Психологическая концепция П.Я. Гальперина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая концепция П.Я. Гальперина



П.Я. Гальперин отметил неразработанность в теории деятельности процессуального, операционального содержания деятельности и сделал его предметом своих исследований, составивших одну из общепсихологических концепций советской психологии – учение о поэтапном формировании умственных действий и понятий. В соответствии с пониманием П.Я. Гальперина, психика во всем диапазоне ее форм – познавательных процессов, от восприятия до мышления включительно, потребностей, чувств, воли, по своей жизненной функции – есть ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа.

У Гальперина предметом психологии стала ориентировочная деятельность субъекта. По его мнению, психика возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа.

Методом исследования психики должен быть формирующий эксперимент. Главный путь исследования психических явлений - их построение с заданными свойствами. Он выделил 6 этапов формирования действий:

1. Формируется мотивационная основа действия;

2. Формирование схемы ориентировочной основой действия (ООД) (набор ориентиров, на которые нужно опираться, чтобы выполнить действия правильно). Ориентировка может быть по степени полноты (полная и неполная); по мере обобщенности (обобщенная- как варить каши и конкретная- как варить манную кашу); по способу получения(ориентировка мб получена самостоятельно или в готовом виде). По Гальперину лучшая ориентировка полная обобщенная и самостоятельная;

3. Формирование действия в материальной форме;

4. Громкая социализованная речь (проговаривание вслух, например при готовке);

5. Речь уходит во внутреннюю (речь про себя). У взрослого человека не должны шевелиться губы при чтении;

6. Речевой процесс уходит из сознания, получается сразу ответ (3+5).

 

51

Гуманистическая психология (60-ые гг. 20-ого века)

Термин появился в 30-е г. Назвали себя ответом на редукционистские аспекты бихевиоризма и психоанализа à называли себя 3 силой

Г. п. призывала не раскладывать человека на отдельные элементы, а изучать целостно. Больше внимания уделяется индивидуальным особенностям каждой личности, поэтому предмет гуманистической психологии – личность. Большое внимание акцентировалось на проблемах ценностно-ориентированного развития, самореализации человека, проблемах ценностей и смысла человеческого бытия, нравственного выбора.

Единогласно критиковали методологию научного познания (отвергают тестирование, т.к. оно все усредняет и эксперимент – т.к. не этично)

Метод: беседа

Основные положения г. п.:

- человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью, человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия

-человек наделён потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которая является частью его природы

-человек обладает определённой степенью свободы от внешнего детерминации благодаря смыслу и ценностям, которыми он руководствуется в собственном выборе…

-человек – активное, интенциональное творческое существо

-впервые вектор причинности в объяснении человека переносится из прошлого в будущее (в психоанализе вектор на прошлом, на детстве, бихевиоризм – на наст. моменте, гуманизм – на будущее)

 

Представители: Маслоу, Роджерс – противопоставляли психотерапию консультированию

Пирамида потребностей Маслоу

 

Потребность в самоактуализации: высшее состояние, в котором человек себя реализовал, пример – монах, отшельник (Будда, Христос)

Черты самоактуализированного человека:

-принимает себя, других, природу такими, какие они есть

-характерна спонтанность, простота, естественность, в поведении и во внутренней жизни

-склонны к размышлениям об основополагающих проблемах человеческого бытия (философских, нравственных проблемах, но ни о какой практической деят-ти речи не идёт)

-отстранённость и потребность в уединении

-сопротивление культурным влияниям

-свежий взгляд на вещи

мистические, высшие, пиковые переживания (образ отшельника в горах)

 

Роджерс считал, что осн. сила, мотивирующая человеческий организм – это тенденция к актуализации всех способностей организма, поэтому у каждого индивида есть мотив и способность (возможность). Сам индивид больше всех в состоянии решать, в каком направлении будут проходить изменения

 

Суть психотерапии: принятие, поддержка, понимание

 

-терапевт входит в такой контакт с пациентом, который воспринимается не как лечение, а как глубоко личный контакт (считал, что главное – это контакт между Т и К, Т – катализатор, который должен привести К к чему-то (К – клиент, Т - терапевт))

-Т должен очень позитивно относиться к К. Роджерс против терапевтических техник – за простые терапевтические отношения

-Т должен быть конгруэнтным (слова должны соответствовать жестам и наоборот) и переживать эмпатическое переживание пациента, ставить себя на место К

 

Слабости г.п.:

-не является научной (нет экспериментов, методологии)

-разрыв между идеалами и реальной практикой их воплощения

-излишнее внимание к чувствам и эмоциям в ущерб рациональности

 

52



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.143.70 (0.371 с.)