – зона образования передняя, средний подъем. Ĕ и ЯТЬ – зона образования передняя, Верне–средний подъем Система согласных фонем ДРЯ По способу образования:1) шумные а)взрывные п,б,т,д,к,г; б)фрикативные: в,с-с,,з-з,,ш,,ж,; в) аффрикаты: ц,,ч,; г)слитные ш,ч,, ж,д,; 2) Сонорные а) носовые: м, н-н, б) плавные: р-р,, л-л,. По месту образования: 1)губные: п,б,в; 2)переднеязычные: т,д,с-с,,з-з,,ш,,ж,, ц,,ч,; ш,ч,, ж,д,; н-н,, р-р,, л-л,.3) среднеязычные: йот 4) заднеязычные: к,г,х. Перед гласными «а» и «у» могли выступать все согласные в ДРЯ. По твердости и мягкости: 5 пар.
ЧР в ДРЯ Система ЧР в ДРЯ была почти такой же, что и в современном языке. Они делятся на знаменательные(существ., прилаг., мест., глаголы, нареч., слова обозначающие числа) и служеб (предлоги, союзы, частицы). В системе ЧР были противопоставлены друг другу имя и глагол. Они противопоставлялись по содержанию как класс слов, который обозначает предметы и их признаки, классу слов обозначающих действие или состояние. В выражении они противопост. как слова, имеющие категории рода, наклонения, лица, числа. Общая категория числа для имен и глагола характеризовала у имен их количественную сторону. Глагольные категории времени, вида и наклонения и лица в плане содержания обозначали отношения действия или состояния к моменту речи (наст., буд., прошед.), к его законченности или незаконченности (совер-несоверш вид), к реальности, условности или побудительности. Особенностью ДРЯ было отсутствие числительных как особой ЧР. Числительные не выделялись в особый грамматический класс. Название чисел до 4-х по грамматическим признакам сближались с прилагательными, а от 5-ти с существительными. Формирование числительных как ЧР проходило в исторический период развития ИРЯ. Имена склонялись, а глаголы спрягались. Все краткие страдательные причастия тоже склонялись, как существительные. Иря как область языкознания ИРЯ – это наука о закономерностях развития языка. Это наука о развитии данного языка, о развитии его фонетической, морфологической и синтаксической систем по их внутренним законам; это наука которая объясняет, как на протяжении длительного периода изменялись звуки, формы и синтаксические конструкции РЯ. Предмет ИРЯ – изучение фонетического и грамматического строя РЯ в процессе его развития. В основе изучения ИРЯ лежит разговорный язык. Задачи курса:1) раскрыть общие закономерности развития РЯ, его фонетического и грамматического строя. 2)Объяснить многие явления СРЯ, которые нельзя истолковать без обращения к ИРЯ.
Основные источники изучения ИРЯ Основными источниками изучения ИРЯ являются: 1. древние письменные памятники (Остромирово евангелие (1056-57), Архангельское евангелие (1092), Новгородские служебные четьи-минеи (1095-97), Святославы изборники (1073 и 1076), Мстиславова грамота, грамота Варлаама Хутынскогго, Мстиславо евангелие 1117,Юрьевское евангелие, Добрилова евангелие), надписи, подписи на камнях, списки с рукописей, грамоты (ДР), юридические и церковно-славянские памятники, летописи (Новгородская, Лаврентьевская, Ипатьевская), старопечатные книги, художественные тексы. 2) Факты живой речи, современные диалекты, литературный язык, различные заимствования в русский язык из других родственных и неоднородных языков.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.009 с.) |