Тема 9. Отчетность по сегментам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Отчетность по сегментам



Понятие и значение сегментной отчетности. ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». Определение отчетного сегмента, его характеристика. Виды отчетных сегментов.

Формирование показателей сегментной отчетности. Способы представления информации. Внутренняя отчетность как разновидность сегментной отчетности. Отчетность по центрам затрат, прибыли, ответственности.

Примерный план лекции

1. Содержание и нормативное регулирование сегментарной отчетности в РФ.

2. Порядок формирования внешней сегментарной отчетности в РФ.

1. Содержание и нормативное регулирование сегментарной отчетности в РФ

По степени охвата деятельности хозяйствующего субъекта отчетность можно подразделить на сводную (консолидирован­ную) и сегментарную. Составление сводной бухгалтерской от­четности предусмотрено в случае наличия у акционерного об­щества дочерних и зависимых обществ, а также если учредитель­ными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, на хозяй­ствующий субъект возложено составление сводной бухгалтер­ской отчетности.

Отчетность по сегментам содержит информацию о части деятель­ности организации в определенных хозяйственных условиях посред­ством представления установленного перечня показателей. Состав­ление сегментарной отчетности регулируется положением по бух­галтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденным Приказом Минфина России от 27 января 2000 г. № 11н и рядом других нормативных документов.

Согласно ПБУ 12/2000 требования о представлении сегментар­ной отчетности распространяются на коммерческие предприятия, причем согласно п. 3 ПБУ 12/2000 она может не использоваться при составлении финансовой отчетности субъектами малого пред­принимательства. Коммерческая организация обязана представ­лять отчетность по сегментам в том случае, если выполняется одно из следующих условий:

•организация или ассоциация является составителем свод­ной бухгалтерской отчетности;

•организация осуществляет различные виды деятельности или производит товары, различающиеся по технологичес­кому процессу, группам потребителей, способам реализа­ции и т.д.;

•организация осуществляет свою деятельность в различных географических районах.

Таким образом, внешняя сегментарная отчетность — это часть внешней (финансовой) отчетности организации, составляемой по отчетным сегментам (направлениям) деятельности и раскрываю­щей по этим сегментам финансовую информацию с целью обеспе­чения заинтересованных пользователей отчетности необходимыми данными для принятия оптимальных решений в отношении рас­сматриваемой организации, а также для осуществления прогноз­ного анализа будущих результатов, изменений активов и обяза­тельств.

Целью внешней сегментарной отчетности является представле­ние надежной, уместной и сравнимой информации, сформирован­ной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким от­четам об организации по основным сегментам (направлениям) ее деятельности для внешних пользователей.

Задачи внешней сегментарной отчетности включают предостав­ление информации:

•для внешних пользователей по сегментам бизнеса компа­нии для оценки ее деятельности;

•для расчета и анализа различных показателей (прибыли, убытков, реализации, выручки и т.д.) по сегментам дея­тельности и для компании в целом;

•для оценки различных рисков и прогнозирования будущих результатов компании по сегментам деятельности.

Сегментарная отчетность может быть организована по опера­ционным и (или) географическим сегментам.

Операционный сегмент специализируется на производстве опре­деленного товара, выполнении определенной работы, оказании определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг; его деятельность связана с рисками и прибылями, отличными от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или од­нородным группам товаров, работ, услуг.

Географический сегмент охватывает часть деятельности органи­зации по производству товаров, выполнению работ, оказанию ус­луг в определенном географическом регионе, которая связана с рисками и прибылями, отличными от рисков и прибылей, имею­щих место в других географических регионах деятельности орга­низации.

Отчетность по сегменту может содержать информацию о выруч­ке (доходах) сегмента, о расходах сегмента, о финансовом резуль­тате сегмента, об активах сегмента, об обязательствах сегмента.

2. Порядок формирования внешней сегментарной отчетности в РФ

При формировании доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента необходимо учитывать следующие нормы, оп­ределенные законодателем (ПБУ 12/2000):

1. Выручкой (доходами) отчетного сегмента не являются:

• проценты и дивиденды, кроме случая, если такие доходы являются предметом деятельности отчетного сегмента;

• доходы от продажи финансовых вложений, кроме случая, если финансовые вложения являются предметом деятель­ности отчетного сегмента;

• чрезвычайные доходы.

При формировании информации о выручке (доходах) отчетно­го сегмента от операций с другими сегментами передачи между ними должны оцениваться на основе фактически применяемых организацией цен.

Основа ценообразования на вышеуказанные передачи и изме­нения этой основы подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетно­сти организации.

2. Расходами отчетного сегмента не являются:

• проценты, кроме случая, если предметом деятельности от­четного сегмента является получение доходов от финансо­вой деятельности;

• расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случая, если финансовые вложения являются пред­метом деятельности отчетного сегмента;

• налог на прибыль;

• общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящи­еся к организации в целом;

• чрезвычайные расходы.

3. Финансовый результат отчетного сегмента для представле­ния в сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до попра­вок на долю меньшинства.

4. В обязательства отчетного сегмента не включается задолжен­ность по налогу на прибыль.

При определении доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента в расчет принимаются только те данные, кото­рые непосредственно относятся к отчетному сегменту либо кото­рые могут быть отнесены к нему путем обоснованного распреде­ления. Активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, если распределяются соответствующие доходы и расходы.

Способ распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более от­четным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов дея­тельности организации, степени обособленности отчетных сегмен­тов. При распределении между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более от­четным сегментам, могут применяться разные способы. Органи­зация должна последовательно применять избранную основу рас­пределения между отчетными сегментами доходов, расходов, ак­тивов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам.

Процесс составления сегментарной отчетности включает сле­дующие этапы:

• определение отчетных сегментов;

• выбор формата и содержания сегментарной отчетности в соответствии с системой методов и критериев учетной по­литики организации;

• сбор и обобщение информации из регистров управленче­ского и финансового учета организации;

• раскрытие информации по первичному и вторичному форматам сегментарной отчетности в соответствии с нор­мативными документами, регулирующими представление информации по сегментам.

Информация по отчетному сегменту должна подготавливаться в соответствии с учетной политикой организации. Учетная поли­тика в отношении информации по отчетному сегменту устанавли­вается организацией, на которую возложено составление сводной бухгалтерской отчетности. Изменения в учетной политике, суще­ственно влияющие на оценку и принятие решений заинтересован­ных пользователей информации по отчетным сегментам (опреде­ление отчетных сегментов, способы распределения доходов, рас­ходов между отчетными сегментами и т.п.), а также причины этих изменений и оценка их последствий в денежном выражении под­лежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (сводной бухгалтерской отчетности). При изменении учетной по­литики информация по отчетным сегментам за предыдущие отчет­ные периоды должна быть приведена в соответствие с учетной политикой отчетного года.

Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в отчетности, устанавливается акционерным обществом самостоя­тельно исходя из его организационной и управленческой структу­ры. Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчет­ности устанавливает организация, на которую возложено состав­ление сводной бухгалтерской отчетности.

При выделении информации по отчетным сегментам принима­ются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность акционерного общества. Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по отчетным сегментам не предпола­гает их точное количественное измерение и выражение.

Операционный или географический сегмент считается отчет­ным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и выполнено одно из следующих условий:

•выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не ме­нее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

•финансовый результат деятельности данного сегмента (при­быль или убыток) составляет не менее 10% суммарной при­были или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости оттого, какая величина больше в абсолютном значении);

•активы данного сегмента составляют не менее 10% суммар­ных активов всех сегментов.

На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтер­ской отчетности организации, должно приходиться не менее 75%, выручки организации.

Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты.

При подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспе­чена последовательность в выделении отчетных сегментов. Отчет­ный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетно­му, должен выделяться в отчетном периоде.

При формировании бухгалтерской отчетности раскрытие ин­формации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей; при этом вы­деляется первичная и вторичная информация по сегментам.

Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей деятель­ности акционерного общества. Преобладающие источники и ха­рактер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры акционерного общества, а также сис­темы его внутренней отчетности.

Если риски и прибыли определяются главным образом разли­чиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичным признается раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичным — по географическим сегментам.

Если риски и прибыли определяются в основном различиями в географических регионах деятельности, то первичным признается раскрытие информации по географическим сегментам, а вторич­ным — по операционным сегментам.

Если риски и прибыли определяются в равной мере различиями в производимых товарах, работах, услугах и различиями в геогра­фических регионах деятельности, то первичной считается инфор­мация по операционным сегментам, а вторичной — по географическим сегментам.

Если организационная и управленческая структура акционер­ного общества, а также система внутренней отчетности не основы­ваются ни на производимых товарах, работах, услугах, ни на гео­графических регионах деятельности, то выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководителя акционерного общества.

В составе первичной информации по отчетному сегменту в бух­галтерской отчетности раскрываются следующие показатели, от­носящиеся к отчетному сегменту:

•общая величина выручки, в том числе полученная от про­дажи внешним покупателям и от операций с другими сег­ментами;

• финансовый результат (прибыль или убыток);

•общая балансовая величина активов;

•общая величина обязательств;

•общая величина капитальных вложений в основные сред­ства и нематериальные активы;

•общая величина амортизационных отчислений по основ­ным средствам и нематериальным активам;

•совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также об­щая величина вложений в эти зависимые общества и сов­местную деятельность.

Первичная информация по отчетным сегментам показывается по организации в целом по следующей схеме:

Первичная информация по отчетному сегменту 1.

Первичная информация по отчетному сегменту 2.

Первичная информация по отчетному сегменту З.

Информация по прочей деятельности.....................х

Итого по организации.................................... хххх

При этом следует иметь в виду, что в графе, отмеченной «х», отражаются суммы по показателям, раскрываемым в информации по сегментам.

Если первичной информацией по сегментам признается инфор­мация по операционным сегментам, то вторичную информацию по каждому географическому сегменту в бухгалтерской отчетности представляют следующие показатели:

•величина выручки от продажи внешним покупателям в раз­резе географических регионов, выделенных по местам рас­положения рынков сбыта,—для каждого географического сегмента, выручка от продажи внешним покупателям кото­рого составляет не менее 10% общей выручки организации от продажи внешним покупателям;

•балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов — для каждого географического сег­мента, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов;

•величина капитальных вложений в основные средства и не­материальные активы по местам расположения активов — для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов.

Если первичной информацией по сегментам признается инфор­мация по географическим сегментам, то вторичная информация по каждому операционному сегменту, выручка от продажи внеш­ним покупателям которого составляет не менее 10% общей выруч­ки общества либо величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех операционных сегментов, раскрыва­ется в бухгалтерской отчетности следующими показателями:

•выручка от продажи внешним покупателям;

•балансовая величина активов;

•величина капитальных вложений в основные средства и не­материальные активы.

Если первичной информацией по сегментам признается инфор­мация по географическим сегментам, выделенным исходя из мес­та расположения активов, отличным от места расположения рын­ков сбыта, то в дополнение к показателям, указанным выше, по каждому географическому сегменту, выделенному исходя из мест расположения рынков сбыта и выручка от продажи внешним по­купателям которого составляет не менее 10% общей выручки ор­ганизации от продажи внешним покупателям, раскрывается вели­чина выручки от продажи внешним покупателям.

Если первичной информацией по сегментам признается инфор­мация по географическим сегментам, выделенным исходя из мест расположения рынков сбыта, отличным от расположения активов, то в дополнение к показателям, перечисленным выше, по каждому географическому сегменту, выделенному исходя из мест располо­жения активов и выручка от продажи внешним покупателям кото­рого составляет не менее 10% общей выручки организации от про­дажи внешним покупателям либо величина активов которого со­ставляет не менее 10% величины всех активов организации, в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели:

•балансовая величина активов сегмента, выделенного исхо­дя из мест расположения активов;

•величина капитальных вложений в основные средства и не­материальные активы.

Как и весь комплект финансовой отчетности организации, сег­ментарная отчетность должна быть подвергнута аудиторской про­верке, утверждена советом директоров компании, а затем опубли­кована в открытой печати.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.026 с.)