Особенности рынка международного туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности рынка международного туризма



Туристический рынок фактически представляет рынок туристических услуг, так как они являются основным предметом обмена. Рынок туристических услуг – это сфера удовлетворения потребностей населения в услугах, связанных с отдыхом и содержательным проведением досуга в путешествии.

Необходимо рассматривать туристический рынок как систему мирохозяйственных связей, в которой происходит процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. Его территориальная структура во многом совпадает с географией мирового хозяйства.

При большом разнообразии формулировок многие авторы в понятие туристический рынок включают туристские потребности и мотивации, пребывание туристов вне постоянного места жительства, особенности их экономического поведения, экономические отношения между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающей природной средой.

Международный туристический рынок включает совокупность национальных туристических рынков, имеющих свои специфические черты, емкость, определенные виды туристических услуг, особенности инфраструктуры, уровень цен и т.д. В соответствии с особенностями социально-экономического и исторического развития туристские рынки классифицируются в научной литературе следующим образом:

– рынки стран, где туризм зародился и получил свое развитие как форма проведения досуга. Это европейские высокоразвитые страны (Великобритания, Швейцария, Франция и др.), США и Канада, где туризм стал составной частью жизни населения. Они отличаются высоким уровнем развития туристической инфраструктуры, многообразием туристических предложений;

– рынки стран, где туризм вошёл в стиль жизни населения постепенно в формах, присущих для массового туризма (например, постсоциалистические страны Европы). Здесь деформированная индустрия туризма перестраивается благодаря инвестиционным вливаниям и ориентируется на стандарты мирового уровня;

– рынки стран, где туризм воспринимается как способ получения дохода, а не как способ проведения свободного времени (развивающиеся страны). Эта группа стран делится на два основных подтипа: а) страны, где развитие туризма базируется на основе использования уникальных природно-рекреационных и историко-культурных ресурсов; б) страны, имеющие благоприятные ус-ловия для получения международного капитала (например, островные). В этих странах туристская инфраструктура развивается на основе имеющегося спроса преимущественно в странах первого класса.

Международный туристический рынок отличается рядом признаков.

1. Наличие товаров (услуг) и денежных потоков. В рыночной экономике поток товаров уравновешивается потоком денег. Необходимо поддерживать стабильность и сбалансированность товарно-денежного движения, составляющего материальную основу рыночных отношений. На туристическом рынке циркуляция туристических продуктов и услуг носит специфический характер из-за территориальной неподвижности многих видов туристических ресурсов (климат, ландшафт, лечебные источники, историко-культурные объекты). Услуги предприятий туризма также являются немобильными. Поэтому туристы преодолевают значительные расстояния для того, чтобы посетить интересующие их объекты и соответствующие предприятия сферы обслуживания. В настоящее время образовались мощные туристские потоки, которые привели к формированию туристических территорий с разной интенсивностью рекреационного движения.

2. Отношение обмена. Обмен выгоден для его участников и обществу, является исходным среди всех экономических отношений. Основной формой обмена служит торговая сделка, при которой один участник рыночных отношений продает туристический продукт, обменивая его на деньги, а другой – покупает, меняя деньги на тур. Такие отношения составляют сущность торговой деятельности. Предметом обмена являются туристские услуги.

Торговля туристическими услугами имеет свои специфические черты, которые явно проявляются в международном туризме. В данном случае понятие экспорта соответствует прибытию иностранных туристов, сопровожающееся поступлением валюты в бюджет страны, а понятие импорта – выезду граждан за границу с туристическими целями и связанного с ним оттоком денежной массы из страны их постоянного проживания.

3. Свободный выбор партнеров и условий обмена товаров между ними. Свободный выбор предполагает возможность в процессе движения товаров многих вариантов экономических связей между продавцами и покупателями, а также торговыми посредниками. Туристская индустрия характеризуется большим количеством предприятий разных секторов и посредников, которые позволяют свести спрос и предложение в туризме. Но взаимовыгодный обмен обеспечивается только свободным выбором сторон в поисках наиболее выгодных условий продажи или покупки туристического продукта.

4. Конкуренция. В туризме конкуренция принимает иногда очень жесткие формы. Поэтому руководитель туристической фирмы постоянно заботится о повышении ее конкурентоспособности, наращивании экономической власти и ищет пути для повышения доли на туристическом рынке. Конкуренты вынуждают фирму быть в русле происходящих событий, быть готовой к возможным рискам, что, в конечном счете, препятствует застою. Благодаря конкуренции между продавцами расширяется ассортимент туристических услуг, улучшается их качество, представляются они потребителю в комплексе или выборочно.

5. Удовлетворение потребностей человека наиболее рациональным способом. Это достигается за счет экономической свободы и конкуренции. При свободном выборе партнеров происходит взаимовыгодный обмен между ними. При конкуренции между покупателями туристических услуг происходит их рациональное потребление. На поведение потребителя влияют экономическая среда, этнонациональные, культурологические, морально-этические и другие факторы. Это проявляется в формировании национальных моделей экономического поведения туристов.

6. Упорядоченность связей между производителями и потребителями материальных благ, в т. ч. и туристических. Информация о том, что, как и для кого производить передается через ценовые сигналы. Колебание цен сказывается на экономическом выборе людей. Некоторые недостатки рыночного механизма могут быть устранены путем избирательного вмешательства государства через специальные органы управления сферой туризма. Взаимодействие стихийного рыночного механизма и организующего начала является залогом устойчивого развития туризма.

В основе формирования туристского рынка лежит специфика туристической услуги, которая имеет все признаки услуги. К ним относятся: неосязаемость, неотделимость, непостоянство, недолговечность, неразрывность процесса производства и потребления, невозможность накопления, неоднородность качества. Неосязаемость проявляется в том, что услуга не может быть продемонстрирована, т.е. до покупки услугу невозможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать или понюхать. Услуги нельзя отделить от их источника, независимо от того, предоставляется услуга человеком или машиной. Если услугу предоставляет человек, то он считается частью услуги. Туристские услуги не могут представляться постоянно, их потребление рассчитано на определенный срок. Кроме того, сами они недолговечны для данного туриста. На смену одной услуги приходит другая. Турист может получить услугу только в месте ее производства, например, услуги размещения, трансфера, анимации. Туристические услуги нельзя накопить, т. к. они нематериальны. Услуги неоднородны по качеству. Это касается, например, услуг размещения в 3, 4 или 5 зведном отелях. Набор предоставляемых услуг в таких отелях будет различаться как по качеству, так и по видам.

Кроме того, туристический рынок имеет несколько специфических особенностей.

1. Комплексность. Туристская услуга представляет собой комплекс услуг, оказываемых туристу различными предприятиями туристической индустрии: туроперейтинга, гостиничного хозяйства, питания, транспорта, досуга, страхования, визового обслуживания и др. В пределах комплекса наблюдается взаимодополняемость и взаимосвязанность услуг в пределах отдельных видов услуг. Например, услуги размещения можно получать в разных средствах размещения (гостиницы и аналогичные заведения, специализированные заведения, индивидуальные средства размещения и др.), или одного вида, но разных классов (гостиницы разной звездности).

2. Мобильность. В отличие от других рынков, где происходит движение товаров от продавцов к покупателям, на туристическом рынке покупатели перемещаются к месту назначения, чтобы получить зарезервированные услуги. Туризм вызывает миграцию людей к месту сосредоточения рекреационных ресурсов, где и происходит их потребление.

3. Непрерывность туристского обслуживания. В туризме турист постоянно получает определенные услуги (трансфер, размещение, питание, экскурсионные, анимационные и т.д.), производство которых совпадают со временем и местом их получения.

4. Ритмичность. На рынке спрос на туристские услуги колеблется в зависимости от цикла жизнедеятельности: в пределах дня, недели, года. Кроме того, существуют объективные и субъективные внутренние и внешние факторы, влияющие на колебания спроса. Учитывая это, многие предприятия имеют узкую специализацию на рынке туризма, что в целом отрицательно влияет на эффективность туристической сферы.

Любой рынок выполняет разнообразные функции: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, дифференцирующую, созидательно-разрушительную. По мнению В.А. Квартальнова, основополагающими функциями туристского рынка являются следующие:

– реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристическом продукте;

– организация процесса доведения туристского продукта до туриста;

– экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.

В ходе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости посредством обмена: деньги – туристический продукт. В результате обмена обеспечивается общественное воспроизводство, накапливаются денежные средства для развития туристической индустрии.

Туристические услуги оказывают предприятия средств размещения и питания, транспортные фирмы и компании, экскурсионные фирмы, музеи и выставочные залы, парки аттракционов, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации.

Туроператор комплектует набор услуг, составляя дифференцированные туристские продукты, в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов. По своим туристским продуктам он готовит рекламно-информационные издания, определяет цены и передает их турагенту для последующего продвижения и реализации туристам. Эти организации соединяют поставщиков услуг с клиентами-туристами. Это специфический туристический вид бизнеса. Правильный выбор поставщиков услуг зависит от уровня профессиональных знаний бизнеса, туристического рынка, особенностей его развития и рычагов управления.

Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду проявляется в том, что на туристическом рынке распределение как фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. Работники туристического предприятия получают за свой труд определенное денежное вознаграждение, что создает материальные стимулы к повышению качества и увеличению производства туристического продукта.

В научной литературе нет единого метода сегментирования туристского рынка при значи-тельной схожести предлагаемых критериев. Чаще всего туристские рынки классифицируют по следующим признакам:

– по географии (рынки мировой, региональный, отдельной страны, района внутри страны, го-рода и т.д.);

– по отношению к национальной территории (въездного, выездного, внутреннего туризма); по направлению движения (рынки, генерирующие туристские потоки, и принимающие туристов);

– по степени соотношения между спросом и предложением (рынок продавца, характеризующийся высоким спросом и предложением, и рынок покупателя, характеризующийся превышением предложения над спросом);

– по степени концентрации производства и сбыта (монополистический, олигополистический и рынок свободной конкуренции)

Мировой рынок туристических услуг–этогетерогенная социально-экономическая система, состоящая из определенных сегментов национальных туристических рынков, где в условиях острой конкурентной борьбы объединяются с учетом специфики структура спроса и предложения с целью обеспечения процесса купли и продажи туристических товаров и услуг в конкретное время и в конкретном месте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.009 с.)