Понятие и назначение Референдума 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и назначение Референдума



Референдум - (лат) «то, что должно быть сообщено». В принципе, референдум означает голосование избирателей, посредством которого принимаются государственные или самоуправленческие решения. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Если соблюдены установленные Конституцией и законодательством условия, то принятое путем референдума решение считается решением народа и его юридическая сила, зачастую как показывает мировая практика, выше юридической силы законов принятых Парламентом.

Решение на референдуме может приниматься посредством утвердительного или отрицательного ответа избирателей на поставленный вопрос либо посредством выбора между различными вариантами предлагаемого решения (народный выбор в мировой практике встречается очень редко).

Голосование избирателей называется плебисцитом (от лат «решение народа»). С юридической точки зрения разницы между референдумом и плебисцитом нет. Это полные синонимы. Как правило, в мировой практике, плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны решающее значение (например, плебисцит о государственной принадлежности и спорной территории, о форме правления). Например, Конституция Бразилии (ст.14) закрепила как референдум, так и плебисцит, причем предмет плебисцита закреплен, а референдума - нет.

Референдум является основной формой непосредственной (прямой) демократии и может быть использован как противовес представительной, как средство обойти Парламент и принять государственное решение вопреки ему. Например, ст.11 Конституции Франции: «Президент по определению Правительства или по совместному предложению обеих Палат может передать на референдум любой законопроект, который не противоречит Конституции, но влияет на функционирование государственных институтов».

В целом, референдум, как форма непосредственной демократии имеет определенные преимущества перед представительной при соблюдении отдельных условий:

· выносимые на референдум вопросы должны быть доступными для понимания избирателей

· до проведения референдума эти вопросы должны быть обстоятельно разъяснены через СМИ избирателям с указанием желаемых и возможных нежелательных и желательных последствий

Референдумы могут делиться на:

-Обязательные

-Консультативные (рекомендательные, факультативные)

Консультативные референдумы могут проводить и не проводить. Предметом этого референдума может стать любой вопрос, за исключением вопросов или проектов, вынесение которых запрещено Конституцией или законами. Обязательный референдум проводится в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято. Предметом обязательного местного референдума является, как правило, изменение территориального устройства государства или административно-территориальной единицы, финансовые вопросы, но, как показывает мировая практика, местные референдумы носят консультативный характер.

 

Право участия в референдумах

Как принято в мировой практике, в референдумах имеют право принимать участие все лица, обладающие активным избирательным правом. Но если условия получения активного избирательного права различны при выборах в Палаты Парламента, то участие в референдуме обуславливается активным избирательным правом по выборам в нижнюю палату, избираемую наиболее широким кругом лиц. Этот принцип действует и при проведении местных референдумов. Голосование на референдуме равное, т.е. каждый избиратель имеет такое же число голосов, как и любой другой. При чем вес каждого голоса одинаковый. Однако, в мировой практике есть исключения. Например, в Испании, где автономное сообщества образуются по инициативе большинства избирателей в каждой провинции, вхождение которой в сообщество предполагается, однако число избирателей не одинаково; следовательно, голос избирателя в провинции, где меньше жителей, является более весомым.

Избиратели на референдуме голосуют непосредственно за или против предлагаемого решения. Сам же процесс такой же, как и на выборах.

 

Предмет референдума.

Предмет референдума – это вопрос, подлежащий рассмотрению посредством народного голосования.

Консультативные референдумы могут проводить и не проводить. Его назначают в зависимости от рассмотрения органа, компетентного назначать референдум либо по инициативе группы граждан какой либо административно-территориальной единицы. Предметом этого референдума может стать любой вопрос, за исключением вопросов или проектов, вынесение которых запрещено Конституцией или законами. На референдуме не выносятся вопросы о налогообложении, амнистии и помиловании (ст.175 Конституции Италии).

Обязательный референдум проводится в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято. Референдумы, посредством которых решаются вопросы о принятии или изменении Конституции называются Конституционными

Существует понятие относительно обязательного референдума. Это когда речь идет о необходимости самого референдума.

Как правило, не могут выносятся на местные референдумы вопросы о бюджете, налогах, кадровых вопросах, отнесенных к ведению представительных органов.

Часто в зарубежных государствах запрещено в течение установленного срока повторное проведение референдума по одному и тому же предмету. Особенно, если решение на референдуме было принято отрицательное (например, конституция Италии: «если предложение об отмене закона было отменено, то повторный референдум по данному вопросу возможен не ранее, чем через 5 лет»).

Референдум – это мероприятие слишком дорогостоящее.

 

Инициатива назначения референдума

Как свидетельствует мировая практика, право назначать общенациональный референдум принадлежит обычно Главе государства или Парламенту, а иногда обоим органам либо по инициативе групп избирателей, Правительства, групп депутатов Парламента, региональных органов власти.

Государственные органы проводят референдум как правило, для разрешения конфликта между ними, для принятия государственного решения, требующего обязательности референдума, а так же для придания особого авторитета своим решением. В частности, право инициативы групп депутатов Парламента дает возможность оппозиционным партиям обратится к народу для разрешения своего спора с правящими партиями. Право инициативы референдума, предоставляемой группам избирателей, дает возможность им реализовывать свой политический интерес, иногда вопреки выраженному или молчаливому сопротивлению государственных органов придав ему силу общенационального интереса. В мировой практике, референдум, проводимый по инициативе избирателей, назевается петиционным, ибо группы избирателей должны подписать петицию с требованием провести референдум по определенному вопросу.

Круг субъектов, имеющих право инициировать местный референдум в основном такой же.

 

Организация референдума

Этот процесс в целом похож на избирательный процесс, а именно: составляются списки избирателей, образуются участки и округа для голосования, которые в отличие от избирательных округов имеют значение, призванное облегчить подсчет голосов комиссий или других органов по проведению референдумов. Проводится также агитация и разъяснительная кампания, процедура голосования, подсчет голосов, определение итогов референдума и их обнародование.

Голосование осуществляется официальными бюллетенями, обжалование и опротестование, как правило, регулируются законами с отсылками к процедурам, предусмотренным избирательным законом. Существует определенный порядок опротестования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.114.23 (0.006 с.)