Неправомерные акты управления. Опротестование, обжалование и отмена актов управления. Презумпция законности актов управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неправомерные акты управления. Опротестование, обжалование и отмена актов управления. Презумпция законности актов управления.



1. Основные требования к актам государственного управления связаны с принципом законности:а) прежде всего, акт государственного управления дола 6ен соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов. Для актов разных уровней требование о соответствии закону предполагает различный круг нормативно-правовых документов, которым должен соответствовать акт. Если мы говорим об актах Президента РФ, то для них критерие м законности выступают только нормы основного закона и федерального законодательства. Акты государственного управления, издаваемые в субъектах Российской Федерации, помимо этого должны соответствовать актам Президента РФ, Правительства РФ, а также нормам регионального закон

'eeдательства;б) акт государственного управления должен быть принят с учетом существующего в нашей стране разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации; в) акт государственного управления должен б_fbть принят в рамках компетенции издающего органа государственного управления и должен соответствовать актам вышестоящих органов государственного управления; г) акт государственного управления должен быть юридически обоснованным, т.е. содержать четкие целевые установки, поряа 4ок исполнения решения, предусматривать возможные последствия введения акта и т.п., а также приниматься в связи с определенными обстоятельствами, являющимися достаточным основанием для издания акта государственного управления.В качестве основания для отмены акта государствена dого управления могут выступать: а) несоответствие содержания акта действующему законодательству либо актам вышестоящих должностных лиц (органов); б) несоблюдение установленных требований к порядку принятия и вступления в силу актов (например, отказ в государственной регистраци и); в) нецелесообразность правового акта государственного управления.Несоблюдение тех или иных требований может повлечь за собой как признание акта государственного управления ничтожным (в случае, например, отказа от государственной регистрации), что не предусматривает необход

'e8мости отмены акта, поскольку он признается недействующим с момента принятия и не влечет юридических последствий, либо делает возможным приведение в действие механизма оспаривания правомерности соответствующего акта. Акт может быть обжалован в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), обжалован или опротестован прокурором в суд, проверен на соответствие Конституции РФ в Конституционном Суде РФ. В то же время не исключена ситуация, при которой соответствие акта управления определенным требованиям производится без постороннего вмешательст_e2а внутри системы государственного управления. В такой ситуации акт перестает действовать в результате отмены другим актом той же юридической силы, принятым по тем же вопросам, но позднее. Итак, решение об отмене акта государственного управления может быть принято: по инициативе с_e0мого органа, издавшего акт государственного управления; по инициативе вышестоящего органа государственного управления или должностного лица;в результате опротестования, т.е. по инициативе органов прокуратуры, действующих на основании положений Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре РФ"; в результате обжалования, т.е. по инициативе граждан, которым право обжаловать решения органов государственной власти и должностных лиц предоставлено ст. 46 Конституции РФ, либо по инициативе других субъектов административного права, наделенных соответствр 3ющими полномочиями по обжалованию актов государственного управления. Принятие решения об отмене или приостановлении действия акта государственного управления может быть принято: органом, принявшим акт государственного управления; вышестоящим органом, имеющим на это специал

'fcные полномочия; судом (в том числе Конституционным Судом РФ). В частности, Гражданским процессуальным кодексом РФ установлено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, а eргана местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта проти воречащим закону полностью или в части. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должн

'eeстное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция. Не подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции з

'e0явления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, определенной Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" *(199). В а 0налогичном порядке рассматриваются дела по заявлениям об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает, что арбитражные р 1уды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе: об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интерес_fb заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда и об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государс_f2венной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимател_fcской и иной экономической деятельности. В соответствии с Конституцией РФ право отмены актов Правительства РФ предоставлено Президенту РФ. Со своей стороны, Правительство РФ в соответствии с нормами Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Росс_e8йской Федерации" вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти. Если отмена акта государственного управления влечет за собой утрату актом юридической силы с момента отмены или с момента издания (в зависимости от того, какие правила установлены для тех или иных с лучаев нарушения установленных требований), то приостановление действия акта государственного управления не вызывает таких последствий. Российским законодательством предусмотрено, что Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъ_e5ктов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам (ст. 85 Конституции РФ) по представлению Правительства РФ. Принесение протеста прокурора на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение до рассмот рения протеста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.141.207 (0.069 с.)