Как минимизировать свои опоздания? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как минимизировать свои опоздания?



 

• Обеспечьте себе здоровый сон, полноценное питание и своевременный отдых. Важно следить за своим самочувствием, так как в неадекватном состоянии (невыспавшийся, голодный, усталый) адекватно обращаться со своим временем очень сложно.

• Если накопилась усталость, неважное самочувствие или плохое настроение, постарайтесь перенести, если это возможно, на другое, более удачное время дела и встречи, требующие больших усилий или высокой концентрации внимания, так как выполнить все на отлично, скорее всего, не получится. Неудача же еще сильнее усугубит и без того неприятное состояние.

• Составляя план дня, не перегружайте свой график. Пусть лучше останется свободное время, которое всегда можно найти чем заполнить. Намного неприятнее в конце дня осознать, что и половина из намеченного не выполнена.

• В списке дел четко разграничьте неотложные, важные и второстепенные дела, которыми, в крайнем случае, можно пожертвовать. Важно: нельзя жертвовать едой ради того, чтобы успеть куда-то вовремя, но можно (в виде исключения) съесть не суп, а яблоко, и положить с собой в сумку бутерброд, обязательно чуть позже компенсировав пропущенный прием пищи.

• Заранее продумайте, кому можно перепоручить часть дел, если неожиданно начнется цейтнот и возрастет вероятность того, что вы куда-то опоздаете. Хорошо бы еще заручиться согласием этих потенциальных помощников, чтобы не ставить их потом неожиданно перед фактом.

• На случай непредвиденных обстоятельств оставляйте между намеченными делами запас времени.

• Если предстоит важная встреча, по возможности подготовьте все необходимое заранее, желательно накануне.

• Когда нужно быстро куда-то собраться, лучше это делать в тишине, не отвлекаясь. Радио, телевизор, даже музыка создают дополнительное напряжение, навязывая информацию, требующую какой-то переработки, осмысления.

• Если встреча назначена в совершенно незнакомом месте, максимально подробно запишите точный адрес, если под рукой нет навигатора, расспросите о самой простой дороге от ближайшей станции метро (именно простой, а не кратчайшей – через дворы и подворотни, где и местные жители плохо ориентируются).

• Рассчитывая время на дорогу, закладывайте максимум, не надеясь на авось. Уж лучше подождать, чем запыхавшись приносить извинения за опоздание.

• Уделите особое внимание тем случаям, когда удалось приехать вовремя. Проанализируйте, благодаря чему это получилось, какие собственные действия (помимо удачных обстоятельств) привели к успеху. Переключив свое внимание с неудачи на то, что получается, человек постепенно запоминает этот позитивный опыт. Закрепляя алгоритм действий, помогающий не опаздывать, можно добиться ощутимых результатов. Самое ценное здесь то, что этот алгоритм не навязан извне, он – индивидуальный, выработан самостоятельно, исходя из личных особенностей, способностей и возможностей.

• Даже если опоздание привело к тяжелым последствиям или непоправимым потерям (такое, к сожалению, бывает), и человек, не успевший вовремя, стал виновником трагедии, ему важно, тем не менее, продолжать жить. Не заливать свою вину вином и не превращаться в циника, которому все нипочем, а, раскаиваясь и осознавая всю меру своей ответственности за то, что произошло, смотреть вперед, как бы трудно это ни было.

 

Опоздания и трудовой кодекс

 

«Как быстро летит время – не успел проснуться, а уже опоздал на работу…»

М. М. Жванецкий

 

«Если Вы опоздали на работу, то хотя бы домой уйдите пораньше».

Народная мудрость

 

В личных отношениях есть разные варианты решения проблемы опозданий. На работе же их только три:

– опоздания не допускаются и наказываются (строгий режим),

– в большинстве случаев можно договориться о времени (гибкий график) и

– опоздать просто невозможно, потому что работаешь, когда хочешь (свободный график).

Первые два варианта имеет смысл рассмотреть подробнее.

Небольшие опоздания не сильно отражаются на рабочем процессе в случае, если опоздавший занимает должность, которая не требует его обязательного присутствия с самого начала рабочего дня. Когда опаздывает тот, у кого ключи от всего здания, то целое предприятие не в состоянии приступить к трудовой деятельности, а час простоя – дорогое удовольствие. Обычно комплект ключей есть еще у руководителя, но… начальство тоже иногда «задерживается». Еще одна ситуация, грозящая компании значительным уроном, – если сотрудник опоздал на важные переговоры, деловую встречу, в суд, в банк и т. п., и это повлекло за собой финансовые потери, штрафные санкции или пошатнуло репутацию фирмы. В таких случаях работодатель вправе наказать подчиненного и даже уволить (если компании был нанесен серьезный ущерб или если опоздания повторяются).

Опоздание может стать основанием для увольнения, если сотрудник при вступлении в свою должность был ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка, в которых закреплен режим работы, в том числе время начала и окончания рабочего дня. То есть сотрудник знал о правилах и согласился их соблюдать. За опоздание нельзя уволить «по статье» только беременную женщину и сотрудника, который в настоящий момент в отпуске или на больничном. Законопослушным подчиненным нужно иметь в виду, что в Трудовом кодексе РФ нет никакого допустимого времени, на которое можно опаздывать.

Кстати, в некоторых фирмах опозданием считается приход позже оговоренного срока не только в офис, но и на свое рабочее место. Если, придя на работу вовремя, сотрудник сразу отправляется в буфет выпить утренний кофе и почитать газету, потом заходит в курилку, чтобы узнать у сослуживцев последние новости, и только примерно через час после начала рабочего дня добирается до своего письменного стола – это тоже можно считать опозданием. Впрочем, так же, как и несвоевременное возвращение на работу после обеденного перерыва.

На предприятии со строгим режимом опоздавшего, не имеющего уважительных причин (какую причину считать уважительной, решает организация), могут привлечь к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение) и наказать рублем – лишить премии. Но его нельзя оштрафовать. Штраф (как правило, выражается в процентах от оклада) в данном случае законодательством вообще не предусматривается, следовательно, эта санкция незаконна. В любом случае, если работник считает наказание несправедливым, он имеет право пожаловаться вышестоящему начальству и даже подать на работодателя в суд. Злостным же нарушителям трудовой дисциплины нужно иметь в виду: по закону считается, что больше четырех часов – это уже не опоздание, а прогул. Одного прогула может быть достаточно для увольнения. Хорошо, что не все начальники досконально изучают Трудовой кодекс!

Чтобы объявить опоздавшему сотруднику взыскание, с него в обязательном порядке должна быть получена объяснительная, в которой изложена причина – почему он не явился вовремя на работу. И лучше ничего не придумывать про пожар, тонущего ребенка или застрявший лифт, ведь работодатель может потребовать подтверждающие документы – справки из пожарной части, полиции и ЖЭКа. Если объяснительную записку с опоздавшего не взяли, то взыскание можно обжаловать в суде и снять его.

Еще один нюанс: проступок имеет срок давности. Нельзя наказывать за опоздание, которое случилось больше месяца назад. Правда, отсчет срока давности начинается с того момента, как начальник узнал об опоздании сотрудника.

Полезная информация: руководители не имеют законных оснований требовать от опоздавших сотрудников, чтобы они задержались после работы – такая мера наказания законодательством не предусмотрена. Любая работа после окончания рабочего дня считается сверхурочной и предполагает дополнительную оплату или отгулы (к сожалению, в России это правило почти не соблюдается). Если, конечно, сотрудник не остался по собственному желанию, чтобы завершить начатое или просто пересидеть до того момента, когда дома дети будут уже накормлены, вымыты, уложены спать, а теща уедет восвояси.

К радости свободолюбивых граждан, существуют и организации со свободным графиком: каждый сотрудник обязан выполнить определенный объем работы за определенный срок, а вот когда он будет этим заниматься, решать ему самому. Полную свободу найти сложно (за исключением разве что творческих профессий). Если человек работает не у себя, а в офисе, то предполагаются все-таки некоторые временные ограничения – на ночь офисы закрывают. Бывает, что у сотрудников есть так называемые присутственные дни, когда они обязаны находиться на работе. Сейчас существует много разных форм трудовых соглашений.

Гибкий график предполагает более высокую степень ответственности и сознательности работника. На режимном предприятии, где все четко и строго регламентировано, человек вынужден подчиняться правилам. Если же в трудовом коллективе нет четкого режима, то без ответственного и уважительного отношения к своему и чужому труду, без умения самостоятельно организовывать и распределять свои силы и время никак не обойтись. Иначе сотрудник не сможет сделать свою работу к назначенному сроку, а это «опоздание» может быть посерьезнее, чем прийти в офис на пятнадцать минут позже начальника.

Кстати, в некоторых организациях не спешат избавляться от вечно опаздывающих сотрудников. Секрет прост: из таких людей получаются отличные козлы отпущения, с помощью которых можно снимать напряжение, накопившееся в коллективе. Разумеется, это нездоровый способ разрядить атмосферу, но некоторые им пользуются. Обычно, когда «разгильдяй» по каким-то причинам покидает организацию, многие даже из числа его гонителей начинают ощущать некоторую пустоту, как будто чего-то не хватает, и… через какое-то время освободившееся место мальчика для битья занимает другой член коллектива – ведь снимать эмоциональное напряжение иными способами так и не научились.

 

 

Тем, кто ждет

 

Томительное время

 

Очевидно, что нервное состояние опаздывающего наносит ущерб его организму. Но и находящимся в томительном ожидании тоже не позавидуешь. Человек, прождавший кого-то дольше 15–20 минут, каким бы он ни был спокойным и уравновешенным, невольно начинает испытывать тревогу. А если он еще стоит на улице и погода так себе… Дальнейшие изменения в его внутреннем состоянии легко предсказуемы: напряжение приводит к раздражению, а от раздражения рукой подать до агрессии (в данном случае совершенно неконструктивной, да еще и не имеющей выхода). Чем дольше ждущий будет находиться в напряжении, теряясь в догадках, что же произошло, тем сильнее стресс – а это уже отражается на здоровье. И даже если он, как приличный человек, выразит свое недовольство при появлении опоздавшего и искренне его простит, минуты вынужденного ожидания останутся в его памяти, и неприятные чувства, которые он в это время испытывал, будут бессознательно ассоциироваться с тем, кто заставил его ждать. Поэтому нет ничего удивительного в том, что человек, которого против его воли вынудили ждать, бессознательно может начать искать способ отомстить обидчику – например, опоздать в ответ, а то и вовсе забыть о следующей встрече.

Выражение «заставил ждать» очень точно передает суть опоздания: насилие, кража времени жизни другого человека. Его без спроса лишают планов и в некоторых случаях даже свободы выбора (если необходимо дождаться во что бы то ни стало и нельзя уйти). В наше время редко встречаются мудрецы, способные подняться над реальностью так высоко, чтобы суета жизни их не задевала, особенно в городе, где у людей вечный цейтнот и уйма незавершенных дел.

Интернет предлагает огромное количество разного рода советов и инструкций, как надо себя вести, чтобы он/она/они больше никогда не опаздывали. Можно встретить профессионалов и шарлатанов, которые даром или за умеренную плату научат правильным словам, после которых опоздания у окружающих «как рукой снимет». Чаще всего эти рекомендации сводятся к изящной или незамысловатой манипуляции с помощью чувства вины, стыда, страха, лести и других не менее действенных кнутов и пряников. Учитывая то многообразие причин и факторов, которые таятся за опозданиями, понятно, что одного волшебного слова, которое поможет раз и навсегда решить проблему, просто не существует. Можно применять разные уловки и хитрости, но все равно проводить в ожидании долгие минуты, а то и часы. Как быть?

Для начала напомним то, о чем говорили выше: пилить и упрекать людей, склонных опаздывать, совершенно бесполезно и даже вредно. Это их не исправит. Такова реальность – человек в своем развитии не может опираться на осуждение, обесценивание и отрицание себя. Так что давайте предоставим перевоспитание опаздывающих им самим, переключим фокус внимания на себя и зададимся двумя вопросами:

1. Почему ко мне люди опаздывают?

2. Как я могу о себе позаботиться, чтобы меньше страдать от чужих опозданий?

 

Трудный вопрос и границы

 

На первый вопрос имеет смысл отвечать в случае, когда больше половины людей, с которыми вы общаетесь, опаздывают на встречу именно с вами, будучи в других отношениях достаточно пунктуальными. О чем эти люди хотят сообщить вам с помощью своих опозданий? На что обращают ваше внимание? Что в вашем поведении и в ваших отношениях с людьми может так на них повлиять, что они сознательно или бессознательно будут сокращать время, отведенное для встречи? Мало кто осмеливается ставить перед собой вопрос таким образом. Он предполагает признание за собой каких-то неприятных черт и качеств, привычек и поступков. Это трудный, но очень важный разговор с собой. Не всегда его результатом станет изменение ситуации, иногда – лишь констатация факта или чуть более глубокое понимание себя. Но даже маленькие шаги ценны, ведь они могут послужить началом большого пути – к себе.

Еще один важный момент: часто опаздывают к тем, кто не выстраивает четких границ. И наоборот – даже несобранных и неорганизованных людей выставленные другими людьми границы обычно дисциплинируют. В некоторых театрах после третьего звонка зрителей не пускают в партер – не из вредности, а из уважения к остальным зрителям, а также к артистам. Опоздавшим приходится ждать антракта, чтобы занять свои места, или подниматься на галерку. Поэтому многие люди, даже те, кто обычно не отличаются пунктуальностью, приходят за полчаса до начала.

Также, если человек знает, что его ждут ровно 15 минут, а потом спокойно, без обид уезжают, то, возможно, он приложит некоторые усилия и придет вовремя. Когда не хватает самоорганизации, давление неизбежных обстоятельств может выполнить роль внешнего стимула. Но здесь есть жесткое требование к ожидающим: выдерживать характер и не давать слабину. Ведь прождав хотя бы один раз не 15, а 25 минут, можно создать прецедент – дать повод надеяться, что в следующий раз тоже будет сделано исключение, и в следующий раз, и в следующий…

Попробуйте договориться с собой: «Я не буду ждать дольше 15 минут, если на то не будет крайней необходимости, т. е. я считаю до 900 (количество секунд в 15 минутах), а потом кто не успел – я не виноват». Ведь очень часто главная обида после долгого ожидания – именно на себя: «Ну почему я сразу не ушел? Зачем надо было так долго ждать?»

Вполне возможно, что опоздавший, приехав на место встречи и не обнаружив там вас, будет крайне недоволен: «Тебе трудно было еще 15 минут потерпеть?! Я так торопился!» Чтобы избежать у себя ложного чувства вины, предупредите заранее: терпеть дольше 15 минут – трудно, вы на такие подвиги не способны. И пусть потом не удивляются, не возмущаются и не перекладывают ответственность с больной головы на здоровую.

Временные рамки стоит соблюдать и по отношению к опаздывающим на разного рода мероприятия. Когда человек твердо уверен, что без него не начнут, и при этом не склонен сильно переживать за тех, кто его ждет, он может позволить себе не очень торопиться. Начинать вовремя – не очень действенный метод справиться с чужими опозданиями, зато прекрасный способ позаботиться о пришедших в назначенное время. Если человек знает, что «семеро одного не ждут», и его ждать не будут, что он может пропустить что-нибудь важное и интересное или лишиться чего-то значимого, то, скорее всего, он сделает все от него зависящее, чтобы не опоздать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.024 с.)