ЛЕКЦИЯ III. Конституционные основы (принципы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕКЦИЯ III. Конституционные основы (принципы)



СУДОУСТРОЙСТВО

 

(Конспект лекций)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ I. Предмет, система и основные понятия

курса “Судоустройство”................................……………………………………....……….....3

 

ЛЕКЦИЯ II. Судебная власть и правосудие....……..........................................……….......13

 

ЛЕКЦИЯ III. Конституционные основы (принципы)

судебной власти...........................................………..............................................……….........22

 

ЛЕКЦИЯ IV. Судебная система (общие положения и развитие).......….........……….....28

ЛЕКЦИЯ V. Действующая судебная система Республики Беларусь.…....…………….44

 

ЛЕКЦИЯ VI. Правовой и социальный статус судьи, народных

и присяжных заседателей.........................……...................................................………......113

 

ЛЕКЦИЯ VII. Органы судебного самоуправления................................….………........139

 

ЛЕКЦИЯ VIII. Организационное материально-техническое

обеспечение деятельности судов.................................................................………….......147

 

ЛЕКЦИЯ IX. Прокуратура.......................................................................…...…..…........158

 

ЛЕКЦИЯ Х. Адвокатура......................................................................…........…..….......187

ЛЕКЦИЯ ХI. Органы предварительного расследования.................…....……..........232

 

ЛЕКЦИЯ ХII. Нотариат. Юридическая служба предприятия,

(объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям........……..……...........254

 

ЛЕКЦИЯ ХIII. Юстиция зарубежных государств........................….......……............274

Список рекомендуемой литературы...............................................……..…….............288


ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА “СУДОУСТРОЙСТВО”

Основные понятия:

Судоустройство, правоохранительная деятельность, суд, правоохранительные органы, юстиция государства, уголовная юстиция, судебно-правовая реформа, концепция судебно-правовой реформы, правовые источники курса.

Предмет, система и значение курса. Его связь с другими
юридическими дисциплинами

Судоустройство – это учебная дисциплина правоведения, изучающая теорию и историю судебной власти и судебной организации, правовые нормы, их определяющие, а также задачи, полномочия и устройство правоохранительных органов в Республике Беларусь и некоторых зарубежных государствах.

Система курса тесно связана с его предметом, определяется им. Она состоит из трех частей: 1) общей части, посвященной общим вопросам теории курса; 2) особенной части, в которой рассматриваются организация судебной системы, органов юстиции, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата и т.д. в Республике Беларусь; 3) специальной части, излагающей сведения об организации юстиции зарубежных государств.

“Судоустройство” находится в определенном соотношении с другими юридическими дисциплинами и прежде всего с общеправовыми и историко-правовыми курсами такими как общей теорией права, историей государства и права Беларуси, истории государства и права славянских народов и зарубежных стран.

Правовые источники курса

Правовые источники учебной дисциплины “Судоустройство” – это система законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих задачи, полномочия и организацию суда и правоохранительных органов, определяющих их систему, состав, структуру и порядок образования, а также исходные начала деятельности этих государственных органов.

Основным и главным правовым источником курса судоустройства, как и других юридических дисциплин, является Конституция Республики Беларусь, принятая на 13 сессии Верховного Совета 12-го созыва 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года.

Основной Закон Республики Беларусь отводит вопросам судебной власти значительное место. Ряд принципиальных положений содержится в I-ом разделе “Основы конституционного строя” и II- ом “Личность, общество и государство”, самостоятельной главе 6-ой “Суд” раздела IV-го “Президент, Парламент, Правительство, суд” и 7-ой главе “Прокуратура” раздела VII-го “Прокуратура. Комитет государственного контроля”.

В систему документов, создающих международные стандарты в области прав человека, в т.ч. и в сфере правосудия, входят: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.); Европейская хартия о статусе судей (1998 г.); Основные положения о роли адвокатов (1990 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.) и другие.

Организация судебной власти и правоохранительных органов регулируется главным образом законами, которые принимаются парламентом и обладают высшей юридической силой.

Базовым, основополагающим законом для отечественного судоустройства является Закон о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь, принятый Верховным Советом в соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы 13 января 1995 г.[5] Этот правовой акт открывает новый этап в белорусском судоустройстве, организации юстиции в целом. В нем нашли отражение и дальнейшее развитие конституционные основы судебной власти.

К законам, регулирующим вопросы организации судебной власти и правоохранительных органов, относятся также: Закон Республики Беларусь “О Конституционном Суде Республики Беларусь” от 30 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями от 3 марта 1995 г.[6]; Закон Республики Беларусь “О хозяйственных судах в Республике Беларусь” от 9 декабря 1998 г.[7]; Закон Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь” от 29 января 1993 г.[8]; Закон Республики Беларусь “Об адвокатуре” от 15 июня 1993 г.[9]; Закон Республики Беларусь “О милиции” от 26 февраля 1991 г.[10]; Закон Республики Беларусь “О возложении на управление налоговых расследований и его подразделения функций дознания” от 2 декабря 1992 г.[11] и др.

В последние годы принят ряд законов о внесении изменений и дополнений в Закон о судоустройстве и статусе судей, в частности от 9 и 15 июля 1998 г.[12]; о внесении изменений и дополнений в Закон о прокуратуре[13], в Закон об адвокатуре[14] и др.

Некоторые вопросы судебного строительства урегулированы постановлениями Верховного Совета Республики Беларусь, а именно: от 16 января 1992 г. “О включении военных трибуналов в систему судов Республики Беларусь” и “О военной прокуратуре”[15] и др.

К правовым источникам судоустройства относятся также Декреты и Указы Президента Республики Беларусь. Так, в качестве примера можно сослаться на Декрет Президента от 3 мая 1997 г. № 12 “О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности”[16], на Указ Президента от 4 декабря 1997 г. № 626 “О некоторых мерах по упорядочению деятельности судов Республики Беларусь”[17] и др.

Указами Президента Республики Беларусь 4 декабря 1997 г. утверждены Положение о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь, Положение о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь, Положение о квалификационных классах судей судов республики беларусь[18].

Следующим видом правовых источников рассматриваемого курса являются постановления Совета Министров Республики Беларусь. В частности, такими постановлениями были утверждены 1 декабря 1995 г. Положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь[19] и 12 февраля 1996 г. Кабинетом Министров юстиции республики было принято постановление “О международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате”[20]. 9 июня 1999 г. Президентом Республики Беларусь подписан Закон “О Международном арбитражном (третейском) суде”[21].

К источникам судоустройства следует отнести также ведомственные нормативные акты, регулирующие делопроизводство, вопросы статистической отчетности, организации работы судов и правоохранительных органов. Как правило, это утверждаемые Министром юстиции и руководителями правоохранительных органов Инструкции, Положения и пр.

Источниками судоустройства следует признать и разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающие при рассмотрении судебных дел, даваемые Верховным Судом Республики Беларусь и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь. Они являются обязательными для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Нормативность указанных актов высших органов судебной власти, оформляемых в виде постановлений пленумов этих судов, признается и Конституцией (ст.116). Они могут быть проверены Конституционным Судом Республики Беларусь на предмет их соответствия Конституции. Некоторые из постановлений регулируют вопросы организации работы судов. Так, 28 марта 1996 г. Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь принято постановление № 1 “Об улучшении рассмотрения жалоб и заявлений по судебным делам”. Вопросы организации работы судов затрагиваются и в других постановлениях пленумов названных судов. Можно сослаться, в частности, и на постановление № 14 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь “О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов”[22] и др.

В этой связи следует отметить возрастающую роль заключений Конституционного Суда Республики Беларусь в правовой жизни страны, в том числе и в области правоохранительной деятельности. Согласно ст. 128 Основного закона республики нормативные акты, признанные этим судом неконституционными, считаются не имеющими юридической силы в целом либо в определенной их части с момента принятия соответствующего акта, если им нарушаются права и свободы человека, либо с момента, определяемого Конституционным судом.

Заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат, иначе говоря они обязательны для исполнения. Еще более возрастает юридический авторитет и значение заключений Конституционного Суда в связи с установлением предусмотренной законом ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Не исключена возможность проверки Конституционным Судом соответствия Основному закону тех или иных чисто судоустройственных норм и правовых предписаний, имеющих отношение к организации правоохранительных органов, а также вынесение соответствующих решений рекомендательного характера. Все это имеет важное значение для совершенствования национальной правовой системы, обеспечения прав и свобод граждан.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Предмет, система и значение учебной дисциплины "Судоустройство".

2. Методологические и теоретические основы дисциплины.

3. Законодательные источники дисциплины.

4. Международно-правовые акты о правах человека в сфере правосудия.

5. Понятие о суде, правоохранительных органах и юстиции.

6. Общая характеристика основных направлений правоохранительной деятельности.

7. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь, ее предмет, цели и основные направления.

 


Свойства судебной власти

Чтобы судебная власть выполняла свое предназначение, ей должны быть присущи определенные свойства, качества, а именно: самостоятельность и независимость; полнота и исключительность; верховенство в системе юстиции; объективность и беспристрастность; политическая нейтральность; легитимность.

Все эти свойства судебной власти тесно между собой связаны и разграничение некоторых из них возможно только теоретически, хотя объективно они наличиствуют, переплетаясь и дополняя друг друга. Эти свойства проявляются в полномочиях судебной власти, ее организации и формировании, статусе судей и процедуре деятельности, взаимодействия с другими ветвями власти, обеспечивая выполнение возложенных на суд задач.

Каково же содержание названных свойств судебной власти?

Самостоятельность и независимость судебной власти – это организационное отграничение ее от других ветвей власти, осуществление судебных функций независимо от каких бы то ни было посторонних влияний при соблюдении тайны совещательной комнаты, на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Самостоятельность, как и независимость судебной власти, выражается также в отсутствии административного подчинения нижестоящих судов вышестоящим, как это имеет место в системе органов исполнительной власти. Решения судов не подлежат утверждению и, вступив в законную силу, становятся обязательными для исполнения на всей территории государства. Вместе с тем нужно отметить, что самостоятельность судебной власти осуществляется в пределах и порядке, предусмотренных законом, а независимость судей сочетается с их подчинением только закону. Правосудие осуществляется на основе закона и в порядке, установленном законом.

Полнота и исключительность судебной власти означает полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Иначе говоря, судебная власть не делит функцию правосудия ни с какой иной властью, т.е. является исключительной по своему характеру. Это проявляется и в общеобязательности вступивших в законную силу решений суда, невозможности их отмены даже высшими органами государственной власти, т.е. Парламентом и Президентом. Только вышестоящие судебные инстанции в предусмотренном законом порядке при наличии законных оснований вправе проверить и прокорректировать судебные решения, вынесенные органами судебной власти. Президент обладает лишь правом помилования осужденных (ст. 84 п. 19 Конституции), а Парламент – правом принятия решения об амнистии (ст. 97 п. 2 Конституции).

Объективность и беспристрастность суда также неотъемлемое свойство судебной власти, без которых она превращается в свою противоположность, в судилище и произвол.

Названный принцип требует непредвзятого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, собирания и проверки как обвинительных, так и оправдательных доказательств.

При личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела судья подлежит отводу или должен заявить себе самоотвод.

Верховенство судебной власти определяется тем, что она формируется высшей, верховной властью (Парламентом или Президентом). Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени Республики, независимо от чьей-либо воли, в точном соответствии с Конституцией и законами. Судьи в конституционном порядке наделяются полномочиями по отправлению правосудия.

Далее, верховенство судебной власти проявляется в ведущем, лидирующем ее положении в системе юстиции. Она контролирует досудебное производство и принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к ее компетенции. Судебная власть проверяет законность действий нотариальных органов и судебных исполнителей. Судебной власти принадлежит окончательное, авторитетное слово по вопросам конституционности законов, декретов и указов Президента.

Одним из необходимых свойств судебной власти является ее политическая нейтральность. Суды и судьи, как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе, должны быть вне политики и политической борьбы. Чтобы избежать политических влияний и пристрастий, судьи не могут состоять членами политических партий.

Легитимность судебной власти усматривают в ее соответствии закону, установленной им процедуре ее формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержки и признании авторитета выносимых ею решений.

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Основные понятия:

ЛЕКЦИЯ 4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЕ)

Основные понятия:

Суды общей юрисдикции

Районные (городские) суды

Районные (городские) суды являются основным звеном в системе судов общей юрисдикции, что обусловлено следующими факторами:

Районный (городской) суд образуется в районе и городе областного подчинения, не имеющими районного деления, а также в районе города республиканского подчинения, имеющем районное деление, и города Минска. (ч. 1 ст. 18 Закона).

Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда может быть образован один районный (городской) суд на район и город (ч. 2 ст. 18 Закона).

Надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов осуществляют областные и Минский городской суды, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции и управления юстиции исполкомов областей и г. Минска.

 

Подсудность военных судов

К ведению военных судов относится рассмотрение уголовных и гражданских дел, что сближает их с другими общими судами. Однако дела, которые входят в сферу юрисдикции военных судов, имеют свои особенности.

Уголовные дела могут быть предметом их рассмотрения, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего (ч. 2 ст. 36 Закона).

Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.

Статус военнослужащих приобретается гражданами Республики Беларусь со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы (ст. ст. 1 и 2 Закона “О статусе военнослужащих”)[57].

Лицо, не обладающее указанным статусом, может предстать перед военным судом в качестве подсудимого лишь в следующих случаях: когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления является военнослужащим; когда он совершил преступления будучи военнослужащим, а моменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно из совершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).

Любые преступления, совершенные лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, подлежат рассмотрению военных судов. Кроме того, к исключительной подсудности этих судов относятся уголовные дела о преступлениях против военной службы, которым посвящена глава Х1V Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Это уклонение от призыва на военную службу, явки на сборы, от воинского учета, самовольное оставление части или места службы, дезертирство и другие.

Уголовные дела о преступлениях рассматриваются военным судьей единолично, если мера наказания за их совершение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальных случаях дело должно рассматриваться коллегиальным составом суда: военным судьей и двумя народными заседателями. Если соучастником военнослужащего являлся несовершеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда.

Как и районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды разрешают жалобы участников процесса на задержание, заключение под стражу, продление срока содержания под стражей, прекращение дела и принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение. Этим занимается военный судья единолично.

Военные суды рассматривают также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы: о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы (ст. 43 ГПК).

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении № 15 от 18.12. 92 “О судебной защите военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц” дал разъяснение, касающееся подсудности гражданских дел военным судам[58]. Это прежде всего, дела по жалобам:

n о необоснованной задержке в присвоении очередного воинского звания;

n о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;

n об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего или членов его семьи, а также по иным семейным обстоятельствам;

n о необоснованном понижении в должности;

n об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами;

n о возложении на военнослужащих обязанностей, не предусмотренных законодательством, положениями о прохождении службы и воинскими уставами;

n о незаконном возложении материальной ответственности;

n по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих (отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие с учета, перенос очереди на получение жилого помещения и др.).

Во всех случаях неправомерными, ущемляющими права военнослужащих признаются такие действия органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых военнослужащий незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему законом или иным нормативным актом, на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность[59].

Жалобы военнослужащих по указанным вопросам рассматривает судья межгарнизонного военного суда единолично в порядке, установленном ГПК для

дел, возникающих из административно-правовых отношений (глава 29).

Не подлежат обжалованию в суд действия органов управления и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфере управления войсками (о передислокации войск, проведении учений), а также в организации боевого дежурства, несении караульной службы и т.п.

Межгарнизонные военные суды рассматривают также следующие заявления военнослужащих:

n о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения;

n о восстановлении в прежней должности в случае незаконного перевода или понижения в должности;

n о отмене дисциплинарных взысканий;

n о взыскании страховых сумм при наступлении инвалидности и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;

n о возмещении вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением воинских обязанностей;

n о взыскании денежного обеспечения или иных видов довольствия, а также средств за не использованное санаторно-курортное лечение, расходов по проезду на транспорте и другие требования имущественного характера. Указанные категории гражданских дел разрешаются также судьей единолично, но по правилам искового производства, регламентированного в разделе VI ГПК.

Жалобы военнослужащих и членов их семей на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц, а также дела искового производства, не вытекающие из воинских правоотношений этих лиц, разрешаются районными (городскими) судами.

В отличие от судов общей юрисдикции военные суды не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

 

Межгарнизонный военный суд

Межгарнизонные военные суды образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил государства и других воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 33 Закона).

В Республике Беларусь действует шесть межгарнизонных военных судов:

в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове.

Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. При наличии пять и более судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность заместителя председателя (ст. 34 Закона).

Количество судей для каждого межгарнизонного военного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 35 Закона). Только Межгарнизонный военный суд в г. Минске имеет шесть судей, во всех остальных – по три судьи.

К судьям межгарнизонных военных судов кроме общих требований, предъявляемых к судьям районных (городских) судов, применяются два дополнительных: состоять на действительной военной службе; иметь офицерское звание. Поэтому на них распространяется действие актов законодательства, регламентирующих статус судей и военнослужащих одновременно.

Народными заседателями межгарнизонного военного суда также могут быть граждане Республики Беларусь, состоящие на действительной военной службе. Их количество для межгарнизонного военного суда составляет 35 человек на одного судью.

Списки народных заседателей военных судов составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.

Межгарнизонный военный суд действует только как суд первой инстанции, рассматривая подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, подсудных военным судам.

Председатель межгарнизонного военного суда и его заместитель назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.

Председатель межгарнизонного военного суда выполняет функции судьи, председательствует в судебных заседаниях и осуществляет руководство работой суда: распределяет дела и иные обязанности между судьями; ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов; руководит работой аппарата суда, осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала; организует работу по повышению квалификации работников суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заместитель председателя межгарнизонного военного суда осуществляет в соответствии с распределением обязанностей полномочия по руководству работой суда, исполняет функции председателя в его отсутствие либо при невозможности осуществления им своих обязанностей.

В межгарнизонных военных судах имеется аппарат, выполняющий вспомогательные функции аналогичные тем, которые осуществляют работники аппарата районных (городских) судов. Его численность зависит от количества судей в конкретном суде и объема их работы.

 

Белорусский военный суд

Белорусский военный суд является вторым звеном в системе военных судов республики. Его количественный состав устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 39 Закона).

Белорусский военный суд состоит из председателя суда, двух его заместителей, шести судей и народных заседателей. Число последних определяется в размере 25 человек на одного судью. Списки народных заседателей для Белорусского военного суда составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.

Белорусский военный суд действует в составе судебных коллегий, которые утверждаются его председателем из числа судей этого суда для специализированного отраслевого рассмотрения дел.

Однако название этих коллегий в законе отсутствует. Руководство их работой осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

Председатель Белорусского военного суда в необходимых случаях вправе привлекать судей одной коллегии к рассмотрению дел в составе другой коллегии.

Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, а также о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь, совершенные военнослужащими (ч. 1 ст. 268 УПК).

Белорусский военный суд вправе рассматривать по первой инстанции и гражданские дела в случаях, предусмотренных законодательством (ч. 3 ст. 44 ГПК).

Он может изъять любое уголовное или гражданское дело из межгарнизонного суда и принять его к своему производству по первой инстанции.

В кассационном порядке судебные коллегии Белорусского военного суда рассматривают жалобы и протесты на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления межгарнизонных военный судов. С этой целью в судебных коллегиях образуются составы суда. Могут также образовываться специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел.

Белорусский военный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов, оказывает им помощь в применении законодательства. Для этого за каждым судьей Белорусского военного суда закрепляется определенный межгарнизонный суд, что способствует поддержанию постоянных связей нижестоящих судов с вышестоящим, систематическому контролю за качеством осуществления правосудия и уровнем его организации.

Судебные коллегии Белорусского военного суда по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия, предоставленные им законодательными актами (ч. 2 ст. 42 Закона)

Руководит работой Белорусского военного суда председатель и его заместители, которые назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.

Председатель Белорусского военного суда выполняет следующие процессуальные полномочия: председательствует в судебных заседаниях коллегий; истребует из межгарнизонных военных судов судебные дела для проверки их в порядке надзора; приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; приостанавливает исполнение решений по судебным делам (ст. 43 Закона).

Председатель Белорусского военного суда также осуществляет организационные полномочия по руководству судом. С этой целью он наделяется следующими функциями: руководит работой аппарата суда и организацией работы судебных коллегий; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда; организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; истребует из межгарнизонных военных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке6 конституционности нормативных актов; организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, ведет личный прием граждан; участвует в работе Пленума Верховного Суда с правом решающего голоса (ст. 43 Закона).

Заместители председателя Белорусского военного суда: осуществляет руководство работой соответствующих коллегий; председательствует в судебных коллегиях и назначает председательствующими членов коллегии; ведут личный прием граждан; изучают и обобщают судебную практику, анализирует судебную статистику.

В случае отсутствия председателя Белорусского военного суда либо при невозможности осуществления им своих обязанностей функции председателя суда исполняет один из заместителей председателя (ст. 44 Закона).

Для обеспечения деятельности по осуществлению правосудия в Белорусском военном суде имеется аппарат суда, аналогичный по своему составу и функциям аппарату областных и Минского городского судов.

 

Президиум Верховного Суда

Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь. Персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда (ч. 1 и 2 ст. 52 Закона). В настоящее время Президиум насчитывает 13 человек.

Заседания Президиума Верховного Суда проводятся по мере необходимости (ч. 4 ст. 52 Закона). На практике это происходит не реже двух раз в месяц.

Полномочия Президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Президиум рассматривает эти дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, кассационные и надзорные определения судебных коллегий Верховного суда (ч. 4 ст. 407 УПК, ч. 1 ст. 440 ГПК). Таким образом, Президиум прежде всего осуществляет надзор за деятельностью судебных коллегий Верховного Суда, а через них и за правосудием во всех судах республики. Поэтому его можно назвать высшей надзорной инстанцией в системе общих судов.

В рассмотрении Президиумом судебных дел принимают участие Генеральный Прокурор Республики Беларусь или его заместители. Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим на его заседании (ч. 3 и ч. 5 ст. 52 Закона).

Осуществляя надзор за судебной деятельностью, Президиум Верховного Суда не только исправляет ошибки, допущенные судебными коллегиями Верховного Суда и иных судов республики, но и направляет судебную практику, ориентируя эти суды на единообразное применение действующего законодательства, строгое соблюдение законности.

Организационная деятельность Президиума имеет два основных направления: 1) рассмотрение вопросов организации работы самого Верховного суда, его подразделений и аппарата; 2) воздействие на деятельность нижестоящих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения ими законодательства.

Первое направление состоит в рассмотрении Президиумом вопросов текущего и перспективного планирования работы Верховного Суда, докладов председателей коллегий об итогах работы за полугодие или квартал, об организации деятельности отдельных судебных составов, подразделений аппарата и сотрудников Верховного Суда, повышения их квалификации.

Подведение итогов и контроль за качеством аналитической работы судей Верховного суда и его аппарата – одна из основных функций Президиума. он рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и как самого Верховного суда, так и нижестоящих судов по отдельным категориям дел либо за определенный период времени. С этой целью на заседаниях Президиума Верховного Суда заслушивают председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о судебной практике по применению законодательства.

В по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.104.49 (0.115 с.)