Тема 1. Международный туризм как системный объект изучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Международный туризм как системный объект изучения



1.1.Сущность и основные понятия международного туризма.

1.2. Функции международного туризма.

1.3. Международный туризм как социально-экономическая система.

1.4. Факторы, влияющие на развитие международного туризма.

1.1.Сущность и основные понятия международного туризма

 

В настоящее время туризм - это один из самых прибыльных видов бизнеса. Лидирующие позиции туризма в мире обусловлены процессами глобализации экономики и все возрастающим интересом людей к достижениям других народов и цивилизаций.

Рассмотрим определение основных понятий, связанных с туризмом и нужных для дальнейшего изложения материала.

Туризм - временный выезд человека с места постоянного жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или иных целях без осуществления оплачиваемой деятельности в месте пребывания.

Турист - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другой стране с не запрещенной законом страны пребывания целью на срок от 24 часов до одного года без осуществления любой оплачиваемой деятельности и с обязательством покинуть страну или место пребывания в указанный срок.

Туристический продукт - предварительно разработанный комплекс туристических услуг, который объединяет не менее двух таких услуг, который реализуется или предлагается для реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации от- посещаемых объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т.п.).

Продвижение туристического продукта - комплекс мер, направленных на создание и подготовку к реализации туристического продукта или туристических услуг (организация рекламно-ознакомительных путешествий, участие в специализированных выставках, ярмарках, издание каталогов, буклетов и т.д.).

Место продажи (реализации) туристических услуг - страна, в которой зарегистрирован соответствующий субъект хозяйствования, который реализует туристический продукт.

Место предоставления туристических услуг - страна, на территории которой непосредственно предоставляются туристические услуги.

Классификация туризма заключается в группировке его по отдельным однородными признаками, которые зависят от определенных практических целей.

Наиболее распространенной классификацией туризма является его распределение по типам, категориями, видами и формами.

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туриста. Выделяются внутренний, въездной и выездной туризм.

К внутреннему туризму относятся поездки жителей какой-либо страны по территории этой страны.

К въездному туризму относятся путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями.

К выездному туризму относятся поездки жителей какой-либо страны в другую страну.

Комбинации указанных типов туризма образуют такие категории туризма, как туризм в пределах страны, национальный туризм и международный туризм.

Туризм в пределах страны охватывает внутренний и въездной туризм и отвечает совокупному внутреннему туристмческому потреблению, то есть сумарным расходам внутренних и иностранных туристов.

Национальный туризм включает внутренний и выездной туризм и соотносится с категорией национального производства (валового национального продукта).

В международном туризме выделяют две составляющие - въездной и выездной, различающихся по направлению туристического потока.

В зависимости от категорий лиц, осуществляющих туристические путешествия, их целей, объектов посещения или других признаков выделяют различные виды туризма.

Организованный и неорганизованный туризм. Туристы удовлетворяют свои потребности по-разному. Они могут получить соответствующий набор услуг посредством туристической фирмы или без ее участия, оплатить поездку с комплексным обслуживанием или заблаговременно каждую услугу отдельно по мере пользования им на месте. Строго регламентированы путешествия, предлагаемые туристическими фирмами и реализуемые обычно на условиях предварительной оплаты, называются организованным туризмом. Организованные туристы получают тур по заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объемом предоставляемых услуг через специальный туристический сбытовой аппарат. Одни из них предпочитают тур с комплексным обслуживанием, другие ограничиваются частичным туристским обслуживанием (купить, например, курсовку только на питание).

В отличие от организованных неорганизованные туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками, в первую очередь туристическими фирмами. Они путешествуют на принципах самодеятельности и самообслуживания. Типичный пример неорганизованного туризма - поездки автостопа с использованием в качестве средства передвижения попутных автомобилей. Неорганизованный отдых получил широкое распространение.

Индивидуальный и групповой туризм. В зависимости от числа туристов туризм подразделяется на индивидуальный (от одного до пяти человек) и групповой (шесть-семь человек и более). Групповые путешествия, как правило, организуются на основе общности интересов их участников. Это могут быть туры археологической, искусствоведческой или исторической тематики, коллективные путешествия, организуемые любителями лыжных прогулок или сафари, поездки с производственными целями и т. д.

Другая классификация туризма основывается на целях путешествия. Различают путешествия с целью развлечения и отдыха, с одной стороны, и деловой туризм - с другой, которым соответствуют разные модели поведения посетителей.

Путешествия с целью развлечения и отдыха составляют основу Международного туристического обмена. На их долю приходится около 50% мирового туризма. Они сочетают оздоровительные, познавательные, любительские спортивные поездки, лечение и т. д.

По-прежнему, повышенным спросом у населения пользуются поездки к морю. Купально-пляжный отдых традиционно считается лучшим способом снятия нервного и физического утомления, регенерации сил и энергии. Однако оздоровительный туризм претерпевает существенные изменения. Мода на приморские курорты проходит, туристические потоки переориентируются. Повышается интерес к поездкам в горы и к путешествиям с элементами приключения и риска.

Неотъемлемой частью любого отдыха является ознакомление с историко-культурными достопримечательностями, посещение театров, музеев, расширение общественного кругозора. Особое притяжения человек имеет к культуре, истории, религии, традициям и быту народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с местным населением, становятся возможными благодаря туризму. Принимая во внимание масштаб и значение познавательного туризма, большинство исследователей относят его к числу ведущих суботраслей туризма, наряду с оздоровительным и спортивным.

Деловой туризм охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. В отличие от поездок на отдых решение о командировке, источниках и размерах его финансирования принимают, как правило, не сами туристы, а другие лица (начальник по службе, руководитель фирмы).

К деловому туризму UNWTO относит поездки для участия в съездах, общих собраниях какой-либо организации дипломатического или иного характера (за исключением поездок лиц, занимающих должности в посещаемой стране), научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, выставках и международных салонах и другие служебные поездки (уста-новка и наладка оборудования, заключение контрактов и т. д.). В число деловых туристов UNWTO включает водителей грузовиков, коммерческих агентов, стюардесс, тургидов и др., Которые постоянно находятся в разъездах и выполняют свои профессиональные обязанности за пределами обычной среды.

Деловой туризм часто подразделяется на: бизнес-поездки, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм (от англ. Incentive - побудительный, что побуждает). Последний представляет собой поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников за высокие показатели в работе. Конечно, стимулировать продуктивную работу можно и с помощью денежной премии. Но как показывает практика, туристская поездка несет в себе гораздо сильнее мотивирующий фактор к лучшей работе. Результаты опроса, проведенного среди коммерческих фирм Великобритании, показали, что более 90% их числа признают высокую эффективность инсентив и намерены использовать его и в дальнейшем.

В отличие от массовых туров инсентив-программы разрабатываются под конкретного корпоративного заказчика и, как правило, предполагают высо-кокласни размещения и обслуживания на маршруте. Хотя в общем туристическом потоке, например в Испанию или Францию, "премированы" ту-Ристо составляют всего 5-7%, доля инсентив в доходах стран от туризма году значительно больше. Это обосновывается высокой стоимостью инсентив-программ по сравнению с обычными турами.

Деловой туризм - перспективная и высокорентабельная отрасль туризма. Его доля в международном туристическом обмене, по некоторым оценкам, составляет от 10 до 20% и имеет тенденцию к росту. В настоящее время для обозначения делового туризма появился новый термин - MICE - туризм. Это понятие складывается из нескольких слов, которые образуют известную англоязычную аббревиатуру "MICE" широко применяемую западными специалистами для обозначения составляющих делового туризма. Аббревиатуру формируют первые буквы англий-ских слов: M - Meetings (Встречи), I - Incentives (Инсентив, поощрительные поездки) С - Congresses (Конгрессы), E - Exhibitions (Выставки).

В литературе существуют классификации туризма, основанные на других признаках. Одни из них относятся к туристическому путешествию и позволяют описать его, исходя из организации, комплекса предлагаемых услуг, продолжительности и дальности поездки. Другие характеризуют туриста с демографической и социально-экономической точек зрения.

Коммерческий и социальный туризм. Сначала вся туристская деятельность носила коммерческий характер и осуществлялась с целью получения прибыли. В сфере туризма, как и в другом секторе экономики, прибыль является главным источником средств для развития и расширения производства, а также выплаты дивидендов акционерам. Она выступает одним из важнейших результирующих показателей работы туристического предприятия, на который ориентируется потенциальный инвестор при оценке возможностей фирмы. Стремясь максимизировать свой доход, туристические компании ищут оптимальное соотношение между величиной расходов и ценой туристического продукта. Предлагаемые ими товары и услуги рассчитаны в основном на лиц с высоким и средним уровнем достатка, готовых оплачивать туристические расходы из семейных бюджетов.

В противовес коммерческому туризму возник социальный туризм. Вместе с законодательных закреплением права на оплачиваемый отпуск в 30-е годы показалось, что проблема отдыха трудящихся решена окончательно. Но в действительности туристические услуги оставались недоступными для большей части населения. Круг потребителей особенно сужался в периоды экономических спадов, сопровождавшиеся ростом числа безработных и падением реальных доходов. Возникла острая необходимость в социальном туризме как гарантированном минимуме в сфере отдыха. Он получил поддержку на национальном и международном уровнях.

Концепция социального туризма построена на трех принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества путем широкого вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов, субсидирование туризма малоимущих и активное участие центральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии. Эта концепция реализована на практике в Швейцарии и Франции благодаря системе отпускных чеков. Главным ее элементом является чек - платежно-расчетное средство, вводится в обращение для оказания адресной помощи туристам и обеспечения доступности отдыха всем слоям населения.

Массовый и элитарный туризм. Особенность современного этапа развития туризма раскрывается через понятие "массовый туризм". Оно отражает процессы демократизации и расширения туристического движения. В странах Запада более половины населения являются потребителями туристических товаров и услуг. Понятие "массовый туризм" было введено и используется как альтернатива аристократическому туризму XIX в., Отдельным дорогим видам туризма, ориентированным на избранную публику, и туризма в развивающихся странах, где доступ к туристским благам местного населения ограничен из-за низкого уровня жизни.

В отличие от массового элитарный туризм рассчитан на состоятельную клиентуру. Для данной категории потребителей уровень цен на рынке не имеет особенного значения, но они предъявляют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг. В этой связи нельзя не отметить ту роль, которую элитарный туризм играет в развитии туристического бизнеса в целом. Здесь задается импульс развитию всей туристической индустрии. Он способствует распространению новых более высоких стандартов обслуживания и, в конечном итоге, способствует улучшению качества жизни населения.

Экологический туризм. Информированность населения о состоянии окружающей среды и экологизация сознания людей приводят к тому, что экологическая обстановка служит одним из главных критериев места и формы отдыха. Эта тенденция проявляется в росте спроса на альтернативные виды туризма, в частности экологический туризм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.013 с.)