Виды бухгалтерской отчетности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды бухгалтерской отчетности



Бухгалтерская отчетность делится на виды по следующим ос­новным признакам:

1. По назначению различают внешнюю и внутреннюю отчет­ность. Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей о характере деятельности, доходности и имущественном положении хозяйствующего субъекта. Состав внешней бухгалтерской отчетности регламентируется Министер­ством финансов РФ. Внешняя бухгалтерская отчетность в соответ­ствии с международными стандартами подлежит обязательному опубликованию. Поэтому она называется «публичной». Внутренняя отчетность удовлетворяет информационные потребности самой организации в процессе принятия управленческих решений. Она строится на данных управленческого учета. Состав, сроки и ответ­ственные за предоставление внутренней отчетности устанавлива­ются руководителем организации и отражаются в приказе об учет­ной политике.

2.По периодичности различают годовую и промежуточную от­четность. Отчетность, составляемая по состоянию на конец отчет­ного года, — это годовая отчетность. Отчетность, составляемая на внутригодовую дату, — это промежуточная отчетность. Внешняя промежуточная отчетность составляется за квартал, полугодие и девять месяцев. Периодичность составления внутренней промежу­точной отчетности определяет руководитель организации (суточ­ная, недельная, декадная, месячная и др.).

3.По степени обобщения отчетных данных различают индиви­дуальную, сводную и консолидированную отчетность. Индивиду­альная отчетность характеризует положение и результаты деятель­ности отдельного хозяйствующего субъекта — юридического лица. Сводная отчетность составляется министерствами и другими фе­деральными органами исполнительной власти для статистическо­го обобщения или в рамках одного юридического лица на основа­нии данных по его подразделениям и филиалам, выделенным на отдельный баланс, но не являющимся самостоятельными юриди­ческими лицами. Консолидированная отчетность составляется группой организаций по совместно контролируемому имуществу. Такая группа представлена материнской компанией и ее дочерни­ми предприятиями. Консолидированная отчетность, в отличие от сводной, должна показывать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйствен­ным организмом.

Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности

В условиях рыночной экономики любая коммерческая органи­зация стремится к извлечению экономических выгод. Именно це­левая направленность является существенной в деловой активно­сти организации, это же обстоятельство признается важнейшим с точки зрения условий формирования финансовых ресурсов любой организации, се финансового капитала. Все заинтересованные лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы.

Заинтересованными пользователями информации, формирующей­ся в бухгалтерском учете и отражаемой в бухгалтерской отчетности, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации, обладающие достаточными познаниями и навы­ками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту инфор­мацию, а также желающие изучать эту информацию.

Физические и юридические лица, являющиеся пользователя­ми информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, условно делятся на две основные группы — внутренние и внеш­ние (рис.1).

Рис. 1 Состав внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности

Внутренние Внешние
  С прямым финансовым интересом С косвенным финансовым интересом Без финансового интереса
Совет директоров Участники (собственники) организации Налоговые и финансовые органы Органы статистики
Правление Настоящие и потенциальные инвесторы Обслуживающие банки Биржи
Руководство подразделений Кредитующие банки Правительственные органы Арбитраж
Менеджеры Поставщики Страховые организации Аудиторские организации
Служащие   Покупатели Общественные организации
    Аудиторские организации Правительство и его органы

Внутренние пользователи ведут свою деятельность в рамках дан­ного экономического субъекта. Информация бухгалтерской отчет­ности используется ими прежде всего для обоснования и принятия различных управленческих решений, для разработки стратегии ч тактики функционирования и развития организации. Внутренние пользователи, в отличие от внешних, располагают возможностью использовать данные не только бухгалтерской отчетности, но и бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Для внеш­них пользователей эта информация недоступна, так как составля­ет коммерческую тайну организации.

С точки зрения информационных потребностей внутренних пользователей следует отметить, что им необходима информация о текущем и перспективном финансовом состоянии организации и о финансовых результатах ее деятельности в разрезе различных отраслевых и географических сегментов. Работники заинтересова­ны в информации о стабильности и прибыльности работодателей; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.

Внешние пользователи в своей деятельности обособлены по от­ношению к данному экономическому субъекту, но нуждаются в информации о нем. Они могут иметь прямой или косвенный фи­нансовый интерес к данной организации.

Прямой финансовый интерес пользователей, как правило, связан с уже осуществленными или планируемыми инвестициями. Поль­зователи с прямым финансовым интересом — это собственники, настоящие и потенциальные инвесторы, кредитующие банки, по­ставщики организации. Они заинтересованы в информации о рис­кованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями; способности организации выплачивать дивиденды. Поставщики и подрядчики заинтересованы в информации о пла­тежеспособности организации, позволяющей своевременно пога­сить обязательства.

Косвенный финансовый интерес возникает, когда у пользователей нет прямой финансовой заинтересованности в результатах деятель­ности организации, но и силу возложенных на них контрольных функций или хозяйственных связей их интересует отчетная инфор­мация для определения перспектив сотрудничества. К данной группе относятся налоговые и финансовые органы, которые кон­тролируют сбор налогов и формирование бюджетов различных уровней. Они заинтересованы в информации о налогооблагаемых показателях, которые в основной своей массе формируются в бух­галтерском учете и отражаются и том числе в бухгалтерской отчет­ности. Обслуживающие банки и страховые организации на осно­вании отчетных данных оценивают возможность заключения до­говоров по расчетно-кассовому обслуживанию и договоров страхования. Правительственные органы заинтересованы в инфор­мации по осуществлению возложенных на них функций: распре­делению ресурсов, регулированию экономики, разработке и реа­лизации общегосударственной политики. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности орга­низации. Аудиторские организации подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности, а так как их услуги являются платными, то присутствует косвенный финансовый интерес в информации о финансовом положении и финансовых результатах клиентов.

Отдельную группу внешних пользователей бухгалтерской от­четности составляют пользователи без финансового интереса — органы статистики, арбитраж, биржи. Сбор и обработка отчетных данных являются обязательным атрибутом деятельности этих пользователей, возложенными на них обязанностями, выполнение которых не связано с прямым или косвенным финансовым инте­ресом.

Информационные потребности внешних пользователей бухгал­терской отчетности в силу их многочисленности различаются. Но все внешние пользователи ориентируются, как правило, на пуб­личную бухгалтерскую отчетность или, как ее еще называют, бух­галтерскую (финансовую) отчетность. Она доступна пользовате­лям, не содержит сведений, относящихся к коммерческой тайне, и унифицирована по объему информации.

На основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности заинтересованные пользователи анализируют имущественное и финансовое положение организации, ее платежеспособность, финансовые результаты, эффективность деятельности и исполь­зования ресурсов. Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет в основном удовлетворить информацион­ные запросы всех групп пользователей, что предъявляет особые требования к ее содержанию и порядку формирования.

2. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая сис­тема регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стра­не, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стан­дартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 2I ноября 1996 г. № 129-ФЗ, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтер­ским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Ми­нистерству финансов Российской Федерации, Центральному бан­ку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить — в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый ста­тус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета на­званный Закон предусматривает обеспечение информацией, не­обходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Рос­сийской Федерации при осуществлении организацией хозяйствен­ных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нор­мами, нормативами и сметами.

В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтер­ской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйствен­ной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета.

Несколько статей Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие за­коны, например Федеральные законы «Об акционерных обще­ствах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ, например по­становление «Об утверждении Программы реформирования бух­галтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности) от 6 марта 1998 г. № 283. Эти документы прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важными нормативными актами первого уровня являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтер­ского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулирова­ны важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редак­ции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя одно­значно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России со­гласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих П БУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением от­четности — это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. №43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверж­даются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 20 положений по бухгалтерскому учету.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми докумен­тами системы бухгалтерского учета в России. План счетов — доку­мент общего порядка; этот документ является единым, обязатель­ным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей экономики независимо от форм собственности, под­чиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России при­казом от 31 октября 2000 г. утвердил План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.

Третий уровень объединяет ведомственные документы: инст­рукции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и П БУ, в соответствии с отрасле­вой спецификой.

Документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то при­казы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизи­рующие требования к отчетности текущего года, являются доку­ментами третьего уровня (например, приказ от 27 июля 2003 г. № 67-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструк­ции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная поли­тика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.

На современном этапе развития рыночной экономики за Ми­нистерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования, постановки бухгалтерского учета и со­ставления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессио­нальных учетных кадров принимает созданная в 1997 г. организа­ция — Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющий разветвленную сеть во всех регионах России.

Формирование современной системы регулирования бухгалтер­ского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности — МСФО, разрабатываемых Советом по международным стандартам финансовой отчетности (international Accounting Standard Committee — IASC).

С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета» соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО; формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользова­телей, в первую очередь инвесторов; обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармо­низации стандартов на международном уровне; оказания методи­ческой помощи организациям в понимании и внедрении рефор­мированной модели бухгалтерского учета была разработана Про­грамма реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Таким образом, состав нормативных документов, регламенти­рующих вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ, достаточно обширен. Но непосредственное отношение к процессу формирования отчетности имеют следующие нормативные доку­менты:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от21 ноября 1996г. № 129-ФЗ.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н.

3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверж­денное приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. №43-н.

4. Приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтер­ской отчетности организаций» от 22 июля 2003 г. № 67-н.

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» определены со­став бухгалтерской отчетности, порядок ее представления и пуб­ликации. В «Положении по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в РФ» содержатся правила составления отчетности и оценки ее статей. В П БУ 4/99 «Бухгалтерская отчет­ность организации» установлены требования к отчетности, содер­жание и методические основы ее формирования. Приказом № 67-н утверждены перечень форм годовой и промежуточной отчетности и указания по их составлению. Однако этим Приказом Минфин России утвердил лишь примерные формы (в качестве образцов). Организации имеют право вносить в них изменения. Но утверждая собственные формы бухгалтерской отчетности, организации долж­ны соблюдать определенные требования. Главное — сохранить принципы построения этих форм. Так, разрабатывая собственный вариант баланса, организация не вправе нарушать порядок распо­ложения его статей. Их необходимо размещать по степени возрас­тания ликвидности (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и т.д.).

В состав годовой бухгалтерской отчетности организаций, явля­ющихся юридическими лицами, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций включаются:

1) Бухгалтерский баланс — форма № 1;

2) Отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

3) Отчет об изменениях капитала — форма № 3;

4) Отчет о движении денежных средств — форма №4;

5) Приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

6) пояснительная записка;

7) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязатель­ному аудиту.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных

средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (фор­ма № 5), пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетно­сти Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движе­нии денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтер­скому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.

Некоммерческие организации могут не представлять в составе бух­галтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответству­ющих данных.

Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полу­ченных средств (форма № 6).

В состав промежуточной бухгалтерской отчетности включаются:

1) Бухгалтерский баланс;

2) Отчет о прибылях и убытках.

Таким образом, в зависимости от объемов деятельности воз­можны три варианта формирования бухгалтерской отчетности:

1) упрощенный — для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций;

2) стандартный — для коммерческих организаций, относящих­ся к группе средних и крупных организаций. Бухгалтерская отчет­ность формируется исходя из образцов форм, приведенных в При­ложении к Приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н;

3) множественный — для коммерческих организаций, относя­щихся к группе крупнейших и крупных организаций, осущест­вляющих несколько видов деятельности. В этом случае количе­ство форм, составляющих бухгалтерскую отчетность организации, и вариантов представления отчетной информации значительно увеличивается. Вместо одной формы № 5 «Приложение к бух­галтерскому балансу целесообразно представлять показатели отдельных ее разделов в виде самостоятельных форм бухгалтер­ской отчетности. В крупных компаниях важную роль приобре­тает информация по сегментам (операционным и географиче­ским).

3.Ттребования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Кбухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ предъявляют следующие требования;

1. Достоверность. Это объективное и правдивое отражение со­бытий, представленных в отчетности, а также отсутствие существен­ных ошибок и отклонений. Согласно ПБУ 4/99 достоверной счита­ется бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

2. Существенность. Это значимость информации, представлен­ной в отчетности. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искажение может повлиять на экономическое ре­шение пользователей, принятое поданной отчетности.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из пра­вил ПБУ 4/99 выявляется недостаточность данных для формиро­вания полного представления об имущественном и финансовом положении, то организация имеет право включать в отчетность соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

3. Нейтральность. Это отсутствие пристрастных оценок, на­целенных на оказание влияния на какую-либо категорию поль­зователей. В бухгалтерской отчетности должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользова­телей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если при отборе или определенном пред­ставлении она влияет на решения и оценки пользователей таким образом, что достигаются предопределенные результаты или по­следствия.

4. Целостность. Это необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осущест­вленных как организацией в целом, так и се филиалами, предста­вительствами и иными подразделениями, в том числе выделенны­ми на отдельные балансы. Под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату, что требуется для нужд управления организацией, в том числе для составления отчетности.

5. Последовательность. Означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

6. Сопоставимость. Это сравнимость отчетной информации за несколько отчетных периодов. В бухгалтерской отчетности по каж­дому числовому показателю должны быть приведены данные ми­нимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за предшествующий период несопоставимы с данными за отчетный период (реорганизация, изменение учетной политики), то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтер­скому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке.

7. Требование соблюдения отчетного периода. Отчетный пери­од — период, за который организация должна составлять бухгал­терскую отчетность; отчетная дата — дата, по состоянию на кото­рую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

В качестве отчетного года и РФ принят период с I января по 31 декабря включительно, то есть отчетный год совпадает с кален­дарным. Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (для годового отчета — это 31 декабря, для про­межуточных— 31 марта, 30 июня, 30 сентября). Первым отчетным годом для вновь созданной организации считается период с даты государственной регистрации по 3! декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября,— но 31 дека­бря следующего года.

8. Требование правильного оформления отчетности. Бухгалтер­ская отчетность составляется на русском языке в валюте РФ, под­писывается руководителем и главным бухгалтером. Статьи типовых форм отчетности, по которым отсутствуют числовые значения по­казателей, в формы организации не включаются. Каждая состав­ляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следу­ющие данные: наименование составляющей части, указание от­четной даты или отчетного периода, за который составлена отчетность, полное наименование организации, идентификаци­онный номер налогоплательщика (ИНН), вид деятельности, орга­низационно-правовая форма, единица измерения, местонахожде­ние (адрес), дата утверждения, дата отправки.

Данные бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обо­роты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в бухгал­терской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков. В формах бухгалтерской отчетности строки, по которым рас­крываются соответствующие показатели, организациями кодиру­ются самостоятельно при разработке и принятии форм бухгалтер­ской отчетности.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ

Концептуальные основы формирования бухгалтерской отчет­ности существуют практически во всех странах. Например, в США действуют положения о концепциях финансового учета, в Велико­британии — положения о принципах. В Международных стандар­тах финансовой отчетности концептуальные основы сформулиро­ваны в главе «Принципы», которая предшествует изложению самих международных стандартов. В России принципы составления бух­галтерской отчетности изложены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике; кроме этого, ряд принципов провоз­глашен в некоторых законодательных и нормативных актах.

Как известно, актуальной проблемой развития бухгалтерского учета в России является сближение его с практикой, принятой в странах с рыночной экономикой. Сближение с мировой практикой ведения бухгалтерского учета — необходимое условие для актив­ного вхождения России в международные рынки капитала. Из всех зарубежных моделей бухгалтерского учета в качестве ориентира для отечественного учета выбраны международные стандарты финан­совой отчетности (МСФО). Этот выбор законодательно закреплен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта I998 г. № 283, которым утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандар­тами финансовой отчетности. В результате выполнения этой про­граммы в настоящее время в России уже многое сделано для пере­хода на принятую в международной практике систему учета и от­четности, в частности в применении принципов составления бухгалтерской отчетности. Тем не менее до сих пор данные, состав­ленные по российским правилам, и данные, подготовленные в со­ответствии с МСФО, существенно различаются. В связи с этим особое значение имеет изучение основных принципов построения зарубежной отчетности.

Можно выделить несколько моделей (систем) бухгалтерского учета и отчетности, объединяющих страны с общими подходами к организации и методологии бухгалтерского учета и отчетности.

1. Англосаксонская модель. По этой модели работают в США, Канаде, Мексике, Великобритании и ее бывших колониях (Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке). Для этих стран харак­терна ориентация на интересы таких пользователей, как инвесторы и акционеры, а также наличие развитого рынка ценных бумаг, влияющего на требование качества бухгалтерской отчетности. В этих странах государственное регулирование бухгалтерского учета от­сутствует или незначительно. Учет и отчетность регламентируются стандартами, разрабатываемыми независимыми профессиональ­ными учетными организациями. Высоко развита система полго­товки учетных кадров, выходящая далеко за пределы националь­ных границ.

2. Континентальная, или европейская, модель. Объединяет Гер­манию, Францию, Италию, Бельгию, Швейцарию и другие страны. Основными чертами этой модели являются: сильное воздействие законодательства на регулирование учета; тесная связь учета и на­логообложения; ориентация на государственные нужды; более слабое развитие профессиональных организаций, выполняющих консультативную роль.

3. Латиноамериканская модель. По этой модели работают Бра­зилия, Аргентина, Чили, Перу и другие страны, для которых харак­терны высокие темпы инфляции и государственное регулирование многих учетных вопросов.

4. Прочие модели. Международные стандарты финансовой от­четности стали разрабатываться исходя из потребностей трансна­циональных корпораций. Имея дочерние предприятия, филиалы и представительства на территории нескольких государств, такие корпорации столкнулись с существенными различиями в порядке ведения бухгалтерского учета, в налоговом законодательстве, оцен­ке средств л балансе. Несопоставимость отчетных данных и недо­статочная прозрачность отчетности не давали возможности вы­явить подлинное финансовое положение партнеров по бизнесу в разных странах.

Для гармонизации и унификации учетной теории и практики в 1973 г. профессиональными бухгалтерскими организациями был со­здан Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). В настоящее время в нем участвуют более 100 професси­ональных бухгалтерских объединений и ассоциаций из 76 стран. Это независимая, неправительственная организация.

Основные задачи СМСФО:

- разрабатывать и публиковать учетные стандарты, которые должны приниматься по внимание при составлении фи­нансовой отчетности;способствовать распространению этих стандартов, их принятию и соблюдению на международном уровне;

- осуществлять работу по совершенствованию и гармониза­ции национальных стандартов и процедур составления от­четности.

На мировом уровне Совет — единственная официально при­знанная организация, выпускающая стандарты финансовой отчет­ности.

Процедура разработки и выпуска стандартов состоит из не­скольких этапов и занимает примерно три года.

Каждый стандарт содержит:

• задачи и концепции;

• круг охватываемых проблем;

• терминологию;

• критерии применения данного стандарта;

• базы оценки и методы учета;

• способ раскрытия информации и пояснения.

Процесс внедрения стандартов длительный и трудный, Это свя­зано в том числе и с отсутствием у Совета юридически директив­ных полномочий. Поэтому международные стандарты носят лишь рекомендательный характер.

Внедрение стандартов может проводиться по-разному:

•включением стандарта целиком или отдельных его положе­ний в национальное законодательство;

•применением его по рекомендациям и под наблюдением национальных бухгалтерских ассоциаций;

•добровольным решением самих организаций следовать предлагаемым нормам.

В Европейском Сообществе процесс гармонизации учета имеет свои особенности, в основе которых:

•характер регулирования (более жесткое через законодатель­ство);

•неоднозначное понимание роли бухгалтерского учета (Гол­ландия, Англия и Ирландия ориентированы на собственни­ков и кредиторов; Германия, Бельгия, Люксембург — на за­щиту в первую очередь интересов банков; Франция — в ос­новном на нужды макроэкономического планирования).

Директивы ЕЭС адресованы правительствам стран-участниц и являются для них обязательными, но оставляют за ними свободу выбора решений о конкретных формах и методах включения ди­ректив в национальное законодательство.

Особенно важны 4-я и 7-я директивы ЕЭС. 4-я директива, при­нятая в 1978 г., рассматривает вопросы годовой финансовой отчет­ности: формы и структуру баланса и отчета о прибылях и убытках; содержание примечаний к этим документам. В отчетности даны рекомендации по оценке согласно исторической (первоначальной) стоимости, но при допущении альтернативных методов: периоди­ческой переоценки, восстановительной стоимости, учета инфля­ционного фактора. Директива касается также вопросов подготов­ки отчетов, их публикации и аудита. Правительства стран — членов ЕЭС могут разрешать определенные допущения и отклонения от требований директивы в отношении объема публикуемой инфор­мации и аудиторского контроля, но не правил оценки.

7-я директива, принятая в 1983 г., посвящена консолидирован­ной (сводной) отчетности. В ней дано определение экономической группы организаций, охватываемых консолидацией, и раскрыва­ется понятие контроля как основного критерия группы.

Эти директивы создали основу принятия аналогичных докумен­тов в отдельных отраслях экономики, например, в J986 г. была одобрена директива по годовой и консолидированной отчетности банков и других финансовых институтов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.205 (0.088 с.)