Восстание 1863-64 гг. в Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстание 1863-64 гг. в Беларуси.



Несправедливость аграрной реформы вызвало широкий крестьянский недовольных. Крестьянство волновалась, отказывалась подписывать уставные грамоты, поднималась на открытую борьбу с помещиками. Политическое положение в России резко осложнилась.

В этих условиях в Польше, Литве и Беларуси начал разворачиваться национально-освободительное движение, направленное против остатков крепостничества, против самодержавия, за права человека и гражданина.

Традиционно освободительное движение в Польше, Литве и Беларуси разделялся на два течения. В 1861-1862 гг. это были «белые» и «красные». «Белые» принадлежали к аристократии, а «красные» - до демократических кругов общества. Но цель у них была общая - возродить независимость Родины.

«Белые» рассчитывали этого путем переговоров с царем, с помощью Франции, других стран Запада, а «красные» опирались на восстание населения, на свои силы.

При этом «белые» под Отечеством понимали Речь Посполитую в границах 1772 года, а «красные», особенно из состава революционного крыла, признавали право белорусов, литовцев, укаринцав на самоопределение.

Революционно-демократическое крыло «красных» в Беларуси возглавлял К. Калиновский, который готовил восстание, издавал «мужицкую правду», боролся за свободу народа.

Восстание началось зимой 1863 Для руководства восстанием были созданы руководящие органы: Центральный национальный комитет (ЦНК) в Варшаве и Литовский провинциальный комитет (ЛПК) в Вильнюсе. Возглавил ЛПК К. Калиновский. В руководстве ЦНК главная роль принадлежала «белым», которые в феврале 1863 отклонили К. Калиновского от руководства ЛПК.

К. Калиновский возглавил восстание в Гродненской губернии.

Летом 1863 «белые» поняли, что Франция и Запад не будут помогать восстанию и они начали уходить от борьбы. В июне 1863 ЛПК вновь возглавил К. Калиновский. Однако время было уже бесполезно потеряны. Кроме того, ЦНК не рассчитывал на крестьян, землю обещали только тем крестьянам, которые боролись за победу, остальные ничего не получали.

Поэтому восстание поддержала лишь небольшая часть крестьянства. Отряды восставших на 75% состояли из шляхты и только на 18% из крестьян. Значительный успех был у К. Калиновского в Гродненской губернии, где крестьяне составляли около 33% от общего числа повстанцев. Всего в восстании участвовало до 80 тысяч белорусов.

Боевые действия закончились в конце августа 1863 г., когда ЦНК приказал К. Калиновскому прекратить восстание и перенести борьбу на весну 1864 Зимой 1864 К. Калиновский был арестован. Из тюрьмы он передал письмо - завет белорусскому народу. В «Листья из-под виселицы» К. Калиновский призвал белорусов к борьбе за нашу национальную идею.

«Воюй, народ, за свои человеческое и народное право, за свои веру, за землю свою родную», - сказал в последнюю минуту жизни К. Калиновский.

Таким образом, восстание 1863-1864 гг. определяла дальнейшие исторические направления освободительной борьбы белорусского народа за независимость и национальную государственность.

27. Формирование белорусской нации (2- я половина XIX – начало XX вв)

Нации возникают на базе феодальных народностей в период становления капитализма. Решающую роль в преобразовании народности в нации играет общность территории и экономической жизни, общие черты национального характера, самосознания, культуры и единого литературного языка, а также становления государственности...

В конце XIX в. на территории пяти белорусских губерний проживало 8,5 млн. человек, в том числе 5,4 млн. белорусов, 1,2 млн. евреев, 493 тыс. русских, 424 тыс. поляков, 377 тыс. украинцев, около 8 тыс. татар. Согласно переписи 1897 г. удельный вес жителей коренной национальности превышал 73%. Абсолютное большинство белорусов проживало в сельской местности. В составе городского населения доля белорусов составляла 14,5%. Примерно 40-50% городского населения составляли евреи. Белорусы в Могилевской губернии составляли 82,4%, в Минской - 76%, в Виленской - 56%, в Витебской - 52% и в Гродненкой - 44%. Значительная доля белорусов была в Велижском (87,5%), Усвятском (84,0%) уездах Витебской губернии, Сокольском (83,9%) уезде Гродненской губернии, Красненском (90,0%) уезде Смоленской губернии, Суражском (около 70%) уезде Черниговской губернии и некоторых других, которые находятся за пределами современного белорусского государства.

Особенностью белорусского этноса был раздел их по вероисповеданию на православных и католиков, что не способствовало консолидации белорусского этноса. Православная церковь и католический костел не признавали белорусов как народ, а исходили из того, что православные - это русские, а католики - поляки. Однако такое разделение по религиозному признаку не помешало становлению общности экономической и культурно-духовной жизни белорусского этноса, ибо позади у белорусов была тысячелетняя история. Все это время они проживали на одной территории, в объективно существующих здесь природно-климатических условиях. Здесь вырабатывались характер трудовой деятельности белорусов, их материальная и духовная культура, складывался и развивался язык, формировались особенности быта, обычаев, традиций и норм морали. Веками у белорусов, независимо от их государственно-политических отношений с соседними народами складывался свой, отличный от других народов исторический менталитет. Все это вместе взятое явилось основой для возникновения и развития национального самосознания белорусского народа. Объективно засвидетельствовали факт существования самостоятельного белорусского этноса, его языка и культуры работы И. Носовича, М. Никифоровского, А. Сементовского, особенно трехтомное исследование «Белорусы» Е. Карского и др. Работы этих исследователей способствовали формированию национального самосознания белорусского народа.

В конце XIX в. термин «Белорусы» и этноним «белорусы» окончательно закрепились за всей этнической территорией белорусов. Однако термин «белорусы» не приобрел еще общенационального содержания. Существовали региональные названия (полешуки), конфессионализмы (русские и поляки), жители некоторых частей Беларуси называли себя «тутэйшыми».

Ускорение темпов экономического развития, расширение капиталистического предпринимательства, развитие торговли и путей сообщения, интенсивное железнодорожное строительство способствовали созданию на территории Беларуси единого экономического региона, что сыграло основополагающую роль в формировании белорусской нации, хотя этот процесс тормозился рядом факторов. Запрещение евреям селиться вне городов, невозможность найти в них работу для большого количества безземельных и малоземельных крестьян деформировали национальный и социальный состав городского населения. Белорусская национальная буржуазия представляла лишь небольшую прослойку в местной многонациональной буржуазии. Земельный, торговый, промышленный и банковский капиталы находились в собственности польских, русских и еврейских промышленников и купцов. 84,5% купцов пяти западных губерний составляли евреи, 10,7% - русские и только 1,7% были белорусами. 51% фабрик и заводов являлись собственностью еврейской буржуазии. Белорусская аграрная буржуазия, разделенная по вероисповеданию на православных и католиков, в значительной степени полонизированная, не осознавала своей национальной принадлежности и часто враждебно относилась к проявлениям национального движения. Буржуазия сформировалась под патронажем государственной власти и царской бюрократии, поэтому экономическая и политическая независимость ее мало интересовали. Слабость национальной экономической элиты - буржуазии и дворянства - стала причиной немногочисленности и замедленного созревания национальной интеллигенции.

Процесс формирования белорусской нации сдерживался общим направлением политики правительства. После подавления восстания 1863 г. царизм окончательно перешел на путь интенсивной русификации. Основой ее стало создание социальной базы этой политики - расширение русского землевладения, продажи земли на льготных условиях приглашенным на службу в Беларусь российским чиновникам. Школа целиком была переведена на русский язык обучения. Православный священник, государственный чиновник, школа, официальная печать настойчиво доказывали белорусам, что они - русские и не имеют никаких отличий, кроме локально-диалектных. В этом направлении важную роль сыграла идеология «западнорусизма», которую во второй половине XIX в. возглавил профессор Петербургской академии, белорус по происхождению, М. Коялович.

Важнейшим признаком нации является наличие единого языка, посредством которого обеспечивается политическая, экономическая и культурная жизнь народа. Старобелорусский язык фактически стал мертвым. После присоединения к России официальное положение государственного занял русский язык, однако практически до восстания 1863 г. в общественно-культурной жизни господствовал польский язык. Русская, как и польская общественно-политическая жизнь не воспринимала существование белорусов как самостоятельного этноса и отрицательно относилась к попыткам литературного творчества на белорусском языке. Сдерживающим фактором в развитии белорусского языка явился запрет в конце 50-х годов XIX в. печатания белорусских книг латинским шрифтом.

В новых исторических условиях источником развития белорусского языка явилось устное народное творчество, а формирование его происходило в жанрах художественной литературы и публицистики. Создание экономической общности и развитие хозяйственных связей привели к постепенному стиранию различий местных диалектов, появлению единого, понятного всей нации языка. Помимо этого, он обогащался новыми словами и терминами. Постепенно шел процесс создания графической системы, правописных и грамматических норм, обогащения лексики белорусского литературного языка. В целом процесс этот шел медленно. Только в начале XX в. появилась белорусская периодическая печать. Быстрое развитие белорусского языка, его фонетических, лексических и грамматических норм произошло с приходом в литературу Ф. Богушевича, Я. Лучины, Л. Гуриновича, Я. Купалы, Я. Коласа, Тетки и др.

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX в., вопреки неблагоприятным политико-историческим условия, сформировались основные признаки белорусской нации, консолидации которой не помешали ни социально -классовые противоречия, ни борьба, обострившаяся с появлением рабочего класса и буржуазии.

С процессом формирования белорусской нации непосредственно связано также развитие культуры Беларуси во второй половине XIX в, отразившей характер и место национального направления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.006 с.)