Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы. Понятие, основные черты и задачиСтр 1 из 8Следующая ⇒
Предмет и система курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных органов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следственные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотношения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридических дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д.
4. Законодательные и иные правовые акты, регулирующие организацию правоохранительных органов. Их общая характеристика и основное содержание Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, прокуратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня. Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные началаее деятельности, являются, помимо Конституции РФ, Закон “О статусе судей в Российской Федерации”, Закон “О судоустройстве РСФСР”, Федеральный закон “О судебной системе Российской Федерации”. Два последних закона взаимодополняют друг друга, поскольку, хотя Закон о судебной системе был принят в 1996 году, а Закон о судоустройстве - в 1981 году, часть положений, закрепленных Законом о судоустройстве, не вошла в новый закон, не была им изменена и, следовательно, продолжает действовать в настоящее время.
Закон “О судебной системе РФ” закрепил понятие “судебная власть”, раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе определена судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов. Закон “О статусе судей в РФ” закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей. Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” и Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”. Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре Российской Федерации”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, пo существу, был принят новый закон.
6. Понятие судебной власти
В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной власти. Впервые судебные органы как носители судебной власти, равнозначной по своему значению власти законодательной и исполнительной, были определены в Законе о статусе судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конституционном уровне. В ст. 10 Конституции РФ говорится: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Таким образом, Конституцией РФ определено, что судебная власть является одним из видов государственной власти.
Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин “судебная власть” понимается и как правомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин “власть” все же следует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять. Поэтому судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам - судам и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.
6. Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающихиз закона: 1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами 2. Исключительность судебной власти 3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. Принцип законности Законность – универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции Российской Федерации. Общие предпосылки законности содержатся уже в ч. 1 ст. 1 Конституции, объявляющей Россию демократическим федеративным правовым государством. Часть 2 ст. 4 категорически устанавливает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России. Универсальный характер общеправового принципа законности подтверждает ст. 15 Конституции РФ. В конституции немало других статей, содержащих требования законности или направленных на их обеспечение. Исходные положения принципа законности, выраженные в ч. 2 ст. 15 Конституции, носят универсальный характер и в полной мере относятся к правосудию, хотя их суть выражена в общем требовании ко всем субъектам правоотношений соблюдать Конституцию РФ и законы. К законам относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ), конституции республик в составе России и уставы других субъектов Федерации, а также издаваемые ими законы (п. б, к, л ст. 72, ст. 76 Конституции РФ). Деятельность правоохранительных органов, направленная на обеспечение правосудия, регулируется также указами Президента, постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами, принятыми в пределах компетенции Российской Федерации и соответственно ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). Указанные нормативные акты принимаются в обеспечение реального действия законов. Поэтому требование их исполнения и соблюдения вписывается в рамки принципа законности.
Основные задачи Министерства Юстиции РФ и его органов Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации актов гражданского состояния, а также регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации. Основными задачами Минюста России являются: 1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; 2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности; 3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации41. 49.50 Он состоит из следующих структурных подразделений -главноеуправление организационно-правового обеспечения деят-ти судов, военных судов, главное финансово-экономич. Управление, управление гос.службы и кадрового обеспечения, контрольно-ревизионное управление, управление делами, упр.капитального строительства, отдел учебных и образовательных учреждений, отдел международно-правового сотрудничества. Его возглавляет – Генеральный директор Суд.деп-та при Верх.Суде, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета Судей РФ. Ген.дир-р руководит деят-тью Суд.деп-та..., представляет суды в Правит-ве РФ, федеральных органах исполнит. Власти, издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Суд.деп., ежегодно отчитывается о деят-ти Суд.деп. перед Председателем Верховного Суда РФ и Советом Судей РФ, и т.д. В Суд. Деп-те образуется коллегия в составе Ген. Директора Суд. Деп-та, его заместителей и других работников Суд. Деп. Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ. Нижестоящим звеном по отношению к Суд. Деп. Являются его управления (отделы) в субъектах РФ. Управление (отдел) Суд. Деп. В пределах своей компетенции осуществляет подбор кандидатов на должности судей, организует и обеспечивает работу экземенац.комиссии по приему квалификац. Экзамена на должность судьи (Приказ от 31 мая 1999), изучает организацию деят-ти районных судов и т. д.
Управление (отдел) Суд. Деп-та возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Ген. Дир. Суд. Деп-та по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, и т. д.
51. Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации. Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности. Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
42. Конституция РФ, ФКЗ "О судебной системе РФ" 1996г., Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964г. - рассмотрение по первой инстанции дел особой общественной значимости (при согласии на это подсудимого или сторон гражданского дела). - рассмотрение по первой инстанции уголовных дел о преступлениях судей (по желанию подсудимого судьи, но так делается традиционно почти всегда). - имеет исключительную подсудность при рассмотрении некоторых гражданских дел, как-то: жалобы на действия и решения Центральной избирательной комиссии РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ; жалобы на приостановление деятельности общероссийских и международных общественных организаций; жалобы на незаконность нормативных актов министерств и ведомств; жалобы на ненормативные распоряжения высших органов государственной власти. - рассмотрение кассационных и частных жалоб и протестов на решения по уголовным и гражданским делам судов уровня субъекта РФ, не вступившие в законную силу. - рассмотрение надзорных протестов на все решения нижестоящих судов, вступившие в законную силу. - рассмотрение представлений о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. - может санкционировать важнейшие оперативно-розыскные мероприятия при отказе в этом суда уровня субъекта РФ. - рассмотрение жалоб на отказ в изменении меры пресечения в виде заключения под стражу в суде уровня субъекта РФ. - имеет право официальной публикации своих решений (в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации"). - публикует постановления по вопросам обобщения судебной практики (пленум суда).
35. Районные суды учреждаются и упраздняются федеральным законом. Обычно районный суд функционирует на территории одной административно-территориальной единицы низшего уровня (района в Санкт-Петербурге, улуса в Якутии и т.д.). Все судьи назначаются указом Президента РФ, в соответствии с установленным порядком.
В состав районного суда входят: - председатель районного суда (назначаемый указом Президента РФ по представлению квалификационной коллегии судей вышестоящего суда). Когда в состав суда входит 1 судья, он же является председателем. - заместители председателя районного суда. - федеральные судьи. - народные заседатели. - судебные секретари и судебные консультанты. - судебные приставы. - технические работники Аппарат районного суда обычно разделяется на общую канцелярию, канцелярию по уголовным делам, канцелярию по гражданским делам и архив районного суда.
38. формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; - дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы; - дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территорииРФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции. Военные суды рассматривают жалобы на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, жалобы на действия или бездействие военных прокуроров по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы. Они также рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,нанеприкосновенность жилища. Военные суды образуют единую систему, состоящую из трех звеньев. Низшее звено составляют гарнизонные военные суды, второе (среднее) звено окружные (флотские) военные суды, а высшим звеном для военных судов является Верховный Суд РФ, в состав которого входит Военная коллегия.
Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы. Понятие, основные черты и задачи Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан. В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме. Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.
2. Виды правоохранительных органов. Их взаимодействие между собой и органами государственной власти «Правоохранительные органы» можно было бы определить как дисциплину, в рамках к-рой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами гос-ва. Реализация правоох-ной деятельности возлагается прежде всего на специально уполномоченные гос-ные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими - по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в др. областях. К гос-ным относятся: суды (Конституционный, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные, суды субъектов РФ); учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при ВерхСуде РФ и его местные учреждения, Федеральн.служба судебн.приставов Министерства юстиции РФ и иные фед.службы этого Министерства, а также др.органы и должностные лица); прокуратура; некоторые из учреждений и должн.лиц, призванных выявлять и расследовать преступления (например, следственный аппарат прокуратуры, органов ВД ФСБ РФФ и ФС РФ по контролю за оборотом наркотич.средств и психотропных в-в). Они несут ответственность за осуществление конституционного контроля, правосудия, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений. К негос-ным относятся: адвокатура, нотариат, занимающийся частной практикой. Их функция – оказание юр.помощи.
Предмет и система курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных органов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следственные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотношения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридических дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д.
4. Законодательные и иные правовые акты, регулирующие организацию правоохранительных органов. Их общая характеристика и основное содержание Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, прокуратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня. Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные началаее деятельности, являются, помимо Конституции РФ, Закон “О статусе судей в Российской Федерации”, Закон “О судоустройстве РСФСР”, Федеральный закон “О судебной системе Российской Федерации”. Два последних закона взаимодополняют друг друга, поскольку, хотя Закон о судебной системе был принят в 1996 году, а Закон о судоустройстве - в 1981 году, часть положений, закрепленных Законом о судоустройстве, не вошла в новый закон, не была им изменена и, следовательно, продолжает действовать в настоящее время. Закон “О судебной системе РФ” закрепил понятие “судебная власть”, раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе определена судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов. Закон “О статусе судей в РФ” закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей. Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” и Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”. Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре Российской Федерации”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, пo существу, был принят новый закон.
6. Понятие судебной власти
В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной власти. Впервые судебные органы как носители судебной власти, равнозначной по своему значению власти законодательной и исполнительной, были определены в Законе о статусе судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конституционном уровне. В ст. 10 Конституции РФ говорится: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Таким образом, Конституцией РФ определено, что судебная власть является одним из видов государственной власти. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин “судебная власть” понимается и как правомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин “власть” все же следует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять. Поэтому судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам - судам и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.
6. Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающихиз закона: 1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами 2. Исключительность судебной власти 3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.053 с.) |