Опасности (опасные факторы) водного тура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опасности (опасные факторы) водного тура



Водный туризм в техническом плане довольно сложен. Даже в самом простом походе инструктор по туризму должен уметь собрать и разобрать, а в случае необходимости отремонтировать судно; правильно упаковать, разместить, закрепить и защитить от воды продовольствие и снаряжение; распределить экипаж; наметить стратегию и тактику передвижения, соответствующую потенциалу, оснащению и интересам группы. Кроме того, инструктор водного тура должен хорошо ориентироваться «на воде»; знать способы преодоления препятствий и уметь быстро различить их с ходу, догадываться об их приближении по косвенным признакам. Перед началом путешествия инструктор по туризму должен изучить водоем, по которому планируется осуществление похода, препятствия, встречающиеся по ходу сплава и зависимость водоема от погоды.

Человек, отправляющийся на сплав, должен уметь садиться на судно (в том числе закрепляться в посадочном месте) и сходить с него; правильно грести; взаимодействовать с экипажем в составе команды; подходить к берегу (швартоваться) и отчаливать от него; зачаливать судно; обходить или преодолевать имеющиеся на реке препятствия.

Водный туризм — потенциально рискованное занятие, что подтверждается достаточно высокой смертностью в спортивных водных походах. Степенью риска можно назвать отношение числа погибших за год туристов к числу участников туристских мероприятий. Степень риска может быть вычислена для самых разных случаев — для одной реки, для отдельных её участков, для различного времени года, для походов в зависимости от категории сложности, для различных социальных или возрастных групп туристов и т. п. Тем самым можно получить количественный показатель сравнения опасности. Однако пользоваться им нужно достаточно осторожно, учитывая то обстоятельство, что причинные связи несчастных случаев прослеживаются с большим трудом, а статистическая выборка, как правило, невелика в силу того, что многие аварийные ситуации и несчастные случаи скрываются.

Довольно часто во время сплава возникают потенциально опасные ситуации, которые в результате совпадения различного рода ситуативных факторов и неправильных действий команды могут превратиться в аварию или несчастный случай.

В настоящее время в водном туризме известны четыре вида аварий: переворот туристского судна; заклинивание судна в препятствии (прижиме, камнях, завале и т.п.); поломка судна; падение туриста с судна в воду (в результате воздействия на судно водного потока, удара о камень, резкого откренивания судна или в результате неправильных действий команды; кроме того, падение туриста в воду может произойти не с судна, а с берега - на разведке, страховке и т. п.).

Под несчастным случаем понимается травма или гибель туриста. В экстремальном водном туризме результатом несчастных случаев нередко становится смерть, так как на человека в воде воздействуют сразу несколько опасных факторов (нехватка воздуха, низкая температура воды и пр.), а времени на принятие и реализацию правильных решений мало. Опасность для жизни возникает прежде всего тогда, когда турист непреднамеренно падает в воду и попадает в имеющиеся на реке пороги и иные препятствия.

Первая и основная опасность — это возможность утопления, то есть прекращения дыхания в результате заполнения дыхательных путей водой (т.н. «синее» утопление) или спазма дыхательных путей под воздействием воды («белое» утопление). Опасность утопления есть всегда, на любой реке, в походе любой категории сложности. Она меньше на спокойных реках, охватываемых маршрутами незначительной сложности, и быстро растет с ростом категории сложности маршрута, так как в бурном потоке с пониженной плотностью воды человеку трудно поддерживать себя на плаву. Особенно велика опасность утопления на горных реках, имеющих на ключевых участках большое количество пены (что обуславливает низкую плотность воды) и содержащих различного рода «ловушки» – бочки, завалы и пр.

Вторая опасность — переохлаждение организма, зависящее от времени пребывания в воде с низкой температурой. Опасность переохлаждения велика на всех реках в период весеннего половодья, а на горно-таежных и горных реках с холодной водой - в любое время года. Переохлаждение ускоряется вследствие интенсивной отдачи тепла организмом в предыдущий период активной гребли.

Последовательные симптомы переохлаждения следующие: неловкость в движениях (иногда нарушения речи); потеря чувства опасности, ложное ощущение благополучия; отклонения от нормального поведения (иногда агрессивность); на завершающей стадии апатия, усталость и нежелание двигаться; потеря сознания.

При температуре тела 34—35° С появляется мышечная скованность, начинаются нарушения деятельности головного мозга. При температуре тела 32- 33°С сокращается частота пульса до 50 ударов в минуту и ниже. При температуре тела 30° С начинаются нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы и пропадает сознание. Остановка дыхания и смерть наступают при температуре тела около 24—25° С.

Ниже приведена таблица, где представлены средние данные об опасности длительного пребывания в воде различной температуры в обычной одежде. Отметим, что воздействие на организм охлаждения очень индивидуально и зависит при прочих равных условиях от конституции тела, типа нервной системы, степени возбуждения и ряда других факторов.

Температура воды Со Время до наступления (в часах) Допустимое время пребывания (мин)
потери знания вероятной смерти
  0,25-0,5 0,25-1,5 3-5
10-12 0,5-1 1-2  
13-15 2-4 6-8  
16-18 2-4 6-8  
19-21 3-7 8-10  

Третья опасность — возможность нанесения травм каркасом судна, камнями, деревьями и т.д. при перевороте судна, падении человека в реку или ударе о берег. Количество травм возрастает при попадании человека в пространство между судном и берегом (судном и дном реки).

Четвертая опасность – неадекватное поведение, иногда возникающее у человека на фоне экстремальной ситуации или шокового состояния. Причиной шокового состояния может стать, например, травма, полученная при перевороте судна, или переохлаждение. У нетренированного и малоопытного туриста шоковое состояние (даже при отсутствии травмы) вызывает сам факт переворота судна или падение в воду.

Факторами, способствующими возникновению аварий или неблагоприятному развитию событий в аварийной ситуации, являются:

o недостаточная подготовленность туриста;

o отсутствие необходимого снаряжения;

o неправильное использование снаряжения (например, неправильно одетый или слабо затянутый спас жилет);

o рискованное поведение (в частности - отказ от разведки или адекватных методов страховки, сплав без каски и пр.); причиной рискованного поведения может быть отсутствие необходимого опыта, синдром «крутого мачо», и т.д.;

o алкоголь (обуславливающий неадекватное поведение, снижение критики и неправильную оценку событий);

o неблагоприятные внешние обстоятельства

§ паводок;

§ понижение температуры воздуха (и, соответственно, воды);

§ камнепад и т.п.

Довольно часто аварийные ситуации (по данным некоторых авторов до 50 %) возникают после прохождения кульминации порога на относительно простом участке – причиной этого является психологическое расслабление экипажа (туриста), эйфория, снижение чувства опасности. Нередко причиной рискованного поведения становится спешка – вследствие потери времени на подходах, пережидание непогоды и т.п.

Большинство аварий случается при прохождении сложных препятствий, к которым относятся валы, бочки, прижимы, пороги, шиверы, воронки, сифоны и «непроходы»: завалы и пр. Значительную опасность могут представлять искусственные объекты – низкие мосты, строительные плиты с торчащей арматурой и т.д.

ВАЛЫ – высокие (до 3 метров и более) стоячие (неподвижные относительно берегов) волны, которые образовываются в результате сложения двух (и более) волн, «стабильно» возникающих в одном и том же месте. «Стабильные» волны образовываются в результате движения стабильного водного потока по неоднородной (но стабильной) поверхности дна реки. В условиях нестабильного потока возникает хаотичная толчея (пляска) волн.

Валы могут быть в виде гребня, купола и т.д.; валы в виде гребня могут быть прямыми (перпендикулярными относительно течения), косыми (расположенными под углом к течению); крутыми, пологими; ровными, с опрокидывающейся верхушкой, крученными; отбойными, обратными; некоторые валы могут пульсировать, т.е. периодически менять размеры.

Отбойный вал создается потоком, ударяющимся о большой камень (или скалу) и отражающимся от него.

Обратный вал создается потоком, набегающим на определенный тип препятствий по дну реки (например на камень, нависающий над ямой) и затем по инерции возвращающийся «обратно». Характерной особенностью обратного вала является направленность верхушки вала против течения.

Валы могут образовываться при сложении сходящихся струй, тянущихся от больших камней, расположенных по разным берегам реки напротив друг от друга. В подобном случае преобладает гряда волн, расположенная ниже по стержню потока.

При прохождении высоких (особенно крутых и косых) валов, больших крученных и обратных валов, а также больших пульсирующих валов, судно вполне может перевернуться. Опасность переворота возрастает при вхождении на вал под углом или бортом (лагом).

Чтобы предотвратить попадание воды в дыхательные пути в высоких валах при движении вне судна, необходимо привести ритм дыхания в соответствие с ритмом чередования валов.

Поверхностный поток, набегающий на камень, уплотняется и образует водяную «подушку» (обливные камни) – это облегчает прохождение камня при наезде на него. Однако довольно часто ниже первого камня (например, при наличии там ямы) возникает «БОЧКА», для которой характерно одновременное наличие вертикальной и горизонтальной турбулентности, а также вспенивание воды.

Основой бочки является следующий процесс. Поток, сбегающий с камня, проносится по дну ямы, доходит до противоположного борта ямы, отражается от него и закручивается в обратном направлении. В итоге вода в данном месте перемешивается как в стиральной машине, образуя пену; плотность воды при этом резко падает.

Судно после прохождения слива с камня проваливается в пену, после чего нос судна ударяется о встречный вал. Если инерция, габариты или конструкция судна недостаточны для того, чтобы пробить встречный вал, судно может остановится в бочке.

Если сила набегающего потока велика, а габариты бочки сопоставимы с размером судна или меньше его, корма судна в момент остановки носа продолжает по инерции движение вперед, в результате чего судно, как правило, переворачивается «через нос». Если судно пробивает встречный вал и начинает взбираться на него, корма судна может провалиться в пенную яму и попасть под набегающий поток. Если угол наклона судна «назад» значительный, а сила набегающего потока велика, судно переворачивает «через корму». Причиной переворота судна может стать также неправильное вхождение в бочку – под углом или бортом (лагом).

Нередко в бочке находятся скрытые камни, удар или наезд на которые также может стать причиной переворота. Определить наличие камня в бочке можно, бросая в бочку в шахматном порядке с берега камни (если позволяют условия).

В том случае, если мощный поток в зоне ямы ниспадает на дно со значительным числом значительных неровностей (больших камней) возникает «КОТЕЛ», вода в котором как бы «кипит». Плотность воды к котле еще меньше, чем в бочке. Судно погружается в котел вместе с экипажем практически полностью.

Нахождение в бочке и, особенно, в котле, на перевернутом судне или вне судна очень опасно: бочка и котел могут держать, непрерывно вращая вокруг горизонтальной и вертикальной оси, подобное судно или человека несколько десятков минут или даже часов. При этом человек не может дышать, так как проваливается в пену с головой. Наиболее эффективным методом самовыхода человека из бочки является ныряние вглубь бочки – в придонную струю, которая и выносит человека на поверхность реки ниже по течению.

ШИВЕРА - участок реки с большим уклоном, в котором русло заполнено камнями различной величины - между ними имеются проходы, сливы и т.д. КАМНИ представляют собой самостоятельную опасность: при неудачном наезде на камень нередко травмируется или переворачивается судно. При ударе судна о камень человек может выпасть с судна или получить травму. Наибольшую опасность создают твердые камни слоистого типа с острыми краями по линии излома – кварциты, сланцы и т.д.

Камни в шивере могут быть обливными (создающими различного рода стоячие или пульсирующие валы) или надводными (создающие отбойные валы). При сочетании камней и ям в шивере могут образоваться бочки. Струя в длиной шивере довольно часто неоднократно переходит с одного берега на другой, что создает сложности для ориентирования в потоке.

Таким образом, шивера сочетает различные виды препятствий. Сложность прохождения шиверы меняется в зависимости от уровня воды.

ПОРОГ - участок реки, характеризующийся резким падением уклона реки. Принято различать пороги – ступеньки (ВОДОПАДЫ), возникающие на границе твердых и легко размываемых пород, и круто падающие сливы, возникающие в зоне пород с умеренной устойчивостью к размыванию (подобные участки часто возникают в зоне прорыва морен и каменных завалов, образовавшихся в результате обрушения в реку горных пород). Череда следующих друг за другом порогов называется КАСКАД.

В зоне падения струи «со ступеньки», как правило, образуются ямы - в данном месте плотность воды, перемешивающееся с воздухом, значительно снижена. Судно, падающее со ступеньки в яму, может перевернуться «через нос», если изначальная скорость движения судна невелика, высота водопада значительно превышает габариты судна, а центр тяжести судна смещен вперед. Переворот «через корму» возникает в ситуациях, когда центр тяжести судна значительно смещен назад.

Крутопадающие сливы опасны тем, что разгоняют судно до больших скоростей. Если ниже слива по центру струи имеется опасное препятствие (большой камень, прижим, крученный вал, бочка и др.) - времени на маневр или зачаливание судна у экипажа не остается.

ПРИЖИМ - участок реки, характеризующийся резким поворотом русла реки и наличием на внешней стороне поворота (на большом радиусе) скалы. При этом водный поток с огромной силой наваливает плывущие предметы на скалу. Опасность прижима увеличивается при отсутствии в районе скалы отбойного вала – это свидетельствует о том, что водный поток в данном месте уходит с поверхности в глубину реки (нисходящая вертикальная турбулентность). Это означает что человек, упавший с судна в районе подобного прижима, может быть затянут потоком под воду. Особенно опасно затягивание в подводную нишу (грот) в скале (так называемый «КАРМАН»).

В зоне «благополучных» прижимов судно нередко «припечатывает» к скале так сильно, что людей (а затем и судно) приходится последовательно (поочередно) эвакуировать на верх скалы с помощью веревки силами второго экипажа. Однако прижатое к скале судно может перевернуть – в подобном направлении события разворачиваются в том случае, если при попытке оторваться от прижима экипаж начинает раскачивать судно и создает крен на внешний борт. Набегающий вал тут же захватывает борт и переворачивает судно вокруг горизонтальной оси. Чтобы уйти от оверкиля экипаж при подобном сценарии развития событий должен предпринять меры к стабилизации судна и перераспределить часть нагрузки на возвышающийся борт.

ЗАВАЛ – это участок реки, перегороженный запрудой, созданной стволами упавших в воду деревьев. Если деревья перегородили реку частично, такое препятствие называется ЗАЛОМ. Если дерево висит низко над водой и проплывать под ним опасно, так как ветки могут травмировать людей, такое препятствие называется РАСЧЕСКА.

Завалы относятся к наиболее опасным препятствиям, особенно для человека, находящегося вне судна, так как поток засасывает все предметы, попавшие на внешнюю сторону завала, вглубь потока. Пробиться же под водой через «сито» из стволов деревьев с беспорядочно торчащими ветками невозможно. При попадании судна в завал рекомендуется быстро и аккуратно перескочить с судна на бревна, после чего спокойно оценить обстановку и принять меры к спасению вещей и судна.

Аналогичную опасность во время сплава в весеннее время представляет ЗАТОР, созданный льдинами.

Помимо описанных выше препятствий значительную опасность, прежде всего для небольших судов и людей, находящихся вне судна, представляют неоднородности водного потока в виде вихревых течений, вертикальной и горизонтальной турбулентности. Подобные явления нередко возникают на больших горных реках в местах резкого изменения направления потока и сильного течения.

ВИХРЕВЫЕ ТЕЧЕНИЯ. К подобному классу явлений (характерных, например, для порога Базыбай на реке Казыр или порога Туданский на реке Чулышман) относиться, прежде всего, вращение струи вокруг своей горизонтальной оси. При этом в струю засасывается воздух, в результате чего плотность воды снижается, а плотность всего потока становится неоднородной – это приводит к неожиданному «проваливанию» или открениванию судна. Судно (особенно малогабаритное), попавшее в вихревой поток, как правило переворачивается (обычно «через борт») и начинает вращаться вокруг своей горизонтальной оси.

СБОЙКА СТРУЙ – образуется в зоне встречи струй, имеющих большую разницу в скорости (например, в зоне большого улова или месте впадения в быструю реку медленного притока) или направленных навстречу друг другу. Судно, попав в сбойку струй, имеющих разную плотность, попадает под влияние мгновенно меняющихся разнонаправленных сил. При этом на один борт судна действуют одни силы (кренящие, поднимающие), а на другой борт – противоположно направленные (подсасывающие, подтапливающие). В подобной ситуации малогабаритное судно, особенно каяк или байдарка, может легко перевернуться вокруг горизонтальной оси.

ВОРОНКИ – разновидность вертикальной турбулентности, характеризующаяся засасыванием небольших предметов, плывущих по поверхности реки, внутрь закручивающегося вертикального потока, что опасно для малогабаритного судна и человека, находящегося вне судна. Особенно много неожиданно возникающих воронок диаметром в несколько метров возникает на реках Катунь и Ка-хем.

В центр воронки засасывается и воздух, в результате чего плотность воды в воронке снижается, что ускоряет погружение предмета (особенно человека, ноги которого находятся в глубине потока) вглубь потока. Как правило, закрученный водный поток, который «засосала» воронка, выбрасывается на поверхность реки ниже по течению – это дает шанс человеку, попавшему в воронку, остаться в живых – если он в критической ситуации наберет побольше воздуха и нырнет в глубь воронки. Место выхода воронки нередко выражено как сифон.

СИФОНЫ -разновидность вертикальной турбулентности, характеризующаяся выбрасыванием глубинного водного потока на поверхность реки. Внешне сифон напоминает гриб, с вершины которого вода стекает в разные стороны. Малогабаритное судно, особенно каяк или байдарка, попав одним бортом на край гриба, может перевернуться вокруг горизонтальной оси.

Все вышеописанные препятствия становятся на порядок опаснее, если находятся в каньонах, где очень трудно организовать страховку. Опасность многих препятствий возрастает при повышении уровня воды – во время интенсивного таяния снегов в горах (реки Средней Азии) или дождевого паводка (реки Дальнего Востока, Сибири и Урала). На многих горных реках 3-й и 4-йкатегории сложности во время паводка появляются препятствия 5-й и 6-й категории сложности. О повышении уровня воды свидетельствует понижение прозрачности (мутность) воды, появление в реке «мусора» (веток, травы, листьев и т.д.), превышение водой уровня прибрежной травы и кустов. Высокий уровень воды, как правило, держится 2 - 3 дня после окончания дождей.

Сложность спортивных походов непрерывно возрастает, меняются снаряжение, стратегия и тактика водных походов, уровень спортивной подготовки и философия туристов. Многие реки, считавшиеся прежде непроходимыми, пройдены с использованием новых видов судов.

Перед началом тура необходимо:

o определение уровня воды в реке

o изучение прогноза погодных условий

Необходимо учитывать собственную скорость судна, обусловленную силой тяжести и уклоном реки. Помимо уклона реки от верховьев к устью существует уклон от центра реки к берегам (в местах сужения водного потока и по всему руслу во время паводка) и уклон реки на повороте (при наличии с одного берега галечника, а с другого берега прижима).

Необходимо также учитывать ресурсы перемещения судна поперек потока. При перемещении поперек потока надо учитывать эффект подводного паруса, т.е. движение к другому берегу более эффективно при направлении носа против течения.

При прохождении крутых валов, бочек, сбойки струй важна положительная скорость судна по отношению к потоку, эти виды препятствий рекомендуется «прошибать» на высокой скорости, с ходу, держа нос перпендикулярно препятствию. На косой вал надо входить под небольшим углом, довершая разворот в момент всхода на вал. Если судно заранее приняло «перпендикулярное» положение, можно проскочить линию перпендикуляра.

Перед прохождением крутых поворотов, особенно сопровождающихся прижимами, скорость, как правило, нужно напротив, сбрасывать. Сбрасывание скорости достигается посредством захода в улов, в тень камня, наездом на большой пологий обливной камень (опасно, если за камнем есть бочка) или галечную отмель (экстренное торможение).

Высока роль предварительного маневрирования, когда судно занимает в потоке место, наиболее удобное при заходе в препятствие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 3023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.191.146 (0.032 с.)