Межгарнизонный и Белорусский военные суды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межгарнизонный и Белорусский военные суды



В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” к системе общих судов относятся также военные суды. Исторически они представляют собой первые специализированные органы правосудия в белорусской судебной системе. Своеобразие их правового статуса заключается в следующем:

· военные суды являются частью системы общих судов и на них в полной мере распространяются конституционные нормы об основах судебной власти, законодательства о судоустройстве и статусе судей, уголовно-процессуальный и гражданский процессуальный кодексы, разъяснения Пленума Верховного суда Республики Беларусь;

· наряду с осуществлением общих для всех органов правосудия задач, закрепленных в ст. 3 закона “О судоустройстве” и статусе судей в Республике Беларусь”, на военные суды возложено выполнение и ряда специфических функций. Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения службы;

· система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом структуры и организации Вооруженных Сил. Она состоит из трех звеньев: межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда;

· военные суды обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде, который является для них общим высшим судебным органом, поскольку имеет в своем составе Военную коллегию;

· военные суды рассматривают дела в отношении лишь узкого круга субъектов – лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы.

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд Республики Беларусь, поскольку на него возложено исполнение указанной функции в отношении всех общих судов. Финансирование деятельности военных судов Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда, обеспечение их транспортными средствами, связью, оружием, охраной, служебными и жилыми помещениями осуществляется Министерством обороны за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделяемых на эти цели данному министерству. Это установлено Декретом Президента Республики Беларусь № 41 от 24.11.99 “О военных судах Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда”[56].

 

Подсудность военных судов

К ведению военных судов относится рассмотрение уголовных и гражданских дел, что сближает их с другими общими судами. Однако дела, которые входят в сферу юрисдикции военных судов, имеют свои особенности.

Уголовные дела могут быть предметом их рассмотрения, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего (ч. 2 ст. 36 Закона).

Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.

Статус военнослужащих приобретается гражданами Республики Беларусь со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы (ст. ст. 1 и 2 Закона “О статусе военнослужащих”)[57].

Лицо, не обладающее указанным статусом, может предстать перед военным судом в качестве подсудимого лишь в следующих случаях: когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления является военнослужащим; когда он совершил преступления будучи военнослужащим, а моменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно из совершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).

Любые преступления, совершенные лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, подлежат рассмотрению военных судов. Кроме того, к исключительной подсудности этих судов относятся уголовные дела о преступлениях против военной службы, которым посвящена глава Х1V Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Это уклонение от призыва на военную службу, явки на сборы, от воинского учета, самовольное оставление части или места службы, дезертирство и другие.

Уголовные дела о преступлениях рассматриваются военным судьей единолично, если мера наказания за их совершение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальных случаях дело должно рассматриваться коллегиальным составом суда: военным судьей и двумя народными заседателями. Если соучастником военнослужащего являлся несовершеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда.

Как и районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды разрешают жалобы участников процесса на задержание, заключение под стражу, продление срока содержания под стражей, прекращение дела и принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение. Этим занимается военный судья единолично.

Военные суды рассматривают также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы: о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы (ст. 43 ГПК).

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении № 15 от 18.12. 92 “О судебной защите военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц” дал разъяснение, касающееся подсудности гражданских дел военным судам[58]. Это прежде всего, дела по жалобам:

n о необоснованной задержке в присвоении очередного воинского звания;

n о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;

n об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего или членов его семьи, а также по иным семейным обстоятельствам;

n о необоснованном понижении в должности;

n об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами;

n о возложении на военнослужащих обязанностей, не предусмотренных законодательством, положениями о прохождении службы и воинскими уставами;

n о незаконном возложении материальной ответственности;

n по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих (отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие с учета, перенос очереди на получение жилого помещения и др.).

Во всех случаях неправомерными, ущемляющими права военнослужащих признаются такие действия органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых военнослужащий незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему законом или иным нормативным актом, на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность[59].

Жалобы военнослужащих по указанным вопросам рассматривает судья межгарнизонного военного суда единолично в порядке, установленном ГПК для

дел, возникающих из административно-правовых отношений (глава 29).

Не подлежат обжалованию в суд действия органов управления и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфере управления войсками (о передислокации войск, проведении учений), а также в организации боевого дежурства, несении караульной службы и т.п.

Межгарнизонные военные суды рассматривают также следующие заявления военнослужащих:

n о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения;

n о восстановлении в прежней должности в случае незаконного перевода или понижения в должности;

n о отмене дисциплинарных взысканий;

n о взыскании страховых сумм при наступлении инвалидности и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;

n о возмещении вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением воинских обязанностей;

n о взыскании денежного обеспечения или иных видов довольствия, а также средств за не использованное санаторно-курортное лечение, расходов по проезду на транспорте и другие требования имущественного характера. Указанные категории гражданских дел разрешаются также судьей единолично, но по правилам искового производства, регламентированного в разделе VI ГПК.

Жалобы военнослужащих и членов их семей на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц, а также дела искового производства, не вытекающие из воинских правоотношений этих лиц, разрешаются районными (городскими) судами.

В отличие от судов общей юрисдикции военные суды не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

 

Межгарнизонный военный суд

Межгарнизонные военные суды образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил государства и других воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 33 Закона).

В Республике Беларусь действует шесть межгарнизонных военных судов:

в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове.

Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. При наличии пять и более судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность заместителя председателя (ст. 34 Закона).

Количество судей для каждого межгарнизонного военного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 35 Закона). Только Межгарнизонный военный суд в г. Минске имеет шесть судей, во всех остальных – по три судьи.

К судьям межгарнизонных военных судов кроме общих требований, предъявляемых к судьям районных (городских) судов, применяются два дополнительных: состоять на действительной военной службе; иметь офицерское звание. Поэтому на них распространяется действие актов законодательства, регламентирующих статус судей и военнослужащих одновременно.

Народными заседателями межгарнизонного военного суда также могут быть граждане Республики Беларусь, состоящие на действительной военной службе. Их количество для межгарнизонного военного суда составляет 35 человек на одного судью.

Списки народных заседателей военных судов составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.

Межгарнизонный военный суд действует только как суд первой инстанции, рассматривая подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, подсудных военным судам.

Председатель межгарнизонного военного суда и его заместитель назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.

Председатель межгарнизонного военного суда выполняет функции судьи, председательствует в судебных заседаниях и осуществляет руководство работой суда: распределяет дела и иные обязанности между судьями; ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов; руководит работой аппарата суда, осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала; организует работу по повышению квалификации работников суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заместитель председателя межгарнизонного военного суда осуществляет в соответствии с распределением обязанностей полномочия по руководству работой суда, исполняет функции председателя в его отсутствие либо при невозможности осуществления им своих обязанностей.

В межгарнизонных военных судах имеется аппарат, выполняющий вспомогательные функции аналогичные тем, которые осуществляют работники аппарата районных (городских) судов. Его численность зависит от количества судей в конкретном суде и объема их работы.

 

Белорусский военный суд

Белорусский военный суд является вторым звеном в системе военных судов республики. Его количественный состав устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 39 Закона).

Белорусский военный суд состоит из председателя суда, двух его заместителей, шести судей и народных заседателей. Число последних определяется в размере 25 человек на одного судью. Списки народных заседателей для Белорусского военного суда составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.

Белорусский военный суд действует в составе судебных коллегий, которые утверждаются его председателем из числа судей этого суда для специализированного отраслевого рассмотрения дел.

Однако название этих коллегий в законе отсутствует. Руководство их работой осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

Председатель Белорусского военного суда в необходимых случаях вправе привлекать судей одной коллегии к рассмотрению дел в составе другой коллегии.

Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, а также о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь, совершенные военнослужащими (ч. 1 ст. 268 УПК).

Белорусский военный суд вправе рассматривать по первой инстанции и гражданские дела в случаях, предусмотренных законодательством (ч. 3 ст. 44 ГПК).

Он может изъять любое уголовное или гражданское дело из межгарнизонного суда и принять его к своему производству по первой инстанции.

В кассационном порядке судебные коллегии Белорусского военного суда рассматривают жалобы и протесты на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления межгарнизонных военный судов. С этой целью в судебных коллегиях образуются составы суда. Могут также образовываться специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел.

Белорусский военный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов, оказывает им помощь в применении законодательства. Для этого за каждым судьей Белорусского военного суда закрепляется определенный межгарнизонный суд, что способствует поддержанию постоянных связей нижестоящих судов с вышестоящим, систематическому контролю за качеством осуществления правосудия и уровнем его организации.

Судебные коллегии Белорусского военного суда по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия, предоставленные им законодательными актами (ч. 2 ст. 42 Закона)

Руководит работой Белорусского военного суда председатель и его заместители, которые назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.

Председатель Белорусского военного суда выполняет следующие процессуальные полномочия: председательствует в судебных заседаниях коллегий; истребует из межгарнизонных военных судов судебные дела для проверки их в порядке надзора; приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; приостанавливает исполнение решений по судебным делам (ст. 43 Закона).

Председатель Белорусского военного суда также осуществляет организационные полномочия по руководству судом. С этой целью он наделяется следующими функциями: руководит работой аппарата суда и организацией работы судебных коллегий; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда; организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; истребует из межгарнизонных военных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке6 конституционности нормативных актов; организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, ведет личный прием граждан; участвует в работе Пленума Верховного Суда с правом решающего голоса (ст. 43 Закона).

Заместители председателя Белорусского военного суда: осуществляет руководство работой соответствующих коллегий; председательствует в судебных коллегиях и назначает председательствующими членов коллегии; ведут личный прием граждан; изучают и обобщают судебную практику, анализирует судебную статистику.

В случае отсутствия председателя Белорусского военного суда либо при невозможности осуществления им своих обязанностей функции председателя суда исполняет один из заместителей председателя (ст. 44 Закона).

Для обеспечения деятельности по осуществлению правосудия в Белорусском военном суде имеется аппарат суда, аналогичный по своему составу и функциям аппарату областных и Минского городского судов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.027 с.)