Туризм как социально-экономическая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туризм как социально-экономическая система



 

Системный подход к характеристике сущности туризма в экономической науке сформировался во второй половине XX в. в результате последовательной эволюции от первичного доминирования в исследованиях чисто экономической проблематики к признанию равноправия общественного, экономического и экологического аспектов его функционирования. Туризм как сложная социально-экономическая система, с одной стороны, имеет свою структуру (субсистемы, элементы) с многообразием внутренних связей, а с другой - составной частью трех взаимосвязанных суперсистем (общество, экономика, природная среда).

В основе системы туризма, по мнению швейцарского ученого К. Каспара, лежат две внутренние субсистемы:

- Субъект туризма - турист, то есть потребитель туристических услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;

- Объект туризма, включая такие элементы, как туристический регион и туристскую индустрию.

Таким образом, под субъектом туризма понимается турист, ищущий возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристических услуг. Последние предоставляются ему в определенном месте или регионе, что является целью его путешествия.

Известно несколько подходов к определению туристического региона, связанных с ответом на следующие вопросы: Как определить территорию, которую турист выбирает как цель путешествия? Размер территории воспринимается разными сегментами потребителей как цель путешествия? Каким требованиям должна отвечать территория, чтобы называться туристическим регионом?

Туристским регионом могут считаться как отдельный отель, так и город, местность, район, область, страна или даже группа стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия. Каким туристический регион представляется туристу, зависит от его потребностей и восприятия. Для туриста, любителя игры в гольф, туристским регионом скорее всего будет спортивный центр с соответствующими сооружениями. Для ученого, который заинтересован в участии в научной конференции, туристским регионом станет отель, в котором проходит конференция. В восприятии участника конференции, которого одновременно интересуют история и культура города, в котором проводится данное мероприятие, туристским регионом является весь город. Следует иметь в виду и следующее обстоятельство: чем на большее расстояние от места постоянного проживания туриста удалено место посещения, что является целью путешествия, тем шире могут рассматриваться им границы туристического региона (например, для американского туриста, который в кратчайшие сроки желает посмотреть всю Европу, туристским регионом может стать весь европейский континент).

Достаточно распространенным является разработанное UNWTO туристское районирование, согласно которому в мире выделяется шесть крупных макрорегионов: Европа, Америка, Восточная Азия и Океания, Южная Азия, Африка, Ближний Восток. Каждый из макрорегионов, в свою очередь, подразделяется на мезорегионы. Так, европейский макрорегион представлен следующими мезорегионами: Центральная и Восточная Европа (в том числе страны СНГ, государства Балтии), Северная, Южная Европа (включая страны бывшей Югославии), Западная Европа и Восточное Средиземноморье (Турция, Кипр, Израиль). Приведенная классификация свидетельствует о том, что выделение туристических регионов может значительно отличаться от принятых схем географического районирования. Следует учитывать, что не любая территория может быть отнесена к туристическому региону (региону туристической дестинации). Чтобы называться таковым, она должна отвечать следующим требованиям:

- Содержать объекты туристического интереса (памятники истории культуры, музеи, особая флору и фауну и т. д.). Дестинация (место назначения) привлекает туристов, так как обладает такими характерными особенностями, которых нет в местах их постоянного проживания. Именно здесь возникает конкуренция между дестинациями, поскольку чем интереснее территория с точки зрения возможностей увидеть и узнать больше нового, тем выше ее рейтинг среди дестинаций и, соответственно, тем больше она посещается туристами;

- Иметь возможность для предоставления услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов (причем обязательно такого качества, которого ждет клиент). К ним в первую очередь относятся доставка (транспорт) в дестинации и обратно, обеспечение условий проживания, питания, организации досуга с соответствующим уровнем обслуживания;

- Обеспечивать эффективное функционирование информационных систем (прежде всего компьютерного бронирования и бронирования), которые являются необходимым инструментом деятельности дестинаций на туристическом рынке.

Таким образом, туристический регион (дестинации) - это территория располагает объектами туристического интереса и предлагает определенный набор услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов.

Типология туристических регионов, по мнению российского ученого М.А. Морозова, может быть представлена следующим образом:

- Крупные столичные города, которые привлекают туристов по многим причинам, в том числе как культурно-исторические и деловые центры;

- Туристические центры - это территории, имеющие высокую концентрацию туристических предприятий, хорошо развитую транспортную сеть, а также являются привлекательными для туристов с культурной, исторической, рекреационной и научной точек зрения;

- Центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры для привлечения туристов;

- Центры, специально построенные для туристов. Вся инфраструктура таких центров ориентирована исключительно на удовлетворение потребностей и интересов туристов.

Направляясь в регион туристической дестинации (цели своего путешествия), туристы на некоторое время (как правило, на несколько часов) могут остановиться в так называемом транзитном регионе (прежде всего в месте пересадки с одного транспортного средства на другое). Его главная функция - предоставить туристам услуги предприятий ресторанного хозяйства. Однако туристы могут задерживаться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей, если данная территория такими располагает и составляет определенный интерес для туристов.

Услуги туристам в том или ином регионе предоставляет туристская индустрия - совокупность предприятий материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивает производство, распределение, обмен и потребление туристических услуг, освоения и эксплуатации туристических ресурсов, а также создания материальной базы туризма. Туристская индустрия является важным элементом субсистемы "объект туризма". Одни предприятия туристической индустрии предлагают потребителям исключительно туристические услуги, для других туризм - только одно из направлений их коммерческой деятельности. Формирование, продвижение и реализация комплекса туристических услуг, объединенных общим целевым назначением, обеспечивается туристическими предприятиями (туроператорами и турагентами), деятельность которых служит исключительно туризм и составляет основу его существования. Туристические предприятия в процессе своего функционирования взаимодействуют с производителями туристических услуг (средствами размещения, транспортными организациями, предприятиями ресторанного хозяйства и т. д.), для которых в большинстве случаев обслуживание туристов является одним из направлений их коммерческой деятельности. Предоставлением услуг туристам занимаются также предприятия, которые обслуживают все население туристического региона, хотя они удовлетворяют одновременно и потребности туристов (прежде всего это относится к предприятиям торговли, связи, бытового и медицинского обслуживания, культурно-просветительских учреждений и т. д.).

В состав туристической индустрии входят также государственные и общественные организационно-правовые структуры, которые регулируют и координируют развитие туризма в регионе, обеспечивая условия (инфраструктуру, информацию, безопасность, доступность и сохранения туристических объектов, формирование туристической привлекательности и имиджа региона и т. д.) эффективного функционирования системы туризма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.004 с.)