Тема 10. Формы политической власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Формы политической власти



Лекция 10.13. Народ и народовластие. Понятие "народ" и его правовой статус.

Конституционные основы полновластия народа и формы его проявления.

Референдум - важнейшая форма проявления народовластия.

Гарантии полновластия народа.

Политическая система общества, ее принципы и особенности.

Характеристика элементов и субъектов политической системы общества -государства, структуры его органов и их взаимодействие; политических партий. общественных объединений.

Государство - важнейший элемент политической системы общества. Его характерные конституционные особенности: унитарное, демократическое, социальное, правовое, светское.

Конституционно-правовой статус политических партий и других общественных объединений.

Правовой статус трудового коллектива в управлении государственными и производственными процессами.

Форма правления в Республике Беларусь.

Институты представительной и непосредственной демократии.

 

Понятие и сущность народовластия.

Народовластие —принадлежность всей полноты власти народу.

Этот принцип нашел свое отражение в некоторых документах РБ, а в первую очередь в ст.3 Конституции.

Власть осуществляется:

Народом в целом

Частью народа, проживающей на соответствующей территории

Избранные народом представители

Сформированными народом органами и производными от последних органами

Полновластие народа означает, что власть принадлежит только народу, она (власть) обращена ко всему обществу; народ управляет всеми государственными и общественными делами; народ свободно выражает свою волю, а органы государственной власти придают ей обязательный характер.

Формы власти:

§ Власть осуществляется в форме государственной власти (власть осуществляется непосредственно народом или соответствующими органами)

§ Общественная (объединения отдельные группы граждан, общественных и религиозных организаций)

§ Смешанная (общественно-государственная) (наблюдается в деятельности местных органов власти — форма организации власти для совместного решения местных вопросов)

 

Понятие, юридические признаки и формы непосредственной демократии.

Непосредственная (прямая) демократия —совокупность форм, средств непосредственной непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти.

Высшей формой непосредственной демократии является референдум, выборы.

Институты непосредственной демократии делятся на:

Императивного характера (принимаемые народом решения являются окончательными и обязательными).

Консультативного характера (выявленная с их помощью воля народа отражается на решениях соответствующего органа, но несмотря на то, что орган формирует окончательный текст, он может проигнорировать волю народа).

 

Представительная демократия.

Под представительной демократией понимается право народа выдвигать своих представителей для управления государством, т.е. для принятия решений, выражающих волю нарда в целом или населения соответствующей территории.

Концепция народного представительства сложилась в XVIII-XIX вв. и она включает принципы:

Народное представительство учреждается Конституцией.

Народ, являясь носителем суверенитета, уполномочивает Парламент от его имени осуществлять законодательную власть.

Народ избирает в Парламент для осуществления законодательной власти своих представителей.

Депутат Парламента является представителем всей нации, а не тех, кто его избрал, т.е. имеет свободный мандат (в РБ он императивный).

 

Представительная демократия включает составные части:

Система избираемых представительных органов, т.е. от Парламента до местных Советов.

Система демократических институтов, отражающих связи избранных лиц с избирателями.

Система демократических форм работы, применяемых внутри самих представительных органов.

Государственная власть, игнорирующая народную власть, является незаконной и нелегитимной.

Конституционно-правовой статус политических институтов.

Понятие и сущность государства как конституционно-правового института.

В политической философии и теории государства и права существует 3 подхода к образованию государства:

Государство рассматривается как средство решения общих дел, т.е. власти и народа.

Марксистско-ленинский: подходит к сущности государства с классовых позиций.

Чисто правовой: государство рассматривается как юридическое государство, источник права и закона, которое организовывает жизнь общества.

В политической системе общества государство является важнейшим элементов. Под политической системой общества понимается совокупность элементов посредством которых народ осуществляет политическую власть.

Государство —политическая, исторически сложившаяся территориальная организация, предназначенная для управления обществом.

Государственный орган —гражданин или коллектив граждан, которые уполномочены государством на осуществление функций и наделены правом принимать определенные властные решения.

Государственное учреждение —организованная группа лиц, которая не имеет права принимать общеобязательные решения, а только исполняет, т.е. реализует решения государственных органов (например, почта, больница, ВУЗ).

Государственный аппарат —профессиональные государственные служащие, люди принимающие государственные решения и отвечающие за их исполнение.

Конституция РБ применяет термин близкий к понятию «государство»: республика, страна. В союзных или федеративных государствах часто синонимом является слово «федерация».

Любое государство действует на определенных принципах:

Демократический централизм.

Неделимость территории.

Социальный характер, в большинстве светский характер.

Политический плюрализм.

Федерализм.

Правовое государство.

Суть светского государства в том, что государство отделено от церкви, разграничении их полномочий. Есть и несветские государства, и в зависимости от степени вовлечения в религию государства бывают:

Теократические (Ватикан, Саудовская Аравия)

Клерикальные (Иран) — меньше степень

 

Конституционно-правовой статус политических партий. Виды партийных систем.

Прообразы политических партий существовали в Древней Греции и Риме. А в современном понимании партии появились в период разложения буржуазных отношений.

Существует 2 подхода по вопросам сущности партий:

1. западный (буржуазный): предназначение партий видится в том, что их основная задача—приход к власти и ее удержание

2. социалистический: партия—классовая организация и о завоевании власти речи не ведут

В законодательстве дается определение «политической партии», ее роль, место, закрепляется порядок создания и устранения партий, финансирования, устанавливаются взаимоотношения партий и государства (вопросы участия партий в выборах, участие в работе законодательных органов и т.д.).

Виды партийных систем:

1. Государство с многопартийной системой (идеальный вариант): при этом нет доминирующей партии, следовательно, они примерно одинаковы по влиянию, численности и т.д.

2. Двухпартийная: не значит, что только 2 партии, но 2 из них наиболее сильные, многочисленные и попеременно сменяют друг друга (США, Великобритания).

3. Однопартийная

4. Нет парий: население не представляет, что такое партия, т.е. очень низкий уровень развития государства (ОАЭ, Саудовская Аравия).

В РБ существует закон «О политических партиях» от 05.10.1994 г. Он регулирует права граждан на объединения, вопросы организации и деятельности партий РБ. Сейчас у нас зарегистрировано 18 партий (среди них либерально-демократическая, экологическая, труда, коммунистическая, женская и т.д.).

Политическая партия — независимое, образованное на основах индивидуального добровольного членства, объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов РБ, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

На территории РБ не могут создаваться политические партии других государств и иностранные граждане не могут состоять в наших партиях.

Порядок создания партий:

Учредителями могут быть граждане РБ, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы. Необходимое количество—не менее 1 тыс. учредителей из большинства областей и г. Минска.

Партии строятся по территориальному признаку,

У партий есть свое название, символика, программа, устав (там закрепляются цели, задачи, методы деятельности, порядок приема членов, их права и обязанности).

Членами партии не могут быть:

работники МВД, КГБ, МЧС.

Военнослужащие.

Президент РБ.

члены ЦИК на период своих полномочий приостанавливают членство в партии.

Партии не могут выбрать себе название, которое уже имеется или название партии, которая ранее была ликвидирована.

Реестр партий ведет Министерство юстиции.

Партии могут быть ликвидированы:

1. По решению своих высших органов

2.По решению Верховного Суда (представление о ликвидации партии в Верховный Суд могут вноситься Министерством юстиции или Республиканской Прокуратурой).

Партии имеют право:

Образовывать и распространять свои печатные издания.

Пользоваться государственными СМИ.

Распространять информацию о себе, свои идеи, лозунги.

Проводить митинги.

Участвовать в выборах.

Деньги в партии поступают:

§ Членских взносы

§ Пожертвования, дарения

§ Доход от издательской деятельности

§ Поступления от проведения культурно-массовых мероприятий

q Государство не финансирует политические партии, нельзя получать помощь из-за границы, нельзя принимать пожертвования анонимно

 

Конституционно-правовой статус общественных объединений.

Общественные объединения бывают:

1. Республиканские общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей республики.

2. Международные общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию РБ (1 или нескольких административно-территориальных единиц) и территорию 1 или нескольких иностранных государств, и которое имеет там организационные структуры.

3. Местные общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию 1 или нескольких административно-территориальных единиц.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией граждан права на объединения и вопросы организации их деятельности, реализуются законом «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994г. с последующими изменениями и дополнениями.

Основные признаки общественных объединений:

1. негосударственность

2. неприбыльность

3. добровольность объединения

Правовое положение общественных объединений:

В законе (ст.1) дается определение: Общественное объединение — добровольное формирования граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

Иностранные граждане могут вступать в объединения, если это предусмотрено уставом.

Не допускается вмешательство организации в государственную деятельность и наоборот.

Порядок создания:

Общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших 18 лет, А молодежные и детские могут создаваться гражданами 16 лет.

Общественные объединения имеют свой устав (содержание аналогично уставу политической партии). Законодательство предъявляет требования к названию и символике. Нельзя:

o использовать название уже имеющегося объединения

o использовать слова «национальный», «народный», «РБ», «Беларусь»

o использовать государственную символику или символику других государств

Все общественные объединения регистрируются в Министерстве юстиции, которое ведет специальный реестр. На местах реестры ведут исполкомы.

Общественным объединениям могут быть вынесены Министерством юстиции письменные предупреждения (они могут быть обжалованы в суде).

Общественные объединения могут быть ликвидированы по решению:

1. своих высших органов

2. Суда

Ликвидация международного общественного объединения производится Верховным Судом по представлению Министерства юстиции. Местных—по решению Областного (Минского городского Суда) Суда по представлению Управления юстиции соответствующих Исполкомов.

Особенности общественных объединений:

Не ставят целью получение власти.

Материальная база—членские взносы, добровольные пожертвования, доход от проводимых культурно-массовых мероприятий (могут быть ликвидированы за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях).

Деятельность Профсоюзов регулируется законом от 22 апреля 1992г. с последующими изменениями и дополнениями. Основная задача Профсоюза — защита прав, свобод, законных интересов работников наемного труда.

Указом Президента от 30 июля 2003 г. установлено, что в РБ могут создаваться республиканские государственно-общественные объединения. До принятия закона эти объединения строят свою деятельность в соответствии с законом «Об общественных объединениях».

 

Церковь и государство. Статус религиозных организаций.

Религия оказывает воздействие на сознание граждан, и христианские церкви, как правило, не участвуют в государственной жизни.

В РБ правоотношения в области прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также правовые основы деятельности религиозных организаций реализуются Конституцией (ст.16) и специальным законом «О свободе совести и религиозных организаций» от 1992 г. в редакции закона 2002 г.

На 01.01.2004 г. в РБ насчитывается:

43 религиозных объединения

37 религиозных миссий

29 монастырей

18 братств

9 религиозных сестричеств

13 духовных учебных заведений

149 религиозных организаций

2763 религиозные общины

2030 культовых зданий

Религиозные организации регистрируются в Государственном комитете по делам религии, который действует при Совете Министров.

Религиозная община —объединенная в пределах одной или нескольких населенных пунктов группа граждан, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения религиозных потребностей.

Они образовываются при наличии не менее 10 религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одно осуществляет свою деятельность не менее 20 лет.

Республиканское религиозное объединение —объединение, образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей РБ.

Религиозные объединения, монастыри, монашеские общины, религиозные братства, сестричества регистрируются Государственным комитетом по делам религии при Совете Министров. В случае нарушения законодательства РБ, регистрирующий орган вправе вынести письменное предупреждение, а в случае повторного нарушения в течение года орган вправе обратиться в Суд с предложением о ликвидации этой религиозной организации. Таким образом, она может быть ликвидирована:

По решению Суда.

При совершении деятельности с нарушением прав, свобод, интересов граждан.

Если деятельность направлена против суверенитета РБ, на нарушение ее конституционного строя.

По решению ее учредителей.

Религиозные обряды, ритуалы проводятся в специальных зданиях и по месту жительства граждан при условии соблюдения общественного порядка. Их можно проводить в учреждениях Министерства здравоохранения, местах лишения свободы, но в специально отведенных для этого местах.

Религиозные организации вправе приобретать, распространять религиозную литературу. Ввозить в РБ ее и другие печатные, аудио, видеоматериалы разрешается после проведения государственной религиоведческой экспертизы.

Тема 11. Конституционное закрепление экономической системы, социальной основы общества и внешней политики государства

 

Лекция 11.14. Понятие экономической системы и ее конституционные основы. Сущность рыночной экономики в современных условиях. Развитие кооперации и предпринимательской деятельности. Характеристика конституционных форм собственности.

Регулирующая роль государства в экономической политике. Конституционное регулирование социальной политики. Конституционные основы внешней политики. Обеспечение государством своей безопасности и обороноспособности.

Экономические отношения (экономическая система) -- строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основания управления экономикой страны.

В настоящее время в соответствии с Конституцией существует 2 вида собственности:

3. государственная

4. частная

Права собственника:

распоряжаться

пользоваться

владеть

1789 г.— Декларация прав человека и гражданина, где провозглашено, что собственность является священной и неприкосновенной.

В современной Конституции говорят о таких положениях, что собственность должна использоваться не только для интересов, но и во благо всего государства. Советское законодательство, Конституция 1977г. и уголовное законодательство не одинаково оценивают статус государственной собственности и личной собственности. За рубежом имеет широкое распространение публичная собственность, которая может принадлежать и государству, и обществу, и коллективам, и гражданам.

В РБ установлен единый для всех субъектов порядок начала хозяйственной деятельности, а именно регистрационный: вмешательство органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования запрещается, кроме случаев оговоренных законом. В нашем законодательстве закреплен перечень объектов, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, даже на Конституционном уровне (ст. 13) у нас закреплен ряд природных объектов, которые находятся в собственности государства (недра, воды, леса).

Можно выделить принципы, характеризующие экономическую систему РБ:

§ государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом

§ государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности

§ государство участвует в регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества

§ наличие наряду с государственной частной собственности

Современная экономическая стратегия РБ определена курсом на приватизацию и разгосударствление, интенсивное использование имеющихся природных ресурсов, ведение народного хозяйства на основе передовых технологий и развитие рыночных отношений.

Рыночная экономика основывается на принципе личной свободы. Его суть заключается в свободе:

o потребителя выбирать из многих конкурирующих продуктов и видов услуг

o производителя открыть или расширить свое дело, взять на себя риск и получить вознаграждение в случае успеха

o работника выбирать себе карьеру или переходить от одного работодателя к другому

 

Конституционные основы социальных отношений

Социальная система— система социальных отношений, сложившихся и развивающихся в данном обществе.

Основные направления социальной политики государства:

q охрана труда и здоровья людей

q установление гарантированной минимальной заработной платы

q обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов, пожилых людей

q установление пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты

q развитие системы социальных служб

 

Конституционные основы духовно-культурных отношений.

Духовно-культурные отношения в обществе — отношения между людьми, обществом и государством по поводу тех или иных духовно-культурных благ.

Духовно-культурные отношения зависят от уровня развития, от других видов отношений, а также оказывают определенное влияние на них. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления: науку, искусство, культуру, образование и т.д.

Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с другими элементами конституционного строя (в наименьшей мере, т.к. речь идет о внутреннем мире человека).

В Конституции РБ закреплено право на свободу творчества (ст.51 Конституции), право на образование (ст.49).

Государство является ответственным за сохранение историко-культурных ценностей (ст.15).

В РБ имеется специальный закон «О национальных меньшинствах РБ». В соответствии с ним, государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но и в равной степени всех наций и народностей, памятников истории и культуру национальных меньшинств, которые являются частью белоруской культуры.

Закон «О языках РБ»

Закон «Об охране историко-культурного наследия»

Другим важным элементом духовно-культурной сферы является религия.

Религия — (лат. «набожность», «святыня») мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основаны на вере в существование одного или нескольких богов.

Религия — значимый объединяющий людей фактор (а иногда даже государствообразующий (Израиль, Ватикан)), она накладывает отпечаток на уклад жизни. Таким образом, конституционное право и другое законодательство не может игнорировать религию. Взаимодействие конституционного права и религии чаще всего осуществляется в виде конституционно-правовой гарантии свободы совести и регулировании отношений между государством и церковью. Существует международный «Пакт о гражданских и политических правах», ратифицированный РБ, который закрепляет, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, а также специальный закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 31.10.2002г.

 

Конституционно-правовой статус внешней политики РБ.

В ст.8 Конституции закреплено, что РБ «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».

В ст. 18 Конституции говорится, что «РБ в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств».

В ст. 9 закреплен принцип единства и неотчуждаемости территории РБ. Неотчуждаемая территория означает:

· никто, включая высшее руководство государства, ни на каких условиях не может отдать в бессрочное пользование даже малый участок территории

· не допускается вторжение на территорию республики насильственным путем

Территория нашего государства охраняется в соответствии с законом «О государственной границе».

Принципы конституционного строя РБ:

7. народовластие—основа государства

8. многообразие политических институтов, идеологий и мнений

9. разделение властей

10. верховенство закона

11. приоритет общепризнанных принципов международного права

12. сохранность историко-культурного наследия и развитие культуры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.144 с.)