Пунктуация при прямой речи и цитатах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пунктуация при прямой речи и цитатах



1. Перед прямой речью, начинающейся с абзаца, ставится тире:

– Ты, Васька, знаешь, какая она большущая?

– Кто?

– Луна. (Алекс.)

2. Если авторские слова предшествуют прямой речи, то после них ставится двоеточие:

Герасимов с веселой злостью выговаривал в такт своему пулемету:

– Нет, немчура, шалишь, тут тебе не Париж! (Люб.)

3. Если авторские слова следуют за прямой речью, то после прямой речи ставится знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире:

– Вы куда, на Ремизовскую? – спросил Саенко. (сим.)

– По местам, товарищи командиры! – скомандовал Лопатин. (Люб.)

– Мама… – позвал я. Женщина не слыхала. (Хал.)

– Теперь рассказывайте мне по порядку, – услышал Артемьев начало фразы. (Сим.)

4. При разрыве прямой речи авторскими словами на две части возможны такие случаи:

а) если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого пунктуационного знака или должна была быть запятая, точка с запятой, двоеточие, тире или скобка, то авторские слова выделяются с обеих сторон запятой и тире:

– Оперативный дежурный ближе с этой стороны, – сказал старшина, – а политотдел – стой, надо обойти дом (Сим.);

– Дайте затянуться, – прошептал Давыдов, – с утра не курил… (Люб.) и др.;

б) если на месте разрыва прямой речи должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире (вторая часть прямой речи при этом пишется с прописной буквы), например:

– Полковая бьет, – по слуху определил Лопатин. – До гранат дело еще не дошло (Люб.);

в) если на месте разрыва должно было бы стоять многоточие или знак вопросительный или восклицательный, то перед авторскими словами ставятся этот знак и тире, а после – точка и тире(вторая часть прямой речи при этом пишется с прописной буквы, авторские слова – со строчной), например:

– Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? (Ч.);

г) если в авторских словах есть два глагола со значением высказывания и один из них относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после авторских слов ставятся двоеточие и тире, (прямая речь при этом продолжается с прописной буквы), например:

– Прекращайте работу, – сказал Оленин, посветил на часы озадаченно проговорил, вглядываясь в темноту: – Чего они медлят? (Андр.)

5. Если прямая речь находится внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – запятая или тире. Запятая ставится, если она нужна по условиям контекста авторских слов: Я только посмотрел на нее, а она отвернулась, сказавши: «Ступайте за мной, мой паж», пошла к флигелю. (Т.)

Тире ставится, если в авторских словах на месте вставки прямой речи не должно быть запятой или в конце прямой речи стоит многоточие. Вопросительный или восклицательный знак: Тулин хотел сказать: «Так значит, вам все известно?» – но тут же мысленно продолжил диалог (Гран.).

Употребление кавычек

  1. Прямая речь, идущая в строку (в подбор, без абзацев), выделяется кавычками: Герасимов с веселой злостью выговаривал в такт своему предмету: «Нет, шалишь, тут тебе не Париж!» (Люб.);

Если авторские слова вставлены в середину прямой речи, то кавычки не ставятся между прямой речью и авторскими словами, а только в начале и в конце прямой речи: «Оперативный дежурный ближе с одной стороны, – сказал старшина, – а политотдел – с той, надо обойти дом» (Сим.) и т.п.

  1. Если реплики следуют в строку и не сопровождаются авторскими словами, то каждая из них заключается в кавычки и оделяется от соседней посредством тире: Ты, Васька, знаешь, какая она большущая?» – «Кто?» – «Луна». (Алекс.)

 

  1. В кавычки заключаются цитаты. При приведении цитаты в сопровождении авторских слов остальные знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи: «Баратынский, говорит Пушкин, – принадлежит к числу отличных наших поэтов». (Бун.)

Примечания:

  1. Перед цитатой, вставленной в середину предложения, двоеточие не ставится: Не согласен я с Вами в том, что «напрасно читаю всякую дребедень» (Горьк.)
  2. Кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном, ироническом значении, а также в различного рода наименованиях: Предстояло взвесить множество «за» и «против» (Гран.); Это был рыхлый молодой человек с рыжеватой бородкой. Таких людей принято называть «шляпами» и «тюфяками» (Пауст.); Из городка Н. профессор Вершинин мчался на «газике» больше суток (Залыг.); Над трубой «Любимчика» еще не вьется даже дымок. В машинном отделении пусто (Кор.); «“За отвагу” вам вручили, а, Мартыненко?» – спросил Серпилин, радуясь, что все же вспомнил фамилию солдата. (Сим.)

Выделяется несколько синтаксических конструкций с прямой речью. Знаки препинания в таких предложениях зависят от того, в какой позиции прямая речь находится по отношению к словам автора.

1) слова автора перед прямой речью:

Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: Как я захочу». (К.Бальмонт) А: «П».
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой…» А: «П…»

2) слова автора после прямой речи:

«Славная погода будет», – заметил я, гладя на светлое небо. (И.Тургенев) «П», – а.
Нет, он не англичанин…» – подумал Берлиоз. (М.Булгаков) «П…» – а.
«Золото, золото падает с неба!» – дети кричат и бегут за дождем. (А.Майков) «П!» – а.
«Прогулялись?» – ласково, с улыбкой милого снисхождения спрашивает хозяйка. (И.Бунин) «П?» – а.

3) слова автора внутри прямой речи:

«Вот на этом поле, – сказал Ноздрев, – русаков такая гибель, что земли не видно». (Н.Гоголь) «П», – а, – п».
«Чему обучаюсь? – переспросил Макар и захлопнул книжку. – Английскому языку». (М.Шолохов) «П?», – а. – П».
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И.Крылов) «П!», – а. – П».
«Я говорил вам, – воскликнул он, – что нынче будет погода; надо торопиться, а то, пожалуй, она застанет нас на Крестовой. Трогайтесь!» (М.Лермонтов) «П», – а, – п!»
«Одна, – сказал Егор и, вздохнув, добавил: – Я думаю, ей там не тесно». (А.Чехов). «П», – а: – П».

4) прямая речь внутри авторских слов:

Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот», – вздохнул, помолчал и ушел. (А.Толстой) А: «П», – а.
Наконец, он воскликнул: «Нет, не могу, не погублю ее!» – и убежал. (М.Лермонтов) А: «П!» – а.
Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» – когда все утихло вокруг. (И.Тургенев) А: «П?» – а.

 

Разновидностью прямой речи являются цитаты – дословные выдержки из текстов, из чьих-либо высказываний.

Существует несколько способов оформления цитат.

1. Цитата оформляется как прямая речь. В этом случае знаки препинания расставляются так же, как в предложениях с прямой речью.

Гоголь писал: «Никто из наших поэтов не был еще так скуп на слова и выраженья, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого».

2. Цитата может быть включена в предложение с косвенной речью. При этом цитата выделяется кавычками.

М. Горький писал, что «русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».

3. Цитата может быть включена в предложение при помощи специальных вводных конструкциях типа по словам …, как писал …, как говорил …

По словам И.С. Тургенева, он «никогда, ни одной строки в жизни не напечатал не на русском».

Чужой речью являются и эпиграфы. Они оформляются без кавычек, а ссылка на автора дается без скобок. После фамилии автора ставится точка.

Какой светильник разума угас! Н.Некрасов.

Если стихотворный текст цитируется с точным соблюдением строк и строф подлинника, то кавычки не ставятся.

Тебя приветствую я снова.

Маститый старец – темный лес,

Стоящий мрачно и сурово

Под синим куполом небес.

(В. Бенедиктов)

Если стихотворный текст цитируется без соблюдения строк и строф, то ставятся знаки препинания, как при прямой речи.

Бенедиктов обращается к лесной стихии, как к живому существу:

«Тебя приветствую я снова.

Маститый старец – темный лес,

Стоящий мрачно и сурово

Под синим куполом небес».

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.012 с.)