Тема: Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами.



ВП). Цели, задачи, источники информации, нормативное регулирование.

Целью аудита расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской, кредиторской задолженности.

Задачами аудита расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами являются установление правильности определения и отражения в учете расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами.

Основные нормативные документы:

- Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

- «Доходы организации» ПБУ 9/99;

- «Расходы организации» ПБУ 10/99;

- приказ Минфина России № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

-Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49;

- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации;

- «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006;

- унифицированная форма первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет».

Источники информации:

-договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг);

-накладные, счета-фактуры;

-приказ об учетной политике организации;

- акты сверок, авансовые отчеты, акты о зачете взаимных требований;

- учетные регистры по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

- 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

- 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

- 75 «Расчеты с учредителями»,

- 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

- 79 «Внутрихозяйственные расчеты»,

- 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»;

- Главная книга;

- бухгалтерская отчетность.

 

ВП).Ознакомительный этап.

Основной задачей аудита расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами является:

-установление правильности определения и отражения в учете такого рода расчетов.

-аудитор должен изучить договоры поставки сырья и материалов и другие хозяйственные договоры на выполнение работ (оказание услуг).

Сделки между юридическими лицами должны заключаться в простой письменной форме (ст. 161 ГК РФ). Однако несоблюдение простой письменной формы сделки не всегда влечет ее недействительность, если имеются письменные доказательства ее совершения и законом не установлено, что она ничтожна.

Содержание сделки должно соответствовать не только требованиям ГК РФ, но и другим законам.

Одним из способов защиты гражданских прав является признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки.

Налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски в случаях, предусмотренных НК РФ – на предъявление исков о признании сделок недействительными НК РФ не предусматривает.

Аудитор должен внимательно изучить договоры, для того чтобы описать все возможные риски.

В соответствии ГК РФ коммерческая организация осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные законом (общая правоспособность).

Во избежание рисков со стороны контролирующих органов в обязанность аудитора при проверке операций с покупателями входит обязательное изучение лицензий на те виды деятельности организации, которые подлежат проверке.

 

ВП). Основной этап.

При аудите дебиторской задолженности аудитор должен учитывать, что в ее состав входит задолженность:

– поставщиков и подрядчиков по выданным им авансам, учтенная по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные»;

– покупателей и заказчиков по отгруженным им товарам (работам, услугам), учтенная по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

– налоговой инспекции по излишне уплаченным налогам и сборам, учтенная по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

– подотчетных лиц по выданным и не возвращенным в кассу фирмы подотчетным средствам, учтенная по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

– работников фирмы по предоставленным им ссудам и займам, а также по возмещению материального ущерба, учтенная по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

– учредителей по вкладам в уставный капитал фирмы, учтенная по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями»;

– по штрафам, пени и неустойкам, которые признаны должником или по которым получены решения суда об их взыскании, учтенная по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Аудитор должен сопоставить дебетовое сальдо по вышеуказанным счетам и данные формы № 1 «Бухгалтерский баланс», указанные по строкам «Дебиторская задолженность», «Кредиторская задолженность»: 70-68, 60-71 КЗ.

Необходимо обратить внимание на то, что при составлении бух. баланса следует учитывать, что сальдо расчетов с поставщиками, покупателями и др. лицами надо показать в балансе развернуто.

Аудитор должен сопоставить данные о составе дебиторской и кредиторской задолженности, указанные в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» со счетами:

-58 «Финансовые вложения»;

-60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты по авансам выданным»;

-62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

-66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

-67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

-68 «Расчеты по налогам и сборам»;

-69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

-70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (излишне начисленная работникам зарплата);

-71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

-73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

-75 «Расчеты с учредителями»;

-76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (выборочно), например долг фирме за оказанные ею услуги, по претензиям и т. п.

При проверке операций по авансам выданным необходимо выяснить, открыт ли специальный отдельный субсчет «Расчеты по авансам выданным».

В том случае, если в проверяемом периоде были получены материальные ценности (выполнены работы, оказаны услуги), аудитор должен проверить зачет выданного аванса.

Часто организации используют товарные векселя. В этом случае аудитор должен обратить внимание:

– открыт ли для учета задолженности по выданным товарным векселям отдельный субсчет к счету 62 «Векселя полученные»;

– правильно ли отражены хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учета;

– верно ли отражена полученная разница в случае превышения номинальной стоимости товарного векселя, выдаваемого покупателем поставщику, над суммами его задолженности. Она должна быть отражена как процент, уплаченный за отсрочку платежа, и на эту сумму должна быть увеличена сумма дебиторской задолженности.

В ходе аудита необходимо обратить внимание на задолженность, срок исковой давности по которой истек (три года с момента исполнения должником своих обязательств). В этом случае организация имеет право списать указанную задолженность.

Если организацией принято решение о списании (имеется приказ, подобран полный комплект документов о невозможности ее взыскания), сумма списанной задолженности должна быть отражена в бухгалтерском учете в составе прочих расходов.

Часто организация создает резервы по сомнительным долгам. Аудитор сначала должен проверить, как данный факт отражен в учетной политике, а затем проверить, была ли проведена инвентаризация дебиторской задолженности.

При проверке правильности формирования кредиторской задолженности перед поставщиками аудитор должен внимательно изучить комплект документов, на основании которых задолженность была сформирована, а именно договоры поставки (оказания услуг, выполнения работ), накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ.

В ходе аудита расчетов с подотчетными лицами необходимо установить, что все расчеты осуществляются с помощью счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Выданные под отчет суммы дебетуются в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или с другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.

В целях обеспечения внутреннего контроля над сохранностью денежных средств в организации должен был приказ, в котором установлены лица, имеющие право получать денежные средства, размеры и сроки, на которые выдаются денежные средства.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (когда они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).

Аудитору необходимо проверить, ведется ли аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» по каждой сумме, выданной под отчет.

Необходимо сопоставить суммы, указанные в авансовых отчетах, и первичные документы, подтверждающие указанные расходы. Дата авансового отчета должна быть не раньше даты приложенных документов, подтверждающих расходы.

Перечень первичных документов, которые аудитор должен проанализировать для того, чтобы признать вышеуказанные расходы правомерными, приведен в табл.

Отсутствие документов, подтверждающих расходы подотчетных лиц, является основанием для налоговых органов доначислить НДС, налог на прибыль.

 

4.(ВП).Типичные ошибки.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами:

– отсутствие договоров на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), первичных документов, подтверждающих возникновение дебиторской (кредиторской) задолженности;

– нарушение порядка составления бухгалтерской отчетности в части формирования показателей о размере дебиторской (кредиторской) задолженности, нарушения в части составления первичных документов, подтверждающих формирование показателей о дебиторской (кредиторской) задолженности;

– отсутствие или ненадлежащее ведение аналитического учета, инвентаризации дебиторской (кредиторской) задолженности;

– несоблюдение порядка оформления и предъявления претензий по договорам;

– выдача денежных средств под отчет лицам, не отчитавшимся за ранее выданные суммы;

– отсутствие первичных документов, подтверждающих расходы подотчетных лиц;

– неправомерное применение налоговых вычетов по НДС в части расходов, понесенных подотчетными лицами.

ВП).Заключительный этап.

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.82.20.97 (0.018 с.)