ТОП 10:

Специалисты финансово-банковского сектора как страта российской экономической интелегенции.



Состояние банковского сектора во многом определяется процессами, происходившими в экономике после финансово-экономического кризиса 1998 года. Под влиянием кризисной ситуации на валютном рынке и рынке государственного долга произошло некоторое сокращение функциональных параметров банковского сектора. Осуществленные меры по реформированию банковского сектора, а также улучшение макроэкономической ситуации позволили достичь восстановления основных параметров банковской деятельности к предкризисному уровню.

Развитие российского банковского сектора в настоящее время происходит на фоне позитивных изменений общей макроэкономической ситуации в стране, обусловленных прежде всего благоприятными условиями для осуществления внешнеэкономической деятельности и выгодной мировой конъюнктурой на традиционные товары российского экспорта. Достигается рост производства товаров и услуг, стабилизация ситуации на валютном рынке, увеличение реальных доходов населения, повышение инвестиционной активности.

Наметились позитивные сдвиги в бюджетной сфере, которые проявились в увеличении налоговых поступлений в бюджет и превышении доходов бюджета над его расходами. Улучшение состояния государственных финансов позволило не прибегать к широким заимствованиям на внутреннем рынке. В связи с переходом к рыночным отношениям и многократным расширением рынка финансовых услуг в нашей стране резко возрос спрос на специалистов финансово-экономической специализации: экономистов, бухгалтеров, аудиторов, финансистов, страховщиков, менеджеров (разного профиля) и т. д. Финансово-экономические и юридические специальности во многом стали определять престижность нового экономического образования, теснейшим образом связанного со знанием правовых основ финансово-банковской деятельности. Резко увеличилось число занятых в управленческой, административной сферах российских банков. Возник социальный запрос на становление в российском обществе нового вида и новой страты в структуре общества – экономической, частью которой являются специалисты финансово-банковского сектора. За последние десятилетия финансово-банковская страта стала одной из наиболее динамично развивающихся в социальной структуре российского общества.

В условиях рыночной экономики финансово-экономические вузы формируют не просто специалистов-экономистов, а новый социальный слой, являющийся важным элементом современной социальной структуры российского общества, характеризующейся следующими условностями:

1. Определилось место и роль экономической страты в социально-классовой структуре российского общества как составной части среднего класса.

2. Отмечается качественно новый уровень профессиональной подготовки экономической интеллигенции, затребованный рынком товаров и услуг, плюрализмом форм собственности, конфликтами и социальными противоречиями между его субъектами и объектами.

3. Складывается высокий уровень социальной и профессиональной мобильности современной экономической интеллигенции в финансово-банковском секторе экономики.

4. Становится очевидной высокая степень социальной адаптации представителей экономической интеллигенции к быстро меняющимся социальным условиям и рынку финансовых услуг.

5. Выстраиваются особые морально-этические качества представителей экономической страты.

6. Отмечается высокая мобильность финансово-банковской страты на рынке образовательных услуг. Ее представители во многом рекрутируются из слоев прошлой традиционной интеллигенции: инженерно-технической и гуманитарной.

7. Возникновение нового социального образования – финансово-банковской общности – позволило вычленить не только отдельную страту в системе общества, но и определиться со структурой внутри нее.

Ряд исследователей говорят о трехуровневой структуре современного формирующегося нового страта – банковские служащие. В основе такой стратификации лежит, прежде всего, уровень доходов и, в меньшей мере, социальный статус.

Первый уровень – нижний. С ним идентифицируют себя до 37% представителей банковских служащих.

Второй уровень – средний. К такой группе относят себя 58% опрошенных.

Верхний уровень составляют 5% опрошенных представителей банковского сектора экономики.

Существенное влияние на самооценку респондентами своего социального статуса оказывает образ жизни, престижность профессии и уважение окружающих (в целом – социальный престиж). Выявленные социальные показатели характеризуют банковских служащих как "средний класс" именно российской формации ХХI столетия, а точнее – переходного периода формирования рыночных отношений в обществе.

Представители финансово-банковского сектора характеризуются также особенностями присущего им экономического поведения и социальной мобильности.

Банковские служащие России отличаются наибольшей включенностью в рыночный сектор экономики, предпринимательской активностью и разнообразием форм экономического (включая самозанятость) поведения, даже если они являются наемными работниками.

В целом, как показала социальная практика, работники финансово-банковского сектора, в известной мере, адаптировались к новым кризисным условиям и, в определенной мере, реанимировались. Возможно, при более продуманной государственной и взвешенной экономической политике новообразующаяся страта сможет оказать положительное воздействие на формирование среднего класса и на социальную стабилизацию общества в целом.

 

1. Объект и предмет изучения экономической социологии. Экономическое поведение. Экономическое сознание. Экономическое мышление.

2. Социальные отношения и их виды в сфере экономики и финансов.

3. Общесоциологические законы в познании социальных отношений в области экономики (социального целого, развития, структуры, взаимосвязи общественных потребностей и деятельности людей, взаимосвязи материального производства и общества).

4. Экономические законы в познании социальных отношений в области экономики (конкуренции, разделения и перемены труда, спроса и предложения).

5. Развитие экономической социологии за рубежом: ранний этап (Г. де Грееф, К. Маркс, М. Вебер, Т. Веблен, А. Смит, А. Маршалл, А. Маслоу).

6. Развитие экономической социологии за рубежом: этап активного становления (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Мейо, Д. Макгрегор, Дж. Бьюкенен, К. Эрроу).

7. Развитие экономической социологии за рубежом: этап полной институционализации (Т. Парсонс, Н. Дж. Смелзер, К. Дэвис, Д. Мур).

8. Развитие экономической социологии за рубежом: современный этап (Р. Сведберг, М. Грановеттера).

9. Развитие экономической социологии в России: М.М. Ковалевский, Б. Кистяковский, В.И. Ленин, А. А. Богданов, Н.И. Бухарин, Л.Н. Юровский, А.В. Чаянов, М.И. Туган-Барановский, Н.Д. Кондратьев.

10. Новая экономическая социология в России: Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.И. Верховин, Р.В. Радаев, Г.Н. Соколова, Г.Г. Силласте.

11. Причины интеграции социологии в финансово-банковскую сферу.

12. Сущность понятия «социальная структура». Теория социальной стратификации П. Сорокина: страты, социальная мобильность.

13. Социальные институты. Социальные статусы и их виды (главный, личный, социальный, предписанный, достигнутый, смешанный, эпизодический). Статусная роль. Элементы статуса.

14. Социальная структура российского общества: социально-классовая, социально-демографическая, социально-профессиональная, социально-территориальная, национальная подструктуры.

15. Социальная группа – образующий элемент социальной структуры: сущность понятия, виды.

16. Специалисты финансово-банковского сектора как страта российской экономической интеллигенции.

17. Социальные интересы. Социальные противоречия. Изменение социальной структуры.

18. Виды социальной мобильности, ее структура и последствия. Социально-профессиональная и должностная мобильность.

19. Частные социологические теории, их предмет и объект в структуре экономической социологии. Социология труда. Социология занятости.

20. Частные социологические теории, их предмет и объект в структуре экономической социологи. Социология управления (менеджмента). Социология безработицы.

21. Социальные интересы, сущность, структура.

22. Изменение социальной структуры. Виды социальной мобильности, ее структура и последствия. Социально-профессиональная и должностная мобильность.

23. Основные методы социологических исследований: опрос (анкетирование и интервьюирование, интернет-опрос, экспертный опрос), анализ документов.

24. Принципы конструирования анкеты, сбора первичной социологической информации и ее анализа.

25. Применение социологических данных в экономической практике и в социальном управлении.

26. Сущность понятия «экономическое поведение». Ролевое поведение индивида.

27. Ролевые функции объектов экономической социологии и формы экономического поведения личности. Модели экономического поведения.

28. Сущность понятий «экономическое сознание» и «экономическая культура». Экономическая культура и ценностные ориентации в сфере экономики.

29. Предпринимательская культура. Сберегательная культура.

30. Потребительская культура. Культура ролевых групп в экономике.

31. Социальная конфликтология: ее предмет и объект в сфере экономики. Сущность понятия «Социальный конфликт».

32. Сущность и особенности социального конфликта в сфере экономики и финансов. Конфликтогенез и его стадии.

33. Функции социального конфликта. Структура социальных конфликтов в финансово-банковской сфере (предмет, субъекты, характер, формы протекания).

34. Виды и типология конфликтов в финансово-банковской сфере: по масштабу; по уровню развития; по сферам действия и возникновения; по формам протекания

35. Сущность понятия «общественное мнение». Общественное мнение как направление исследования в социологии за рубежом и в России.

36. Общественное мнение как элемент социального механизма экономики. Объективный и субъективный критерии.

37. Сущность понятия «общественное мнение». Общественное мнение как направление исследования в социологии за рубежом и в России.

38.Общественное мнение как элемент социального механизма экономики. Объективный и субъективный критерии.

39. Объекты общественного мнения. Механизм формирования общественного мнения: зарождение – становление и функционирование – выражение, учет и анализ – затухание.

40. Функции общественного мнения (оценочная, аналитическая, регулятивная, социального контроля). Манипуляция общественным мнением.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.008 с.)