Живопись Микеланджело Буонаротти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Живопись Микеланджело Буонаротти



Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.

По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа. Она включает более 300 фигур. В 1534—1541гг в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.

Микеланджело часто бросал свои творения, более того, многие уничтожал. Известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть «трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.» (Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.» Т. V. М., 1971.)

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело — зарисовка одной из деталей купола базилики Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 г.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 г. в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке случайно был найден другой рисунок мастера. Он находился среди полотен неизвестных авторов эпохи Возрождения. На листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — подсвечник для семи свечей.

 

 

58 Памятник архитектуры эпохи Кватроченто в Италии (по выбору студента)

Признаки новой, буржуазной культуры ярко проявились в XV в. в период Кватроченто. XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Это поистине век гуманизма. Кроме того, это эпоха, полная веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение.

Именно тогда начинают тщательно изучать строение человека.

В формировании светской культуры Кватроченто огромную роль сыграла античность. Появляются первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, мраморами, монетами, керамикой. Восстанавливается античный Рим. Влияние античности наслаивается на многовековые и прочные традиции средневековья, на христианское искусство. Кватроченто черпает свои сюжеты и образы и из Священного Писания, и из античной мифологии, из рыцарских легенд, из наблюдений самого художника сиюминутной жизни.

В архитектуре Италии в XV в. начинают проявляться черты нового стиля. Кватроченто создало свой образ светского городского дворца (палаццо). Как правило, трехэтажный, носящий по облику крепостной характер благодаря кладке из грубо отесанных камней, но вместе с тем ясный и четкий в своей конструкции. Таковы палаццо Питти, строительство которого было начато в 1469 г. по проекту Леона Баттисты Альберти; построенное еще раньше Микеллоцо да Бартоломео палаццо Медичи (Риккарди); созданное по проекту Альберти палаццо Ручеллаи. Четкость этажного членения, рустика, большая роль пилястр, сдвоенные (парные) окна, подчеркнутый карниз —характерные черты этих дворцов. Обратившись к использованию античного наследия, ренессансное зодчество явило собой новый этап в архитектуре. В светской архитектуре палаццо характерно соединение внешней крепостной неприступности и мощи с внутренней атмосферой уюта. В церковном зодчестве нужно отметить еще одну черту: появляется облицовка фасадов церквей разноцветным мрамором, отчего фасад становится «полосатым» — характерная черта именно итальянского Кватроченто, и сложилась она прежде всего во Флоренции.

 

Крупным произведением флорентийского дворцового зодчества второй половины 15 в. является палаццо Строцци во Флоренции (начат в 1489 г.). В его проектировании и строительстве принимали участие Джулиано да Сангалло и Симоне Поллайоло (Кронака) (1457—1508). Схожий по композиции с другими более ранними флорентийскими дворцами, палаццо Строцци отличается от них подчеркнуто монументальной трактовкой фасадов. Расположение его на свободном участке, ограниченном с трех сторон улицами и проездами, а с четвертой стороны — садом, позволило строителям создать исключительно четкую, правильную и гармоничную композицию плана и объема. Удобно связанный с уличными магистралями, двор палаццо стал доступным парадным помещением дворца. Строго симметричная группировка въездов, входов, лестниц, лоджий, основных помещений и приемных залов рассчитана на эффектное чередование в интерьере различных помещений. Это свидетельствует о стремлении к помпезности и показному величию. Наружный облик палаццо Строцци отличается большей традиционностью архитектурных форм, в чем проявилось стремление к сохранению стилевого единства и художественной целостности города Флоренции. Великолепный классический по формам карниз — единственная нарядная деталь, противопоставленная суровой массе стен.

Творчество Рафаэля Санти

В искусстве Возрождения слились традиции античности и дух христианства. Это наиболее ярко выражено в творчестве Рафаэля (1483—1520). В его искусстве обрели зрелое решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, в чем Рафаэль следовал античности, и сложная многофигурная композиция, передающая все многообразие мира. Рафаэль достигнул поразительной свободы в изображении пространства и движения в нем человеческой фигуры. Многообразные жизненные явления под кистью Рафаэля просто и естественно складывались в ясную композицию, но за всем этим стояли строгая выверенность каждой детали, неуловимая логика построения, что и делает его произведения классическими.

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в городе Урбино, одном из центров художественной культуры Италии, в семье придворного живописца и поэта, который и явился первым учителем будущего мастера. Ранний период творчества Рафаэля прекрасно характеризует небольшая картина «Мадонна Конестабиле», с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения. Чувство ритма, соразмерности пластических масс, соотношение фигур и фона, согласование основных тонов создают ту гармонию, которая проявляется уже в ранних работах Рафаэля и отличает его от художников предыдущей поры. В 1504 г. Рафаэль перебирается во Флоренцию, художественная атмосфера которой была насыщена веяниями Высокого Ренессанса и способствовала поискам совершенного гармонического образа.

На протяжении всей жизни Рафаэль ищет этот образ в мадонне, его многочисленные произведения, толкующие образ мадонны, снискали ему всемирную славу. Заслуга художника прежде всего в том, что он сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства. Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства — в «Сикстинской мадонне». Однако в «Сикстинской мадонне» это идеализирующее начало отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству. Взгляд мадонны, направленный сквозь зрителя, полон скорбного предвидения трагической судьбы сына (взор которого также недетски серьезен).

Сикстинская мадонна» — одно из самых совершенных произведений Рафаэля. Тип лица мадонны, в котором воплощен синтез античного идеала красоты с духовностью христианского идеала, что столь характерно для мировоззрения Высокого Возрождения. Рафаэль исполнял работы самых разных жанров. Его дар декоратора, а также режиссера, рассказчика полностью проявился в серии из восьми картонов к шпалерам для Сикстинской капеллы на сюжеты из жизни апостолов Петра и Павла («Чудесный улов рыбы», например). Эти картины на протяжении XVI—XVIII вв. служили для классицистов своего рода эталоном.

Рафаэль был и величайшим портретистом своей эпохи. Портреты Рафаэля исторические портреты-типы («Папа Юлий II», «Лев X», друг художника писатель Кастильоне, прекрасная «Донна Велата» и др.). В его портретных изображениях господствует внутренняя уравновешенность и гармония. В конце жизни Рафаэль был непомерно загружен разнообразными работами и заказами. Даже трудно представить, что все это мог исполнить один человек. Он являлся центральной фигурой художественной жизни Рима. После смерти Браманте (1514) стал главным архитектором собора св. Петра, ведал археологическими раскопками в Риме и его окрестностях и охраной античных памятников. Рафаэль умер в 1520 г, его преждевременная смерть была неожиданной для современников. Прах его погребен в Пантеоне.

 

60 Памятник скульптуры эпохи Кватроченто в Италии (по выбору студента)

Годом рождения новой скульптуры Кватроченто можно считать 1401 год. Был объявлен конкурс на скульптурное оформление дверей крещальни Флорентийского собора. В конкурсе приняли участие такие мастера, как архитектор Брунеллески, Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти и другие. Конкурс не выявил победителя. Было лишь признано, что образцы Брунеллески и Гиберти намного превосходят образцы остальных конкурсантов, и им предложили работать в дальнейшем над дверями «на равных». От такого предложения Брунеллески отказался и заказ полностью перешел к Гиберти. Лоренцо Гиберти (1381—1455) создал сложные многофигурные композиции на библейские сюжеты, которые разворачиваются на пейзажном и архитектурном фоне. В манере исполнения немало готических влияний. Искусство Гиберти полно внешних эффектов, что пришлось по вкусу заказчику.

Скульптором, которому выпало в искусстве на целые столетия вперед решить многие проблемы европейской пластики —круглой скульптуры, монумента, конного монумента, —был Донато ди Никколо ди Бетто Барда, известный в истории искусства как Донателло (1386?—1466). В фигуре апостола Марка для флорентийской церкви Орсан-Микеле (10-е годы XV в.) Донателло решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным еще в античные времена. Апостол стоит опираясь на правую ногу, а левая отодвинута назад и согнута в колене, лишь слегка поддерживая равновесие фигуры. Это движение подчеркнуто складками плаща, спадающими вдоль правой ноги, и сложным узором гибких линий этих складок, рассыпающихся по левой. Для другой ниши того же здания Донателло исполнил статую святого Георгия, воплощающую идеал раннего Возрождения, чувство самосознания и уверенности подчеркнуто свободной, спокойной позой фигуры, напоминающей колонну. Занимался Донателло и специально портретом. Одним из первых портретных бюстов, типичных для Возрождения, справедливо считают портрет Никколо Удзано, политического деятеля Флоренции тех лет.

В бронзовом «Давиде» Донателло вновь возвращается к античным традициям, но уже поздней греческой класски. Давид стал одним из излюбленных образов искусства Возрождения. Донателло изобразил его совсем юным, идеально прекрасным. Но не побоялся ввести такую бытовую деталь, как пастушеская шляпа — знак его простого происхождения.

Донателло принадлежит и честь создания первого конного монумента эпохи Возрождения. В 1443—1453 гг. в Падуе он отливает конную статую кондотьера Эразмо ди Нарни. Свободная моделировка формы создает монументальный образ военачальника, главы наемных войск, облаченного в доспехи, но с обнаженной головой, на грузном, величественном коне. Левая передняя нога лошади опирается на ядро. Образ несомненно исполнен под влиянием античных пространственных решений, прежде всего образа Марка Аврелия.

Использовав лучшие традиции искусства средневековья, изучив античную пластику, Донателло пришел к своим собственным решениям, к образам подлинного реализма, что объясняет его огромное влияние на всю последующую европейскую скульптуру. Недаром его назвали одним из трех отцов Возрождения наряду с Брунеллески и Мазаччо.

Самый известный ученик Донателло —Андреа Вероккио (1436—1488), бывший также и живописцем (как живописец он больше известен тем, что был учителем Леонардо). Вероккио вдохновлялся теми же темами, что и Донателло. Но бронзовый «Давид» Вероккио, исполненный уже в конце флорентийского Кватроченто, более утончен, изящен, моделировка его формы предельно детализирована. Все это делает скульптуру менее монументальной, чем образ Донателло.

Для венецианской площади у церкви Сан Джованни Вероккио исполнил конный монумент Коллеони. В позе всадника, в гарцующей поступи коня есть некоторая театральность. Высокий постамент рассчитан так, чтобы силуэт всадника четко читался на фоне неба, посреди маленькой площади, окруженной высокими домами. Черты изысканности у Вероккио вполне соответствуют той аристократизации вкусов, которая характерна для Флоренции конца XV в., хотя в его памятнике есть и величавость, и цельность монументального образа. Кондотьер Вероккио — это не столько образ определенного человека, сколько обобщенный тип, характерный для той эпохи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.122.246 (0.009 с.)