Транспортные тарифы, их применение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортные тарифы, их применение



Расчеты за услуги, оказываемые транспортными орга­низациями, осуществляются с помощью транспортных та­рифов. Тарифы включают в себя:

-платы, взыскиваемые за перевозку грузов;

-сборы за дополнительные операции, связанные с пе­ревозкой грузов;

-правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их пост­роение должно обеспечивать:

-транспортному предприятию — возмещение эксплу­атационных расходов и возможность получения прибыли;

-покупателю транспортных услуг — возможность по­крытия транспортных расходов.

Как показано выше, одним из су­щественных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неиз­бежная в условиях конкуренции, также может вносить кор­рективы в транспортные тарифы. Например, железные до­роги Российской Федерации испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области пере­возок небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных та­рифов.

Умелым регулированием уровня тарифных ставок раз­личных сборов можно стимулировать также спрос на до­полнительные услуги, связанные с перевозкой грузов.

Системы тарифов на различных видах транспорта име­ют свои особенности. Остановимся на их краткой характе­ристике. На железнодорожном транспорте для определе­ния стоимости перевозки грузов используют общие, исклю­чительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы — это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной мас­сы грузов.

Исключительными тарифами называются та­рифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти та­рифы могут быть повышенными или пониженными. Они рас­пространяются, как правило, лишь на конкретные грузы.

Исключительные тарифы позволяют влиять на размеще­ние промышленности, так как с их помощью можно регу­лировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, на­пример, каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов сто­имость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные понижен­ные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направле­ниях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают начальники от­дельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сбо­ров, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с гру­зополучателей и грузоотправителей платы за дополнитель­ные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы на­зываются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взве­шивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других опе­раций.

Перечислим основные факторы, от которых за­висит размер платы при перевозке грузов по железной дороге.

Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной — весом до 25 т и объемом до полувагона, и мелкой отправ­кой — весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона.

Скорость перевозки. По железной дороге груз может Перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сут­ки должен проходить груз.

Расстояние перевозки. Провозная плата может взимать­ся за расстояние по кратчайшему направлению, так назы­ваемое тарифное расстояние при перевозках грузов грузо­вой или большой скоростью либо за действительно прой­денное расстояние — в случае перевозки негабаритных гру­зов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универ­сальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, плат­форма или контейнер могут принадлежать железной доро­ге, быть собственностью грузополучателя или грузоотпра­вителя.

Количество перевозимого груза — фактор, также ока­зывающий существенное влияние на стоимость перевозки.

На автомобильном, транспорте для определения сто­имости перевозки грузов используют следующие виды та­рифов:

-сдельные тарифы на перевозку грузов;

-тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

-тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

-тарифы из покилометрового расчета;

-тарифы за перегон подвижного состава;

-договорные тарифы.

На размер тарифной платы оказывают влияние следу­ющие факторы:

-расстояние перевозки; + масса груза;

-объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. По этому по­казателю все перевозимые автомобильным транспортом гру­зы подразделяют на четыре класса;

-грузоподъемность автомобиля;

-общий пробег;

-время использования автомобиля;

-тип автомобиля;

-район, в котором осуществляется перевозка, а так­же ряд других факторов.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобиль­ным транспортом учитывает не всю совокупность факто­ров, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета сто­имости перевозки по сдельному тарифу необходимо при­нять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъ­емности автомобиля. При расчетах по тарифу за повремен­ное пользование грузовыми автомобилями учитывают гру­зоподъемность автомобиля, время его использования и об­щий пробег.

Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуще­ствляется перевозка. Это объясняется устойчивыми разли­чиями в уровне себестоимости перевозок грузов по райо­нам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помо­щью так называемых поясных поправочных коэффициен­тов.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с пе­ревозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, про­гнозируемая на период введения тарифов и сборов в дей­ствие, а также предельный уровень рентабельности, уста­новленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и пор­тов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

Пароходство — транспортная организация, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов по водным путям. В ее ведении находятся флот, пор­ты пристани и судоремонтные предприятия. Пароходство несет ответствен­ность перед грузоотправителями и грузополучателями за своевременную доставку и сохранность грузов.

На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой став­ке. Если груз следует по направлению устойчивого грузо­вого потока, то перевозка осуществляется системой ли­нейного судоходства. При этом груз движется по расписа­нию и оплачивается по объявленному тарифу.

Фрахтовый рынок — рынок продукции судоходства. Международный ха­рактер торгового мореплавания и широкое международное разделение труда привели к объединению ранее существовавших изолированных друг от друга местных фрахтовых рынков в мировой фрахтовый рынок.

В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плава­ния, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не огра­ничена определенным видом груза, то перевозка оплачива­ется по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавлива­ется в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка1 и обычно зависит от вида и транспортных характеристик гру­за, условий рейса и связанных с ним расходов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.028 с.)