Предикативная основа в односоставном 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предикативная основа в односоставном



Пояснительная записка

 

Задания для самостоятельной работы по синтаксису современного русского языка составлены в соответствии с требованиями общего образовательного стандарта по русскому языку. Они представляют собой комплекс упражнений, предназначенных для закрепления знаний, которые были получены на практических и лекционных занятиях по разделу «Синтаксис» в курсе русского языка. Весь материал разделен на модули, соответствующие темам. Каждый модуль сопровождается перечнем ключевых понятий, а также умений синтаксического анализа, требующих отработки. Наличие шести вариантов заданий позволяет применить индивидуальный подход к обучению. Последовательность заданий отражает логические связи между изучаемыми понятиями. Сборник снабжен списком учебной литературы.

Главный принцип составления заданий заключается в том, что основной единицей синтаксического анализа является связный текст. Задания составлены на основе текстов из произведений русских писателей, что отвечает необходимости использования национально-культурного компонента в обучении русскому языку, формирует интерес к художественному слову. На наш взгляд, изучение конкретных синтаксических единиц в рамках текста позволяет сделать наблюдения над особенностями функционирования синтаксических единиц в речи. Оно способно связать синтаксис в сознании студента с другими разделами науки о языке: морфологией, лексикологией, фонетикой и т.д., обеспечить понимание языка как единой системы. Помимо всего прочего, тексты могут служить хорошим материалом для выработки орфографических и пунктуационных навыков.

 

 

Модуль № 1.

Словосочетание

Ключевые понятия:

словосочетание, структурный тип словосочетания, синтаксическое значение словосочетания (смысловые отношения между компонентами словосочетания), способ связи между компонентами словосочетания (согласование, управление, примыкание), предсказуемая и непредсказуемая синтаксическая связь, обязательная и необязательная синтаксическая связь, синтаксически членимые и синтаксически нечленимые словосочетания.

Умения и навыки:

выделять словосочетания из текста, различать словосочетания и соединения слов, не являющиеся словосочетаниями с точки зрения традиционной русской грамматики; определять синтаксические значения словосочетания и способы связи между его компонентами (согласование, управление, примыкание), различать предсказуемую и непредсказуемую, обязательную и необязательную синтаксические связи, синтаксически членимые и синтаксически нечленимые словосочетания.

Задания:

1. Перепишите, расставьте знаки препинания.

2. Выпишите из текста соединения слов, которые с точки зрения современной русской грамматики не являются словосочетаниями. Мотивируйте свой выбор.

3. Выпишите все словосочетания. Охарактеризуйте их (см. схему анализа словосочетания).

 

Вариант 1.

 


Залез в бутылку

Таракан

А вылезти

Не смог.

От злости

Бедный таракан

В бутылке

Занемог.

Он сдох

В начале января

Прижав усы

К затылку.

Кто часто сердится

Тот зря

Не должен

Лезть в бутылку.

 

(Роман Сеф. Таракан)


 

Вариант 2.


 


Я шел зимою вдоль болота

В галошах

В шляпе

И в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На метал..ических крючках.

Я побежал скорее к речке

А он бегом пустился в лес

К ногам пр..делал две дощечки

Пр..сел

Подпрыгнул

И исчез.

И долго я стоял у речки

И долго думал сняв очки

Какие странные дощечки

И (не)понятные крючки.


(Даниил Хармс. Что это было?)

 

Вариант 3.

 


Крокодилушка не знает

Н.. заботы н.. труда.

Золотит его ч..шуйки

Быстротечная вода.

Милых рыбок ждет он в гости

На брюшке средь камышей.

Лапки врозь дугою хвостик

И улыбка до ушей.

 


(Владимир Набоков. Крокодилушка)

 

Вариант 4.

 


Несчастная кошка порезала лапу.

Сидит и н.. шагу н.. может ступить.

Скорей чтобы вылечить кошкину лапу

Воздушные шарики нужно купить!

И сразу столпится народ на дороге

Шумит и кричит и на кошку глядит

А кошка отчасти идет по дороге

Отчасти по воздуху плавно летит!


(Даниил Хармс. Удивительная кошка)

 

Вариант 5.

 


Убежало молоко

Убежало далеко.

Вниз по лес..нице

Скатилось
Вдоль по улице

Пустилось

Через площадь

Потекло

Постового

Обошло

Под скамейкой

Проск..чило

Трех старушек

Подмочило

Угостило

Двух котят

Разогрелось –

И назад.


(Марина Бородицкая. Убежало молоко)

 

Вариант 6.


Как у наших ворот

За горою

Жил да был бутерброд

С колбасою.

Захотелось ему

Прогуляться

На траве-мур..ве

Поваляться.

И сманил он с собой

На прогулку

Краснощекую сдобную

Булку.

Но чайные ложки в печали

Стуча и бренча закричали.

(К.Чуковский) Бутерброд


ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Модуль № 2.

И двусоставном предложении

Ключевые понятия:

грамматическая основа односоставного и двусоставного предложения. Подлежащее, способы его выражения в двусоставном предложении. Сказуемое в двусоставном предложении. Лексическое и грамматическое значение сказуемого. Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Главный член в односоставном предложении.

Умения и навыки:

различать односоставные и двусоставные предикативные единицы, определять способы выражения подлежащих и типы сказуемых в двусоставном предложении; классифицировать главные члены в односоставном и двусоставном предложении по семантике и формальным показателям.

Задания:

1) перепишите, расставьте знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.

2) выделите в тексте грамматические основы предикативных единиц. В двусоставных предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое, в односоставных – главный член предложения. Определите тип сказуемого в двусоставном предложении.

3) в односоставных предложениях охарактеризуйте предикативную основу, указывая способ выражения лексического и грамматического значения. Обратите внимание на характер связки, модальный или фазисный компонент.

 

Вариант 1.

Я знаю о чем буду читать но не знаю как буду читать с чего начну и чем кончу. В голове моей нет н.. одной готовой фразы… Но стоит мне только оглядеть аудиторию как фразы дли..ой вереницей вылетают из моей души – и пошла писать губерния! Говорю я (не)удержимо быстро страстно и кажется нет той силы которая бы могла пр..рвать течение моей речи. Чтобы читать хорошо то(есть) (не)скучно и с пользой для слушателей нужно кроме таланта иметь еще сноровку и опыт нужно обладать самым ясным представлением о своих силах о тех кому читаешь и о том что составляет предмет твоей речи. Кроме того надо быть человеком себе на уме следить зорко и н.. на одну минуту н.. терять поля зрения. (А.П. Чехов. Скучная история)

 

Вариант 2.

Этот стол был почти одинок так как в большой комнате кроме него широкого дивана с дырявой клеенкой да трех стульев не было (н..)какой другой мебели. Да и стулья не всякий бы решился назвать стульями. Это было какое(то) жалкое подобие мебели с отживш..й свой век клеенкой и с (не)естеств..(н,нн)о загнутыми (на)зад спинками. Трудно было понять какое удобство имел (в)виду (не)ведомый столяр загибая так (не)имоверно спинки и хотелось думать что тут виноват не столяр а какой(нибудь) проезжий силач который желая похвастать своей силой согнул стульям спины потом взялся поправлять и снов.. согнул. Комната казал..сь мрачной. Стены были серы потолок и карнизы закопче..ы… И казалось если бы в комнате повесили десяток ламп то она не перестала бы быть темной. (А.П. Чехов. Степь)

 

Вариант 3.

Я (по)стари..ому обучен многое уже забыл да и живу иначе чем прочие. И сравнивать даже нельзя. Например где(нибудь) в большом обществе или в собрании.. скаж..ш.. что(нибудь) (по)лытынски или из истории или философии а людям и приятно… Или вот когда приезжает окружной суд и нужно пр..водить к присяге все прочие свяще..ики стесняю..ся а я с судьями с прокурорами да с адвокатами (за)панибрата (по)ученому поговорю чайку с ними попью посмеюсь ра..прошу чего н.. знаю. Ученье свет а (не)ученье тьма. Учись! Только ты смотри Георгий не забывай матери и Ивана Иваныча. Почитать мать велит заповедь а Иван Иваныч тебе благодетель и вместо отца. Ежели ты выйд..ш.. в ученые и стан..ш.. тяготи..ся и пр..н..брегать людями по той причине что они глупее тебя то горе тебе горе… (А.П. Чехов. Степь)

 

Вариант 4.

– Я совсем не имею претензии обращать вас в свою веру проговорил Андрей Ефимыч тихо и с сожалением что его не хотят понять. – И не в этом дело мой друг. Дело не в том что вы страдали а я нет. Страдания и радости преходящи оставим их бог с ними. А дело в том что мы с вами мыслим мы видим друг в друге людей которые способны мыслить и рассуждать и это делает нас солидарными как бы различны ни были наши взгляды.. Если бы вы знали друг мой как надоели мне всеобщее безумие бездарность тупость и с какою радостью я всякий раз беседую с вами! Вы умный человек и я наслаждаюсь вами. (А.П. Чехов. Палата № 6)

 

Вариант 5.

Ане становилось скучно сидеть без дела рядом с сестрой на тр..в..(н,нн)ом скате раза два она заглянула в книжку но в ней не было н.. разговоров н.. картинок. Что проку в книжке без разговоров и картинок подумала Аня.

Она чувствовала себя глупой и сонной такой был жаркий день. Только что пр..нялась она рассуждать про себя стоит ли встать как вдруг откуда н.. возьмись пробежал мимо нее Белый Кролик с розовыми глазами.

В этом конечно (н..)чего особенно замечательного не было не удивилась Аня и тогда когда услыхала что Кролик бормоч..т себе под нос Боже мой боже мой я наверняка опоздаю. Только потом вспоминая она заключила что говорящий зверек диковина но в то время ей почему(то) казалось это очень естестве..ым. (В. Набоков. Аня в стране чудес)

 

Вариант 6.

В одинокой могиле есть что-то грус..ное мечтательное и в высокой степени поэтическое… Слышно как она молчит и в этом молчании чувствуе..ся прису..ствие души (не)известного человека лежащего под крестом. Хорошо ли этой душе в степи? Не тоскует ли она в лун..ую ночь? А степь возле могилы кажется грус..ной унылой и задумч..вой трава печальной и кажется что кузнецы кричат сдержан..ей… И нет того прохожего который н.. помянул бы одинокой души и н.. оглядывался бы на могилу пока она не скроется далеко (по)зади и не покроется мглою…

Наступило молчание. Огонь ярче вспыхнул. Степку обдало ч..рным дымом. (А.П. Чехов. Степь)

 

Модуль № 3.

Модуль № 4.

Модуль № 5.

Модуль № 6.

Модуль № 7.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Модуль № 1.

Модуль № 2.

Модуль № 3.

Модуль № 4.

Модуль № 5.

Оглавление

 

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Модуль № 1. Словосочетание……………………………………………………4

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Модуль № 2. Предикативная основа в односоставном и двусоставном предложении……………………………………………………………………………8

Модуль № 3. Типы односоставных предложений………………………….….11

Модуль № 4. Неполные предложения. Нечленимые предложения………….14

Модуль № 5. Второстепенные члены предложения ………………………….18

Модуль № 6. Однородные члены предложения……………………………….21

Модуль № 7. Обособленные члены предложения……………………………..24

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Модуль № 1. Сложносочиненное предложение…………………………….…27

Модуль № 2. Сложноподчиненное предложение ………………………….….31

Модуль № 3. Бессоюзное сложное предложение………………………….…..34

Модуль № 4. Сложные предложения с разными видами связи………………37

Модуль № 5. Текст как синтаксическая единица……………………………...40

Литература.………………………………………………………………..…..….44

 

 

Пояснительная записка

 

Задания для самостоятельной работы по синтаксису современного русского языка составлены в соответствии с требованиями общего образовательного стандарта по русскому языку. Они представляют собой комплекс упражнений, предназначенных для закрепления знаний, которые были получены на практических и лекционных занятиях по разделу «Синтаксис» в курсе русского языка. Весь материал разделен на модули, соответствующие темам. Каждый модуль сопровождается перечнем ключевых понятий, а также умений синтаксического анализа, требующих отработки. Наличие шести вариантов заданий позволяет применить индивидуальный подход к обучению. Последовательность заданий отражает логические связи между изучаемыми понятиями. Сборник снабжен списком учебной литературы.

Главный принцип составления заданий заключается в том, что основной единицей синтаксического анализа является связный текст. Задания составлены на основе текстов из произведений русских писателей, что отвечает необходимости использования национально-культурного компонента в обучении русскому языку, формирует интерес к художественному слову. На наш взгляд, изучение конкретных синтаксических единиц в рамках текста позволяет сделать наблюдения над особенностями функционирования синтаксических единиц в речи. Оно способно связать синтаксис в сознании студента с другими разделами науки о языке: морфологией, лексикологией, фонетикой и т.д., обеспечить понимание языка как единой системы. Помимо всего прочего, тексты могут служить хорошим материалом для выработки орфографических и пунктуационных навыков.

 

 

Модуль № 1.

Словосочетание

Ключевые понятия:

словосочетание, структурный тип словосочетания, синтаксическое значение словосочетания (смысловые отношения между компонентами словосочетания), способ связи между компонентами словосочетания (согласование, управление, примыкание), предсказуемая и непредсказуемая синтаксическая связь, обязательная и необязательная синтаксическая связь, синтаксически членимые и синтаксически нечленимые словосочетания.

Умения и навыки:

выделять словосочетания из текста, различать словосочетания и соединения слов, не являющиеся словосочетаниями с точки зрения традиционной русской грамматики; определять синтаксические значения словосочетания и способы связи между его компонентами (согласование, управление, примыкание), различать предсказуемую и непредсказуемую, обязательную и необязательную синтаксические связи, синтаксически членимые и синтаксически нечленимые словосочетания.

Задания:

1. Перепишите, расставьте знаки препинания.

2. Выпишите из текста соединения слов, которые с точки зрения современной русской грамматики не являются словосочетаниями. Мотивируйте свой выбор.

3. Выпишите все словосочетания. Охарактеризуйте их (см. схему анализа словосочетания).

 

Вариант 1.

 


Залез в бутылку

Таракан

А вылезти

Не смог.

От злости

Бедный таракан

В бутылке

Занемог.

Он сдох

В начале января

Прижав усы

К затылку.

Кто часто сердится

Тот зря

Не должен

Лезть в бутылку.

 

(Роман Сеф. Таракан)


 

Вариант 2.


 


Я шел зимою вдоль болота

В галошах

В шляпе

И в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На метал..ических крючках.

Я побежал скорее к речке

А он бегом пустился в лес

К ногам пр..делал две дощечки

Пр..сел

Подпрыгнул

И исчез.

И долго я стоял у речки

И долго думал сняв очки

Какие странные дощечки

И (не)понятные крючки.


(Даниил Хармс. Что это было?)

 

Вариант 3.

 


Крокодилушка не знает

Н.. заботы н.. труда.

Золотит его ч..шуйки

Быстротечная вода.

Милых рыбок ждет он в гости

На брюшке средь камышей.

Лапки врозь дугою хвостик

И улыбка до ушей.

 


(Владимир Набоков. Крокодилушка)

 

Вариант 4.

 


Несчастная кошка порезала лапу.

Сидит и н.. шагу н.. может ступить.

Скорей чтобы вылечить кошкину лапу

Воздушные шарики нужно купить!

И сразу столпится народ на дороге

Шумит и кричит и на кошку глядит

А кошка отчасти идет по дороге

Отчасти по воздуху плавно летит!


(Даниил Хармс. Удивительная кошка)

 

Вариант 5.

 


Убежало молоко

Убежало далеко.

Вниз по лес..нице

Скатилось
Вдоль по улице

Пустилось

Через площадь

Потекло

Постового

Обошло

Под скамейкой

Проск..чило

Трех старушек

Подмочило

Угостило

Двух котят

Разогрелось –

И назад.


(Марина Бородицкая. Убежало молоко)

 

Вариант 6.


Как у наших ворот

За горою

Жил да был бутерброд

С колбасою.

Захотелось ему

Прогуляться

На траве-мур..ве

Поваляться.

И сманил он с собой

На прогулку

Краснощекую сдобную

Булку.

Но чайные ложки в печали

Стуча и бренча закричали.

(К.Чуковский) Бутерброд


ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Модуль № 2.

Предикативная основа в односоставном

И двусоставном предложении

Ключевые понятия:

грамматическая основа односоставного и двусоставного предложения. Подлежащее, способы его выражения в двусоставном предложении. Сказуемое в двусоставном предложении. Лексическое и грамматическое значение сказуемого. Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Главный член в односоставном предложении.

Умения и навыки:

различать односоставные и двусоставные предикативные единицы, определять способы выражения подлежащих и типы сказуемых в двусоставном предложении; классифицировать главные члены в односоставном и двусоставном предложении по семантике и формальным показателям.

Задания:

1) перепишите, расставьте знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.

2) выделите в тексте грамматические основы предикативных единиц. В двусоставных предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое, в односоставных – главный член предложения. Определите тип сказуемого в двусоставном предложении.

3) в односоставных предложениях охарактеризуйте предикативную основу, указывая способ выражения лексического и грамматического значения. Обратите внимание на характер связки, модальный или фазисный компонент.

 

Вариант 1.

Я знаю о чем буду читать но не знаю как буду читать с чего начну и чем кончу. В голове моей нет н.. одной готовой фразы… Но стоит мне только оглядеть аудиторию как фразы дли..ой вереницей вылетают из моей души – и пошла писать губерния! Говорю я (не)удержимо быстро страстно и кажется нет той силы которая бы могла пр..рвать течение моей речи. Чтобы читать хорошо то(есть) (не)скучно и с пользой для слушателей нужно кроме таланта иметь еще сноровку и опыт нужно обладать самым ясным представлением о своих силах о тех кому читаешь и о том что составляет предмет твоей речи. Кроме того надо быть человеком себе на уме следить зорко и н.. на одну минуту н.. терять поля зрения. (А.П. Чехов. Скучная история)

 

Вариант 2.

Этот стол был почти одинок так как в большой комнате кроме него широкого дивана с дырявой клеенкой да трех стульев не было (н..)какой другой мебели. Да и стулья не всякий бы решился назвать стульями. Это было какое(то) жалкое подобие мебели с отживш..й свой век клеенкой и с (не)естеств..(н,нн)о загнутыми (на)зад спинками. Трудно было понять какое удобство имел (в)виду (не)ведомый столяр загибая так (не)имоверно спинки и хотелось думать что тут виноват не столяр а какой(нибудь) проезжий силач который желая похвастать своей силой согнул стульям спины потом взялся поправлять и снов.. согнул. Комната казал..сь мрачной. Стены были серы потолок и карнизы закопче..ы… И казалось если бы в комнате повесили десяток ламп то она не перестала бы быть темной. (А.П. Чехов. Степь)

 

Вариант 3.

Я (по)стари..ому обучен многое уже забыл да и живу иначе чем прочие. И сравнивать даже нельзя. Например где(нибудь) в большом обществе или в собрании.. скаж..ш.. что(нибудь) (по)лытынски или из истории или философии а людям и приятно… Или вот когда приезжает окружной суд и нужно пр..водить к присяге все прочие свяще..ики стесняю..ся а я с судьями с прокурорами да с адвокатами (за)панибрата (по)ученому поговорю чайку с ними попью посмеюсь ра..прошу чего н.. знаю. Ученье свет а (не)ученье тьма. Учись! Только ты смотри Георгий не забывай матери и Ивана Иваныча. Почитать мать велит заповедь а Иван Иваныч тебе благодетель и вместо отца. Ежели ты выйд..ш.. в ученые и стан..ш.. тяготи..ся и пр..н..брегать людями по той причине что они глупее тебя то горе тебе горе… (А.П. Чехов. Степь)

 

Вариант 4.

– Я совсем не имею претензии обращать вас в свою веру проговорил Андрей Ефимыч тихо и с сожалением что его не хотят понять. – И не в этом дело мой друг. Дело не в том что вы страдали а я нет. Страдания и радости преходящи оставим их бог с ними. А дело в том что мы с вами мыслим мы видим друг в друге людей которые способны мыслить и рассуждать и это делает нас солидарными как бы различны ни были наши взгляды.. Если бы вы знали друг мой как надоели мне всеобщее безумие бездарность тупость и с какою радостью я всякий раз беседую с вами! Вы умный человек и я наслаждаюсь вами. (А.П. Чехов. Палата № 6)

 

Вариант 5.

Ане становилось скучно сидеть без дела рядом с сестрой на тр..в..(н,нн)ом скате раза два она заглянула в книжку но в ней не было н.. разговоров н.. картинок. Что проку в книжке без разговоров и картинок подумала Аня.

Она чувствовала себя глупой и сонной такой был жаркий день. Только что пр..нялась она рассуждать про себя стоит ли встать как вдруг откуда н.. возьмись пробежал мимо нее Белый Кролик с розовыми глазами.

В этом конечно (н..)чего особенно замечательного не было не удивилась Аня и тогда когда услыхала что Кролик бормоч..т себе под нос Боже мой боже мой я наверняка опоздаю. Только потом вспоминая она заключила что говорящий зверек диковина но в то время ей почему(то) казалось это очень естестве..ым. (В. Набоков. Аня в стране чудес)

 

Вариант 6.

В одинокой могиле есть что-то грус..ное мечтательное и в высокой степени поэтическое… Слышно как она молчит и в этом молчании чувствуе..ся прису..ствие души (не)известного человека лежащего под крестом. Хорошо ли этой душе в степи? Не тоскует ли она в лун..ую ночь? А степь возле могилы кажется грус..ной унылой и задумч..вой трава печальной и кажется что кузнецы кричат сдержан..ей… И нет того прохожего который н.. помянул бы одинокой души и н.. оглядывался бы на могилу пока она не скроется далеко (по)зади и не покроется мглою…

Наступило молчание. Огонь ярче вспыхнул. Степку обдало ч..рным дымом. (А.П. Чехов. Степь)

 

Модуль № 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.147 с.)