Билет 49. Грузинская школа психологии установки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 49. Грузинская школа психологии установки.



Основатель – Узнадзе Дмитрий Николаевич, грузинский философ и психолог

Теория установки, по собственной оценке Узнадзе, является попыткой объяснить активность живого организма как целого, его взаимоотношения с действительностью с помощью введения особого внутреннего образования, обозначенного понятием «установка».

Предмет психологии – установка, метод – эксперимент.

Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или к реагированию в определённом направлении. Она предваряет появление определённых фактов сознания или предшествует им. Он выделил виды установок:

· Моторная установка – предшествует действиям (спринтер перед стартом)

· Перцептивная – когда человек готов что-то увидеть/услышать

· Умственная – готовность решать задачу определённым образом

· Кинестетическая – больше связана с телесными ощущениями

Необходимыми условиями появления установки являются наличие потребности и соответствующей ей ситуации. Чтобы возникла установка нужно, чтобы потребность совпала с наличием ситуации, в которой есть условие для её удовлетворения. Таким образом, в ее формировании учитываются внутренние и внешние факторы.

В экспериментах Узнадзе обнаружил иллюзию установки. Он их назвал ассимилятивные и контрастные иллюзии. (эксперимент с 2 шарами)

испытуемому предлагалось два предмета, отличающихся друг от друга по объему, причем один (например, меньший) – в правую, а другой (больший) – в левую руку. Через определенное число повторных воздействий (обычно через 10-15 воздействий) субъект получает в руки пару равных по объему шаров с "заданием сравнить их между собой». И, оказывается, что испытуемый не замечает, как правило, равенства этих объектов: наоборот, ему кажется, что один из них явно больше другого, причем в преобладающем большинстве случаев в направлении контраста, т. е. большим кажется ему шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объему шар.

Установки неосознаваемы (доказал в экспериментах с гипнозом)

50\51\52\53

 

Билет 54. История психологии в конце ХХ века.

1) Экологическая психология или эко-бихевиоральная наука

Основатель – Роджер Баркер.

Обучаясь в колледже, пришёл к выводу о необходимости психологических исследований в полевых условиях (эксперимент в реальной жизни, естественных условиях).

Далее сконструировал методы изучения поведения в естественных условиях. В результате он пришёл к выводу, что поведение определяется преимущественно окружающей обстановкой, а не индивидом: места, или зоны, в которых происходит взаимодействие между человеческой деятельностью и физическими условиями; места, которые определяют поведение человека, он назвал поведенческие сеттинги. Оказавшись в сеттинге, люди с разными характеристиками будут вести себя примерно одинаково, сходным образом. Сеттинг стал предметом, методом – полевой эксперимент.

Характеристики сеттинга:

1) он характеризуется наличием устойчивых паттернов поведения (если есть некая повторяющаяся модель), повторяющихся каждый раз в процессе функционирования сеттинга;

2) устойчивые паттерны поведения тесно связаны с окружением, которое по большей части является неодушевлённым, и эти неодушевлённые компоненты являются неотъемлемой частью поведенческих паттернов, более того, паттерны с трудом реализуются в их отсутствие;

3) поведенческий сеттинг должен быть задан в определённом средовом контексте;

4) он должен заключать в себе иерархию взаимозаменяемых позиций или ролей;

5) сеттинг содержит схемы управления. Баркер выделил 4 схемы: целевую (в сеттинге выделена чётко только цель), программную (подробно прописывает все правила поведения в сеттинге), схемы, противодействующие отклонениям (пока правильно действуешь, всё в порядке, она включается, когда мы нарушаем правила), запрещающую (сеттинг, который просто не даёт выполнить неправильные действия).

Редко бывает сеттинг с одной схемой, обычно сочетание (умеренно программная и схема, противодействующая отклонениям)

Постулаты эко-бихевиоризма:

· Многие естественные события, относящиеся как к физ. среде, так и к поведению, являются упорядоченными и структурированными;

· Окружающая среда является не пассивной, а активной;

· Естественно происходящие события могут быть поняты только тогда, когда они наблюдаются в естественной последовательности (когда они не дробятся на дискретные элементы)

· Поведение является функцией окружающей среды;

· Часто целесообразно продвигаться от сложного к простому, а не наоборот.

Критика: они нивелируют индивидуальные особенности, не учитывается субъективность

2) Социальный конструкционизм

Основан на философии постмодернизма. Философия модерна отсчитывается с Декарта – культ разума, необходимость просвещения, ценность объективной науки, знания, историзм, признание норм, поиск закономерностей (совпадают с чертами научного познания).

Постмодернизм возник в середине 20 века как реакция на информационно-технологический переворот в культуре, и под воздействием этого переворота постмодерн переключился на субъективную реальность, мир воспринимается как условность, в котором нет ничего универсального.

Общие черты постмодернизма:

1) Плюрализм истины (индивиды могут высказать прямо противоположные мнения, и они все будут правильными);

2) неспособность человека познать и изменить мир и порядок вещей;

3) отказ от попыток привести мир в систему (мир – это хаос, он неупорядочен);

4) представление мира и культуры как совокупности текстов (нет никакой объективной реальности, есть только слова);

5) отказ от понятия прогресс, считают, что никакого прогресса быть не может.

Характерная черта: негативизм

Основатель СК – Кеннет Герген (американский психолог).

Исходные постулаты:

1) мы не можем установить никаких универсальных истин в отношении мира;

2) единственным типом событий в природе, в существовании которых мы можем быть уверены, являются социальные события;

3) знания являются лишь социальной традицией, отсюда равенство между наукой, логикой, мифологией, религией, мистицизмом и общественным мнением;

4) социальное сообщество может оценивать или обосновывать достоверность своих утверждений только внутри самого себя, однако в силу культурных различий оно не может делать этого относительно другого сообщества;

5) мы структурируем мир лингвистически, а не когнитивно, поэтому требования истинности заключаются в сочетаемости слов, заключающих в себе логические утверждения.

Предмет изучения – речь, метод – интервьюирование и анализ текстов

Главная цель – это катализация идеологических пространств за рамками существующих границ

Их терапевтические процедуры – это помощь клиентам в написании писем и других текстов, реконструирующих их жизнь, обсуждение решений вместо проблем, фокусирование на позитивных высказываниях клиентов о себе

Критика: ненаучность их подхода

3) Диалектическая психология

Основа – диалектика как философское учение

В обл. психологии диалектический процесс означает, что взаимодействие конкретного человека с миром – это развивающийся процесс, который никогда не заканчивается. В результате каждого диалектического обмена изменяется как данный человек, так и мир, что ведёт к новым взаимообменам.

Основатель – Клаус Ригель.

Он утверждал, что мы должны отбросить представления об устойчивых чертах и способностях, ибо любая стабильность является приходящей, подчёркивая значение мира и порядка в отношениях между людьми, мы упускаем из виду положительную роль изменений, брожений конфликта, вместо того, чтобы думать о том, как мы можем решить проблему и найти ответ, мы должны спрашивать себя, как нам обнаружить проблему и как поставить вопрос. Развитие, являясь диалектичным по своей природе, одновременно происходит по 4 основным измерениям: внутреннебиологическому, индивидуально-психологическому, культурно-социологическому и внешнефизическому. Развитие имеет место, когда в рамках одного из этих измерений или между двумя из них возникает конфликт. (дальше по законам диалектики)

Предмет – развитие, методы – в основном экспериментальные (эксперимент, наблюдение).

Постулаты:

1) люди непрерывно воздействуют на окружающий мир и изменяют его, изменяясь в свою очередь под его воздействием;

2) поведение представляет собой непрерывный процесс, а не последовательность отдельных элементов или единиц, однако изменения могут быть связаны с диалектическими скачками;

3) поведение имеет место в конкретной среде и развивается исторически;

4) равновесие и стабильность представляют собой лишь временные состояния, явившиеся результатом разрешения противоречий и ведущие к новым противоречиям;

5) в силу непрерывных изменений предположение о существовании внутренних устойчивых образований или неизменных свойств (интеллект, способности) лишены оснований.

Главный принцип диалектической терапии в том, что изменение – непрерывный процесс, оно биполярно, поэтому цель – сделать так, чтобы любое изменение, даже нежелательное, болезненное, регрессивное, способствовало достижению человеком более высокого уровня.

Собственные приёмы диалектики:

1) парадокс (терапевт – я никому не помогаю и тем самым помогает)

2) рассказывание историй (Мильтон-Эриксон)

3) игра в адвоката дьявола (когда терапевт выдвигает некую экстремальную точку зрения, а клиент старается её опровергнуть)

4) рефрейминг (обращение недостатка в достоинство)

5) хороший-плохой полицейский

6) поворот на 180 градусов


[1] Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт – французский философ XIX века

[2] Чарлз Сандерс Пирс — американский философ, логик, математик, естествоиспытатель, период – XIX-XX вв.

[3] Джон Дьюи – американский философ и педагог, период – XIX-XX вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.011 с.)