Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь
Лекция 15.18. Понятие административно - территориального устройства. Цели и задачи деления территории государства на части - административно - территориальные единицы и территориальные единицы. Основные принципы административно - территориального устройства. Развитие административно - территориального устройства в Республике Беларусь и законодательства о нем. Виды и государственно-правовая характеристика административно-территориальных единиц Беларуси. Области, района (в сельской местности). Городов, района в городе. Сельского Совета, поселков (городских, рабочих, курортных). Сельские поселения. Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно - территориального устройства. Порядок переименования административно-территориальных единиц и изменения их границ.
Понятие административно-территориального устройства Под административно-территориальным делением понимается деление территории государства на части. Административно-территориальное устройство белорусского государства - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь В соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. В целях решения вопросов административно-территориального устройства издан Закон от 5 мая 1998 года "Об административно-территориальном делении и по-ядке решения вопросов административно-территориального уст-юйства Республики Беларусь", Указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. № 468 "Об утверждении Положения порядке решения вопросов, связанных с объединением одноимённых административно-территориальных единиц, имеющих административный центр", постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 г. № 1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию закона, в том числе Порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларусь, Порядок наименования и переименования предприятий учреждений, организаций, железнодорожных станций и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, Положение об Топонимической комиссии при Совете Министров.
Законом определены основные принципы административно-территориального деления. Оно основывается на следующих принципах: единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь; сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории; сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением; осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц и т.д. Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси. Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. В целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы. Территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на территориальные единицы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.
Территория Республики Беларусь делится на территорию областей и территории областей как административно-территориальных единиц. Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц. Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения являющихся административно-территориальными единицами, а т поселков городского типа и городов районного подчинения являющихся территориальными единицами. Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсовете составляют их территорию. Компетенция республиканских органов государственного управления и местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в пределах соответствующих административно-территориальных единиц определяется законодательством Республики Беларусь. Законом предусмотрено, что административно-территориальная и территориальная единица в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, может объявляться закрытой. Порядок объявления административно-территориальной и территориальной единицы закрытой и особенности управления ею определяются законодательством Республики Беларусь. В законе дано определение населенных пунктов. Населенный пункт - компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы. К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты. В Республике Беларусь устанавливается три категории городов: город Минск - столица Республики Беларусь; города областного подчинения; города районного подчинения. Населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, * играми соответствующих административно-территориальных единиц. Установлены критерии отнесения населенных пунктов к категориям. Населенные пункты Республики Беларусь относятся к определённым категориям в зависимости от: численности проживающего населения; уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры; государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории. К категории городов относятся: город Минск - столица Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законом; города областного подчинения - населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой.
В отдельных случаях к категории городов областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения; города районного подчинения - населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения. К категории поселков городского типа относятся: городские поселки - населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания; курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения; рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах. Все остальные населенные пункты (деревни, поселки) относятся к категории сельских населенных пунктов. Наряду с административно-территориальными единицам предусмотрено создание территориальных единиц Республики Беларусь. Территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие). Порядок образования, реорганизации, ликвидации, использования, учета и регистрации территориальных единиц определяется Законом от 5 мая 1998 года и иными актами законодательства Республики Беларусь. В Республике Беларусь ведется учет и регистрация административно-территориальных единиц.
Компетенция государственных органов в области административно-территориального устрой. Законом определена компетенция государственных при решении вопросов административно-территориального устройства. Основные, наиболее важные вопросы в этой области решает Глава государства. Так, согласно статье 5 мая 1998 года Президент Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь с учётом мнения местных Советов депутатов: Образовывает и упраздняет области и районы, устанавливает и переименовывает административные центры, принимает решения по спорам между областными Советами депутатов связанным с вопросами административно-территориального устройства; относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах; принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения; объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь (ст. 8). В соответствии со статьей 9 Закона Совет Министров Республики Беларусь: представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений и т.д.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.24 (0.012 с.) |