Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Понятие и характерные черты основ конституционного строя
Лекция 7.10. Конституционный строй как совокупность политических, экономических и социальных отношений. Черты конституционного строя Республики Беларусь. Принципы основ конституционного строя. Новые явления в развитии государства, экономики и социальной структуры общества. Конституционный принцип законности. Государственные языки Республики Беларусь. Законодательство, закрепляющее и регулирующее основы конституционного строя общества. Конституционный строй – порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека, а государство действует в соответствии с Конституцией. Под Конституционным строем понимается определенная форма или способ организаций государства, основанный на его Конституции. Структурные элементы Конституционного строя: Политические отношения Экономические отношения Социальные отношения Духовно-культурные отношения Основы Конституционного строя, согласно Конституции РБ, составляют демократизм, правовое государство, признание государством его прав и ценностей, социальное рыночное государство и т.д. Конституционные характеристики белорусского государства. Ст. 1 Конституции РБ «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». В этой статье определено название государства – Беларусь и форма правления – республика. Основные признаки правового государства: Верховенство права Незыблемость прав и свобод личности, наличие эффективного контроля за их соблюдением Взаимная ответственность государства и гражданина, наличие разделения властей при условии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках закона. Правовое государство предполагает не только наличие законодательства, но и чтобы оно было демократичным по своему содержанию. Форма территориально-политического устройства нашего государства – унитарная (единая, целая, простая), состоящая из административно-территориальных единиц. Политический режим – совокупность приемов, методов, способов, средств, с помощью которых осуществляется управление государством. Политический режим может быть: Демократическим Недемократическим В соответствии со ст. 4 Конституции РБ: «демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательных для граждан».
Принципы демократического государства: Равноправие всех перед законом Политический плюрализм Свобода СМИ Уважительное отношение к мнению большинства Свобода веровоззрения (в пределах закона) Социальное государство – служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Основная роль – создать такие условия, чтобы гражданин мог обеспечить себя и свою семью. Гражданское общество как атрибут конституционного государства Понятие «гражданское общество» возникло в Древней Греции и вплоть до XVIII в. этот термин использовался как синоним «государства». Первое упоминание о гражданском обществе было у Аристотеля: «Прежде чем определить, что есть государство, надо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть ни что иное, как совокупность граждан, как гражданское общество». В XVII вв. проблема гражданства занимала Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, Монтескье. В XIX вв. вопросами взаимосвязи государства и гражданского общества занимался Гегель. Гражданское общество – это необходимый, рациональный способ существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии. Сформированное гражданское общество не терпит насилия со стороны государства, оно существует в рамках свободных гражданских интересов. Между государством и гражданским обществом существует определенная взаимосвязь, которая проявляется в уменьшении роли государства при усилении гражданского общества. Признаки гражданского общества: 1. общество социально-рыночного хозяйства 2. общество, которое обеспечивает социальную защиту граждан и достойную жизнь 3. общество подлинной свободы и демократии 4. общество построенное на основе принципа самоуправления и саморегулирования Важнейшие элементы гражданского общества: 1. добровольно сформированное первичные, самоуправляющиеся общности людей
2. совокупность негосударственных, т.е. не политических, общественных отношений 3. производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции 4. сфера самоуправления свободных индивидов и их организация, защита от вмешательства государственной власти
Конституционные основы политических отношений. Политические отношения— отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть. Власть — такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп людей добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами людей. Политическая или государственная власть характеризуется использованием в случае неповиновения насильственных, принудительных средств. В осуществлении политической или государственной власти принимает участие не только государство, но и элементы политической системы. Политическая система включает: 1. политические партии 2. трудовые коллективы 3. общественные организации 4. органы управления и самоуправления Термин «политическая система» появился в начале XX в. Только в научных трудах зарубежных стран. В отечественной и советской литературе стал находить отражение лишь в 60-е гг., а правовую основу приобрел в 1977г (Конституция СССР и ее первая глава называлась «Политическая система»). Политическая система— организационно-правовой механизм, включающий в государство политические партии, общественные объединения, трудовые коллективы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит внешнюю и внутреннюю политику государства. Важнейшим элементом политической системы является государство. Это объясняется специфичностью государственной власти, т.е.: Государственная власть носит всеохватывающий характер, т.е. она распространяется на всех членов общества и определяет единое целое. Ее единстве, т.е. она концентрирована в едином субъекте, коим является народ. Ее суверенности (ее верховенство, самостоятельность и независимость). Политический процесс— деятельность элементов политической системы. Конституционное право регулирует ту часть политического процесса, в которое участвуют самые главные элементы политической системы, т.е. государство и политические партии. Политический процесс — всеохватывающее понятие, его можно разделить на более мелкие составляющие: 1. избирательный процесс—отношения возникающие во время выборов 2. бюджетный 3. законодательный
Конституционные основы экономических отношений. Экономические отношения (экономическая система) -- строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основания управления экономикой страны. В настоящее время в соответствии с Конституцией существует 2 вида собственности: 1. государственная 2. частная Права собственника: распоряжаться пользоваться владеть В современных конституциях говорят о таких положениях, что собственность должна использоваться не только для интересов, но и во благо всего государства. Советское законодательство, Конституция 1977 г. и уголовное законодательство не одинаково оценивают статус государственной собственности и личной собственности. За рубежом имеет широкое распространение публичная собственность, которая может принадлежать и государству, и обществу, и коллективам, и гражданам.
В РБ установлен единый для всех субъектов порядок начала хозяйственной деятельности, а именно регистрационный: вмешательство органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования запрещается, кроме случаев оговоренных законом. В нашем законодательстве закреплен перечень объектов, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, даже на Конституционном уровне (ст. 13) у нас закреплен ряд природных объектов, которые находятся в собственности государства (недра, воды, леса). Можно выделить принципы, характеризующие экономическую систему РБ: § государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом § государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности § государство участвует в регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества § наличие наряду с государственной частной собственности Современная экономическая стратегия РБ определена курсом на приватизацию и разгосударствление, интенсивное использование имеющихся природных ресурсов, ведение народного хозяйства на основе передовых технологий и развитие рыночных отношений. Рыночная экономика основывается на принципе личной свободы. Его суть заключается в свободе: потребителя выбирать из многих конкурирующих продуктов и видов услуг; производителя открыть или расширить свое дело, взять на себя риск и получить вознаграждение в случае успеха; работника выбирать себе карьеру или переходить от одного работодателя к другому;
Конституционные основы социальных отношений Социальная система— система социальных отношений, сложившихся и развивающихся в данном обществе. Основные направления социальной политики государства: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированной минимальной заработной платы; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов, пожилых людей;
установление пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты; развитие системы социальных служб.
Конституционные основы духовно-культурных отношений. Духовно-культурные отношения в обществе — отношения между людьми, обществом и государством по поводу тех или иных духовно-культурных благ. Духовно-культурные отношения зависят от уровня развития, от других видов отношений, а также оказывают определенное влияние на них. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления: науку, искусство, культуру, образование и т.д. Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с другими элементами конституционного строя (в наименьшей мере, т.к. речь идет о внутреннем мире человека). В Конституции РБ закреплено право на свободу творчества (ст.51 Конституции), право на образование (ст.49). Государство является ответственным за сохранение историко-культурных ценностей (ст.15). В РБ имеется специальный закон «О национальных меньшинствах РБ». В соответствии с ним, государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но и в равной степени всех наций и народностей, памятников истории и культуру национальных меньшинств, которые являются частью белоруской культуры. Закон «О языках РБ» Закон «Об охране историко-культурного наследия» Другим важным элементом духовно-культурной сферы является религия. Религия — (лат. «набожность», «святыня») мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основаны на вере в существование одного или нескольких богов. Религия — значимый объединяющий людей фактор (а иногда даже государствообразующий (Израиль, Ватикан)), она накладывает отпечаток на уклад жизни. Таким образом, конституционное право и другое законодательство не может игнорировать религию. Взаимодействие конституционного права и религии чаще всего осуществляется в виде конституционно-правовой гарантии свободы совести и регулировании отношений между государством и церковью. Существует международный «Пакт о гражданских и политических правах», ратифицированный РБ, который закрепляет, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, а также специальный закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 31.10.2002г.
Конституционно-правовой статус внешней политики РБ. В ст.8 Конституции закреплено, что РБ «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции». В ст. 18 Конституции говорится, что «РБ в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств». В ст. 9 закреплен принцип единства и неотчуждаемости территории РБ. Неотчуждаемая территория означает:
никто, включая высшее руководство государства, ни на каких условиях не может отдать в бессрочное пользование даже малый участок территории; не допускается вторжение на территорию республики насильственным путем. Территория нашего государства охраняется в соответствии с законом «О государственной границе». Принципы конституционного строя РБ: 1. народовластие—основа государства 2. многообразие политических институтов, идеологий и мнений 3. разделение властей 4. верховенство закона 5. приоритет общепризнанных принципов международного права 6. сохранность историко-культурного наследия и развитие культуры
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.029 с.) |