Общие сведения об электрооборудовании вертолета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие сведения об электрооборудовании вертолета



Система электроснабжения

Распределительные сети

Потребители электроэнергии

Общие сведения об электрооборудовании вертолета

Электрооборудование вертолета Ми-8МТВ (Ми-8АМТ) объединяет систему электроснабжения, распределительную сеть и потребители электрической энергии.

Система электроснабжения вертолета Ми-8МТВ (Ми-8АМТ) включает в себя первичную и вторичную системы электроснабжения, а также питание от наземных источников.

Распределительная сеть предназначена для передачи электрической энергии от источников к потребителям, защиты потребителей и источников электроэнергии от перегрузок и коротких замыканий, управления и контроля за работой источников и потребителей электроэнергии.

Потребителями электроэнергии на вертолете являются агрегаты и устройства, входящие в различные вертолетные системы, а также приборное и радиоэлектронное оборудование.

Первичная система электроснабжения

Вертолет Ми-8МТВ

Первичной системой электроснабжения на вертолете Ми-8МТВ является система трехфазного переменного тока напряжением 204 В и частотой 400 Гц.

Система состоит из двух независимых друг от друга каналов: канала генератора № 1 (задний по полету) и канала генератора № 2 (передний по полету), работающих раздельно каждый на свои шины, размещенные в отдельных распределительных устройствах. Источником электроэнергии в каждом канале является генератор СГС-40ПУ мощностью 40 кВт, который работает совместно с комплектом аппаратуры защиты, включения и регулирования.

При отказе канала одного из генераторов обеспечивается резервирование питания всех потребителей, кроме ПОС несущего и рулевого винтов, путем переключения вторичных источников на канал исправного генератора.

При отказе каналов обоих генераторов питание потребителей, необходимых для завершения полета и безопасной посадки, осуществляется от резервных источников.

Вертолет Ми-8АМТ

Первичной системой электроснабжения на вертолете Ми-8АМТ является система генерирования трехфазного переменного тока напряжением 115/200 В и частотой 400 Гц. Система генерирования состоит из двух каналов, работающих раздельно. Номинальная мощность системы - 80 кВА, одного канала - 40 кВА.

При нормальной работе каждый канал системы генерирования питает свои шины, максимальная нагрузка на которые распределена равномерно. От шин канала 1 получают питание выпрямительное устройство № 1 (ВУ №1), противообледенительная система (ПОС) несущего и рулевого винтов, прожектор ПБП-ДРИШ-575, от шин канала 2 - ВУ №2, трансформатор ТС310С04Б, потребители однофазного переменного тока напряжением 115 В 400 Гц, ПОС стекол и ПЗУ.

При отказе канала 1 системы генерирования на вертолете обеспечиваются электропитанием: ВУ №1 и ВУ №2, трансформатор ТС310С04Б, потребители однофазного переменного тока напряжением 115 В 400 Гц, ПОС стекол и ПЗУ.

При отказе канала 2 системы генерирования на вертолете обеспечиваются электропитанием: ВУ №1 и ВУ №2, трансформатор ТС310С04Б, потребители однофазного переменного тока напряжением 115 В 400 Гц, ПОС стекол и ПЗУ, прожектор ПБП-ДРИШ-575. Резервирование питания ПОС несущего и рулевого винтов обеспечивается только при неустановленной (отключенной) системе ПЗУ.

При отказе системы генерирования в целом питание потребителей, необходимых для завершения полета и безопасной посадки, осуществляется от резервных источников.

Вторичная система электроснабжения

Вертолет Ми-8МТВ

Для питания потребителей переменным и постоянным током различных напряжений на вертолете Ми-8МТВ имеются следующие одноканальные вторичные системы электроснабжения:
- система однофазного переменного тока напряжением 115 В частотой 400 Гц;
- система однофазного переменного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц;
- система трехфазного переменного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц;
- система постоянного тока напряжением 27 В;
- резервные источники.

Система однофазного переменного тока напряжением 115 В частотой 400 Гц получает питание от канала генератора № 2 первичной системы через трансформатор ТС/1-2 мощностью 2 кВт. На вертолете обеспечено резервирование питания трансформатора ТС/1-2 при отказе канала генератора № 2 путем переключения на канал генератора № 1.

Система однофазного переменного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц получает питание от системы однофазного переменного тока напряжением 115 В частотой 400 Гц через основной или резервный трансформатор ТР-115/36.

Система трехфазного переменного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц получает питание от канала генератора № 1 первичной системы через трансформатор ТС310С04Б мощностью 1 кВт. На вертолете выполнено резервирование питания трансформатора ТС310С04Б при отказе канала генератора № 1 путем переключения питания на канал генератора № 2.

Система постоянного тока напряжением 27 В получает питание от первичной системы через три выпрямительных устройства ВУ-6А (№ 1, № 2, № 3) мощностью по 6 кВт. Все три выпрямительных устройства подключены параллельно к общей шине, связанной комплексным аппаратом ДМР-200Д с шиной аккумуляторов.

Резервными источниками электроэнергии на вертолете являются:
- две аккумуляторные батареи 12САМ-28;
- преобразователь ПО-500А;
- преобразователь ПТ-200Ц;
- стартер-генератор СТГ-3 двигателя АИ-9В.

Две аккумуляторные батареи с преобразователями ПО-500А и ПТ-200Ц обеспечивают безопасную посадку вертолета. Завершение полета в аварийной ситуации возможно только при одновременной работе аккумуляторных батарей со стартер-генератором СТГ-3 двигателя АИ-9В при его работе в генераторном режиме в течение 30 мин.

Вертолет Ми-8АМТ

На вертолете имеются следующие вторичные системы электроснабжения:
- система однофазного переменного тока напряжением 36 В и частотой 400Гц;
- система трехфазного переменного тока напряжением 36 В и частотой 400 Гц;
- система постоянного тока напряжением 27 В;
- резервные источники.

Система однофазного переменного тока напряжением 36 В и частотой 400 Гц получает питание от первичной системы однофазного переменного тока напряжением 115 В и частотой 400 Гц через основной или резервный трансформатор ТР 115/36. Система предназначена для питания приборов контроля работы силовой установки и гидросистемы.

Система трехфазного переменного тока напряжением 36 В и частотой 400 Гц получает питание от канала 2 системы генерирования через основной или резервный трансформатор ТС310С04Б мощностью 1 кВ А. В системе предусмотрено резервирование питания трансформаторов ТС310С04Б при отказе канала 2 путем переключения питания на канал 1.

При отказе обоих каналов система получает питание от преобразователя ПТС-800БМ через резервный трансформатор ТС310С04Б.

При отказе основного трансформатора ТС310С04Б питание потребителей переменным трехфазным током напряжением 36 В и частотой 400 Гц осуществляется от резервного трансформатора ТС310С04Б, получающего питание от любого работающего канала через шины преобразователя ПТС-800БМ.

Система постоянного тока напряжением 27 В получает питание от обоих каналов системы генерирования через два выпрямительных устройства ВУ-6Б мощностью по 6 кВА. Система постоянного тока двухканальная с выпрямительным устройством в каждом канале. При отказе одного выпрямительного устройства шины обоих каналов объединяются и все потребители постоянного тока будут получать питание от работающего выпрямительного устройства.

При отказе одного из каналов первичной системы питание двух выпрямительных устройств обеспечивается от одного работающего канала.

При отказе обоих каналов питание потребителей, необходимых для завершение полета и безопасной посадки, осуществляется от резервных источников постоянного тока. При этом аккумуляторные шины каналов объединяются.

Резервными источниками питания на вертолете являются:
- две аккумуляторные батареи 20НКБН-25;
- преобразователь ПТС-800БМ;
- стартер-генератор СТГ-3 двигателя ВСУ.

Резервные источники обеспечивают питание потребителей, необходимых для безопасной посадки вертолета, при отказе первичной системы электроснабжения.

Продолжение полета при отказе первичной системы электроснабжения возможно только в течение 20…25 мин при одновременной работе аккумуляторных батарей 20НКБН-25 со стартером-генератором СТГ-3 двигателя ВСУ, работающем в генераторном режиме. При этом питание оборудования переменным током осуществляется от преобразователя ПТС-800БМ.

Этот режим работы резервных источников может быть использован на земле (при внеаэродромном базировании) для проверки оборудования. Ввиду ограниченной мощности стартера-генератора СТГ-3 (3 кВт) проверку оборудования разрешается производить путем поочередного включения потребителей.

Питание от наземных источников

Питание бортовой сети на земле при неработающих двигателях должно осуществляться от наземного агрегата АПА-50М, АПА-5, АПА-50, АПА-35 (в зависимости от вида используемого напряжения). Для питания бортсети от наземного источника на борту вертолета установлены розетки аэродромного питания ШРАП-400-3ф и ШРАП-500К. При этом подключение агрегатов АПА-50М (АПА-5) с прямым чередованием фаз трехфазного напряжения переменного тока производится непосредственно через разъем ШРАП-400-3ф, а подключение агрегата АПА-50 с обратным чередованием фаз производится к разъему ШРАП-400-3ф через переходный жгут 140-9934-00.

Система электроснабжения

Система переменного тока вертолета Ми-8МТВ

Первичная система электроснабжения - система трехфазного переменного тока напряжением 204 В частотой 400 Гц и вторичные системы переменного тока (система однофазного переменного тока напряжением 115 В частотой 400 Гц, система трехфазного переменного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц, система однофазного переменного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц) образуют единую систему переменного тока, которая предназначена для питания потребителей всеми видами электроэнергии переменного тока.

Источниками электроэнергии в системе переменного тока являются:
- два генератора СГС-40ПУ с аппаратурой защиты, включения, регулирования и фильтрами защиты от радиопомех, которые образуют два независимых канала электропитания - канал генератора № 1 и канал генератора № 2;
- трансформатор ТС/1-2;
- трансформатор ТС310С04Б;
- два трансформатора ТР-115/36 (основной и запасной);
- преобразователь ПО-500А;
- преобразователь ПТ-200Ц.

Каждый канал включает в себя следующие агрегаты:
- генератор СГС-40ПУ;
- коробку включения и регулирования КВР-3-2;
- автомат защиты сети от перенапряжения АЗП-1-3Д;
- регулятор напряжения РН-600 с выносным сопротивлением ВС-33А;
- коробку отсечки частоты КОЧ-1А.

Для обеспечения надежности работы генераторов СГС-40ПУ предусмотрено питание обмоток возбуждения и цепей управления генераторов параллельно от аккумуляторной шины и шины ВУ через полупроводниковые вентили ВЛ-200-4-14. Генераторы к шинам своих каналов подключаются контакторами ТКС203ДОД, которые управляются по сигналам от коробок КВР-3-2.

 

Коробка отсечки частоты КОЧ-1А

Коробка отсечки частоты КОЧ-1А предназначена для защиты потребителей от питания током пониженной частоты. Коробки КОЧ-1А установлены на потолке грузовой кабины между шпангоутами №№ 3 и 4.

Автомат переключения АПП-1А

Автомат переключения АПП-1А предназначен для автоматического запуска преобразователя ПТ-200Ц и подключения его к нагрузке. Автомат переключения установлен на потолке грузовой кабины с правого борта между шпангоутами №№ 2 и 2а.

Фильтр ФКР-1

Два фильтра ФКР-1 в цепях управления генераторов предназначены для уменьшения уровня радиопомех в системе переменного тока. Фильтры установлены на потолке грузовой кабины с правой стороны между шпангоутами №№ 2 и 2а.

Коробка КВР-3-2

Коробка КВР-3-2 предназначена для
- дистанционного включения возбуждения генератора и включения генератора на сеть при достижении нормального напряжения на его клеммах;
- поддержания напряжения генератора в заданных пределах совместно с угольным регулятором напряжения;
- автоматического отключения генератора от сети при различных неисправностях в генераторе или его канале.

Коробки КВР-3-2 установлены на потолке грузовой кабины с правой стороны между шпангоутами №№ 1 и 5.

Трансформатор ТС310С04Б

Трансформатор ТС310С04Б предназначен для питания оборудования вертолета переменным трехфазным током напряжением 36 В частотой 400 Гц. Трансформатор подключен через АЗЗК-5 к шинам канала генератора № 1. При отказе канала генератора № 1 реле ТКЕ54ПОДГ переключает трансформатор на шины канала генератора № 2.

Трансформатор ТС310С04Б установлен на правой этажерке в кабине экипажа.

Трансформатор ТС/1-2

Силовой понижающий трансформатор ТС/1-2 предназначен для понижения напряжения с 204 В до 115 В и питает потребители однофазным переменным током напряжением 115 В частотой 400 Гц. Трансформатор подключен к шинам канала генератора № 2 через предохранители ПМ-15. При отказе канала генератора № 2 реле ТКД12ПОДГ переключает трансформатор на шины канала генератора № 1.

Трансформатор ТС/1-2 установлен на правой этажерке в кабине экипажа.

Основные технические данные
Мощность 2 кВ*А
Напряжение на первичной обмотке 204 В
Напряжение на вторичной обмотке (115±4) В
Сила тока нагрузки 17,4 А

Вентилятор ДВ-302

Вентилятор ДВ-302 предназначен для обдува регуляторов напряжения РН-600 и установлен над ними на правой этажерке в кабине экипажа.

Регулятор напряжения РН-600

Угольный регулятор напряжения РН-600 совместно с коробкой КВР-3-2 предназначен для автоматического поддержания в заданных пределах напряжения генератора СГС-40ПУ при изменении его нагрузки и скорости вращения в рабочем диапазоне. Регуляторы напряжения установлены в кабине экипажа на правой этажерке.

Трансформатор 115/36 V

Трансформатор Тр115/36 (основной и запасной) предназначен для преобразования переменного тока напряжением 115 В частотой 400 Гц в переменный ток напряжением 36 В этой же частоты и служит для питания дистанционных индуктивных манометров типа ДИМ. Трансформаторы установлены на правой этажерке в кабине экипажа

Преобразователь ПО-500А

Преобразователь ПО-500А является резервным источником питания и предназначен для питания оборудования, необходимого для завершения полета и обеспечения безопасной посадки, при отказе каналов обоих генераторов СГС-40ПУ или траснформатора ТС/1-2 и его цепей. Преобразователь ПО-500А установлен под полом кабины экипажа в районе проема двери по оси фюзеляжа.

Преобразователь ПТ-200Ц

Преобразователь ПТ-200Ц является резервным источником питания и предназначен для питания оборудования, необходимого для завершения полета, при отказе каналов обоих генераторов СГС-40ПУ или траснформатора ТС310С04Б и его цепей. Преобразователь ПТ-200Ц установлен под полом кабины экипажа в районе проема двери по оси фюзеляжа.

Коробка КВР-3-2

Коробка КВР-3-2 предназначена для
- дистанционного включения возбуждения генератора и включения генератора на сеть при достижении нормального напряжения на его клеммах;
- поддержания напряжения генератора в заданных пределах совместно с угольным регулятором напряжения;
- автоматического отключения генератора от сети при различных неисправностях в генераторе или его канале.

Коробки КВР-3-2 установлены на потолке грузовой кабины с правой стороны между шпангоутами №№ 1 и 5.

Генератор СГС-40ПУ

Генераторы СГС-40ПУ предназначены для генерирования переменного трехфазного тока напряжением 204 В и частотой 400 Гц и имеют приводы от главного редуктора ВР-14, на котором они установлены с левой стороны. Крепление генераторов к корпусу редуктора производится за фланцы корпусов при помощи стандартных хомутов. Генераторы имеют обдув через патрубки от системы воздушного охлаждения вертолета. Переднему (по полету) генератору присвоен № 2, заднему - № 1

 

Фильтр ФГ-5

Шесть фильтров ФГ-5 в силовых цепях генераторов предназначены для уменьшения уровня радиопомех в системе переменного тока. Фильтры установлены слева у главного редуктора (3 шт.) и на потолке грузовой кабины между шпангоутами №№ 7 и 8 (3 шт.).

Автомат защиты АЗП1-3Д

Автомат защиты АЗП-1-3Д предназначен для защиты сети переменного тока от аварийного повышения напряжения генератора. Автоматы защиты установлены на потолке грузовой кабины между шпангоутами №№ 2 и 2а.

Аппаратура защиты, включения, регулирования

Аппаратура защиты, включения и регулирования в системе переменного тока обеспечивает:
- дистанционное включение каждого генератора на свои шины и отключение его от шин;
- автоматическое отключение генераторов от шин и отключение их возбуждения при авариях в сети переменного тока или в цепи генератора (короткое замыкание, потеря возбуждения) с выдержкой времени 6 сек;
- автоматическое отключение возбуждения при невключении генератора на шины вследствие недостаточности напряжения на его клеммах (выключение неисправного генератора, при невращающемся приводе и т.д.) с выдержкой 6 сек;
- автоматическое отключение генератора от шин при подключении наземного источника питания;
- поддержание напряжения генератора в пределах 204 В ± 5% при изменении скорости вращения генератора от 7750 до 8350 об/мин, напряжения возбуждения от 26 до 30 В и величины нагрузки от 0 до 40 кВА;
- включение генератора на шины при его возбуждении до напряжения 181 В и достижении им 7200-7800 об/мин, при которых частота переменного тока становится выше опасной (360 Гц) для потребителей и отключение его при падении частоты до опасной (360 Гц);
- отключение генератора при опасном повышении напряжения свыше 230 В (спекание угольного столба);
- автоматическую световую сигнализацию об отключении генератора от сети при неисправностях в его канале.

Управление системой переменного тока вертолета Ми-8МТВ

Управление и контроль за работой системы осуществляются с электрощитка электропульта пилотов.

Включение системы переменного тока производится при наличии напряжения на аккумуляторных шинах 27 В после запуска двигателей при оборотах несущего винта не ниже 86%, когда частота переменного тока будет достаточной для срабатывания коробки КОЧ-1А (360...390 Гц). Переключатели «ПО ~ 115» и «ПТ ~ 36» должны быть установлены в положение «АВТОМАТ».

Для включения системы выключатели «ГЕНЕРАТОРЫ - I» и «ГЕНЕРАТОРЫ - II» необходимо установить в положение «ВКЛ». При этом загораются красные табло «ГЕНЕР I ОТКАЗАЛ» и «ГЕНЕР II ОТКАЗАЛ». Если генераторы и их цепи исправны, то не более чем через 6 с табло гаснут. Это свидетельствует о подключении генераторов к сети. После подключения генераторов к сети необходимо включить нагрузку и проверить напряжение на шинах. В качестве нагрузки должны быть включены выпрямительные устройства, максимально возможные потребители постоянного тока, радио- и навигационное оборудование.

Контроль напряжения осуществляется с помощью галетного переключателя по показаниям вольтметра ВФ-0,4-250. В системе предусмотрен контроль напряжения между фазами генераторов (линейного), напряжения аэродромного источника питания и напряжения на шинах ~115 В. Выносными сопротивлениями ВС-33А «I — РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ — II» напряжение генераторов выставляется равным 204 В. В процессе эксплуатации системы электроснабжения напряжение между фазами генераторов (линейное) должно быть в пределах 200... 208 В. Напряжение на шинах ~115 В должно быть в пределах 109...121 В. О наличии напряжения на шинах 3Ф ~ 400 Гц 36 В можно судить по работе авиагоризонта АГБ-3.

Ток нагрузки генераторов контролируется по показаниям амперметра АФ1-150 «I - ТОК ГЕНЕРАТ - II». При нормальных условиях работы системы ток нагрузки должен быть:
- для генератора I - не более 10 А в фазе;
- для генератора II - не более 15 А в фазе.

При полете в условиях обледенения ток нагрузки должен быть:
- для генератора I - не более 100 А в фазе;
- для генератора II - не более 95 А в фазе.

При отказе канала одного генератора в нормальных условиях ток нагрузки работающего генератора должен быть не более 30 А в фазе.

При отказе канала одного генератора в условиях обледенения ток нагрузки работающего генератора должен быть не более 110 А в фазе.

Включение резервных источников: преобразователи ПО-500А и ПТ-200Ц автоматически запускаются в работу при отказе каналов обоих генераторов СГС-40ПУ или трансформаторов ТС/1-2 и ТС310С04Б соответственно. При включении преобразователя ПО-500А загорается табло «ПО-500 ВКЛЮЧ». Преобразователи можно включить вручную, установив переключатели «ПО~115» и «ПТ~36» в положение «РУЧНОЕ». После загорания сигнального табло «ПО-500 ВКЛЮЧ» необходимо проверить напряжение на его шине, установив галетный переключатель в положение «~115».

Включение в работу трансформаторов ТР-115/36 производится переключателем «ТРАНСФ. ДИМ: ОСНОВН. - ЗАПАС.», установленным на центральном пульте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 4379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.054 с.)