Обеспечение безопасности при организации горнолыжных туров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение безопасности при организации горнолыжных туров



 

В последнее время качество горнолыжного снаряжения, обеспечивающие безопасность катания, резко возросло. Трассы подготавливаются специальными снегоуплотнительными машинами, маркируются по степени сложности. Для любителей катания вне трасс выпускаются различные электронные приборы для поиска человека, попавшего в лавину. В зонах катания постоянно присутствуют лыжники-спасатели или «лыжные патрули», инструкторы, владеющие методами оказания доврачебной помощи, которые точно знают, что делать в той или иной ситуации. Информационные щиты на станциях канатных дорог извещают о погоде на лыжных трассах, состоянии снега, об открытых или закрытых трассах.

Турист-горнолыжник, приезжающий на горнолыжный курорт, в гостинице или во время приобретения билета на канатную дорогу получает подробнейшую карту района, где указаны зоны катания с промаркированными трассами (зеленые, синие, красные, черные) с указанием времени работы подъемников, чтобы лыжники могли вовремя вернуться в долину. После окончания времени катания все трассы проезжают лыжники-спасатели. Но это, к сожалению, заведено на Западе, где горноспасательные службы имеют большой опыт спасательных работ.

В горах всегда присутствуют элементы случайности, и устранить их полностью невозможно, однако надо стремиться свести их негативные последствия к минимуму. При этом российские горноспасательные отряды, к сожалению, мало оснащены различной современной техникой, но, тем не менее, всегда приходят на помощь к пострадавшим. В последние годы популярность горнолыжного спорта и отдыха растет. Если посмотреть на карту России, то можно увидеть новые горнолыжные курорты, это: Абзаково, Завьялиха, Миасс, Северобайкальск и т. д. Вокруг больших и малых городов появляются горнолыжные комплексы, оснащенные современным оборудованием и сервисом, где работают опытные инструкторы горнолыжного спорта. Опыт горноспасателей Кировска, Приэльбрусья, Красной Поляны, Домбая распространяется на новые горнолыжные центры России.

Горнолыжный отдых предъявляет к людям определенные требования, игнорируя которые, можно действительно способствовать возникновению опасных ситуаций. Необходимо выделить категорию людей, которым противопоказано заниматься горнолыжным туризмом.

1. В первую группу входят лица, страдающие рядом заболеваний. Если есть проблемы со здоровьем, следует проконсультироваться в физкультурном диспансере и получить соответствующее разрешение.

2. Вторую группу, составляют лица с различными изъянами органов чувств (зрение, слух и т. д.).

3. Третью группу лиц составляют лица, у которых имеются функциональные сенсорные нарушения и нарушения координации движения.

Не рекомендуется подниматься в высокогорье при хронических заболеваниях, которые в обычных условиях не вызывают осложнений, но в условиях недостатка кислорода могут вызвать нежелательный рецидив. За 2 — 3 месяца до выезда в высокогорье необходимо начать регулярные физические нагрузки. Это традиционные пробежки, катание на велосипеде, виндсерфинге, водных лыжах и т.д. В этом случае в горах вы быстро пройдете период акклиматизации.

Перед выездом в горы надо особое внимание уделить одежде. Она должна быть удобной, не стесняющей движение. Современные горнолыжные костюмы не только красивы, элегантны, но и непродуваемы, хорошо держат тепло, не промокают, а также обеспечивают в случае падения хорошее трение со снегом. Перчатки или варежки обязательны, катание без них недопустимо. В горах, особенно в высокогорье, опасность представляют ожоги от повышенной солнечной радиации: при тумане солнечная радиация не уменьшается и особенно опасна для глаз, т. к. при снятии солнцезащитных очков зрачки увеличиваются и ожог глаз неизбежен. Собираясь в горы, надо взять с собой защитные кремы от солнечной радиации, а также хлопчатобумажный платочек, при помощи которого убирается пот, ведь капельки пота — это линзы, многократно увеличивающие силу солнечных лучей.

Приехав в горы, необходимо ознакомиться с особенностями климатических условий, частотой снегопадов, местами схода лавин, расположением трасс и подъемников. По международным нормам для комфортного катания на каждого лыжника должно приходиться до 720 квадратных метров лыжного склона.

По возможности изучить особенности местности и условий катания. Важно учесть:

· наличие сноубордистов, детей, начинающих лыжников, неопытных любителей быстрой езды (камикадзе), наличие зон тренировок и соревнований спортсменов;

· рельеф и наличие трасс, их пересечение с другими трассами, наличие бугров, ям, перепадов, перегибов;

· наличие вблизи трасс, построек, домиков, ограждений, деревьев, скал, водопадов и других внешних препятствий.

Особое внимание надо обратить на состояние снежного покрова: свежевыпавший, порошковый и пушистый снег свыше 1 метра может быть причиной схода лавин, надутый снег на перегибах создает лавинную опасность. При смене состояния снега (твердого снега или льда на разбитый или целинный снег) на скорости, начинающему лыжнику надо насторожиться. Если трудно делать повороты, надо пропустить этот участок трассы и пройти его траверсом.

По данным Международной ассоциации горнолыжных инструкторов 90% травм происходит в субботу или воскресенье и, в основном, с новичками между 14 и 16 часами. Это объясняется тем, что приехавшие - любители без достаточной физической и психологической подготовки, но с огромным желанием получить полное удовольствие в первый же день катания. Из них 35% в возрасте от 18 до 35 лет. При этом 70% травм приходится на хорошую погоду, 20% — на туман и 10% — в метель и пургу. 80% травм происходит на подготовленных склонах и 20% вне маркированных трасс, из последних — 90% со смертельным исходом.

Рассмотрим ситуации, приводящие к повышенной опасности при горнолыжном катании и соответствующие рекомендации для горнолыжников:

1) Погодно-климатические условия: низкая температура, сильный ветер, повышенная лавинная опасность — при этом лучше провести время с друзьями в гостинице и дождаться благоприятной погоды.

2) Тяжелое состояние трасс:

· ледовый участок;

· малоснежный участок;

· мокрый снег («снежная каша») - появляется в весеннее солнечное время после полудня.

3) Катание вне трасс. Рекомендуется иметь лавинные датчики и знать правила поведения лыжника в лавинной ситуации.

4) Крутые склоны.

5) Плохо просматриваемые участки трассы.

6) Трассы с потенциальными опасностями по кромкам (деревянные заборы, скалы, обрывы и т. д.).

7) Ровные прямолинейные широкие склоны (в основном относится к зарубежным горнолыжным курортам) — здесь надо переместиться ближе к краю трассы, чтобы визуально контролировать возрастание скорости по маркирующим вехам.

Существуют и другие факторы, представляющие опасность в горах: употребление алкоголя и наркотиков; повторение на лыжах «дурных» примеров, например, остановка вышестоящих лыжников; прыжки с трамплина в неотведенных для этого местах; выезд на скорости к не просматриваемому участку трассы (перегибу) и др.

Психологический стресс от долгого стояния в очереди на подъемник, от скопления туристов на трассе, от физического состояния и других внешних и внутренних раздражителей также увеличивает степень риска при спуске.

Существует разнообразные ситуации и причины, которые могут создать опасность при пребывании в горах. Только знание и понимание гор, уважение к горам, приобретенный опыт спусков по различным склонам при разнообразном состоянии снега может предостеречь от травм и несчастных случаев.

Правила FIS (Международной Федерации горных лыж) поведения горнолыжника на склоне:

1. Спуск одного лыжника не должен мешать другому лыжнику.

2. Лыжник обязан контролировать скорость в соответствии с крутизной склона и метеоусловиями.

3. Лыжник, находящийся на склоне выше другого лыжника, обязан пропустить нижнего и не создавать ему помех.

4. Обгон осуществляется справа и слева в случае наличия достаточного пространства для обгоняющего лыжника, при этом не должно создаваться помех другим участникам движения.

5. Лыжники, идущие на склон, обязаны быть внимательны, держать интервал и дистанцию, не мешать другим лыжникам и своим снаряжением не травмировать других.

6. Лыжник должен быстро покинуть узкое место и не просматриваемые участки трассы.

7. Лыжник при подъеме в гору на лыжах должен идти сбоку трассы и не подниматься в тумане.

8. Лыжник должен видеть знаки на склоне и неукоснительно их соблюдать.

9. Все лыжники при необходимости обязаны принимать меры к срочному информированию работников спасательной службы и оказывать первую доврачебную помощь (имеющие на то соответствующие знания), помня: «Главное — не навредить»!

10. При несчастном случае каждый лыжник, оказавшийся свидетелем, должен представить свои личные данные и дать показания.

Также следует помнить, что опасностью в путешествии является сам человек, и травматизм на туристских маршрутах отражает не волю случая или действие каких-то неподвластных человеку сил, а является следствием его собственных промахов и заблуждений.

Требования безопасности на трассах

Каждый горнолыжный центр обязан обеспечить следующий минимум требований для организации безопасного катания на склонах в соответствии с принятыми международными нормами. У нижних станций подъемников горнолыжники должны быть информированы о степени трудности трасс, которые ожидают их наверху. По сложности трассы маркируются знаками следующих цветов (по возрастанию степени трудности): зеленый, синий, красный, черный.

На трассах должно быть гарантировано безопасное катание путем устранения опасных мест или их ограждения. Граница окончания безопасного катания должна иметь четкий, хорошо видимый в любых погодных условиях, ориентир.

Для предупреждения о плохо заметных препятствиях (опасностях) на трассе или около них необходимо устанавливать предупредительные знаки. Нумеровать трассы следует по порядку – слева направо, начиная от долины вверх. Каждая трасса должна иметь свои дистанционные марки. Это облегчает ориентировку туристов и организацию поисковых работ в случае вероятных чрезвычайных ситуаций.

О «закрытых» и «открытых» трассах необходимо информировать внизу у канатных дорог.

Обязательно нужно предупреждать горнолыжников о наличии лавиноопасных склонов.

На трассе должна постоянно действовать спасательная служба, экипированная необходимым снаряжением и оборудованием; кроме того, спасатели-лыжники должны осуществлять систематическое патрулирование по склонам.

Открытие или закрытие трассы объявляется только горнолыжно-спасательной службой. После закрытия склона спасатели должны убедиться, что на склонах никого не осталось.

Также необходимо отметить, что эвакуацию пострадавших с горы необходимо производить быстро, со своевременной доставкой в медпункт.

Не только трассы, но и всевозможные лыжные тропинки, пути подъезда к подъемникам, трассам, кафе, гостиницам должны быть удобны и приведены в безопасное состояние. Необходимо тщательно планировать серпантины спусков по крутым склонам: полки должны быть достаточно пологими и не слишком узкими, чтобы на них легко можно было тормозить, разъезжаться и делать повороты.

Оборудование трасс

Наряду с защитными ограждениями, горнолыжные трассы и склоны должны иметь указательные и предупреждающие знаки, информационные щиты и т. п. С помощью схем туристы должны легко ориентироваться в данном районе, быстро выходить на трассы разной сложности, знать места расположения спасательных служб, подъемников, кафе, гостиниц, туалета.

На посадочных станциях канатных дорог должны вывешиваться правила поведения катающихся на склонах, требования по безопасному пользованию подъемниками, информация по состоянию различных трасс, погоде, расписанию работы канатных дорог и т. п.

Зоны катания обозначаются ограничительными вехами или разграничительными сетками, которые устанавливаются по краям трасс, образуя в том числе «границу ответственности» службы горнолыжных трасс.

Радиофикация горнолыжных трасс должна обеспечиваться слышимостью по всей длине.

На трассах должны быть размещены домики спасательной службы с таким расчетом, что бы в любую точку трассы была доставлена помощь не позднее чем через 10-15 минут после сигнала тревоги. В «спасательном» домике должен храниться необходимый инвентарь (сани, одеяла, шины, веревки и т. п.) и медикаменты, а также шанцевый инструмент и прочий реквизит, нужный для работ на склоне.

Кроме того, правильное применение искусственного освещения при использовании трасс в темное время суток так же относится к вопросам безопасности на склоне.

Служба горнолыжных трасс

Для обеспечения порядка и безопасности на склоне создается служба горнолыжных трасс. В ее обязанности входит подготовка склонов и систематическое поддержание их в хорошем состоянии, четкое обозначение склонов на местности, а также профилактическая работа по предупреждению травматизма в горнолыжном катании.

В зимний период служба трасс должна:

· открывать для катания трассы и склоны;

· поддерживать и при необходимости изменять маркировку и сигналы-указатели на трассах;

· предупреждать о возникших на пути препятствиях, опасностях и, по возможности, устранять их;

· систематически патрулировать на трассах, особенно в тумане;

· закрывать вечером горнолыжные трассы после спуска по ним.

Кроме того, после снегопадов, специальная служба должна организовывать раскатку склонов и уплотнение снега, используя для этого ратраки и пр. технику. В обязанности службы трасс также входит и проведение взрывов для спуска лавин в опасных зонах.

Одной из важнейших задач данной службы является содействие оказавшимся в затруднении горнолыжникам, оказание первой доврачебной помощи и транспортировка их вниз. В этом случае служба трасс берет на себя спасательные функции. В горнолыжных центрах слияние службы трасс и спасательной службы в единую горнолыжно-спасательную службу является необходимой мерой обеспечения безопасности как целостной системы, поскольку первая из них фактически решает задачи по предупреждению травматизма и потому неразрывно связана со второй.

Подготовка и содержание трасс

Горнолыжные трассы и склоны требуют систематического ухода. Их подготовку к зимнему сезону необходимо начинать задолго до его наступления. Непосредственным инициатором и исполнителем этих работ должна быть служба горнолыжных трасс, в обязанность которой входит подготовка, содержание трасс и обеспечение на них безопасности.

С выпадением снега и началом горнолыжного сезона подготовка и содержание трасс сводится главным образом к обеспечению равномерного покрова по всей ширине склонов с учетом всех мер безопасности. С этой целью работники службы трасс должны проводить работы по ратрачиванию (утрамбовыванию, исправлению и выравниванию) снежного покрова.

Лавинная безопасность

Обеспечение лавинной безопасности в горнолыжных центрах – одна из наиболее серьезных проблем, решением которой занимаются специальное подразделение службы трасс и лаборатории научноисследовательских институтов.

Лавинная служба обязана осуществлять практическую деятельность по обеспечению безопасности в тех районах, где угроза схода лавин создает объективную опасность, как для туристов, так и для работников данного района.

Непосредственно на местах лавинная служба обязана:

· проводить профилактику лавинной опасности путем раскатывания снежных склонов ратраками, искусственного спуска лавин и т.п.;

· обеспечивать систематическое наблюдение за состоянием снега, как на трассах, так и в прилегающей местности, куда возможен выход самодеятельных туристов-лыжников;

· в случае возникновения лавинной ситуации временно закрывать выход на склон;

· своевременно и рационально организовывать спасательные работы в случае схода лавин, используя для этого необходимый инвентарь и оборудование;

· уметь квалифицированно оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему от лавины.

На раскатанных горнолыжных трассах лавинная угроза практически отсутствует, если склоны не находятся в зоне возможного схода лавин. После обильных снегопадов наименее опасны для катающихся склоны, крутизна которых не превышает 15-17 градусов. Однако и в этом случае безопасность не может быть гарантирована, если вышележащий рельеф не исключает возможности образования лавины, а склон, который ниже, уходит крутым спадом (что также может привести к сползанию снега). Лавинная опасность начинается в основном на участках с 23-градусной крутизны, хотя лавины сходят и с более пологих склонов.

Лавинообразование зависит от ряда факторов. В их основе лежит динамическое соотношение силы сползания снежного покрова и силы трения, или, по-другому – силы сцепления снега со склоном (и низлежащими снежными массами). Сползание снега, способное дать рождение лавины, начинается всякий раз, когда сила сцепления снега становится меньше силы сползания.

Необходимо помнить, что сила сползания снега зависит от следующих причин:

· крутизны склона (чем круче склон, тем легче соскальзывает вниз снег; вместе с тем, надо заметить, что склоны круче 50-55 градусов безопасны, ввиду того, что на них большая масса снега не задерживается);

· рельефа склона (если верхняя часть склона круче, то ее снежные массы будут давить на нижний участок, создавая благоприятные условия для лавинообразования);

· микрорельефа поверхности склона (на склоне, поросшим кустарником, со скальными участками, каменными грядами, осыпями снег держится прочнее, чем на склонах с нескошенной травой, гладкими скальными плитами или льдистыми крутыми участками).

Сцепление снежного покрова с подстилающей поверхностью обусловлено целым рядом факторов:

· погодных условий предшествующего периода зимнего сезона (влияния целого комплекса условий: изменение температуры и влажности воздуха, выпадения осадков, направления и силы ветров);

· частоты и количества снегопадов в сезоне, регулярности и характера укатывания снежного покрова на трассах и склонах;

· экспозиции склонов, силы и продолжительности солнечного облучения снежного покрова;

· схода лавин в данном месте в предшествующий период;

· характера и объема последнего снегопада.

С точки зрения предпосылок создания лавинной опасности также большое значение имеют метеоусловия начала зимы. Бывает, что в относительно малоснежную зиму степень лавинной опасности больше, чем в условиях обильного снежного покрова. Если, к примеру, после теплой осени снег лег на незамерзшую почву, и зимние морозы наступили тогда, когда слой снега был достаточно велик, то в результате интенсивной перекристаллизации снега, внутри снежной толщи образуется горизонт разрыхления из кристаллов глубинного инея. Такой снежный покров лавиноопасен, поскольку достаточно незначительной перегрузки от свежевыпавшего снега, проехавшего лыжника или упавшего камня, чтобы вызвать сход лавины.

В том случае, когда первый снег ложится на промерзшую почву, и далее температура воздуха остается довольно низкой, то при последующих постепенных снегопадах не создается предпосылок для образования подвижного сыпучего слоя разрыхления, и снег в течение зимы может устойчиво покрывать даже крутые склоны. Однако наилучшие условия для закрепления снежного покрова возникают, когда сначала выпадает небольшое количество влажного снега, который укатывается, а далее постепенно наступают морозы, так что не образуется большого перепада температуры в снежной толще.

Факторы и причины нарушения прочности снежного покрова тесно переплетаются между собой, образуя сложное по своей природе явление лавинной угрозы.

Снежный покров на склоне достаточно легко может стать неустойчивым и лавиноопасным в результате следующих причин:

· увеличения веса снежной массы после снегопадов, увлажнения снега или перегрузки тяжестью катающихся;

· трансформации снега в толще, обусловливающей возрастание напряжения, вплоть до критических величин и нарушения цельности снегового покрытия;

· механического сотрясения при порывах ветра, падениях спускающихся туристов, сваливания снежных масс со скального обрыва, дерева, карниза или в результате взрыва заряда;

· уменьшения сил сцепления при оттепели, промачивания снежной толщи под солнцем или после дождя, либо в результате перекристаллизации и образования горизонта разрыхления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.04 с.)