Экзистенциальная психология и логотерапия Франкла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзистенциальная психология и логотерапия Франкла



Табличка, в которой кратко сравниваются гуманитарная и экзистенциальная психология

Гуманитарная психология Экзистенциальная психология
сущность предшествует существованию существование предшествует сущности (человек начинает творить себя собственными поступками)
условием позитивного развития является безусловная поддержка со стороны значимых других условия развития лежат внутри человека
природе человека присуще изначально добро, источник зла – что-то из вне человек априори не предрасположен ни к добру, ни ко злу. Он выбирает что-то одно и тем самым своим поведением сотворит или одно, или другое
характерен оптимизм характерен пессимизм

 

Философское основание экзистенциальной психологии (ЭП) – экзистенциализм как философское направление. Ее актуализации способствовали нравственные, экономические и политические кризисы, связанные с мировыми войнами, бурный рост науки и техники и их использование во вред человеку, опасность гибели человечества, распространение тоталитарных режимов.

Основные проблемы экзистенциализма:

- уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживания, надежд;

- противоречие между внутренним миром и окружающей жизнью;

- проблема отчуждения человека;

- проблема внутреннего выбора;

- проблема бессмысленности жизни;

- проблема поиска человеком внутреннего «я» ит места во внешней жищзни.

ЭП не представляет собой единого направления. Есть отдельные яркие представители.

Ялом. Он выделил 4 основных узла «экзистенциальных проблем», пути решения которых изучает ЭП. На каждую проблему есть экзистенциальный вариант решения.

1 узел: проблема жизни и смерти – проблема времени.

Экз. решение: радость принятия жизни со всеми её фазами и стадиями с признанием того, что они образуют некую истоприю, у которой есть свой конец. Осознание признания факта смерти и эфимерности телесного существования.

 

2 узел: проблема смысла и абсурда.

Экз. решение: наслаждение и эффективное использование сознания без фиксации на конкретных формах осознания. Гибкая способность смещаться с одного уровня сознания на другой. Открытость к разным смыслам и системам верований, способность воспроизводить одновременно противоречивые идеи.

 

3 узел: проблема свободы и детерминации.

Экз. решение: это исследование и расширение свободы через осознание межличностного и физического контекста и условий свободы. Самоутверждение с одновременным признанием собственной конечности, уважение к другим людям и их возможностям.

 

4 узел: проблема общения и одиночества.

Экз. решение: готовность рискнуть, вступив в отношения, готовность общаться с другими людьми, несмотря на осознание всех возможных препятствий и рисков интимности.

 

ЭП широко представлена в психотерапии.

Исходной и постоянной задачей терапевта является феноменологическая задача, то есть как можно более полно понять реальность клиента – как он воспринимает себя, других людей и мир природы. И, следовательно, какой смысл имеет для него эта жизнь, даже если смысл им не осознается.

Такое понимание предполагает повышенный уровень эмпатии. Психотерапевт должен «заключить в скобки» себя, чтобы как можно свободнее и глубже войти в мир другого.

Благодаря ощущаемому пониманию и доверию, интенсивному исследованию текущих чувств, мыслей и влечений клиент приходит к пониманию смысла, который вкладывал в свою жизнь до настоящего момента.

 

Сюда относят также логотерапию Франкла.

Он считал базисным мотивом человеческого поведения – борьбу за смысл жизни. Стремление к поиску и реализации смысла жизни – это врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся двигателем поведения и развития личности.

Смысл имеет конкретное содержание, он не абстрактен, он индивидуален. Смысл нельзя придумать, он должен быть найден, он не может быть дан извне, но его нельзя найти и внутри себя, не обращаясь к окружающему миру.

Смысл достигается путем совершения деятельности, а также человек находит смысл в заботе о других людях (ценности переживания).

Человек обретает смысл путем выработки чкетких позиций по отношении к конкретным жизненным ситуациям (1 место – ценности творчества).

ЭП в сферу образования не вмешивалась, и ее часто критикуют за отсутствие научной базы, сложность текстов и склонность к чему-то потустороннему.

 

53

Когнитивная психология

Возникла в середине 60-х годов в США. Сейчас является доминирующим общепсихологическим направлением.

Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме, как о системе занятой активными поисками сведений и переработкой информации.

По их представлениям люди оказывают на информацию разного радо воздействия – перекодируют в другую форму, отбирают определённую информацию для дальнейшей переработки или исключают некую информацию из системы.

Философская основа – немецкая классическая философия. В то же время наблюдается преемственность от бихевиоризма: во-первых, она приняла статистический и методологический аппарат, разработанный в рамках бихевиоризма; во-вторых, сохранила представления о механизмах, стимулах и реакциях в форме механизмов входных и выходных сигналов; предложила концепцию обработки информации мозгом, подчеркивая роль таких переменных как драйвы, ментальные карты, мозговые команды, которые вводятся между стимулом и реакцией. Сохранились бихевиоральные представления об иерархиях.

Основные постулаты КП:

1. Человеческий организм является информационным процессором, преобразующим внешний мир в символы;

2. Эти символы после дальнейшей олбработки составляют репрезентации внешнего мира;

3. Эта обработка информации и результирующие репрезентации осуществляются нейронами;

4. Причинность линейна: входные сигналы обрабатываются в последовательности операций – кодирования, сохранения, реконструкции;

5. Когнитивная деятельность человека в достаточной степени подобна компьютерной обработке информации, чтобы её можно было эффективно изучать, пользуясь компьютерными аналогиями.

Предметом КП является когнитивная или познавательная активность (это активность с приобретением, организацией и использованием знаний). основной метод КП – лабораторный эксперимент.

Их основные взгляды:

восприятие:

1. теории прямого восприятия
2. теории конструктивного восприятия

Теории прямого восприятия предполагают, что мы получаем информацию из окружающего мира непосредственно.

Теории конструктивного восприятия утверждают, что в восприятии в равной степени участвуют и органы чувств, и мозг. Считают, что мы конструируем нашу реальность.

 

3 подхода к пониманию внимания:

1. Внимание – это селекция (т.е. наш мозг – это система фильтров);

2. Внимание – это усилия (как энергетический ресурс);

3. Внимание как действие (внимание у нас безгранично, но мы просто мало тренируемся).

Основная идея КП – работа с неправильным мышлением (идея обучения/исправления мышления).

Критика КП:

1. За лабораторный эксперимент – часто говорят, что в настоящей жизни все будет по-другому;

2. За компьютерную метафору – человек сложнее, чем компьютер;

3. За то, что самое важное это когнитивная составляющая;

4. Нет достаточного учета социальных факторов.

 

 

Билет 54.

История психологии в конце ХХ века.

1) Экологическая психология или эко-бихевиоральная наука

Основатель – Роджер Баркер.

Обучаясь в колледже, пришёл к выводу о необходимости психологических исследований в полевых условиях (эксперимент в реальной жизни, естественных условиях).

Далее сконструировал методы изучения поведения в естественных условиях. В результате он пришёл к выводу, что поведение определяется преимущественно окружающей обстановкой, а не индивидом: места, или зоны, в которых происходит взаимодействие между человеческой деятельностью и физическими условиями; места, которые определяют поведение человека, он назвал поведенческие сеттинги. Оказавшись в сеттинге, люди с разными характеристиками будут вести себя примерно одинаково, сходным образом. Сеттинг стал предметом, методом – полевой эксперимент.

Характеристики сеттинга:

1) он характеризуется наличием устойчивых паттернов поведения (если есть некая повторяющаяся модель), повторяющихся каждый раз в процессе функционирования сеттинга;

2) устойчивые паттерны поведения тесно связаны с окружением, которое по большей части является неодушевлённым, и эти неодушевлённые компоненты являются неотъемлемой частью поведенческих паттернов, более того, паттерны с трудом реализуются в их отсутствие;

3) поведенческий сеттинг должен быть задан в определённом средовом контексте;

4) он должен заключать в себе иерархию взаимозаменяемых позиций или ролей;

5) сеттинг содержит схемы управления. Баркер выделил 4 схемы: целевую (в сеттинге выделена чётко только цель), программную (подробно прописывает все правила поведения в сеттинге), схемы, противодействующие отклонениям (пока правильно действуешь, всё в порядке, она включается, когда мы нарушаем правила), запрещающую (сеттинг, который просто не даёт выполнить неправильные действия).

Редко бывает сеттинг с одной схемой, обычно сочетание (умеренно программная и схема, противодействующая отклонениям)

Постулаты эко-бихевиоризма:

· Многие естественные события, относящиеся как к физ. среде, так и к поведению, являются упорядоченными и структурированными;

· Окружающая среда является не пассивной, а активной;

· Естественно происходящие события могут быть поняты только тогда, когда они наблюдаются в естественной последовательности (когда они не дробятся на дискретные элементы)

· Поведение является функцией окружающей среды;

· Часто целесообразно продвигаться от сложного к простому, а не наоборот.

Критика: они нивелируют индивидуальные особенности, не учитывается субъективность

2) Социальный конструкционизм

Основан на философии постмодернизма. Философия модерна отсчитывается с Декарта – культ разума, необходимость просвещения, ценность объективной науки, знания, историзм, признание норм, поиск закономерностей (совпадают с чертами научного познания).

Постмодернизм возник в середине 20 века как реакция на информационно-технологический переворот в культуре, и под воздействием этого переворота постмодерн переключился на субъективную реальность, мир воспринимается как условность, в котором нет ничего универсального.

Общие черты постмодернизма:

1) Плюрализм истины (индивиды могут высказать прямо противоположные мнения, и они все будут правильными);

2) неспособность человека познать и изменить мир и порядок вещей;

3) отказ от попыток привести мир в систему (мир – это хаос, он неупорядочен);

4) представление мира и культуры как совокупности текстов (нет никакой объективной реальности, есть только слова);

5) отказ от понятия прогресс, считают, что никакого прогресса быть не может.

Характерная черта: негативизм

Основатель СК – Кеннет Герген (американский психолог).

Исходные постулаты:

1) мы не можем установить никаких универсальных истин в отношении мира;

2) единственным типом событий в природе, в существовании которых мы можем быть уверены, являются социальные события;

3) знания являются лишь социальной традицией, отсюда равенство между наукой, логикой, мифологией, религией, мистицизмом и общественным мнением;

4) социальное сообщество может оценивать или обосновывать достоверность своих утверждений только внутри самого себя, однако в силу культурных различий оно не может делать этого относительно другого сообщества;

5) мы структурируем мир лингвистически, а не когнитивно, поэтому требования истинности заключаются в сочетаемости слов, заключающих в себе логические утверждения.

Предмет изучения – речь, метод – интервьюирование и анализ текстов

Главная цель – это катализация идеологических пространств за рамками существующих границ

Их терапевтические процедуры – это помощь клиентам в написании писем и других текстов, реконструирующих их жизнь, обсуждение решений вместо проблем, фокусирование на позитивных высказываниях клиентов о себе

Критика: ненаучность их подхода

3) Диалектическая психология

Основа – диалектика как философское учение

В обл. психологии диалектический процесс означает, что взаимодействие конкретного человека с миром – это развивающийся процесс, который никогда не заканчивается. В результате каждого диалектического обмена изменяется как данный человек, так и мир, что ведёт к новым взаимообменам.

Основатель – Клаус Ригель.

Он утверждал, что мы должны отбросить представления об устойчивых чертах и способностях, ибо любая стабильность является приходящей, подчёркивая значение мира и порядка в отношениях между людьми, мы упускаем из виду положительную роль изменений, брожений конфликта, вместо того, чтобы думать о том, как мы можем решить проблему и найти ответ, мы должны спрашивать себя, как нам обнаружить проблему и как поставить вопрос. Развитие, являясь диалектичным по своей природе, одновременно происходит по 4 основным измерениям: внутреннебиологическому, индивидуально-психологическому, культурно-социологическому и внешнефизическому. Развитие имеет место, когда в рамках одного из этих измерений или между двумя из них возникает конфликт. (дальше по законам диалектики)

Предмет – развитие, методы – в основном экспериментальные (эксперимент, наблюдение).

Постулаты:

1) люди непрерывно воздействуют на окружающий мир и изменяют его, изменяясь в свою очередь под его воздействием;

2) поведение представляет собой непрерывный процесс, а не последовательность отдельных элементов или единиц, однако изменения могут быть связаны с диалектическими скачками;

3) поведение имеет место в конкретной среде и развивается исторически;

4) равновесие и стабильность представляют собой лишь временные состояния, явившиеся результатом разрешения противоречий и ведущие к новым противоречиям;

5) в силу непрерывных изменений предположение о существовании внутренних устойчивых образований или неизменных свойств (интеллект, способности) лишены оснований.

Главный принцип диалектической терапии в том, что изменение – непрерывный процесс, оно биполярно, поэтому цель – сделать так, чтобы любое изменение, даже нежелательное, болезненное, регрессивное, способствовало достижению человеком более высокого уровня.

Собственные приёмы диалектики:

1) парадокс (терапевт – я никому не помогаю и тем самым помогает)

2) рассказывание историй (Мильтон-Эриксон)

3) игра в адвоката дьявола (когда терапевт выдвигает некую экстремальную точку зрения, а клиент старается её опровергнуть)

4) рефрейминг (обращение недостатка в достоинство)

5) хороший-плохой полицейский

6) поворот на 180 градусов


[1] Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт – французский философ XIX века

[2] Чарлз Сандерс Пирс — американский философ, логик, математик, естествоиспытатель, период – XIX-XX вв.

[3] Джон Дьюи – американский философ и педагог, период – XIX-XX вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.049 с.)