Европейская Реформация. Реформация в Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейская Реформация. Реформация в Беларуси.



Внешняя политика Речи Посполитой в начале XVII в. Взаимоотношения с Россией.

После Люблинской унии королем Речи Посполитой был избран Стефан Баторий. С. Баторий был способным политиком и военачальник. Несмотря на отсутствие средств у государства, он сумел создать сильную армию, в короткий срок разгромил войска Ивана IV и освободил территорию ВКЛ.

В 1583 г. Речь Посполитая и Московское царство подписали мирное соглашение, согласно которой правительство Ивана IV потерял территорию Прибалтики.

В 1584 московский царь Иван IV размер и в России начался период борьбы за власть, период крестьянских и казацких волнений, охвативших целые регионы.

Расширению народного движения в России способствовало и то, что в 1597 г. Борис Годунов запретил крестьянам переходить от одного хозяина к другому и определил срок поиска тех крестьян, которые бросились в вцеки. Усиление крепостного права толкнуло крестьян России к поиску "справедливого царя".

В 1604 г. такой царь появился. Этот был бывший монах Григорий Отрепьев, родом из Литвы. Этот молодой монах, который занимал должность помощника московского патриарха, объявил себя сыном царя Ивана IV - царевичем Дмитрием. Настоящий царевич Дмитрий трагически погиб, когда ему было четыре года.

Таинственная смерть царевича и народные слухи, а также недовольных россиян властью были ловко использованы Атрэпъевым, который утверждал, что он и есть настоящий "царевич Дмитрий". Лжедмитрий И бежал в Речь Посполитую, где его принял король Сигизмунд Ваза.

Они заключили договор, согласно которому Лжедмитрий И получил армию, женился на палячцы и обещал после московской коронации принять католичество. После этого Лжедмитрий И обещал заключить с Речью Посполитой унию по образцу Люблинской.

К разработке этого политического плана имели отношения и магнаты ВКЛ, войска которых составили основу армии самозванца. В 1605 г. Лжедмитрий И занял Москву, но московское боярство недовольно началом польского господства, составила заговор и убила самозванца. После этого началась интервенция Речи Посполитой в Россию.

В 1609 г. войска Речи Посполитой подошло к Москве. Правительство Москвы был отстранен от власти и московским царем был объявлен сын польского короля Владислав. Однако Сигизмунд Ваза не пускал своего сына в Москву. Он требовал сначала подписать унию об объединении государств.

Начало иноземного господства вызвал национально-патриотический подъем среди простого народа. В 1612 г. граждане России создали народную армию и захватили Москву. После этого в 1613 Земский собор России избрал новым царем Михаила Романова.

Таким образом, политика Речи Посполитой, направленная на установление господства в России, потерпела крах.

Более того, с этого момента новая царская династия России начала проводить политику, направленную на ликвидацию Речи Посполитой.

Война 1812 г. и Беларусь.

Вначале XIX в. резко усилились противоречия между Францией и Россией. Наполеоновская Франция стремилась к мировому господству. На этом пути стояли Англия и Россия. Англия имела мощный военный флот, огромные колонии. Экспедиция в Англию для Наполеона была очень рискованной.

Поэтому Наполеон и решил сначала разгромить Россию, которая, по его мнению, не умела воевать, была в военных и техническом отношении отсталой. Это могло гарантировать Франции успех. С этой же целью Наполеон и создал небывалую в истории армию, которая насчитывала 600 тысяч человек.

24 июня 1812 года Франция, без объявления войны, напала на Россию. Беларусь стала полем ожесточенных боевых действий. Российские войска героически сражались с французами под Кобрином, Солтанавкай, Островно, Миром, Полоцком и другими местами.

Надо отметить, что россияне в целом смогли навязать французам свою стратегию и тактику ведения войны, на что Наполеон никак не рассчитывал.

Отношения белорусского населения к войне были разными. Белорусская знать в основе своей перешла на сторону Франции. 80 тысяч белорусских шляхтичей участвовали в походе на Москву в составе армии Наполеона. Православная шляхта, около 5 тысяч человек, сражавшихся на стороне России.

Белорусское крестьянство относилось к войне отрицательно, крестьяне стремились сохранить нейтралитет, прятались по лесам, они не доверяли ни французам, ни русским.

 

Однако часть крестьянства, особенно на Востоке Беларуси, выступавшая на стороне России. Белорусские крестьяне встали на защиту России как своей Родины, потому, что война для России была Отечественной.

Партизанские отряды действовали в селах Староселье, межень, Есьман, на территории Борисовского, Дриссенский и Полоцкого уездов и в других местах. В сентябре крестьяне деревни Жарцы Полоцкого уезда боролись с батальоном французских солдат, участвовали в битве за Полоцк.

Политику Франции в Беларуси можно охарактеризовать древним призывом - «разделяй и властвуй!». 1 июля 1812 года французы выдали приказ о создании Временной комиссии правительства Великого княжества Литовского. Возглавил комиссию местный помещик Станислав Солтан. В состав ВКЛ отходили Виленская, Минская, Гродненская губернии и Белостокская область.

В Витебске и Могилеве осталось французское военное управление, как в прифронтовых регионах. За спиной у С. Солтана стояли французские комиссары, которые требовали одного - денег, хлеба, людей и лошадей в свою армию. Никаких политических прав это правительство не имел.

Важным военным результатом войны 1812 года стала Бородинская битва, которая состоялась в августе 1812 года. В этом сражении Наполеон не сумел разгромить русскую армию и это решало окончательный исход войны. В октябре 1812 российская армия вынудила французов покинуть Москву и начать отступление. Отступление в скором времени перерасло в бегство французов из России. Окончательный разгром французского нашествия на Россию состоялся в ноябре при переправе через реку Березино. Здесь французы потеряли более 20 тысяч солдат и весь свой скарб, который награбили в Москве, других городах России и Беларуси.

Таким образом, война 1812 года, несмотря на все экономические разрушения, появилась яркой страницей нашей историей. Потому что, в жизненной действительности того времени белорусы, вместе с россиянами, боролись с общим врагом. Белорусы стали, хотя частично, осознавать общность великой страны.

Провозглашение БНР.

В белорусском национальном движении после Октябрьской социалисти-ческой революции можно выделить 2 основные течения.

1. Социал-демократическое течение, объединявшее сторонников Великой Белорусской Рады, Центральной Армейской Белорусской Рады, Белорусского исполнительного комитета Западного фронта, Белорусской Социалистической Громады, социалистов-революционеров, меньшевиков.

2. Коммунистическое течение, объединявшее сторонников Белорусского областного комитета, большевиков-белорусов, левое крыло БСГ.

2 ноября 1917г. большевики провозгласили «Декларацию прав и народов России», которая признавала право народов России на государственное самоопределение. На основании этого документа ВБР решила созвать в Минске в декабре 1917г. Первый Всебелорусский Съезд (конгресс). Рада обратилась с воззванием к белорусскому народу, предложив программу развития Беларуси.

Из воззвания «Ко всему народу белорусскому». [цитируется по Турук Ф. Белорусское движение: Очерк истории национального и революционного движения белорусов. – Мн., 1994, с. 97—100]

«Белоруссия должна быть демократической республикой, спаянной с Великороссией и другими соседними республиками России на основе федерации.

...Вся власть в Белоруссии должна принадлежать Краевой Раде, избираемой на основе всеобщего, равного, тайного и пропорционального голосования.

Вопросы общегосударственного устройства и международной политики и торговые договоры с иностранными государствами должны входить в компетенцию высшего законодательного органа Российской демократической федеративной республики». Среди первоочередных задач были объявлены: создание системы бесплатного обучения; основание университетов, сельскохозяйственных и политехнических институтов; недопущение раздела Беларуси между соседними государствами и восстановление нанесённого хозяйственного ущерба за счёт воюющих государств; бесплатная передача земли трудовому народу в лице всенародно избранных Земельных комитетов. Созываемый съезд должен был органи-зовать органы власти демократической Беларуси.

Белорусский областной комитет также провозгласил программу дей-ствий. БОК призывал не допустить «национально-территориального дробления России» во имя светлого будущего, «... когда все трудящиеся народы объединятся в один мировой союз, вокруг одной социалистической культуры, братства, равенства и свободы». Вместе с тем указывалось, что в данный момент спасение России в её федеративном устройстве. «...Образовавшийся в Петрограде Белорусский Областной Комитет при Всероссийском Совете крестьянских депутатов, учитывая возможность гибели своей родины и завоеваний революции, взял на себя... почин в организации трудового белорусского крестьянства вокруг идеи образования Автономно-свободной Белоруссии, как части Российской Федеративной Республики». [цитируется по Турук Ф. Белорусское движение: Очерк истории национального и революционного движения белорусов. – Мн., 1994, с. 104] В целом программа БОК была направлена против возможных попыток от-странения большевиков от власти на территории Беларуси.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет разрешил проведение в Минске Первого всебелорусского съезда, однако Облисполкомзап должен был чётко следить за характером обсуждаемых вопросов и принимаемых деклараций.

15 декабря 1917г. начал работу Первый Всебелорусский съезд в Минске, присутствовало более 1800 делегатов со всех регионов Беларуси, преобладали социалисты-революционеры и члены БСГ, большевики и их сторонники имели 115 представителей. Съезд выработал «Постановление о самоопределении Беларуси и о временной краевой власти», чтобы помешать провозглашению государственности Беларуси в таком виде Облисполкомзап вооружённым путём разогнал съезд в ночь с 17 на 18 декабря и арестовал часть секретариата съезда. Уже с первого пункта постановления данного съезда было понятно, что на территории Беларуси большевики могут потерять власть.

Из постановления Первого Всебелорусского съезда о самоопределении Беларуси и о временной краевой власти.

«1. Закрепляя своё право на самоопределение, провозглашённое российской революцией и утверждая республиканский демократический строй в пределах Белорусской земли..., Съезд постановляет: немедленно образовать из своего состав орган краевой власти в лице всебелорусского съезда совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов, который временно становится во главе управления краем...

7....Совет приступает к немедленной организации территориальных белорусских войск.

8. Исполнительным органом временной краевой власти делегируются свои представители как в Центральную Российскую власть и все другие республики Российской Федерации, так и для участия в происходящих перего-ворах о мире...

9....Совет обязан немедленно фактически передать всю землю с живым и мёртвым инвентарём без выкупа в руки трудового крестьянства через земельные крестьянские комитеты...

12. Совет обязан принять меры к установлению народного контроля над производством и торговлей...» [цитируется по Турук Ф. Белорусское движение: Очерк истории национального и революционного движения белорусов. – Мн., 1994, с. 106—107]

Вопрос о контрреволюционности данного документа открыт до сих пор. С одной стороны, Первый Всебелорусский съезд поддержал социальные преобразования, сохранение неделимости России, но с другой стороны, отверг монополию большевиков на власть в лице Облисполкомзапа. Предполагалось провести выборы на демократических принципах, что однозначно ослабило позиции большевиков в Беларуси и стало бы примером для других регионов России.

18 декабря 1917г. Совет съезда принял постановление считать съезд насильственно разогнанным и возложить на Совет функции Исполнительного Комитета для выполнения решений съезда.

19 февраля 1918г. под натиском немцев большевики оставили Минск. Исполнительный Комитет Первого Всебелорусского съезда объявил себя законной властью и переименовался в Народный Секретариат, о чём было объявлен 21 февраля в Первой уставной грамоте Белорусской Народной Республики. Немецкие войска не признали органов власти БНР, считая её территорией отторгнутой от РСФСР, что и было зафиксировано в Брестском мирном договоре о границе между Германией и РСФСР (3 марта 1918г.).

9 марта Народный Секретариат БНР принимает Вторую уставную грамоту, которая провозгласила БНР, права и свободы граждан: свободу слова, печати, собраний, забастовок, союзов, совести, неприкосновенность личности и жилища, равенство всех языков народов Беларуси. Земля без выкупа передавалась крестьянам, леса, озёра, недра национализировались, провозглашался восьмичасовой рабочий день. Законодательную власть признавалась за Радой, а исполнительная – за Народным Секретариатом. [История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов, В.Г. Мазец – Мн.: Амалфея, 2000. с. 302-303]

Однако германские оккупационные войска игнорировали все эти акты и сохраняли помещичье землевладение, нерегламентированный рабочий день, игнорировали права и свободы местного населения, вывозили в Германию сельхозпродукты и материальные ценности.

25 марта Третья уставная грамота определила территорию БНР, тем самым не признав результаты Брестского мира и завершив юридическое оформление государства. Территория БНР – губернии: Могилёвская, Минская, Гродненская (с Белостоком), Виленская, Витебская, Смоленская, частично Черниговская. [История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов, В.Г. Мазец – Мн.: Амалфея, 2000. с. 303-304]

Стоит отметить, что Германия не признала БНР, а попытка части членов Рады обратиться с верноподданнической телеграммой к императору Германии привела к расколу в руководстве БНР и в самой БСГ – лидере белорусского национального движения. На месте БСГ возникли: Белорусская партия социалистов-революционеров (БПСР), Белорусская социал-демократическая партия (БСДП), Белорусская партия социалистов-федералистов (БПСФ).

В ноябре 1918г. в Германии произошла революция, РСФСР вернула аннексированные территории, территория непризнанной БНР сокращалась по мере отступления немецких войск.

До сих пор идут споры о роли БНР. Большинство склоняется к мысли, что БНР являлась следствием стремления национальных левоцентристских сил к национально-государственному самоопределению, что подтолкнуло большевиков к необходимости создания белорусской социалистической государственности. Однако вряд ли можно считать БНР полноценным государством, т.к. она не обладала главным признаком государства – суверенитетом, т.е. способностью проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, хотя и пыталась этого добиться.

 

Создание БССР.

Белорусская Советская Социалистическая Республика была провозглашена в Смоленске 1 января 1919г.

Среди политических предпосылок провозглашения белорусской советской государственности можно выделить следующие:

- наличие белорусского национального движения, которое высказывалось за создание белорусской государственности (Первый Всебелорусский съезд в Минске 15 декабря 1917г., конференция белорусских коммунистических секций РКП(б) в Москве 21-23 декабря 1918г.);

- образование Белорусской Народной Республики, руководство которой поставило целью добиться международного признания и не признавало единовластия большевиков, соответственно была необходимость создать белорусское государство, политические лидеры которого выступали бы за построение коммунизма;

- возрождение Польши, которая не признала территориальных разделов последней трети 18в. и ставила целью возврат, захваченных Россией земель и восстановления границ 1772г. Это требовало создание некого коммунистического буферного государства, которое бы заявляло о своих правах на территории, на которые претендует Польша.

Левое крыло белорусского движения консолидировалось вокруг Белнац-кома – белорусского отдела Народного комиссариата по делам национально-стей Российской Советской Социалистической Республики. Белнацком был создан в феврале 1918г. Советом Народных Комиссаров РСФСР и крайне отрицательно относился к деятелям БНР, считая их контрреволюционерами. Возглавили Белнацком Александр Червяков и Дмитрий Жилунович. Инициаторами создания Белнацкома выступили члены Белорусской социал-демократической рабочей партии (БСДРП), возникшей осенью 1917г. на базе петроградской организации БСГ, отличавшейся левыми взглядами. В апреле 1918г. БСДРП преобразовалась в белорусскую секцию Российской коммунистической партии большевиков (РКП(б)).

25 декабря 1918г. правительство (Всероссийский центральный исполни-тельный комитет) РСФСР, принимая во внимания внешнеполитические пробле-мы, направило в Облисполкомзап телеграмму с разрешением на создание белорусского социалистического государства.

30 – 31 декабря в Смоленске Облисполкомзап проводит VI Северо-Западную областную конференцию РКП(б), было принято решение создать Коммунистическую партию большевиков Беларуси и провозгласить советскую Беларусь в границах Смоленской, Витебской, Могилёвской (Гомель был уездным городом могилёвской губернии), Минской и Гродненской губерний и белорусских частях Виленской и Черниговской губерний. Председателем Цэнтрального бюро КП(б)Б стал один из руководителей Облисполкомзапа – Александр Мясников.

1 января было провозглашено Временное рабоче-крестьянское правительство во главе с Д. Жилуновичем, тогда же вышел «Манифест Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси». В манифесте провозглашалось, что рабочие, крестьянская беднота и красноармейцы Беларуси становятся свободными и полноправными хозяевами свободной независимой Белорусской Социалистической Республики. Все буржуазные правительства, «где бы их власть не сохранялась, будь то поганая Рада, немецкое оккупационное начальство, польское и украинское посягательство – считаются свергнутыми и провозглашаются, со всеми членами и сторонниками... врагами, заслу-живающими беспощадной революционной кары». [История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов, В.Г. Мазец – Мн.: Амалфея, 2000. с. 342]

16 января 1919г. ЦК РКП(б) принял решение об отторжении в пользу РСФСР восточных губерний БССР (Смоленской, Витебской и Могилёвской).

2-3 февраля 1919г. под руководством А. Мясникова состоялся Первый Всебелорусский Съезд Советов, на котором присутствовало около 230 депутатов, была принята Конституция БССР и одобрено решение о объединении Беларуси с Литвой в Литовско-Белорусскую ССР, что означало фактическую ликвидацию БССР.

Главной причиной образования «Литбела» объявлялась необходи-мость объединения усилий Литвы и Беларуси для противостояния поль-ской агрессии.

27 февраля 1919 г. на объединённом заседании ЦИК Литвы и Беларуси было создано правительство, что свидетельствовало о образовании нового государства. Председателем Центрального исполнительного комитета Литовско-Белорусской ССР стал Казимир Циховский; Винцас Мицкявичус-Капсукас занимал посты Председателя Совета Народных Комиссаров Литовско-Белорусской ССР, Председателя Совета Обороны Литовско-Белорусской ССР, Председатель ЦК Компартии (большевиков) Литвы и Беларуси.

Хотя Литбел провозглашалась преимущественно на территории бело-русских губерний (Виленской, Гродненской и Минской), но в её руководстве преобладали поляки и литовцы, белорусов представлял только один человек, рабочими языками были – польский, русский и литовский. По мере наступления польских войск перемещалась и столица Литбела: Вильно, Минск, Смоленск, который уже являлся территорией РСФСР. С августа 1919 г. Литовско-Белорусская ССР уже была государством-фантомом.

В целом можно отметить неуклонное стремление большевиков-белорусов к утверждению белорусской социалистической государственности в интересах трудящихся, которые, не смотря на противоречивую политику, проводимую в отношении Беларуси Российской коммунистической партией большевиков, добились провозглашения БССР 1 января 1919г. и восстановления её государственности 31 июля 1920г.

Образование, наука и культура в 60-80гг XX в.

В 1958 г. было положено начало школьной реформе. Она предусматривала осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. Семилетние школы преобразовывались в восьмилетние, средние - в общеобразовательные одиннадцатилетние с производственным обучением. Однако эти преобразования не привели к желаемым результатам. Поэтому с 1964 г. школы вновь были переведены на десятилетний срок обучения. С начала 70-х гг. начался переход ко всеобщему среднему образованию. Тогда же на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием перешли профтехучилища республики. Если в 1965 г. среднее образование получили 50 тыс. человек, то в 1985 г. - около 170 тыс. В 1975 г. работало более 100 школ - интернатов, где обучались дети, оставшиеся без родителей, или дети из малообеспеченных семей. 65% учителей имело высшее образование.

Дальнейшее развитие получило высшее и среднеспециальное образование. За 1960-1985 гг. количество средних специальных заведений увеличилось с 102 до 139, а учащихся в них - с 62,6 тыс. до 160 тыс. Если в 1962 г. в 24 высших учебных заведениях обучалось 59 тыс. студентов, то в 1985 г. в 33 вузах обучалось 182 тыс. студентов. За эти годы были открыты новые учебные заведения: Минский радиотехнический институт (1964), Витебский технологический институт легкой промышленности (1965), Брестский инженерно-строительный институт (1966), Минский институт культуры (1975) и др. В 1969 г. на базе Гомельского педагогического института был создан Гомельский государственный университет. В 1977 г. Гродненский педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. Центром университетского образования оставался Белорусский государственный университет. В 80-е гг. на его факультетах училось около 15 тысяч студентов.

Значительные изменения произошли в развитии науки БССР. За 1956-1985 гг. увеличилась сеть научных учреждений. Их количество увеличилось с 76 до 167. Ведущая роль среди них принадлежала Академии наук БССР. Научные учреждения стали действовать в Гомеле, Могилеве, Гродно, Витебске. Количество ученых БССР с 1965 г. по 1985 г. увеличилось на 65% и составило более 42 тысяч человек, в их числе 13 тысяч кандидатов и более 1 тысячи докторов наук. По ряду направлений науки ученые республики занимали лидирующие позиции в СССР, в частности, в порошковой металлургии, технической кибернетике, физике атомных реакторов. В 1965-1985 гг. ученые Беларуси получили 26 Государственных премий СССР, 57 Государственных премий БССР. Международное признание получили академики Н.Ф. Ермоленко, Б.В. Ерофеев, В.С. Комаров, Г.И. Горецкий, К.И. Лукашев и др.

Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период "оттепели" содействовало появлению новой плеяды литераторов - А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова "Альпийская баллада", "Журавлиный крик", "Третья ракета" и др. Известными стали романы И. Шамякина "Сердце на ладони", "Возьму твою боль" и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В. Короткевича "Дикая охота короля Стаха", "Черный замок Ольшанский" и др. В 70-е - первой половине 80-х гг., в белорусскую литературу пришло новое поколение: А. Дударев, С. Законников, В. Некляев и др.

Новыми произведениями обогатилось театральное искусство. На сценах театров с успехом шли пьесы А. Макаенка "Лявониха на орбите", "Извините, пожалуйста", И. Мележа "Люди на болоте", А. Адамовича "Война под крышами", И. Чигринова "Плач перепелки", А. Дударева "Порог" и "Вечер". В 1987 г. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных.

Отображение современной жизни занимало значительное место в творчестве многих художников. Такими являются картины И. Стасевича "Шахтеры Солигорска", М. Савицкого "Хлеб", Г. Ващенки "Август". Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева "Генерал Доватор", М. Савицкого "Партизанская Мадонна", "Витебские ворота", "Поле" и др.

Определенных успехов достигли кинематографисты Беларуси. Историко-революционной теме посвящены фильмы кинорежиссера В. Корж-Саблина "Первые испытания", "Москва - Генуя", "Крушение империи". Популярностью у зрителей пользовались фильмы "Альпийская баллада", "Отец", "Полонез Огинского" и др.

На ниве музыкальной культуры плодотворно работали А. Богатырев, Е. Глебов, Ю. Семеняко, Д. Смольский, В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок и др. Теме современности посвящены оперы "Колючая роза и "Когда опадает листва" Ю. Семеняки, "Тропою жизни" Г. Вагнера, "Алеся" Е. Тикоцкого. Большую роль в популяризации музыки сыграли ансамбли "Песняры", "Верасы", "Сябры", вокально -хореографический ансамбль "Хорошки".

В настоящее время всем известны мемориальные комплексы "Хатынь (открыт в 1969 г.), "Брестская крепость-герой", Курган Славы под Минском.

Дальнейшее развитие в Беларуси получила сеть культурно-просветительных учреждений. В 1985 г. в республике было 64 культурных комплекса, более 6 300 клубов, около 7 тысяч библиотек, 28 парков культуры и отдыха, 76 музеев. Важную роль в культурном воспитании трудящихся играла художественная самодеятельность.

Достижения белорусского народа в развитии образования, науки и культуры во второй половине 50-х - первой половине 80-х гг. были значительны.

Европейская Реформация. Реформация в Беларуси.

Великие географические открытия продолжались значительный период времени. Они начались в конце XV в., А завершились только вначале XVII в., Когда была открыта Австралия. Эпоха великих географических открытий оказала значительное влияние на развитие мира. Она привела к такому явлению как "революция цен", что дало мощный толчок развитию общественного производства. Суть "революции цен" была в том, что огромный наплыв золота в Европу сделал деньги более дешевыми, а товары, наоборот, более дорогими. Цены на товары выросли в 4-5 раз. Это вызвало настоящий мануфактурный бум, быстрое разрушение ремесленного производства, резкое подорожание питания. В конечном итоге "революция цен" привела к перераспределению частной собственности в пользу буржуазии.

Второй социально-экономическим, политическим и культурным явлением, которое изменило жизнь традиционного общества, была Реформация. Если центрами Ренессанса были города Италии, то центрами Реформации стали города Германии. Предпосылки реформационного движения были созданы гуманистами. Это относится, в первую очередь, к духовным предпосылкам. В своих произведениях немецкие гуманисты затрагивали не только вопросы философии и религии, они, прежде всего, критиковали католическую церковь и прославляли свободу человеческого духа.

Выдающимся произведением немецкого гуманизма было сатирическое произведение С. Бранта под названием "Корабль дураков", в котором автор высмеивал традиционные ценности, жизнь и мораль правящей феодальной олигархии. Большим успехом в среде гуманистов пользовались произведения Эразма Роттердамского. В своих произведениях - "похвальба глупости", "Домашние беседы" этот человек называл себя гражданином Вселенной, критиковал нравы и мораль церковных деятелей, тирания феодалов.

Слова и идеи гуманистов, их обращение к обществу были услышаны новой политической элитой из числа буржуазии. В Германии уже сформировалась социальная среда, которая мечтала о политической реформации общества. В этом контексте обществу был нужен мощный толчок, который бы положил начало новому социальному движению. Этот толчок был задан деятельностью Мартина Лютера, его выступлениями против догматов католической церкви. Идеология гуманизма приобрела в учении Лютера черты деятельностного рационализма. Религия, по Лютера, это отношения отдельного индивида к Богу. Этим отношениям не надо посредники со стороны официальной церкви. Получалось, что религия - это деятельность человека, которому нужна церковная организация старого тына. Лютер вынес приговор католической церкви, когда заявил, что институт папства - это "анти христовое учреждение". Лютер отверг большинство католических культов и обрядов: святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и т.д. Лютер возглавил умеренное направление Реформации. Это направление получило определение бюргерско-княжеского. Эта часть общества не думала, о каких либо социальных реформах. Она хотела провести смену политической власти "мирно" и "легально". Второе направление Реформации был реакционным, феодально-католическим. Его возглавляли папа римский и германский император. Они боролись с Реформацией. Третье направление получило определение плебейско-крестьянского. Его возглавлял Томас Мюнцэр.

Наиболее радикальным посредником Лютера был Жан Кальвин. Иудей по происхождению, юрист по образованию этот реформатор защищал интересы наиболее радикальной части новой политической элиты. Идеология кальвинизм была основана на отказе от ежедневных удовольствий. Кальвин призывал к бережливости и накопления богатства путем тяжелой ежедневной работы. Ради этого кальвинизм боролся не только с роскошью, но и с искусством, народными традициями и праздниками, свободой мысли. На почве кальвинизм оформились такие протестантские секты из состава иудеев как баптисты, пуритане, адвентисты и др.

Таким образом, Реформация была направлена ​​против старой общественно-политической системы, она способствовала установлению идеологии индустриального общества, появлению человека, который соответствовал требованиям нового времени.

Триумфальное шествие Реформации пришлась на первую половину XVI в., Уже во второй половине XVI в. началась Контрреформация.

Значительная роль в борьбе с реформационных движением отводилась папой римским Ордена иезуитов, который был основан в 1540 г. С помощью иезуитов часть населения, которая попала под влияние протестантов, вернулась в лоно костела. Реформация в Беларуси была связана с гуманистической идеологией и деятелями эпохи Возрождения. Идеи и этика Ф. остаются и после него, С. Будного, В. Цяпянскага, М. Литвина ничем не отличались от идей и этики Ф. Петрарки. Они были близкими по содержанию к идеям немецких гуманистов.

Призыв Лютера: "Праведник верою жив будет!" Ничем не отличался от учения С. Будного о соответствии права и законов жизни учению Христа. Эта идея Будного была воспринята Л. Сапегой, который в "предисловии" к Статута 1588 г. писал: "Право является настоящим рассуждением и мудрым взором человеческого разума".

Отечественные мыслители - реформаторы осуждали тиранию и аристократию. В своем произведении М. Литвин критиковал магнатов. Состояние государственной власти, "когда один уроженец занимает 10 должностей, а другие отдаленные от государственных дел", он назвал абсурдным и ненужным. По мнению А. Воляна отношения между людьми должны строиться на принципах уважения и общественной помощи. Как образец он назвал Венецианскую республику, "где никогда не разрешалось обижать простого человека". А. Валентин был сторонником теории общественного соглашения. "Сыновья и внуки заслуженных предков нередко бывают гнусные и ленивые, не способны ни к какой рыцарской дела", - утверждал А. Валентин. Он приветствовал законодательство, позволяющее простому человеку за свои рыцарские поступки обрести шляхетства, потому, что рыцарями не рождаются, ими становятся, считал Валентин. Этим самым закладывался принцип перехода нашей страны к индустриальному обществу.

Однако некоторые взгляды А. Валентина были консервативными. Шляхтичу, считал Валентин, нельзя заниматься земледелием, ремеслом, так как это "наука рабов". Поэтому белорусские крестьяне, которые составляли до 70% мелкой шляхты, не имели возможности стать "новыми Нобеля", учреждать мануфактуры, торговать, богатеть за счет своего труда и собственного дела. Поэтому общество ВКЛ вообще считала работу не почетным занятием, ведущему к процветанию личности и общества, а "наукой рабов". В результате мировоззрение политической элиты Беларуси и ее деятельность не соответствовали принципам индустриального общества. Это обстоятельство оставляло существенный отпечаток на белорусском реформационном движении. В нем была заинтересована шляхетская Магнатерия, которая видела в Реформации политический средство, помогавший бороться за власть и богатство. Этим целям магнатов наиболее соответствовал кальвинизм, который радикально менял всю христианскую обрядность, делал церковь дешевой, но при этом усиливал эксплуатацию населения в пользу протестантских общин и их местных "протекторов". Одним из таких протекторов был Николай Радивилл Черный, который построил первую протестантскую общину в Бресте. В скором времени князья Радивиллы основали такие же общины в Несвиже. С их помощью протестанты начали действовать в Клецке, Минске, Витебске, Полоцке и других городах.

Особых проблем с созданием кальвинистский общин не было, потому что если шляхтич переходил в другую веру, он обычно менял и священников в тех деревнях, поселках и городах, которые ему принадлежали. Белорусские крестьяне, наученные жизнью, не бунтовали, потому что знали, "модное увлечение господина долго не продлится". Всего в Беларуси и Литве было создано около 200 кальвинистский и несколько десятков лютеранских общин / "сборов" /, а также одна лютеранская парафия. Протестанты строили в Беларуси типографии, издавали многочисленную литературу, основали образовательные учреждения. Начальные школы были открыты в Клецке, Слуцке, Ивье, других городах. В Вильнюсе протестующие пытались открыть свою академию, но там академию открыли иезуитов. Протестанты из числа магнатов избирались в состав руководящих органов ВКЛ, под их влиянием принимались законы, в том числе и Статут 1588 г. В 60-х гг. XVI в. в Беларуси началась Контрреформация и в результате все протестантские организации вновь были переданы храму. Кальвинистские сборы сохранились в Бобруйске и Слуцке, а общины лютеран в Слониме и Минске. Однако членами протестантских общин в этих городах были только иностранцы: швейцарцы и немцы, которые здесь жили.

Таким образом, Реформация в целом сыграло положительную роль в развитии белорусского общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.064 с.)