Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 49. Грузинская школа психологии установки.
Основатель – Узнадзе Дмитрий Николаевич, грузинский философ и психолог Теория установки, по собственной оценке Узнадзе, является попыткой объяснить активность живого организма как целого, его взаимоотношения с действительностью с помощью введения особого внутреннего образования, обозначенного понятием «установка». Предмет психологии – установка, метод – эксперимент. Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или к реагированию в определённом направлении. Она предваряет появление определённых фактов сознания или предшествует им. Он выделил виды установок: · Моторная установка – предшествует действиям (спринтер перед стартом) · Перцептивная – когда человек готов что-то увидеть/услышать · Умственная – готовность решать задачу определённым образом · Кинестетическая – больше связана с телесными ощущениями Необходимыми условиями появления установки являются наличие потребности и соответствующей ей ситуации. Чтобы возникла установка нужно, чтобы потребность совпала с наличием ситуации, в которой есть условие для её удовлетворения. Таким образом, в ее формировании учитываются внутренние и внешние факторы. В экспериментах Узнадзе обнаружил иллюзию установки. Он их назвал ассимилятивные и контрастные иллюзии. (эксперимент с 2 шарами) испытуемому предлагалось два предмета, отличающихся друг от друга по объему, причем один (например, меньший) – в правую, а другой (больший) – в левую руку. Через определенное число повторных воздействий (обычно через 10-15 воздействий) субъект получает в руки пару равных по объему шаров с "заданием сравнить их между собой». И, оказывается, что испытуемый не замечает, как правило, равенства этих объектов: наоборот, ему кажется, что один из них явно больше другого, причем в преобладающем большинстве случаев в направлении контраста, т. е. большим кажется ему шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объему шар. Установки неосознаваемы (доказал в экспериментах с гипнозом) 50\51\52\53
Билет 54. История психологии в конце ХХ века. 1) Экологическая психология или эко-бихевиоральная наука Основатель – Роджер Баркер. Обучаясь в колледже, пришёл к выводу о необходимости психологических исследований в полевых условиях (эксперимент в реальной жизни, естественных условиях).
Далее сконструировал методы изучения поведения в естественных условиях. В результате он пришёл к выводу, что поведение определяется преимущественно окружающей обстановкой, а не индивидом: места, или зоны, в которых происходит взаимодействие между человеческой деятельностью и физическими условиями; места, которые определяют поведение человека, он назвал поведенческие сеттинги. Оказавшись в сеттинге, люди с разными характеристиками будут вести себя примерно одинаково, сходным образом. Сеттинг стал предметом, методом – полевой эксперимент. Характеристики сеттинга: 1) он характеризуется наличием устойчивых паттернов поведения (если есть некая повторяющаяся модель), повторяющихся каждый раз в процессе функционирования сеттинга; 2) устойчивые паттерны поведения тесно связаны с окружением, которое по большей части является неодушевлённым, и эти неодушевлённые компоненты являются неотъемлемой частью поведенческих паттернов, более того, паттерны с трудом реализуются в их отсутствие; 3) поведенческий сеттинг должен быть задан в определённом средовом контексте; 4) он должен заключать в себе иерархию взаимозаменяемых позиций или ролей; 5) сеттинг содержит схемы управления. Баркер выделил 4 схемы: целевую (в сеттинге выделена чётко только цель), программную (подробно прописывает все правила поведения в сеттинге), схемы, противодействующие отклонениям (пока правильно действуешь, всё в порядке, она включается, когда мы нарушаем правила), запрещающую (сеттинг, который просто не даёт выполнить неправильные действия). Редко бывает сеттинг с одной схемой, обычно сочетание (умеренно программная и схема, противодействующая отклонениям) Постулаты эко-бихевиоризма: · Многие естественные события, относящиеся как к физ. среде, так и к поведению, являются упорядоченными и структурированными; · Окружающая среда является не пассивной, а активной; · Естественно происходящие события могут быть поняты только тогда, когда они наблюдаются в естественной последовательности (когда они не дробятся на дискретные элементы)
· Поведение является функцией окружающей среды; · Часто целесообразно продвигаться от сложного к простому, а не наоборот. Критика: они нивелируют индивидуальные особенности, не учитывается субъективность 2) Социальный конструкционизм Основан на философии постмодернизма. Философия модерна отсчитывается с Декарта – культ разума, необходимость просвещения, ценность объективной науки, знания, историзм, признание норм, поиск закономерностей (совпадают с чертами научного познания). Постмодернизм возник в середине 20 века как реакция на информационно-технологический переворот в культуре, и под воздействием этого переворота постмодерн переключился на субъективную реальность, мир воспринимается как условность, в котором нет ничего универсального. Общие черты постмодернизма: 1) Плюрализм истины (индивиды могут высказать прямо противоположные мнения, и они все будут правильными); 2) неспособность человека познать и изменить мир и порядок вещей; 3) отказ от попыток привести мир в систему (мир – это хаос, он неупорядочен); 4) представление мира и культуры как совокупности текстов (нет никакой объективной реальности, есть только слова); 5) отказ от понятия прогресс, считают, что никакого прогресса быть не может. Характерная черта: негативизм Основатель СК – Кеннет Герген (американский психолог). Исходные постулаты: 1) мы не можем установить никаких универсальных истин в отношении мира; 2) единственным типом событий в природе, в существовании которых мы можем быть уверены, являются социальные события; 3) знания являются лишь социальной традицией, отсюда равенство между наукой, логикой, мифологией, религией, мистицизмом и общественным мнением; 4) социальное сообщество может оценивать или обосновывать достоверность своих утверждений только внутри самого себя, однако в силу культурных различий оно не может делать этого относительно другого сообщества; 5) мы структурируем мир лингвистически, а не когнитивно, поэтому требования истинности заключаются в сочетаемости слов, заключающих в себе логические утверждения. Предмет изучения – речь, метод – интервьюирование и анализ текстов Главная цель – это катализация идеологических пространств за рамками существующих границ Их терапевтические процедуры – это помощь клиентам в написании писем и других текстов, реконструирующих их жизнь, обсуждение решений вместо проблем, фокусирование на позитивных высказываниях клиентов о себе Критика: ненаучность их подхода 3) Диалектическая психология Основа – диалектика как философское учение В обл. психологии диалектический процесс означает, что взаимодействие конкретного человека с миром – это развивающийся процесс, который никогда не заканчивается. В результате каждого диалектического обмена изменяется как данный человек, так и мир, что ведёт к новым взаимообменам. Основатель – Клаус Ригель. Он утверждал, что мы должны отбросить представления об устойчивых чертах и способностях, ибо любая стабильность является приходящей, подчёркивая значение мира и порядка в отношениях между людьми, мы упускаем из виду положительную роль изменений, брожений конфликта, вместо того, чтобы думать о том, как мы можем решить проблему и найти ответ, мы должны спрашивать себя, как нам обнаружить проблему и как поставить вопрос. Развитие, являясь диалектичным по своей природе, одновременно происходит по 4 основным измерениям: внутреннебиологическому, индивидуально-психологическому, культурно-социологическому и внешнефизическому. Развитие имеет место, когда в рамках одного из этих измерений или между двумя из них возникает конфликт. (дальше по законам диалектики)
Предмет – развитие, методы – в основном экспериментальные (эксперимент, наблюдение). Постулаты: 1) люди непрерывно воздействуют на окружающий мир и изменяют его, изменяясь в свою очередь под его воздействием; 2) поведение представляет собой непрерывный процесс, а не последовательность отдельных элементов или единиц, однако изменения могут быть связаны с диалектическими скачками; 3) поведение имеет место в конкретной среде и развивается исторически; 4) равновесие и стабильность представляют собой лишь временные состояния, явившиеся результатом разрешения противоречий и ведущие к новым противоречиям; 5) в силу непрерывных изменений предположение о существовании внутренних устойчивых образований или неизменных свойств (интеллект, способности) лишены оснований. Главный принцип диалектической терапии в том, что изменение – непрерывный процесс, оно биполярно, поэтому цель – сделать так, чтобы любое изменение, даже нежелательное, болезненное, регрессивное, способствовало достижению человеком более высокого уровня. Собственные приёмы диалектики: 1) парадокс (терапевт – я никому не помогаю и тем самым помогает) 2) рассказывание историй (Мильтон-Эриксон) 3) игра в адвоката дьявола (когда терапевт выдвигает некую экстремальную точку зрения, а клиент старается её опровергнуть) 4) рефрейминг (обращение недостатка в достоинство) 5) хороший-плохой полицейский 6) поворот на 180 градусов [1] Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт – французский философ XIX века [2] Чарлз Сандерс Пирс — американский философ, логик, математик, естествоиспытатель, период – XIX-XX вв. [3] Джон Дьюи – американский философ и педагог, период – XIX-XX вв.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.011 с.) |